Метапредметный подход в обучении в рамках реализации ФГОС второго поколения (на примерах собственного опыта).
опыты и эксперименты на тему
Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого из нас, а метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По-мнению А.А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: Метапредметный подход в обучении в рамках реализации ФГОС второго поколения (на примерах собственного опыта).
Подготовила Л.Г.Иманова, учитель русского языка и литературы
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому
и я научусь.
Конфуций
С введением в школе новых стандартов общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Вообще использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать обучающимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи. И не только. Если изучение любого предмета зачастую сводится к заучиванию (зазубриванию) правил, алгоритмов схем и т.д., то метапредметность должна вести к их осмыслению.
Обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, а на метапредметах ценится дело (действие), позволяющее мыслить более свободно (индивидуально, сообща с учителем или одноклассниками).
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
В итоге обучающиеся приобретают умения самоопределяться в различных жизненных ситуациях; видеть, какие теории и системы понятий стоят за той или иной наукой, в каких они находятся взаимоотношениях, какие позиции спорят, сталкиваются и тем самым задают живое разворачивание науки; какие рубежи современного знания та или иная наука уже освоила, а какие нет, и где те основные точки приложения сил, в которых ожидаются прорывные результаты.
Как можно применять метапредметный подход на уроках. «В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность. Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная машина по удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного времени. Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста», - утверждает Нина Громыко, заместитель директора Института инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования города Москвы, кандидат философских наук.
Метапредметные технологии.
В практике образования обучающихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль. Это позволяет демонстрировать обучающимся процессы становления научных и практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.
1 Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка обучающихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой обучающиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.
В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
2. Интерактивная методика.
Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?
- Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).
- Осмысление полученного опыта.
- Обобщение (рефлексия).
- Применение на практике.
Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.
Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.
3. Личностно–ориентированные технологии обучения.
Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.
Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.
4. Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний и умений.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.
Так, на семинаре прозвучало, что результаты итогового сочинения - показатель работы всего педколлектива
Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача каждого из нас, а метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. По-мнению А.А. Кузнецова, метапредметные результаты образовательной деятельности - способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.
Мастер-класс
В качестве примера использования метапредметной технологии на уроках литературы
Былина “Вольга и Микула Селянинович”
Алгоритм работы учащихся
1. Ознакомление с темой работы.
2. Коллективное обсуждение цели и задач работы, инструкции по ее выполнению.
3. Самоподготовка обучающихся в группах: выполнение заданий исследовательского, аналитического характера, составление устных ответов.
4. Решение тестовых заданий (работа в парах).
5. Оценка деятельности каждого из участников лабораторной работы.
Ход работы
I. Формирование групп-лабораторий.
Условие: в каждой группе должны бать учащиеся–представители разных уровней компетентности. Группа выбирает руководителя лаборатории, который распределяет задания, помогает при необходимости уточнить и осмыслить суть задания.
II. Лабораторные исследования
Опыт №1 Совместная работа лаборатории.
«Поиск соответствий».
«Сотрудники лаборатории» пытаются соотнести понятие по его содержанию
Термин | Содержание понятия | |
Миф | Поэтический рассказ о былом с элементами вымысла | |
легенда | Русская народная эпическая песня о богатырях | |
Былина | Произведение, дающее представление об окружающем мире | |
Чтение теоретического материала по учебнику. Выводы (чем былина отличается от других жанров литературы): _____________________________________________________________________________________________________________________ |
Опыт №2. Заполните таблицу
Киевский цикл былин | Новгородский цикл былин |
Действие происходит | Действие происходит |
Основная тема | Основная тема |
Главные герои | Главные герои |
Слова для справок:
Вольга и Микула,при князе Владимире, И основной темой этих произведений является защита русских земель от кочевников. Главными героями киевских былин. представляет собой произведения, действия которых происходят в Новгороде или близ него. Основной тематикой является торговля, плавание в другие страны и социально-бытовые темы, являются три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, в Киеве,
Опыт №3. Найти подтверждение в тексте.
Микула Селянинович – эпический герой былины.
Найдите в тексте былины и запишите приметы русской реальной старины___________________________________________________________________ Каким авторским отношением проникнуто описание внешнего вида Микулы. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как передается уважительное отношение автора к труду землепашца?
_____________________________________________________________________________
Опыт №4 «Творческая работа»
Вольга имеет необыкновенное происхождение:он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, но эти возможности Вольга употребляет на добрые дела.
Письменно ответьте на вопрос: 1 группа Как образ Вольги помогает еще глубже понять и оценить физическую мощь и воинскую доблесть Микулы?
2 группа
Если бы предложили поставить памятник одному из героев, опишите, как бы он выглядел
Опыт №5 «Повторим изученное»
Выполни тестовые задания по теме лабораторной работы
1. Одно из главных художественных средств былины:
А) гипербола
Б) олицетворение
В) метафора
2. Древнерусский жанр был воплощен в:
А) балладе
Б) былине
В) мифе.
3. Построение произведения – это:
А) композиция
Б) основная часть
В) алгоритм.
4. Микула Селянинович был:
А) купцом
Б) оратаем
В) воином.
5. Вольга в былине представлен в образе:
А) разбойника
Б) князя
В) крестьянина.
6. На какой день дружина услышала работу оратая в поле:
А) сразу же, как только выехали
Б) в тексте не сказано
В) на третий день.
7. О чем попросил Микула князя:
А) помочь ему в работе
Б) выдернуть плуг и бросить его за ракитов куст
В) не мешать работать.
8. Куда пригласил князь Микулу Селяниновича:
А) помочь получить получку
Б) подавить восстание
В) помощь в подготовке свадьбы князя.
9. Что хотел узнать князь о Микуле Селяниновиче:
А) имя героя
Б) город, в котором герой проживает
в) как зовут его кобылку.
10. Чем пожаловал князь Микулу Селяниновича
А) сундуком золота и серебра
Б) подарил ему коня
В) тремя городами со крестьянами.
Оцените результаты своей работы
1) Без ошибок решил тестовые задания – 5 баллов
2) Опознал понятие по его описанию - 1 балл
3) Справился с творческой работой –3 балла
4) Заполнил таблицу- 2 балла
5) Принял участие в выступлении по предложенной теме - 1 балл
Поставьте себе оценку за работу__________
Оценка учителя ________________________
Домашний опыт
Творческий эксперимент
- Придумайте диалог между Вольгой и Микулой в былинном стиле и разыграйте его
- Нарисуйте иллюстрации к былине.
В ходе выполнения лабораторных работ можно спланировать следующие группы ожидаемых результатов внедрения и применения метапредметной технологии:
-регулятивные, где учащийся управляет своей деятельностью с помощью предложенного алгоритма, проявляет инициативу и самостоятельность;
-коммуникативные, где в ходе речевой деятельности приобретаются навыки сотрудничества и умения работать в группах;
-познавательные, где учащиеся, работая с информацией, выполняют различные логические операции сравнения, обобщения, анализа, установления аналогий.
Подводя итог вышесказанному, считаю перспективным проведение нетрадиционных видов письменных работ по литературе в рамках метапредметного подхода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение ресурсов медиатеки для самостоятельной работы учащихся при изучении биологии в рамках реализации ФГОС второго поколения»
Современная образовательная система претерпела колоссальные изменения. И в первую очередь изменилась сама цель образования: от классического понимания «научить, чтобы знать» мы плавно переходим к поня...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ....
Моделирование современного урока английского языка в рамках реализации ФГОС второго поколения.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.......
«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Выступление на педагогическом совете 28.01.2015«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»(зам .директора по УВР О.В.Мартьянова)Установленные стандартом новые треб...
Использование на уроках русского языка и литературы групповых технологий в рамках реализации ФГОС второго поколения
Использование груповвых технологий...
Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения
Выступление на заседании педсовета будет полезно как представителю администрации школы, так и любому педагогу, интересующемуся вопросом метапредметного подхода...
Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения
ФГОС устанавливает требования к результатам образования, называя их личностными, метапредметными и предметными.Метапредметные результаты стандарт объясняет как освоенные учащимися межпредметные, надпр...