Статья "Из опыта работы по реализации ФГОС второго поколения в рамках учебного предмета «Музыка» "
статья по музыке по теме
Анализируя уроки музыки по традиционной системе, и сравнивая их с современными уроками, построенными с требованиями ФГОС, необходимо отметить то, что само построение урока в корне отличается от традиционных уроков. Урок музыки строится по принципу театральной драматургии. Учитель, переходя от одного его этапа к другому, совершенно иначе и с разных сторон, знакомит учащихся с содержанием и историей создания музыкальных произведений, что позволяет учащимся самостоятельно выдвигать гипотезы, выявлять противоречия и решать проблемы по теме урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_statya.docx | 24.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по реализации ФГОС второго поколения в рамках учебного предмета «Музыка»
МБОУ «Школа №4»
г. Муравленко, ЯНАО
учитель музыки
Вовк Т.А.
Анализируя уроки музыки по традиционной системе, и сравнивая их с современными уроками, построенными с требованиями ФГОС, необходимо отметить то, что само построение урока в корне отличается от традиционных уроков. Урок музыки строится по принципу театральной драматургии. Учитель, переходя от одного его этапа к другому, совершенно иначе и с разных сторон, знакомит учащихся с содержанием и историей создания музыкальных произведений, что позволяет учащимся самостоятельно выдвигать гипотезы, выявлять противоречия и решать проблемы по теме урока.
Деятельность учащихся на уроках музыки активизируется путем введения игр - соревнований, логических упражнений, заданий на сравнение, обобщение. Задания доступны для восприятия учащихся. Каждый урок музыки проводится с использованием мультимедийной техники. В течение года дорабатывалась, совершенствовалась система оценивания достижений учащихся. Результативность работы учащихся отслеживалась посредством следующих контрольно-измерительных материалов:
- Тематических тестов,
- Критериального анализа устных и письменных ответов и работ учащихся,
- Практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности.
В процессе обучения на уроках музыки активно использовались и используются технологии:
обучение на основе «учебных ситуаций»;
проектная деятельность;
информационные и коммуникативные технологии.
Большое внимание на уроках уделяется продуктивности предлагаемых обучающимся заданий, так как продуманное и правильно сформулированное задание – это одно из главных средств достижения нового результата образования. Данному вопросу уделяется большое внимание. Задания не даются в готовом виде. Школьники учатся сравнивать, обобщать, делать выводы. Очень тщательно продумывается система заданий. Не задаю мелких вопросов.
На уроках осуществлялось и осуществляется активное использование информационно-коммуникативные технологий, что позволяет усилить положительную мотивацию к обучению, активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроке, формируют информационно-коммуникационную компетенцию обучающихся, дают возможность использовать большое количество различного дидактического и наглядного материала (использование компьютерных презентаций, видеофрагментов, музыкальных фонограмм, всевозможных дидактических игр, карточек, тестов по предмету и.д.). Наличие в кабинете телевизора и проектора, позволяет широко использовать на своих уроках многочисленные видеоматериалы (музыкальные мультфильмы, видеофрагменты оперных и балетных спектаклей, концертных выступлений известных исполнителей и т.д.), включать видео- вопросы при проведении тестирования при завершении изучения больших тем и разделов учебной программы. Использование вышеперечисленных методов и средств обучения, позволяют формировать на уроках музыки коммуникативные умения и навыки буквально с первых уроков.
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования, актуальной задачей на уроках музыки, становится обеспечение развития универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Проводимая диагностика уровня сформированности УУД и получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, используется и является основанием для выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования деятельности педагога, для осуществления необходимой коррекции, а также инструментом оповещения родителей о состоянии и проблемах, имеющихся в образовании ребенка. Для отслеживания уровня сформированности УУД используются специально разработанные мною технологические и диагностические карты.
Пример. Технологическая карта формирования регулятивных УУД на уроках музыке в 5 класс
ВИД УУД | НОРМАТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ УУД | УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ | ||
ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ | ||
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ НА ОСНОВЕСООТНЕСЕНИЯ ТОГО, ЧТО УЖЕ ИЗВЕСТНО И УСВОЕНО УЧАЩИМИСЯ, И ТОГО, ЧТО ЕЩЁ НЕИЗВЕСТНО | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно Формулировать и удерживать учебную задачу | - Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. -Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс выполнения. -Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи -Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия | Определяет цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. -Охотно осуществляет решение познавательной задачи. -Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения -Осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее и не выходя за ее требования. | -Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. -Может принимать лишь простейшие цели. - Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов |
Пример. Технологическая карта формирования познавательных УУД на уроках музыки в 5 классе
ВИД УУД | НОРМАТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ УУД | УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ | ||
ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ | ||
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ЛОГИЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | Выполняет самостоятельно Владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности | Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога (работать с информацией) Владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам. Умеет анализировать устанавливает закономерности, но делает с ошибками. Требуется больше времени на выполнение подобных заданий. | Большинство умений не сформированы Не сформированы логические операции Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей |
Пример. Технологическая карта формирования коммуникативных УУД на уроках музыки а 5 классе
ВИД УУД | НОРМАТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ УУД | УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ | ||
ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ | ||
КОММУНИКАЦИЯ КАК КООПЕРАЦИЯ | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | - осознанное стремление к сотрудничеству. - доброжелательно идет на контакт, участвует в совместном решении проблемы (задачи) решения новой задачи | -участвует выборочно в диалоге. - идет на контакт, когда уверен в своих знаниях. | - не идет на контакт (агрессивен или пассивен) |
Диагностика уровня сформированности УУД и получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, используется и является основанием для выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося. В диагностическую карту уровня сформированности УУД, вносятся показатели на начало и конец учебного года.
Форма
№ | Ф.И.О | Нормативные показатели УУД | ||||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||
Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике | Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно | Формулировать и удерживать учебную задачу | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | ||
Критерии (высокий, средний, низкий) |
Анализ уровня сформированности УУД в 5 классе, позволил определить основные направления корректировочной деятельности.
По формированию и поддержке регулятивных УУД
- поддержка и развитие сформированного уровня целеполагания привлечение к проектно- исследовательской деятельности, к участию в олимпиадах, конкурсах и т. д. у детей с высоким уровнем
- -необходимо ситуативное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия. Развитие понятийного мышления.
- пошаговый контроль со стороны учителя, а также постоянное обращение ребенка к алгоритму выполнения учебного действия.
По формированию и поддержке познавательных УУД
- проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах;
- коррекционная работа по выявленным нарушениям, с отработкой навыков;
- консультации со специалистами
По формированию по поддержке и развитие коммуникативных навыков:
- проведении совместных заданий на уроке (в парах и группах), важно положительное одобрение, выработка активной позиции в диалоге, привлекать к участию в дебатах, дискуссиях. Для учащихся с низким уровнем сформированности коммуникативных УУД - коррекционные задания на развитие коммуникативных навыков, поощрения за минимальный результат, совместные задания с одноклассниками (в парах и группах).
Реализацию программы «Музыка» в рамках ФГОС второго поколения в дальнейшем планируется осуществлять по следующим направлениям:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение ресурсов медиатеки для самостоятельной работы учащихся при изучении биологии в рамках реализации ФГОС второго поколения»
Современная образовательная система претерпела колоссальные изменения. И в первую очередь изменилась сама цель образования: от классического понимания «научить, чтобы знать» мы плавно переходим к поня...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ....
Моделирование современного урока английского языка в рамках реализации ФГОС второго поколения.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.......
Использование на уроках русского языка и литературы групповых технологий в рамках реализации ФГОС второго поколения
Использование груповвых технологий...
Урок иностранного языка в рамках реализации ФГОС второго поколения
"Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя"Кин Хаббард...
Внеурочная деятельность по иностранному языку в рамках реализации ФГОС второго поколения
Внеурочная деятельность очень важна в начальной школе. Анализ последних лет показал, что уже в начальной школе у детей возникают проблемы со здоровьем и наблюдается низкий уровень активности. Вне...
Метапредметный подход в обучении в рамках реализации ФГОС второго поколения (на примерах собственного опыта).
Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого из нас, а метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на ...
- Мне нравится (1)