Методическая разработка открытого урока"Начальный этап работы над полифонией"
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему
Полифония-вид многоголосья,получивший распространение в XVI-XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве И.С. Баха.Лишь тогда,когда каждый голос в своих повышениях и понижениях поёт самостоятельно,самостоятельно даёт свои акценты,самостоятельно декламирует,лишь тогда начинает светиться душа рояля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._razrab._otkr._nachalnyy_etap_raboty_nad_polifoniey.doc | 61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» г. Бакала
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по предмету: Музыкальный инструмент (фортепиано)
Тема: «Начальный этап работы над полифонией»
Преподаватель специального фортепиано
высшей категории,
зав. фортепианным отделением
Долинина Елена Дмитриевна
г.Бакал
11.02.2012г.
Учебная дисциплина: музыкальный инструмент Специальность: фортепиано
Класс: 4класс- Букина Диана; фортепианное отделение
Тема урока: «Начальный этап обучения игре на фортепиано.»
Вид занятия: Комбинированный
Форма проведения занятия: открытый урок
Продолжительность занятия: 40 минут
Место проведения: фортепианный класс ДШИ г. Бакала
Цели занятия:
Обучающая – углубить знакомство ученика с характерными особенностями полифонии И.С.Баха.
Развивающая - развить полифоническое мышление ученика, его звуковую палитру в исполняемых произведениях.
Воспитательная – воспитать интерес к чувству стиля и формы полифонического музыкального произведения.
Мотивационная – способствовать развитию исполнительских качеств учащегося, что даёт толчок к саморазвитию.
Учебное оборудование (оснащение) занятия:
- Пианино (фортепиано) – 2 инструмента
- Нотная литература:
- Гаммы и упражнения
- Пьесы для фортепиано
И.С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги»
3. Опережающее задание учащегося: сообщение
«Жизнь и творчество И.С.Баха»
- Запись произведений И.С.Баха и старинной музыки (магнитофон)
План урока (хронометраж):
1. Организационная часть - 5 минут.
- вводная информация учителя
- проверка готовности ученика к уроку
2. Работа над гаммами, упражнениями, пьесами с использованием знаний контрастной и подголосочной полифонии – 10 минут.
3. Работа над произведениями И.С.Баха - 15 минут.
- Менуэты И.С.Баха
- Маленькие прелюдии И.С.Баха
4. Заключительная часть урока – 5 минут.
- Подведение итогов
- Значимость развития полифонического слуха учащегося
5. Организация домашнего задания – 5 минут.
Ход урока:
1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Полифония – это вид многоголосия, получивший распространение в XVI-XVII веках и достиг наивысшего расцвета в творчестве И.С. Баха.
Полифония – греческое «poly» - много, «phone» - голос, звук. В полифонических произведениях все голоса ведут свои самостоятельные и равно важные, одинаково выразительные мелодии. Когда речь идет о полифонии мы говорим о развитии полифонического слуха. Воспитание полифонического слуха один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания: научить дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить в игре на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий.
2. Исполнение на фортепиано. Работа с ученицей.
1) Работа над гаммой – соль минор – исполнение (аккорды, арпеджио, хром.гамма)
Проучивание по принципу контрастной полифонии. Прекрасное воспитание слуха и разумный поход ученика к исполняемому.
Главная задача – текучесть изложения, движение без остановок, как сплошной звуковой поток каждого голоса.
Способы проучивания: 1 голос – ƒ, 2 голос – p; петь – ƒ, играть – p; или игра – ƒ, петь – p;
1 голос – staccato, 2 голос – legato; 1 голос – non legato, 2 голос – legato.
2. Работа над пьесами, исполнение пьес:
О. Питерсон – «Волна за волной»
Б.Барток - Песенка
Заучивание по принципу подголосочной полифонии. Принцип варьирования мелодии ведущего голоса (правая рука) и темы – спутника (левая рука). Трудность – разнотембровая окраска голосов и очень выразительная в исполнении. Е.Ф. Гнесина подмечает и нацеливает на очень важную и часто встречающеюся в полифонии половинную ноту. Слушать текучесть исполнения половинных нот. Горизонтальность – это фундамент полифонии.
Способы проучивания – пение вслух и про себя каждого из голосов и голоса отдельно.
3. Диалог учителя с учащейся. Жизнь и творчество И.С. Баха
Б. Ливанов: «Бах – музыкальный мыслитель, ученый, ученый музыкант, педагог, был в тоже время одним из самых вдоховенных художников, способный потрясти чувства, пронзить сердце человека и внушить ему сознание высшей гармонии музыки»
Сообщение учащейся (реферат) о И.С. Бахе, о Менуэте.
Прослушивание записи Менуэта в исполнении симфонического оркестра:
1) Исполнение на фортепиано:
- И.С. Бах Менуэт соль минор (контрастная полифония)
- И.С. Бах Менуэт соль минор (подголосная полифония)
Главная заповедь в формировании развитии полифонического слуха – играя на рояле надлежит стремиться к тому, чтобы оттенить, по возможности ярче высветить отдельные элементы звуковых конструкций, не дать «слипнуться», «спутаться» нитям, у которых соткана музыкальная ткань. Я.В. Флиер: «Не только живописцы, но и мы, музыканты вправе употреблять этот термин – «перспектива», ибо это подлинная реальность фортепианного исполнительства. Что-то в игре пианиста должно быть на переднем плане (чаще всего мелодия), что-то образует фон, так сказать «линию горизонта», словно бы прибывающую в дали от слушателя… «Тут мало хорошо вышколенных пальцев, тут нужен слух, слух, слух!».
2) Маленькая прелюдия №5 ре минор И.С. Баха из цикла «Двенадцать маленьких прелюдий».
Прелюдии И.С. Баха написал со скромной целью – быть упражнениями для учеников, но тем не менее они в полной мере отразили всю мощь баховского гения. Эти чудесные миниатюры, воплощающие мир типичных образов композитора, дают педагогу возможность углубить знакомство ученика с характерными особенностями баховской фразировки, артикуляции, динамики голосоведения и др.
Что представлял собой жанр прелюдии в эпоху Баха и в предшествующее время?
- Разговор с учащейся: Как известно, первоначально (начиная с 15 века) прелюдия представляла собой импровизационное выступление, имевшее целью подготовки музыкантов и слушателей к исполнению основного произведения. Со временем такие вступительные фантазии стали приобретать большую законченность и трактоваться как самостоятельный жанр . Каждая из прелюдий своеобразна по настроению, складу, фактурному изложению и воплощает, как правило, только один образ .Поэтому прелюдиям свойственно лишь однотипное мелодическое движение. Так прелюдия d moll №5 у И.С. Баха пьеса с с типично прелюдийной фактурой, основой которой является гармоническая фигурация. В прелюдии характерная гармоническая последовательность : тоника, субдоминанта, доминанта, тоника.
Для того, чтобы передать содержание пьесы необходимо разобраться в форме полифонического произведения. Прелюдия №5, ре минорная, относиться к типу старинной сонатной формы, состоящей из двух частей, первая из которых является экспозицией, вторая же совмещает в себе функции разработки и репризы.
Прослушивание маленькой прелюдии №2 С dur (определение сходства с прелюдией №5 в форме): 1 часть – экспозиция
2 часть – разработка, радостно-шуточная каденция, реприза (короткое завершение в мажор – ре мажором (фа диез).
Сходство в баховской фразировке (в сильную долю), которая строится по 2 такта Т, S, D.
В разработке доминантовое остинато в левой руке – это тоже сходство.
Характер же прелюдий несколько отличается друг от друга: если до мажорная прелюдия – торжественно-праздничная, мужественная, то ре минорная прелюдия живая, трепетная и несколько певучая по характеру. Характер можно связать с «инструментовкой». В прелюдии №2 верхний голос – торжественно и звонко поет труба, а в прелюдии №5 верхний голос – трепетно и певуче скрипка. В нижнем голосе в той и другой прелюдии – виолончель.
- Исполнение на фортепиано прелюдии №5 ре минор.
Работа над Баховской артикуляцией – «прием восьмушки»: восьмые играются legato, четверти non legato, (точно выдержанных по длительности с резким, энергичным отрывом пальца и переходом на следующий звук).
Работа над Баховской динамикой – общее динамическое нарастание происходит по мотивам, звучность прибавляется с первой же ноты мотива, но внутри его остается неизменной. Пройти таким образом четыре динамических стадии развития тема приходит к кульминации (9 такт), где лига, акцент является авторским, т.е. написанный самим И.С. Бахом.
Такая аналитическая работа в изучении баховской полифонии является основой для изучения более сложной имитационной полифонией, которая изучается в старших классах фортепианного отделения.
4. Заключительное слово учителя:
Квалифицированно – организованные занятия фортепианной игрой заключают в себе единственные в своем роде, можно сказать уникальные возможности для формирования-развития полифонического слуха. Певцы, исполнители на духовых инструментах стеснены рамками одноголосия. Скрипка и виолончель являются «гомофонными инструментами». И только литература для фортепиано, в значительной своей части выявляя и «обыгрывая» специфические выразительно-технические свойства везде и всегда полифонически.
«Лишь тогда, когда каждый голос в
своих повышениях и понижениях поет самостоятельно,
самостоятельно дает свои акценты,
самостоятельно декламирует, -
лишь тогда начинает светиться душа рояля»
5. Организация домашнего задания.
Список литературы:
- Г.Н. Цыпин «Обучение игре на фортепиано» М., Просвещение, 1984 г.
- Л. Булатова «Педагогические принципы Е.Ф. Гнесиной», издательство «Музыка», 1976 г.
- Н. Калинина «Клавирная музыка Баха в фортепианном классе», Ленинград, издательство «Музыка», 1988 г.
- Г. Скудина «Рассказы о И.С. Бахе», Москва, издательство «Музыка», 1985 г.
- И. Прохорова «Музыкальная литература зарубежных стран», Москва, издательство «Музыка», 1970 г.
- Л. Михеев «Музыкальный словарь в раскрасках», Москва, Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1984 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по теме: «Работа над полифонией с учащимися в ДМШ и ДШИ в процессе изучения произведений И.С.Баха»
Цель урока:· Развитие полифонических навыков.Задачи урока:· Обучить основным навыкам поэтапного разбора ...
методическая разработка" Игры на начальном этапе обучения иностранному языку"
Игры в обучении английскому языку на начальном этапе.Данная работа представляет собой статью об играх ( цели, задачи, классификация. Рекомендации по проведению), а также сборник игр, рекомендуемых для...
Методическая разработка урока "Начальный этап работы над произведением"
Методическая разработка урока по специальности гитара в 4 классе ДШИ. Начальный этап работы над формой "Вариации"....
Открытый урок «Начальный этап работы над произведением крупной формы на примере Концерта А. Вивальди ля минор 1-я часть»
Открытый урок по классу скрипка. 29.01.2016 г....
Методическая разработка открытого урока по теме "Работа над музыкальным образом"
Работа над пьесой П.И.Чайковского "Осень"...
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах"
Методическая разработка открытого урока по теме: "Работа в классе фольклорный ансамбль над основами вокально-хоровой работы в начальных классах. В работе содержаться такие разделы: пояснительная ...