Самоанализ открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано» с ученицей 1 класса Фёдоровой Юлией
план-конспект урока на тему
Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»
Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.
Форма проведения: индивидуальное занятие
Тип урока: обобщающий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_otkrytogo_uroka_s_uchenitsey_1_klassa_fyodorovoy_yuliey.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» пгт. Нижний Одес
Самоанализ открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» преподавателя музыкального отделения по классу фортепиано Хилько О.В. с обучающейся 1-го класса Фёдоровой Юлией
07.02.2018 г.
Характеристика обучающейся:
Фёдорова Юля - ученица 1 класса, 8 лет, обучается с дошкольной группы. Имеет хорошие музыкальные данные: устойчивое, хорошо развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, отличную музыкальную память, развитое мышление. Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна и заинтересована в обучении. Юля, доброжелательна и легко идёт на контакт с преподавателем, к занятиям относится серьезно, работает за инструментом увлеченно, с полной отдачей. Игровые приемы усваивает легко, не смотря на то, что является левшой, руки достаточно свободны и хорошо организованы для игры на инструменте, работоспособна и может объективно оценить свою работу.
Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»
Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.
Форма проведения: индивидуальное занятие
Тип урока: обобщающий
Задачи:
Образовательные:
• Расширение багажа музыкальных впечатлений
• Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
• Овладение игры на различные виды техники: non legato, legato, staccato на основе гаммы C - dur;
• Работа над рациональными приемами игры на фортепиано
• Закрепить знание музыкальной терминологии
• Закрепление умения чтения с листа, с применением метода «Игры вслепую»;
Развивающие:
• Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора
• Развитие двигательно-игровых навыков
• Развитие навыка игры по нотам
• Развитие мелодического, гармонического, звуковысотного слуха
• Развитие чувства ритма
• Развитие навыка подбора по слуху и транспонирования
Воспитательные:
• Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
• Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
• Воспитание навыков самоконтроля
В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:
Этапы урока:
1. Организационный этап.
• Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога.
2 Основной этап.
В начале урока целесообразно было подготовить руки к игре на инструменте, для этого играли несколько упражнений на различные виды техники:
• позиционные упражнения на мелкую технику
• гаммообразные упражнения на мелкую технику
- В упражнении «Раз, два, три – ну-ка пальчики беги» играли 2-3 и 3-4 пальцем к.р.о. – особое внимание уделялось свободной кисти, округлости пальцев, опущенным локтям и плечам, и выигрыванию каждого звука.
- При работе над упражнением «Дорожка» 1-2; 1-3 пальцем двумя руками в восходящем и нисходящем движении, было дано задание - на ровность исполнения, не акцентировать 2 и 3 палец, играть громко не пережимать руку и был использован приём «игры в слепую».
- При работе над расходящейся гаммой До мажор в восходящем и нисходящем движении, была проработана аппликатура в каждой руке отдельно, после чего исполнилась гамма 2 руками, свободной, не зажатой в запястье рукой и не стучащим 1 пальцем.
- Прежде чем перейти к работе над гаммой Соль мажор, повторили знаки альтерации, назвали знак в гамме, показали его на клавиатуре. Повторили аппликатуру в к.р.о. и исполнили гамму Соль мажор на следующие штрихи: легато, стаккато, маркато, нон легато - в восходящем движении играли крещендо, в нисходящем – диминуэндо.
- При работе над гаммой До мажор для точности звукоизвлечения использовались следующие ритмические задачи:
играли с опорой на первый звук, проговаривая слово Мама, с опорой на второй звук Весна Красна, с опорой на третий звук – Гномики.
Учащаяся успешно справилась со всеми задачами, работала вдумчиво, осознанно.
Физминутка - на расслабление мышц спины, шеи и рук.
При работе над закреплением нот были выполнены следующие задания:
• Повторение нот I; II и малой октавы. Работа по карточкам.
• Игра: «Раз, два, три – ну-ка нотки назови» - цель: развитие беглого чтения нот.
Работа над чтением нот с листа.
Перед игрой пьесы с листа был сделан краткий анализ нотного текста: определены музыкальный размер, тональность, ритмические и штриховые особенности. Затем в среднем темпе пьеса была исполнена.
Н. Баева и Т. Зебряк учебник Сольфеджио для 1-2 классов ДМШ
№ 53 РНП «Да во городе»
Работа над этюдами.
Работа над этюдами проходила с опорой на художественные образы. При исполнении перед учащейся ставились различные практические задачи:
• А. Гедики «Этюд» C – dur, показать хорошую пальцевую артикуляцию и беглость в гаммообразных пассажах, владение крещендо, диминуэндо.
• А. Гедике «Этюд» G – dur, отработать стаккато, добиваясь лёгкости и колкости исполнения, отработать окончание каждой фразы, после чего было предложено исполнить Этюд в быстром темпе.
• Л. Шитте «Этюд» G – dur, работать над верной аппликатурой в арпеджио, исполнять в умеренном темпе, добиваясь плавности и ровности звучания.
Юля с заданием справилась успешно, работала увлечённо с интересом.
Учащийся были показаны портреты композиторов и предложено прослушивание «Этюда» Л. Шитте в видеозаписи.
Работа над исполнением произведения в сопровождении симфонического оркестра пьесы Е. Алёрской «Радость»
Юле была предложена репродукция и дано задание, определить какое чувство передаёт картина, затем повторили произведение и исполнили его под фонограмму. Учащаяся постаралась передать настроение, воспринятое ею и эмоционально исполнила пьесу в сопровождении симфонического оркестра. Игра была эмоционально окрашена, убедительна, образна, но были допущены неточности в нотном тексте.
Игра в ансамбле с педагогом
Игра в ансамбле мобилизует внимание учащегося, не дает расслабляться и останавливаться, звучание при этом более яркое и насыщенное, чем при сольном исполнении. Такая форма работы очень нравится ученикам и хорошо развивает гармонический слух.
При игре в ансамбле с преподавателем был сделан краткий анализ нотного текста, проработаны штрихи, динамика, звук, характер, после чего произведение было исполнено.
• К. Лонгшамп - Друшкевичова «Полька»
Работа над закреплением средств музыкальной выразительности.
Был поставлен вопрос, для чего в музыкальной речи применяются средства музыкальной выразительности, после чего повторили динамические оттенки.
- Игра «Цветик - семи цветик»
3.Заключительный этап
• Подведение итогов
• Оценивание работы учащейся.
Работа оценена положительно, ученица получила отличную оценку за урок, со всеми заданиями справилась.
• Домашнее задание: продолжать работу над «Этюдами», обратить внимание и проработать отдельно трудные места. Работать над гаммами и упражнениями.
На протяжении всего урока применялись следующие методы: словесный, наглядный, практический, метод активизации логического мышления, метод сравнения и обобщения, метод развития творческих способностей, метод стимулирования, игровой, была применена технология развивающего и здоровьесберегающего обучения.
В процессе урока учащаяся была активна, внимательна, заинтересована. Практические задачи, поставленные преподавателем выполнялись творчески, осмысленно.
Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано» - раскрыта.
Цель: Развитие технических навыков через художественный образ, считаю достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в начальный период обучения игре на фортепиано
Автор методической разработки ставит скромную задачу поделиться своими знаниями и опытом обучения маленьких детей чтению нот с листа, полученными в процессе анализа специальной литературы, передового ...
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8 лет обучения
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8...
Программа учебного предмета "Специальность и чтение с листа (фортепиано)"
Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной про...
Открытый урок по предмету «Специальность и чтение с листа» с обучающейся 1 класса Фёдоровой Ксенией
Формирование осознанного отношения к работе во время занятий в классе фортепиано.Осуществление более глубокого усвоения и систематизации знаний, умений и навыков....
Открытый урок по предмету "Специальность и чтение с листа" на тему«Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»
Тема: «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»Цель: Развитие технических навыков через художественный образ.Форма проведения: индивид...
Технологическая карта открытого урока по предмету «Специальность и чтение с листа» на тему «Развитие простейших технических навыков в начальный период обучения в классе фортепиано»
Планируемые результаты:1. Предметные: Учащаяся должна знать приемы помогающие преодолеть трудности в техническом исполнении, уметь применять их в самостоятельной работе, слушать себя и оце...
домашние задания для дистанционного обучения по предмету специальность и чтение с листа по программе ДПОП "Фортепиано"
в данном материале учащимся предложены ряд заданий для дистанционного обучения...