Методическая разработка урока на тему"Пейзаж -большой мир"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Методическая разработка на тему "Пейзаж-большой мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 160.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок ИЗО по теме "Пейзаж – большой мир". 6-й класс
Цель: познакомить с жанром живописи – пейзажем, научиться рисовать простейший пейзаж, используя возможности графического редактора,
Задачи образовательные:
- познакомить с жанром пейзажа, с законами линейной и воздушной перспективы;
- Изучить основные приемы работы с графическим редактором.
Развивающие задачи:
- Развивать творческое воображение и образное восприятие мира учащихся через умение применять знания в новых ситуациях.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать нравственно – эстетическое представление, систему взглядов на окружающий мир.
- Формировать чувство неразрывной связи человека с природой, бережного отношения к ней.
Методы:
по источникам знаний:
- словесный (беседа);
- наглядный (наблюдения учащихся, иллюстрации, репродукции);
- практический;
- видео метод (просмотр презентации, упражнения с использованием компьютера);
по характеру познавательной деятельности:
частично-поисковый;
по степени самостоятельности школьников:
- учебная работа под руководством учителя;
- самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: презентация «Пейзаж», компьютеры, мультимедийный проектор, таблицы.
Литературный ряд: стихотворения (2-3 стихотворения о природе)
Музыкальный ряд: сочинения П. Чайковского «Времена года», А.
Вивальди «Времена года» или любая классическая музыка.
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы урока. мин.
Учитель.
В очаровании русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас не очарованных людей…
Вот так поэт Н.Заболоцкий в стихотворении “Вечер на Оке” задал тему нашему уроку, на котором
мы должны приобрести знания о пейзаже, как жанре изобразительного искусства и научиться рисовать пейзаж.
Учитель. Ребята, какое новое слово вы услышали в этом стихотворении?
Предполагаемый ответ: пейзаж.
Учитель.
Как вы, ребята, думаете, в каком значении употребляется слово “пейзаж” или какой смысл имеет это слово? (Предполагаемый ответ). В стихотворении говорится о лесах, полях. Здесь слово “пейзаж” употребляется и рассматривается, как природа, потому что если в первой строчке заменить слово “Пейзаж” на слово “Природу”, то получится тоже хорошо, смысл не теряется.
В очаровании русской природы
Есть подлинная радость… и т. д
2.Проверка домашнего задания. мин
Вы должны были найти в словаре значение слова «пейзаж» и подобрать стихи о природе.
а) Стихи о природе читают учащиеся.
А. А. Фет
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.
Берёза(Сергей Есенин)
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
Учитель.Вы должны были найти в словаре значение слова «пейзаж»
Учащиеся обьясняют значение слова »пейзаж»
1.«Пейзаж» – в переводе с французского – местность, страна, родина – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы.
2.В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира.
3.В Википедии определение следующее: пейза'ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).
б) Сообщение ученика на тему »Пейзаж-большой мир»2 мин.
3.Изучение нового материала. мин.
Учитель. Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством , заложенным в ней ,помогает пейзаж. Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра .
(слайд№2)
Сельский пейзаж
В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.
2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.
3. Парковый пейзаж
В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей
4. Морской пейзаж
Картины с изображением морского пейзажа ещё называют маринами.
5. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.
6. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека – создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций.
Учитель Какие виды пейзажа характерны для нашего Подольского района? Обратите внимание на картины наших земляков
Брынзы Златы и Главнова ?
Учитель. Для того чтобы грамотно написать картину необходимо располагать знаниями о перспективе.
Перспектива – это система отображения на плоскости глубины пространства.
Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности. (слайд3)
Рассмотрим схему определения линии горизонта. Познакомимся с понятиями – точка зрения, линия горизонта, картинная плоскость.
Точка зрения – это взгляд из одной неподвижной точки.
Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.
Картинная плоскость – это изображение видимых предметов в том порядке, в котором мы их видим.(слайд)
Для изображения глубины дальний предмет следует частично закрывать ближним.
Ближний предмет следует изображать крупнее удалённого.
Основания ближнего предмета следует изображать ниже основания удалённого.
Горизонтальные рёбра, параллельные картинной плоскости, надо изображать прямыми горизонтальными линиями.
Горизонтальные ребра в угловом положении надо изображать наклонными линиями и короче.
Плоскость круглой формы в угловом положении нужно изображать эллипсом.
Учитель Откройте учебники на странице147.Задание №2.Прочитайте задание и ответье на вопрос.
Учитель. Воздушная перспектива (таблица на доске)-изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета ,очертаний и степени освещённости, возникающее по мере удаления натуры от глаз.
1.Все ближние предметы изображаются детально, дальние –обобщённо.
2.Для передачи пространства контуры ближних предметов делают резче,а удалённых-мягче.
3.Удалённые светлые предметы надо слегка притенять, а тёмные осветлять.
4.Ближние предметы изображаются обьёмно, а дальние –плоско.
5.Ближние предметы-ярко окрашенные, а удалённые бледнее и одинаковыми красками.
В утренние часы преобладают холодные, голубоватые оттенки. В ночном пейзаже-синеватые и зеленые оттенки, в дневном пейзаже-насыщенные, яркие.
Элементы пейзажа: земля, растительность, деревья и кустарники.
Учитель. Выяснив, что такое пейзаж, переходим к практическому выполнению работы. Вы конечно же поняли, что пейзаж мы сегодня будем рисовать необычный. Графический редактор Paint нам поможет нарисовать простейший пейзаж. Я покажу детские работы в графическом редакторе.
Учитель. Я напомню о возможностях работы графического редактора.
Запуск программы Paint (слайд5)
Для запуска графического редактора Paint достаточно щелкнуть по его значку, который находится в меню Стандартные, подменю Все программы Главного меню. В верхней части экрана лежит палитра, в ней показаны текущие цвета изображения и фона. Создавая изображение в программе Paint, вы при помощи инструментов помещаете в рабочую область (как на холст) различные графические объекты. Такой процесс очень похож на обычное рисование. Программа Paint имеет ряд инструментов, позволяющих написать, нарисовать выдуманную картину.
Заглянем в ящик с инструментами (учитель задает вопросы учащимся о предназначении значков разных инструментов, и демонстрируя их ответ на экране)
учитель | Примерные ответы учащихся |
Ластик | предназначен для стирания отдельных частей рисунка |
Заливка | заполняет замкнутые контуры цветом. Надо помнить, что если закрашиваемая область ограничена контуром, который имеет разрывы, краска просочится за пределы контура. Если это произойдет, нужно воспользоваться командой Отменить, залатать дырку. |
Карандаш | служит для рисования произвольных линий разной ширины |
Кисть | предназначена для рисования произвольных линий. При этом можно выбрать подходящую форму кисти и размер; |
Распылитель | позволяет добиться эффекта пульверизатора. Чем медленнее мы его перемещаем, тем плотнее закрашивается поверхность. |
Линия | служит для рисования прямых линий |
Кривая | позволяет изображать сглаженные кривые |
Прямоугольник | служит для рисования прямоугольников и квадратов |
Эллипс | служит для изображения эллипсов и окружностей |
4.Физкультминутка (Слайд8) 2мин
5.Практическая работа.18 мин.
Учащиеся работают в группах (в парах) в графическом редакторе. Учитель консультирует учащихся. После завершения работы учащиеся могут защитить свой проект по желанию)
6.Тест на закрепление (Cлайд9) мин
1. Какого инструмента нет в графическом редакторе?
а) Заливка; б) Валик; в) Кисть; г) Карандаш.
2.Пейзаж
а) изображение животных б) изображение мёртвой природы 3) изображение природы
3.К какому виду пейзажа относится картина художника И.К. Айвазовского «Чесменский бой»
а) сельскому б) морскому c) парковому
7.Рефлексия 2 мин. (Слайд))
8. Подведение итогов урока 1 мин.
1.Итак, графический редактор одна из удобных информационных технологий для рисования, познакомились с законами воздушной и линейной перспективы
2.Оценки.9. Домашнее задание: учебник Изобразительное искусство Л.А. Неменская стр.141. задание 5.
Ход урока
Приветствие.
Тема урока
Цель урока
Стихотворения
Значение слова пейзаж
Сообщение ученика.
Новая тема
Виды пейзажа
Перспектива
Линейная перспектива
Воздушная перспектива(табл)
Граф.редактор
Детские работы .
Показ на граф редакторе
Сам.работа
Физкультминутка
Сам.работа
Тест
Рефлексия
Итоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»
Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...
Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"
Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк...
Методическая разработка урока по теме "Красота родной природы в творчестве художников. Рисунок "Летний пейзаж"".
Данный материал предназначен для 4 класса, состоит из пояснительной записки к уроку, сценария урока и приложения. В сценарии урока показывается ход урока, работа учителя и детей, все этапы урока, опис...
Методическая разработка урока на тему"Пейзаж настроения"
Методическая разработка урока на тему"Пейзаж настроения"...
Учебно-методическая разработка урока по теме: "Пейзаж родной земли".
Методическая разработка предназначена для учащихся 4 класса. Используется региональный компонент (природа северной земли - тундра). У обучающихся формируются понятия о роли природных условий...
Методическая разработка занятия на тему "Пейзаж. Ранняя весна" + презентация к занятию
Данная методическая разработка позволит провести современное занятие по изодеятельности с детьми 9-11 лет. Данное занятие опробировано и даёт хорошие результаты. Занятие включено в ДООП "Мой разноцвет...
Методическая разработка урока по теме: "Органы чувств - окно в большой мир".
Разработка урока по предмету "Окружающий мир и развитие речи"....