Технологическая карта открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»
план-конспект урока
Планируемые результаты:
1. Предметные: Учащаяся должна знать приемы помогающие преодолеть трудности в техническом исполнении, уметь применять их в самостоятельной работе, слушать себя и оценивать качество своего исполнения. 2. Личностные: Владеть знаниями знать кварто-квинтового круга диезных мажорных и минорных тональностей согласно требованиям 2 класса. Знать музыкальные термины: штрихи, динамические оттенки. 3. Межпредметные: Формировать у учащейся умения добывать знания из различных ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka.docx | 33.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес
Технологическая карта с методической структурой урока
Ф.И. О. преподавателя: Хилько Оксана Владимировна Ф.И.О. учащегося: Фёдорова Юлия Класс: 2 класс Дата: 16. 02.2019 г. Предмет: Специальность и чтение с листа. Тема урока: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано» Тип урока: Обобщающий
Цели урока:
1. Содержательные: Знакомство и овладение приемами и методами развития технических навыков.
2. Предметные: Освоение учащимся навыков игры «Гаммового комплекса».
3. Воспитательные: Развитие самостоятельности и творческого мышления. Задачи:
Образовательные:
Освоение «Гаммового комплекса»; Освоение приёмов и методов работы над преодолением технических трудностей; Освоение приёмов правильного звукоизвлечения; Исполнение упражнений, гамм и этюда различными штрихами и ритмическими рисунками, динамическими оттенками; Разбор музыкальной формы этюда;
Развивающие:
Развитие чувства ритма и гармонического слуха; Развитие памяти; Развитие и активизация творческого отношения учащегося в работе над освоением технических навыков; Развитие навыков художественного исполнения;
Воспитательные:
Воспитание внимания и слухового самоконтроля. Воспитание правильной фразировки, выразительной интонации Воспитание осознанного отношения к исполнению музыкального произведения Воспитание настойчивости, усидчивости, кропотливой работы в достижении конечного результата.
Планируемые результаты:
1. Предметные: Учащаяся должна знать приемы помогающие преодолеть трудности в техническом исполнении, уметь применять их в самостоятельной работе, слушать себя и оценивать качество своего исполнения. 2. Личностные: Владеть знаниями знать кварто-квинтового круга диезных мажорных и минорных тональностей согласно требованиям 2 класса. Знать музыкальные термины: штрихи, динамические оттенки. 3. Межпредметные: Формировать у учащейся умения добывать знания из различных ресурсов.
Используемые методы:
Словесный;
Наглядно - слуховой;
Практический, показ;
Творческий;
Игровой;
Анализ, обобщение;
Эмоционально – познавательный;
Здоровьесберегающие технологии.
Используемые ресурсы:
Методическая литература: Музыкальный (нотный ) материал Упражнения Шарля Ганона № 1 Гаммовый комплекс (гаммы С – G dur в прямом и противоположном движении, хроматическая гамма, арпеджио, аккорды); Карл Черни - ред Г. Гермера, Этюд C-dur Ф. Куппэ Этюд C-dur
Оснащение урока:
музыкальный инструмент (рояль); персональный компьютер; нотный материал; дидактический материал (карточки), портреты композиторов. Вид используемых на уроке средств ИКТ: видео с сайта YouTube:
Технологическая карта учебного занятия
Основные этапы урока, продолжительность | Задачи | Планируемый результат | Деятельность педагога | Деятельность учащейся | Музыкальный материал | Оборудование |
Организационный этап 1 минута | Создание условий для включения учащейся в активную познавательную деятельность | Готовность учащейся к занятию | Проверяет настрой учащегося к занятию, посадку за инструментом | Приветствие, правильная посадка за инструмент. | Фортепиано, подставка | |
Этап проверки домашнего задания 7 минут | Владение навыком игры упражнения «Дорожка» и гаммы До мажор на разные виды техники и динамики к.р.о. и двумя руками в прямом и параллельном движении.
| Учащаяся должна закрепить навыки игры высокими, активными пальцами на опоре, на различные штрихи и динамику, освоить приёмы правильного звукоизвлечения. | Преподаватель повторила и сделала анализ правильного звукоизвлечения при работе над упражнением и гаммой С – dur, с применением различных штрихов и динамики. Ввела представление игровых движений и ассоциаций музыкальных образов при игре на различные штрихи.
| Учащаяся играет упражнение «Дорожка» 2 руками высокими пальцами на опоре добиваясь плавности звучания мелодической линии. В «Гаммовом комплексе» До мажор играет к.р.о. – на различные штрихи и динамику. Соединяет двумя руками играя к.р. свой штрих и динамику. Играет 2 руками выполняя задание к.р. играть различную динамику. Играет расходящуюся гамму добиваясь плавного, мелодичного звука, распределяя одинаковую силу между звуками. | Г. Ганон «Пианист – виртуоз 60 упражнений» упражнение № 1. «Гаммовый комплекс» С – dur. | Фортепиано, информационные карточки |
Основной этап. Открытие новых знаний, актуализация опыта учащейся через раскрытие темы урока, постановки целей и задач урока. 12 минут | Повторение и закрепление кварто-квинтового круга, умение самостоятельно находить тональности до 5 диезов и параллельные миноры. Уметь применять навыки игры в тональности G dur. Играть гамму с проговариванием скороговорок, в разных темпах, с группировкой по 2, 4 и 6 звуков в прямом и противоположном движении. Определить причины возникновения трудностей исполнения и вместе с учащейся работать над их устранением. | Пользуясь знаниями на практике, закрепить игру на различные виды техники в тональности G dur, самостоятельно подобрать правильную аппликатуру и группировку звука по 2 с опорой на 1 долю, по 2 с опорой на 2 долю, по 4 и 6 звуков с акцентом на 1 долю. Осознанно работать над грамотным звукоизвлечением различными штрихами и динамикой. | Преподаватель предлагает повторить знание кваото-квинтового круга,определить количество знаков в гамме, показать в таблице и повторить для чего служит данный знак. Затем учащейся даётся задание исполнить гамму Соль мажор, к.р.о. на различные штрихи, правильной аппликатурой, с группировкой нот по 2 звука с чередованием сильных долей на 1 и 2, по 4и 6 звуков с применением ритмослога, в разных темпах и динамике. Преподаватель обращает внимание на работу и свободу кисти, пальцев и дыхания. Предлагает контролировать свое исполнение и не позволять себе играть «неряшливо». | Учащаяся повторяет в игровой форме знание кварто – квинтового круга диезных тональностей, находит по карточкам параллельные миноры, обосновывает свой выбор. Затем идёт работа над гаммой Соль мажор, с закреплением различных видов техники, с группировкой звука по 2,4 и 6 нот, в разных темпах, в прямом и противополжном движении, с применением по мере необходимости ритмослога | «Гаммовый комплекс - G dur ». | Фортепиано, информационные карточки. |
Физкультминутка 2 мин. | Создать условия для переключения видов учебной деятельности в режиме здоровьесбережения. | Эмоционально - физическая разрядка. | Преподаватель предлагает выполнить физические упражнения на расслабления различных групп мышц. | Учащаяся активно включается в мышечную гимнастику (упражнения для расслабления мышц спины, шеи, плечевого пояса, пальцев). | Музыкальная игра «Раз, два, три – ну-ка повтори» | Средства ИКТ, компьютер, музыкальная фонограмма |
Этап усвоения и закрепления новых знаний, умений, навыков на практике. 8 минут | Усвоение и систематизация простейших технических навыков, которые привели к определённому уровню исполнения. Систематизация средств музыкальной выразительности, необходимых для создания нужного образа. Достижение более качественного осознанного исполнения Этюда. | Проанализировать и закрепить на практике полученные навыки игры арпеджио на примере игры Этюда. | Педагог предлагает закрепить полученные технические навыки исполнения арпеджио на примере Этюда. Задаёт ряд вопросов о композиторе, его творчестве. Предлагает учащейся сделать совместно анализ произведения, определяя лад, тональность, темп, фразировку, динамическое развитие. Закрепляют работу над звуком при игре короткого арпеджио. Повторяют аппликатуру. Связывают исполнение этюда с образом набегающей волны. Исполняют Этюд в характере. | Учащаяся применяет полученные навыки технического исполнения арпеджио на примере Этюда, закрепляя и добиваясь плавного, напевного исполнения на легато. | Карл Черни Этюд (C – dur). | Фортепиано, нотный текст, портрет композитора. |
Творчески - познавательный этап 7 минуты | Расширить кругозор, эмоционально - чувственное восприятие художественного образа произведения, закрепить приобретённые на уроке навыки и знания правильного звукоизвлечения при игре различными штрихами и динамикой. Закрепить способы необходимые для самостоятельной работы. | Учащаяся пользуется знаниями на практике. Исполняет Этюд не только механически, но выразительно и художественно, вызывая образные ассоциации. Учащаяся учится качественно анализировать свою игру. | Преподаватель предлагает учащейся дать небольшую характеристику произведения, так, как видит она, слегка направляя и корректируя правильность художественного образа. Преподаватель предлагает просмотреть видеозапись и кратко проанализировать другое исполнение, побуждая к высказыванию своего мнения; акцентируя внимание на конечных результатах учебной деятельности учащейся на уроке; стимулирует на достижение положительного результата, создаёт ситуацию успеха. | Учащаяся рассказывает о своём видении художественного образа, настроения произведения. Повторив основные средства музыкальной выразительности, аппликатуру, фразировку, дыхание - исполняет Этюд в характере. | Ф. Лекуппэ Этюд C – dur. | Фортепиано, нотный текст, портрет композитора, мультимедиа (видео с сайта YouTube), |
Этап накопления впечатлений. 2мин | Развить познавательную деятельность, чётко обозначить этапы самостоятельной работы при игре «Гаммового комплекса До, Соль мажор» и Этюдов. | Учащаяся проявляет интерес и положительную мотивацию при работе над новыми заданиями, умеет применять полученные знания и приобретённые навыки в новом музыкальном материале. | Учащаяся участвует в беседе. Слушает исполнение преподавателем Этюдов с целью пополнения своего слухового багажа, эмоционально реагирует, проявляет интерес. | К. Черни Этюд C - dur Ф. Лекуппэ Этюд C - dur | Фортепиано | |
Рефлексия 2 мин. | Обеспечить понимание учащейся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Провести самооценку и осознание учащейся значимости учебной деятельности для создания ситуации успеха. | Создать условия для оценки собственной познавательной активной деятельности. Обеспечить усвоение учащейся принципов саморегуляции и самоконтроля. | Преподаватель проводит беседу с учащейся: -Чему мы научились? - что больше всего понравилось делать? -Легко ли было? - Довольна ли своей работой на уроке? Предлагает выбрать картинку, указывающую на психологическую самооценку учащейся результатов учебного занятия. | Учащаяся отвечает на вопросы, формулирует конечный результат своей работы на уроке, осуществляет самооценку, самопроверку и оценивает свою работу ставя себе оценку. | Картинки со смайликами | |
Подведение итогов 1 минута | Провести качественную оценку работы учащейся. Дать домашнее задание. Проверить понимание и способы выполнения д/з | Преподаватель создаёт ситуацию успеха, организовывая беседу по уточнению и конкретизации плана самостоятельной домашней работы. | Положительно оценивает деятельность учащейся. Намечает план самостоятельной домашней работы. Систематизирует совместно с учащейся направления домашней работы над упражнением «Дорожка», Гамовым комплексом До, Соль мажор и Этюдами. | Слушает и дополняет учителя. демонстрирует понимание целей и задач домашней работы. | Ставится оценка в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над техникой на начальном периоде обучения в классе фортепиано
Цель урока: формировать системный подход в работе над инструктивным...
"Игровые моменты в работе над техническими трудностями на начальном этапе обучения в классе фортепиано"
Материал открытого урока по фотртепиано предназначен для преподавателей детских музыкальных школ и школ искусств....
Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа» с обучающейся 2 класса Аникеенко Ксенией
Формирование осознанного отношения к работе во время занятий в классе фортепиано.Осуществление более глубокого усвоения и систематизации знаний, умений и навыков с привлечением различных форм и методо...
Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа» с обучающейся 1 класса Фёдоровой Ксенией
Формирование осознанного отношения к работе во время занятий в классе фортепиано.Осуществление более глубокого усвоения и систематизации знаний, умений и навыков....
Открытый урок по предмету "Специальность и чтение с листа" на тему«Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»
Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения: индивид...
Самоанализ открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано» с ученицей 1 класса Фёдоровой Юлией
Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения: индивид...
Технологическая карта открытого урока по предмету Литературное чтение для 6 класса коррекционной школы. Тема: Ф. Глинка «Москва». Стихотворение (в сокращении).
Конспект урока разработан в соответствии с особенностями учащегося коррекционного класса.Надомное обучение....