Разработка урока музыки «Ночной пейзаж»
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме
Создание условий для пробуждения у учащихся чувства восхищения и любви к окружающей природе и к великому искусству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Красота природы в жизни и в искусстве | 95.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Разработка урока музыки
автор Русина Татьяна Николаевна,
учитель музыки высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17
с углубленным изучением музыки и ИЗО»
города Бийска Алтайского края
Класс: 6
Тема: «Ночной пейзаж»
Раздел: «Мир образов камерной и симфонической музыки»
Программа: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева «Музыка»
Художественно - педагогическая идея: «Красота природы в жизни и в искусстве»
Цели:
- Создание условий для пробуждения у учащихся чувства восхищения и любви к окружающей природе и к великому искусству.
- Создание условий для развития творческих способностей учащихся через применение метода синектики.
- Создание условий для воспитания эстетического вкуса вдумчивого слушателя, формирования интереса к музыкальному искусству.
Задачи:
- Художественное восприятие: создать условия для восприятия красоты окружающей природы на основе стихотворения И.А. Бунина «Месяц задумчивый, полночь глубокая...», картины А.И. Куинджи «Ночное», И.Н. Крамского «Лунная ночь», музыкального произведения А.П. Бородина «Ноктюрн» и ощутить радость от общения с искусством.
- Художественное восприятие: углубить представление о многогранных связях музыки, живописи и литературы через анализ и исследование произведений этих видов искусства;
- Художественное творчество: пробудить интерес у учащихся к творчеству через сочинение слов к мелодии, музыки к картине, создание картины к музыке;
- Художественное исполнение: учить создавать художественный образ ночи через созидательно-исполнительскую деятельность, совершенствовать навыки кантиленного пения на piano.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая (учитель делит учащихся на группы самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности учащихся: творческие способности, уровень познания, индивидуальный темп работы, лидерские качества; группы должны быть постоянными); коллективная.
Методы:
- метод синектики;
- метод художественно-педагогической драматургии;
- метод коллективного осмысления;
- метод художественного исполнения;
- метод создания эстетического пространства;
- метод организации диалога;
- метод наблюдения и сравнения;
- метод перевода в другую модальность.
Оборудование: краски, кисти, акварельная бумага, стихотворение И.А. Бунина «Месяц задумчивый, полночь глубокая...», картины А.И. Куинджи «Ночное», И.Н. Крамского «Лунная ночь», музыкальное произведение А.П. Бородина «Ноктюрн» 3 часть из Квартета №2.
ДМИ: маракасы, румба, бубен, ложки, треугольник, глюкеншпиль, ксилофон.
ТСО:
- музыкальный центр
- фортепиано
Цель: создание доброжелательной атмосферы, способствующей сотрудничеству. | ||||||
Художественно-эстетическая деятельность учащихся | Художественно-педагогическая деятельность учителя | Примечание Результат деятельности | ||||
-Здравствуйте, учитель! Учащиеся отвечают на приветствие учителя. Улыбаются, поют. | Здравствуйте, ребята! Создает благоприятные условия для восприятия произведений искусства. Музыкальное приветствие | Учащиеся настраиваются на продуктивную работу | ||||
2. Подготовка к изучению нового материала. Вовлечение учащихся в определение темы урока. Цель: создание интонационного пространства, способствующей творческой деятельности. Задачи: - настроить учащихся на художественно-эстетическую деятельность; -пробудить интерес к постижению произведений искусства через призму своего жизненного опыта; - подготовить учащихся к восприятию нового материала; - вовлечь в определение темы урока. | ||||||
Художественно-эстетическая деятельность учащихся | Художественно-педагогическая деятельность учителя | Примечание Результат деятельности | ||||
Учащиеся внимательно слушают звуки природы. Отвечают на вопросы учителя: -Звуки природы: стрекот сверчков, тишину. -Образ ночи, тишины, дремлющего мира. -Да. -Звездное небо и т.д.
-Конечно. -Ночной пейзаж. | Вводит интригу: Звучат в записи голоса и звуки окружающего мира (летняя ночь). -Ребята, что за звуки вы сейчас услышали? -Какие образы они разбудили в вашем воображении? -Кто-то из вас летом отдыхал с родителями на природе в палатках, с ночевкой? -Расскажите, что вам больше всего понравилось и запомнилось. -Спасибо, хорошо. Похоже, что у вас летние ночи оставили в памяти такие яркие впечатления и красочные картины, что вы сможете написать рассказ о летней ночи. -А вы хотите узнать, какой увидели ночь и как ее воспринимали знаменитости, например, художники, поэты и композиторы. -Как бы вы определили тему урока? -Замечательно. | Интрига, предложенная в начале урока, и звучащая музыка способствуют мотивации деятельности учащихся на уроке и активизации внимания. Желание встречи с музыкальным искусством, проявление эмоциональной отзывчивости. | ||||
3. Целеполагание. Задачи: вовлечь учащихся в постановку учебных задач. | ||||||
Художественно-эстетическая деятельность учащихся | Художественно-педагогическая деятельность учителя | Примечание Результат деятельности | ||||
Учащиеся ставят учебную задачу: -Узнать, как изображали ночной пейзаж художники, поэты и композиторы. -Будем учиться изображать образ ночи различными средствами искусства. | -Итак, тема нашего урока «Ночной пейзаж». На каждом уроке мы должны узнавать что-то новое. Чтобы узнать что-то новое, необходимо поставить вопросы: «Что мы хотим знать?», «Чему мы сегодня будем учиться?» Поставьте учебную задачу на сегодняшний урок. | Учатся формулировать и удерживать учебную задачу | ||||
4. Открытие новых знаний Художественное восприятие, художественный и сравнительный анализ произведений литературы и живописи Цель: создание условий для пробуждения у учащихся чувства восхищения при общении с высоким искусством и сопричастности с ним. Задачи: - создать условия для восприятия красоты окружающей природы на основе стихотворения И.А. Бунина «Месяц задумчивый, полночь глубокая...», картины А.И. Куинджи «Ночное», И.Н. Крамского «Лунная ночь», музыкального произведения А.П. Бородина «Ноктюрн» и ощутить радость от общения с искусством; - помочь учащимся углубить представление о многогранных связях музыки, живописи и литературы через анализ и исследование произведений этих видов искусства. | ||||||
Художественно-эстетическая деятельность учащихся | Художественно-педагогическая деятельность учителя | Примечание Результат деятельности | ||||
Учащиеся внимательно слушают стихотворение.
-Красивую, лунную, умиротворенную и т.д. - Да. - Мы тоже наблюдали ночь именно такой, как в стихотворении. Очень похоже наше душевное состояние на чувства поэта. -Нашло, потому что переданные поэтом в стихотворении образы и чувства мы увидели и пережили сами. Учащиеся рассматривают картину и стараются почувствовать ее. Отвечают на вопросы учителя: - Мы видим ночной пейзаж, украинский деревенский домик, светит луна, людей нет и т.д. - Настроение умиротворения, покоя. - Тоже покой. - Тихая, добрая, умиротворенная и красивая.
Слушают мелодию. | Учитель организует слушательскую деятельность и сравнительный анализ: -Я предлагаю вашему вниманию стихотворение русского поэта И.А. Бунина (звучит стихотворение «Месяц задумчивый, полночь глубокая…»). -Какую ночь рисует поэт? -Нашли ли вы что-нибудь общее со своими впечатлениями? -Что именно? -Вам было понятно это произведение? Нашло ли оно отклик в вашем сердце? Почему? -Теперь перейдем к изобразительному искусству. Внимательно всмотритесь в картину Архипа Ивановича Куинджи «Украинская ночь» и постарайтесь почувствовать ее настроение. -Что вы видите в картине? -Скажите, что роднит картину и стихотворение? -Какое настроение передал поэт в стихотворении? -А художник в картине? Учитель организует слушательскую деятельность: -Как вы думаете, какой должна быть песня о летней ночи? -А вам хотелось бы услышать такую песню и спеть ее? -Давайте послушаем. | Учатся строить логическую цепь рассуждений. Учатся проводить аналогии между содержанием стихотворения и своими жизненными впечатлениями.
Учатся художественно воспринимать и анализировать особенности разных видов искусства. Выдвигают аналогии к предполагаемой песне. | ||||
5. Актуализация знаний (слушание, анализ, исполнение) Художественное творчество: сочинение и исполнение Цель: создание условий для актуализации знаний учащихся; развития творческих способностей учащихся через применение метода синектики - пробудить интерес у учащихся к творчеству через сочинение слов к мелодии, музыки к картине, создание картины к музыке; - учить слушать, анализировать, исполнять музыкальное произведение; - учить создавать художественный образ ночи через созидательно-исполнительскую деятельность, совершенствовать навыки кантиленного пения на piano; - создать условия для развития художественно-образного и творческого мышления учащихся; - развивать способность выражать свое видение музыки различными средствами | ||||||
Художественно-эстетическая деятельность учащихся | Художественно-педагогическая деятельность учителя | Примечание Результат деятельности | ||||
Работа в группах. Учащиеся определят содержание песни и в группах сочиняют слова к заданной мелодии. Демонстрируют свое творчество: поют сочиненную песню группой. Благодарят друг друга аплодисментами. Учащиеся рассматривают картину и стараются почувствовать ее. Отвечают на вопросы учителя: - Задумалась о счастье или о жизни. - Нежность и светлую грусть. -Светлую, добрую, нежную, красивую. - Флейту, скрипку. -Треугольник, глюкеншпиль, маракасы. Учащиеся в группах сочиняют музыку с помощью шумовых инструментов и подручных предметов. Придумывают название своему творческому проекту. Демонстрируют свои сочинения. Благодарят друг друга аплодисментами. - Да, хотели бы. Внимательно слушают музыку и выполняют задание учителя. - Красота, романтика, восхищение и т.д. - Прекрасная лунная ночь, тихая звездная ночь, романтическая ночь.
- Скрипка, виолончель. - Именно эти инструменты своим звучание помогли композитору осуществить его замысел. - Синий цвет, серый, коричневый, темно зеленый, светло-желтый, белый. Учащиеся в группах рисуют ночной пейзаж. Придумывают название своему творческому проекту. Демонстрируют свое творчество. | -Нет слов? Ну, так давайте их вместе придумаем! Вы прекрасно рассказывали о том, какой бывает ночь. Поэтому, я думаю, у вас все получится. Придумаем слова к мелодии и споем песню все вместе. -О чем бы вы хотели спеть в своей песне? -Приступайте к сочинению слов. -У каждой группы получилась прекрасная песня, вы молодцы! Поаплодируйте друг другу! -Теперь прошу вас обратиться к картине Ивана Николаевича Крамского «Лунная ночь». Войдите в мир картины и вслушайтесь. -Как вы думаете, о чем размышляет девушка? -Какие чувства она испытывает? -Если бы вы были композиторами, то какую бы вы написали музыку к этой картине? -Какие бы музыкальные инструменты использовали для исполнения этой музыки? -У меня на столе лежит несколько музыкальных инструментов. Какие из них вы бы могли также использовать в своем музыкальном сочинении? - Я предлагаю вам побыть в роли композиторов – сочинить музыку и исполнить ее. -Дайте название своему творению, продемонстрируйте ваши творения. -Молодцы! -Хотели бы вы сравнить свои догадки по поводу того, как должна звучать музыка, изображающая ночь, а также ваши сочинения с тем, как композиторы представляют и чувствуют летнюю ночь? Учитель организует слушательскую деятельность: - Давайте послушаем музыку русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. -После прослушивания расскажите мне, какие образы вам представились, что вы почувствовали. -Подберите слова и словосочетания, наиболее точно передающие образ этой музыки. -Дайте название этому музыкальному произведению. -Молодцы, прекрасное название. -А.П. Бородин назвал его «Ноктюрн». Это 3 часть из Квартета №2. Ноктюрн в переводе с латинского языка означает ночной. Так называют пьесы, предназначенные для ночного музицирования под открытым небом, а также сочинения, которые передают настроение человека, находящегося под впечатлением образов ночи. -Вы услышали на каких музыкальных инструментах исполнялся Ноктюрн А.П.Бородина? - А почему именно эти инструменты выбрал композитор? Учитель обобщает ответы учащихся: -Очень тонко и необычайно красиво рисует ночь в своей музыке А.П. Бородин, и вы это почувствовали. -А если бы вы были художниками, какие краски вы бы использовали для изображения картины, созвучной этой музыке? -Вы все правильно подметили. Молодцы! -Что ж, художники, творите! Как вы поняли, ваш труд будет коллективным. -Ваше творчество должно слиться с творчеством товарищей, чтобы картина от группы получилась как единый художественный замысел. Во время работы музыкальное произведение прозвучит два раза, после чего ваша картина, должна быть готова, то есть работать нужно быстро. | Учатся удерживать учебную задачу. Учащиеся учатся сочинять слова к песне на заданную мелодию. Ученики проявляют навыки в вокально-исполнительской деятельности, эмоциональной отзывчивости. Исполнение песни способствует также снятию эмоционального и психологического напряжения Формируется способность погружаться в музыку, развивается художественно-образное мышление. Учатся работать в группах, проявлять инициативность и творческую интуицию, проводить аналогии. Метод синектики стимулирует творческую активность учащихся. Учатся выступать публично. | ||||
6. Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание Цель: создание условий для рефлексивной деятельности учащихся. | ||||||
Художественно-эстетическая деятельность учащихся | Художественно-педагогическая деятельность учителя | Примечание Результат деятельности | ||||
Отвечают на вопросы учителя: - Мы ставили для себя следующие учебные задачи: узнать, как изображали ночной пейзаж художники, поэты и композиторы; учились изображать образ ночи различными средствами искусства. Учащиеся отвечают на вопрос учителя, высказывают свои точки зрения. -Нам бы хотелось продолжить творчество. | -Вернемся к учебной задаче, которую вы поставили в начале урока. Как она звучала? Скажите, вы решили эту задачу? -Чему вы учились на уроке? Что понравилось, запомнилось? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Хотелось бы вам продолжить творчество? -Тогда дома послушайте музыкальное произведение Клода Дебюсси «Лунный свет», создайте стихотворение, рисунок или песню, отражающие впечатления от прослушанной музыки. -Спасибо за сотрудничество! До новой встречи! | Выделяют и осознают то, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Учатся обобщать и анализировать полученную информацию. Формируется способность планировать свою деятельность. Учащиеся учатся чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии видов и жанров. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока на тему"Пейзаж настроения"
Методическая разработка урока на тему"Пейзаж настроения"...
Методическая разработка урока на тему"Пейзаж -большой мир"
Методическая разработка на тему "Пейзаж-большой мир"...
Учебно-методическая разработка урока по теме: "Пейзаж родной земли".
Методическая разработка предназначена для учащихся 4 класса. Используется региональный компонент (природа северной земли - тундра). У обучающихся формируются понятия о роли природных условий...
конспект урока музыки "Космический пейзаж"(6 кл)
Урок музыки в 6 классепо программе Г.П.Сергеевой , Критской Е.ДТема полугодия: «Образы камерной и симфонической музыки»Тема урока: «Космический пейзаж»...
Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»
Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...
урок музыки "Ночной пейзаж. Ноктюрн"
Музыка навеянная образами ночи. настроения спокойствия, умиратворения, тишины и размышлений....
ТК урока музыки Космический пейзаж
Технологическая карта урока музыки Космический пейзаж...