Открытый урок по предмету "Специальность и чтение с листа" на тему«Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»
план-конспект урока на тему

Хилько Оксана Владимировна

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.

Форма проведения:  индивидуальное занятие

Тип урока: обобщающий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес  

Открытый  урок по предмету «Специальность и чтение с листа»

преподавателя по классу фортепиано Хилько О.В.

с обучающейся 1 класса Фёдоровой Юлией.

07. 02. 2018 года.

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.

Форма проведения:  индивидуальное занятие

Тип урока: обобщающий

Задачи:

Образовательные:

  • Расширение  багажа музыкальных впечатлений
  • Продолжить работу  над рациональными приемам игры на фортепиано
  • Овладение игры на различные виды техники: non legato, legato, staccato на основе гаммы C - dur;
  • Работа над рациональными приемами игры на фортепиано
  • Закрепить знание музыкальной терминологии
  • Закрепление умения  чтения с листа, с применением  метода «Игры вслепую»;

Развивающие:

  • Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
  • Развитие двигательно-игровых навыков
  • Развитие навыка игры по нотам
  • Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования

 Воспитательные:

  • Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
  • Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
  • Воспитание навыков самоконтроля

        

Этапы урока:

1. Организационный этап.                                                                         1 мин

  • Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.

2 Основной этап.

Игра упражнений                                                                                         5 мин

  • позиционные упражнения на мелкую технику
  • гаммообразные упражнения на мелкую технику

Работа над гаммами                                                                                   8 мин

  • работа над дуолями, триолями в гамме C – dur

играем гамму с опорой на первый звук – проговариваем слово – МАМА,

с опорой на второй звук – ВЕСНА КРАСНА.

 играем по три звука – ГНОМИКИ.

  • работа над исполнением тонического трезвучия в гамме C- dur.

Физкультминутка                                                                                        2 мин

Работа над закреплением названия нот.                                                  3 мин                                                                                                                                  

  • Повторение нот I;  II и малой октавы. Работа по карточкам.
  • Игра: «Раз, два, три – ну-ка нотки назови»

Работа над чтением нот с листа,  анализ нотного текста                     3 мин

Н. Баева и Т. Зебряк  учебник Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ

№ 53 РНП «Да во городе»

Работа над этюдами.                                                                                   10 мин

 Преодоление пианистических неудобств

  • А. Гедики Этюд    C – dur
  • А. Гедике Этюд     G - dur
  • Л. Шитте Этюд   G – dur
  • Показ репродукций, портретов композиторов.
  • Прослушивание произведений в звукозаписи.

  Работа над исполнением произведения  в сопровождении     симфонического оркестра.                                                                         3 мин          

 Е. Алёрская «Радость»

  • Работа над репродукцией
  • Повторение нотного текста
  • Исполнение под фонограмму

Игра в ансамбле с педагогом                                                                     2 мин

Работа над выразительностью исполнения произведения в ансамбле

  • К. Лонгшамп - Друшкевичова «Полька»

Работа над закреплением средств музыкальной выразительности. 2 мин.

  • Игра «Цветик - семи цветик»    

 3.Заключительный этап.                                                                            1 мин

  • Подведение итогов
  • Оценивание работы учащейся.
  • Домашнее задание

Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я покажу открытый урок с ученицей 1 класса Фёдоровой Юлией. Юля обучается в школе с дошкольной группы.

Тема урока: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.

Урок носит обобщающий характер.

Фортепианная техника – это средство для достижения качественной и выразительной игры на фортепиано, она помогает нам развить руку, кисти, пальчики так, чтобы они были сильными, умелыми и приобрели полное господство над клавиатурой.

Урок носит обобщающий характер.

  1. Разыгрываемся от края клавиатуры к ноте до 1 октавы 2-3; 3-4; пальцы, поочерёдно п.р. и л.р.

Обратить внимание на округлость пальцев, свободную кисть, опущенный локоть, проигрываем каждый звук. Затем играем  наперегонки вместе с учителем. На старт-внимание – марш.

  1. Играть расходящуюся гамму 1-2; 1-3 палец вверх и вниз в 2 октавы.

Обратить внимание на ровность исполнения, не акцентировать 2 палец, играть громко не пережимать руку, локти разводим в стороны, дыхание спокойное, ровное. Ассоциации – постепенно растягиваем и сжимаем резиночку.

  1. Играем расходящуюся гамму правильной аппликатурой от 5 пальца вниз в 2 октавы о.к.р. Поднимаемся с низу вверх, о.к.р. Пробуем соединять. Пробуем играть с закрытыми глазами.

Обратить внимание на свободную не зажатую в запястье руку, 1 палец не стучит, не выделять.

  1. Работа над гаммой Соль мажор. Играть на стаккато, легато, нон легато.

Играем гамму в восходящем движении – крещендо, нисходящее – диминуэндо, к.р.о. Обратить внимание на свободу запястья и округлость пальцев.

  1. Гамма до мажор в 2 октавы - для точности звукоизвлечения использовать ритмические задачи

Играем гамму с опорой на первый звук – проговариваем слово – МАМА,

 С опорой на второй звук – ВЕСНА КРАСНА.

 Играем по три звука – ГНОМИКИ,

  1. Физкультминутка.
  2. Повторение нот I;  II и малой октавы. Работа по карточкам.

Игра: «Раз, два, три – ну-ка нотки назови» читаем бегло ноты.

Повторение длительностей нот. Работа по ритмическим карточкам.

  1. Работа над чтением нот с листа,  анализ нотного текста.

Определить тональность, размер, длительности нот, развитие мелодии, обратить внимание на аппликатуру.

Исполнить к.р.о.

Исполнить вслепую.  

  1. Работа над этюдами.

Показать портрет композитора, сказать о нём буквально 2 слова.

Работа над преодолением пианистических неудобств. 

Играть этюд в медленном темпе со счётом в слух. Затем в темпе и показать крещендо и диминуэндо.  

Этюд № 2. Вспомнить ноты, аппликатуру, в медленном темпе. Затем

исполнить самостоятельно, показывая волны, обратить внимание, что в  арпеджио рука идёт по верху, на кончиках пальцев.

Послушать этюд в записи.

Аналогично провести работу со 3 этюдом.

  1. Работа над закреплением динамических оттенков, штрихов.          

Игра «Цветик - семи цветик», закрепление  с.м.в.    

  1.  Е. Алёрская «Радость» картина                  
  2. Игра в ансамбле с педагогом    «Полька»                                                              
  3. Работа над выразительностью исполнения произведения в ансамбле.

Обратить внимание на звук, на динамические оттенки, на темп, мелодия всегда звучит громче, ярче, чем аккомпанемент, но стучать не надо.

  1. Подведение итогов
  2. Оценивание работы учащейся.
  3. Домашнее задание

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в начальный период обучения игре на фортепиано

Автор методической разработки ставит скромную задачу поделиться своими знаниями и опытом обучения маленьких детей чтению нот с листа, полученными в процессе анализа специальной литературы, передового ...

Работа над техникой на начальном периоде обучения в классе фортепиано

Цель урока:     формировать системный подход в работе над инструктивным...

Открытый урок "Развитие технических навыков на начальном этапе обучения на аккордеоне"

Открытый урок проведен с ученицей 3 класса Саратовой Аней во 2 полугодии 2015-2016 учебного года...

"Игровые моменты в работе над техническими трудностями на начальном этапе обучения в классе фортепиано"

Материал открытого урока  по фотртепиано предназначен для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств....

Самоанализ открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано» с ученицей 1 класса Фёдоровой Юлией

Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения:  индивид...

Методический доклад на тему: "Развитие технических навыков на начальном этапе обучения игры на баяне"

Работа над развитием технических навыков начинается с игры простейших упражнений, которые постепенно усложняются и усовершенствуются по мере технического и физического роста учащегося на протяжении вс...

Технологическая карта открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»

Планируемые  результаты:1. Предметные: Учащаяся должна знать приемы  помогающие преодолеть трудности в техническом исполнении, уметь применять их в самостоятельной работе, слушать себя и оце...