урок музыки "Ночной пейзаж. Ноктюрн"
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Музыка навеянная образами ночи. настроения спокойствия, умиратворения, тишины и размышлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_nochnoy_peyzazh.docx | 19.21 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока по музыке
Учитель Дадоева Эльвира Шевкетовна.
Дата 19.01.21 Класс 6.А.Б.В № Урока 18
Тема: «Ночной пейзаж. НОКТЮРН».
Цели( образоват. воспит. Развивающие) 1.Образовательные:
- показать как и какими музыкальными средствами композиторы передают в своих поизведениях образы - развитите вокально – хоровых навыков пения, выработка слитного хорового звучания, чистоты интонирования, выразительности, фразировки, дикции.
2.Воспитательные:
- содействовать духовно – нравственному развитию учащихся, уважению к ценностям отечественной культуры.
- приобщить к русскому народному творчеству.
3.Развивающие:
- формирование самостоятельности мышления;
- развитие навыков анализа, синтеза;
- развитие эмоциональной сферы.
Планируемые результаты(ФГОС):
Метапредметные : формулировать и удерживать учебную задачу; узнавать, называть и определять явления окружающей действительности; обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Предметные : приобретут опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание.
Личностные : укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.
Тип урока комбинированный.
Оборудование проектор .ноутбук.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний(. разминка ,фронтальный опрос.)
Музыкальное приветствие. Актуализация знаний
Повторить основные моменты предыдущего урока. Назовите композитора, о котором шла речь на прошлом уроке? (Ф. Шопен). С каким жанром мы познакомилисьЭпиграфом к уроку будут строки Афанасия Фета:
Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна, Как тишиною грудь полна!
Как вы думаете, о какой музыке пойдет сегодня речь? Как называются произведения, которые исполнялись в вечернее, ночное время?
- Серенада - А что такое серенада?
- Это произведения, которые исполняются в вечернее, ночное время суток под окнами любимой, в знак признания.
Сегодня мы продолжим изучение образов камерной музыки на примере такого жанра как НОКТЮРН. Что это за жанр мы и выясним сегодня на уроке.
2. Формулирование темы урока. (Слайд 5)
Назовите тему сегодняшнего урока. (Что изображено на слайде, какое время суток, т.е. какой пейзаж?) «Ночной пейзаж». Целеполагание .(мотивация)
- Определите цель нашего урока.
- Продолжить знакомство с образами камерной музыки, с жанром ноктюрн.
(Слайд 8) Запишите определение: Ноктюрн в переводе с латинского значит ночной. Это пьесы, предназначенные для ночного музицирования под открытым небом. Сочинения, которые передают настроение человека, находящего под впечатлением образов ночи.
Александр Порфирьевич Бородин был замечательным композитором и талантливым ученым химиком. Он прославил как русскую музыку, так русскую науку. Жемчужиной русской камерной классики 19 века по праву считается
Квартет № 2 Александра Порфирьевича Бородина, который композитор посвятил своей жене – прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне Бородиной.
Физкультминутка
- Вспомните, что такое квартет? Основная часть урока(Новый материал)
- Квартет — музыкальное произведение, в исполнении четырёх музыкантов-исполнителей. Чаще всего композиторы пишут струнные квартеты. (Слайд 10)
Но по составу инструментов квартеты могут быть:
однородные (например, струнный квартет)
смешанные (например, фортепиано, скрипка, альт и виолончель).
Квартет №2 Бородина – произведение программное, т.е. в его основе лежит определенная программа.
Чаще всего квартеты имеют четыре части:
1-я часть – нет названия, но есть обозначение темпа;
2-я часть – скерцо (шутка);
3-я часть – ноктюрн;
4-я часть – финал.
Квартет относится к камерной музыке. (Камерная музыка – музыка, предназначенная для небольшого числа слушателей и исполнителей). Квартет №2 Бородин посвятил своей любимой жене Екатерине Сергеевне (фото на стр. 105).
Прежде чем послушать 3-ю часть квартета – Ноктюрн, эту удивительную по своей красоте музыку, - прочитаем строки письма Александра Бородина к своей жене (стр.104 «Никогда ещё я так далеко не уезжал…) Чтение.
Послушайте Ноктюрн и проследите за развитием чувств и эмоциональных состояний в этой музыке. Обратите внимание, как естественно тема переходит от одного инструмента квартета к другому.
Слушание Ноктюрн из Квартета №2 А. Бородин Размышления:
В этой музыке сплетение голосов струнных инструментов напоминает разговор, беседу. Эта беседа-согласие или беседа-спор? Какова эта беседа – доброжелательная, спокойная, уравновешенная или напряженная, с накалом чувств, эмоций, нервозная?
- Вначале медленно плывет мелодия, полная какой-то особой ночной красоты. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность и ночная глубина, и волнующий ночной покой. Замер, как бы растворился в ночи голос виолончели, и та же мелодия родилась в высоком, звенящем голосе скрипок. Снова и снова она повторяется. Меняется только ее настроение: то спокойное, то взволнованное, почти тревожное.
- Первичное усвоение новых знаний
Подберите слова, наиболее точно передающие образ этой музыки: тишина,
- покой, созерцательность, страстность, нега, восторг, нежность, порыв, томление, трепетность.
- Закрепление изученного материала
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины, -
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Ф. Тютчев
Слушание Ноктюрны П. Чайковского, Ф. Шопена.
Ответы детей: Сходство эмоционально-образного строя.
Сопоставить ноктюрны со стихами Тютчева.
Работа над песнями.
IV. Подведение итогов.Рефлексия.
Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ИЗО. Тема урока "Весенний пейзаж"
Конспект урока по ИЗО.Нетрадиционная техника рисования. Тема урока "Весенний пейзаж"...
Разработка урока "Рисуем пейзаж в программе Adobe Photoshop" 9-14 лет
Пример одного из занятий....
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Урок рисования ПЕЙЗАЖ
МЕтодическая разработка урока рисования для дошкольников...
Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"
В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...
8 класс Тема урока: Выполнение пейзажа, натюрморта.
Тема: Вышивание натюрморта, пейзажа.Цели: познакомить учащихся с правилами подбора рисунка для вышивания натюрморта, цветовой гаммы, техникой вышивания элементов картины; совершенствовать ...
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса
Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...