Открытый урок: "Начальный период обучения на фортепиано"
план-конспект урока по музыке на тему
Урок проведен с ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой. Основная цель урока - закрепление пройденного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_otkrytyh_urokov.docx | 27.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок
«Донотный период обучения на фортепиано»
(Закрепление пройденного материала)
С ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой
Тип урока: комбинированный ( закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Вид урока: традиционный.
Дата проведения урока: 18.11.2017г.
Цель урока: закрепление ранее пройденного материала.
Закрепление навыков игры на фортепиано (прием non legato)
Задачи урока:
Образовательные:
- Закрепить изученные теоретические знания.
- Продолжить формирование практических навыков.
Развивающие:
1. Развивать свободное владение игровым аппаратом с помощью упражнений.
2. Развивать образное мышление, художественное воображение.
3. Развивать творческую активность через различные виды деятельности ( музыкальные загадки, ритмические задания).
Воспитывающие:
- Воспитывать интерес к музыкальным занятиям.
- Воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Методы и приемы проведения урока:
- индивидуальная игра на фортепиано;
- сочинение музыкальных историй;
- игра в ансамбле;
- ритмические задания;
- работа по карточкам.
Техническое оснащение:
- музыкальные инструменты;
- методические пособия;
- дидактические карточки;
- наглядный материал.
План урока:
- Организационный момент (сообщение темы урока, представление ученика).
- Повторение пройденного материала:
-посадка за инструментом;
-регистры;
-октавы;
-игра песенок-попевок;
-работа с карточками.
3.Упражнения.
4.Работа с ритмическими карточками.
5. Игры-загадки.
6. Итог урока.
Ход урока:
Добрый день.
Тема урока: « Донотный период обучения на фортепиано»
( закрепление пройденного материала).
Урок проводится с ученицей 1 класса Хашиевой Камиллой.
Камилла, предлагаю сегодня на уроке показать все то, что мы с тобой выучили за это время.
Начнем мы с правильной посадки за инструментом. Ты знаешь о том, что посадка должна быть свободной и удобной. Корпус должен иметь две точки опоры. Представь, что ты превратилась в дерево: ноги - это корни дерева, туловище – это ствол, руки – это веточки, а пальчики – это листочки. Начинаем фантазировать: « Стоит на поляне маленькая березка - стройная, красивая. Вдруг налетел ветер, ветки закачались, листики зашелестели, но деревце не упало, так как корни крепко держат ствол». Все это время Камилла инсценирует события. Мы делаем вывод – очень важно для пианиста, чтобы ноги хорошо упирались в подставку. Я прошу ученицу во время урока следить за правильной посадкой.
Далее переходим к повторению регистров, называем их – нижний, средний и высокий. Предлагаю Камилле разложить карточки с изображенными животными на нужные регистры. Играем в ансамбле песенки в разных регистрах: в нижнем регистре- песенку Г.Галынина «Медведь». Камилла играет на двух клавишах ( До диез и Соль диез) в большой октаве, чередуя правую и левую руки. Камилла старается передать шаги медведя – большого, ленивого, неуклюжего.
В верхнем регистре исполняем песенку А. Филлипенко « Цыплята». Камилла, чередуя руки, играет ноту До левой рукой во второй октаве, а правой рукой ноту До третьей октавы.
Хочу остановиться на одном из важнейших аспектов: изучая клавиатуру, играя песенки, нужно сразу же с первого урока, с первых прикосновений к клавишам формировать правильные пианистические движения. Поэтому прошу Камиллу при игре на инструменте следить за округлыми, но не сжатыми пальцами, за свободным запястьем, за глубоким погружением руки в клавиатуру от плеча, за мягким, гибким снятием руки с клавиатуры.
Переходим к повторению октав. Ученица называет и показывает на клавиатуре октавы. Предлагаю усложнить задание:
-Я нажимаю любую клавишу в разных октавах, а Камилла называет ее.
- Я называю любую ноту и октаву, а Камилла находит нужную клавишу.
Для того, чтобы ребенок в поисках нужной клавиши не начинал каждый раз считать от До, используем песенки –попевки и предложенные мной картинки-«маночки».
Там, где две черные клавиши мы «строим» домик. Он опирается на клавиши До и Ми. Поем и играем песенку - попевку на этих двух клавишах:
Домик, домик, До-Ми,
Хорошо ты в нем живи.
На клавишу Ре садим собачку по имени Рекс. Поем и играем на клавише Ре песенку-попевку:
Рекс в доме проживает,
Рекс домик охраняет.
Дальше «строим» забор там, где три черные клавиши. У забора «высаживаем» фасоль. Поем и играем песенку-попевку на клавишах Фа и Соль:
Фа- Соль, Фа- Соль,
Вот и выросла фасоль.
Прошу « посадить» фасоль для слоненка, белочки и т.д. Камилла играет песенку в нужных регистрах.
На клавишах Ля и Си размещаем лягушку. Играем и поем песенку –попевку на клавишах Ля и Си:
Лягушка сидит,
Во все стороны глядит.
Все эти схемы рекомендую искать и строить в разных октавах, чтобы ребенок абсолютно свободно находил визуальным образом любую клавишу, быстро узнавал ее по « маночкам».
А сейчас давай поработаем с карточками ( используем карточки с изображенными на них знаками альтерации, паузами, размером и т.д.)
Показывая карточку по отдельности, Камилла должна правильно ответить, что на ней изображено.
Я называю любую ноту с диезом или бемолем, а Камилла должна найти и показать нужную клавишу.
Повторяя размер, играем в ансамбле песенки с разным размером: 2/4- А.Бородин.Полька , 3/4 – А. Артоболевская. Вальс собачек , 4/4-
С. Прокофьев. Марш.
Переходим к упражнениям.
Упражнение « Радуга».
С самого первого урока мы с Камиллой делали упражнения для корпуса, рук и пальцев и Камилла знает, что эти упражнения помогут ее пальцам стать крепкими и проворными.
Камилла, представь, что ты находишься в лесу после дождя. Вдруг видишь радугу, она такая красивая, что тебе сразу захотелось ее нарисовать, а под рукой нет ни красок, ни бумаги. Ничего страшного – нарисуем ее в воздухе, над клавиатурой, проговаривая стихи. В конце каждой строчки нажимаем клавишу До третьим пальцем в разных октавах, сначала правой рукой, затем левой.
Ой, ты радуга- дуга, под тобой лежат луга,
В небе ты повисла, словно коромысло.
Я красивую такую в полминуты нарисую.
Следующее упражнение « Командир и солдаты».
Голова – это командир, пальцы – это солдаты. Солдаты ( пальцы) спят. Командир их будит: « Проснись первый солдат!» Камилла шевелит первым пальцем. Выполняем поочередно всеми пальцами правой и левой руками.
Пальчиковая гимнастика.
«Пальчики здороваются»
Одновременно кончиками больших пальцев обеих рук поочередно касаемся кончиков указательных, средних, безымянных и мизинцев, проговаривая стихи:
Повстречал ежонка еж:
« Здравствуй, братец! Как живешь»
Следующее задание – работа с ритмом.
- Прошу прохлопать заданный ритмический рисунок;
- Выкладываем ритм на заданное четверостишие:
Выпал снег, первый снег.
Всюду шум и всюду смех.
Я встаю на лыжню.
Всех сейчас обгоню.
- Играем в ансамбле пьесу И.Юсуповой « Колыбельная слоненку»,
где Камилле необходимо выдерживать заданный ритмический рисунок на протяжении всей пьесы.
Игра «Почтальон.
Используем набор карточек с изображением нот на нотоносце в определенном ключе. Формат карточки - в размер белой клавиши ( до начала черной клавиши).
Я выбираю любую карточку и прошу Камиллу положить ее на нужную клавишу. Камилла справляется с заданием очень быстро.
Когда переходим на ноты басового ключа, я предлагаю Камилле вспомнить про короля Фа, который держит ключ от басового королевства, где все поют низкими голосами. Король Фа всегда появляется в сопровождении двух тайных советников. Обычно их никто не замечает, потому что они прячутся в двух точках справа от басового ключа. Советник Соль- тот, что побольше ростом,- находится выше Короля, а советник Ми - он меньше ростом- ниже Короля. Поем песенку-попевку:
Ми и Соль, Ми и Соль,
Между нами наш Король.
В точках спрятались не зря: охраняем Короля.
Камилла, ты молодец, хорошо освоила данный материал. Я считаю, что ты очень хорошо справилась со всеми задачами и заданиями этого урока. Продолжай повторять пройденный устный материал, не забывай о песенках- попевках и о пьесах, которые мы играем с тобой в ансамбле.
Общеизвестно, что начальное музыкальное обучение заключается в донотном и нотном периодах обучения ученика, между которыми не существует границы, они начинаются вместе. Первоначально преобладает донотный период, постепенно уступая место нотному. Продолжительность донотного периода обучения индивидуальна и зависит от скорости и качества освоения ребенком грамоты. Несомненно, донотный период благотворно влияет на нотный – помогает, дополняет, подготавливает, стимулирует ученика к более интенсивному освоению музыкального материала.
На мой взгляд, педагог может достигнуть больших успехов, если облечет свои уроки, особенно с начинающими, в игровую форму. Каждый урок должен стать маленьким спектаклем, мини- театром! Всегда должен быть в запасе большой выбор игр, они придают уроку динамику. Весь учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается, увлекает, рождает игровой азарт, желание самому сделать что-то, запомнить, повторить – то есть научиться.
Используемая методическая литература:
Т. Вальчук. « Вверх по музыкальным ступенькам»
Л.Баренбойм. « Путь к музицированию»
И.Королькова. « Крохе – музыканту».
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Чернушинская детская музыкальная школа
Имени Леонида Леонгардовича Меля»
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУ ДО
«Чернушинская ДМШ»:
В.А.Новоселова
Открытый урок:
«Донотный период обучения на фортепиано»
(закрепление пройденного материала)
Преподаватель по классу фортепиано
МБУ ДО «Чернушинская ДМШ»
Вернидуб О.А.
Г.Чернушка, 2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в начальный период обучения игре на фортепиано
Автор методической разработки ставит скромную задачу поделиться своими знаниями и опытом обучения маленьких детей чтению нот с листа, полученными в процессе анализа специальной литературы, передового ...
Методика физического развити детей вначальный период обучения на фортепиано.
ВведениеОбучение игре на фортепиано – очень сложный и многогранный процесс, достаточно протяжённый во времени, требующий большихусилий и от педагога, и от ученика и от его родителей.Развивая слух, рит...
Методическая разработка открытого урока"Начальный этап работы над полифонией"
Полифония-вид многоголосья,получивший распространение в XVI-XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве И.С. Баха.Лишь тогда,когда каждый голос в своих повышениях и понижениях поёт самостояте...
Открытый урок «Начальный этап работы над произведением крупной формы на примере Концерта А. Вивальди ля минор 1-я часть»
Открытый урок по классу скрипка. 29.01.2016 г....
Открытый урок по предмету "Специальность и чтение с листа" на тему«Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»
Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения: индивид...
Самоанализ открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано» с ученицей 1 класса Фёдоровой Юлией
Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения: индивид...
Технологическая карта открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»
Планируемые результаты:1. Предметные: Учащаяся должна знать приемы помогающие преодолеть трудности в техническом исполнении, уметь применять их в самостоятельной работе, слушать себя и оце...