Программа внеурочной деятельности "Экология музыкального вкуса"
рабочая программа по музыке (7 класс) на тему
В помощь учителям музыки по внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_muzykalnogo_vkusa.docx | 21.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа 68
Дополнительная образовательная программа
«Экология музыкального вкуса»
(внеурочная деятельность в 7 классе)
Учитель: Калугина Александра Васильевна
Ярославль, 2016
Пояснительная записка
Проблема эстетического воспитания в настоящее время стоит очень остро. Эпоха компьютеризации внесла свои отнюдь не позитивные изменения в подростковое сознание, которое приобрело клиповый характер. Заменив книги купюрным текстом невысокого качества в мониторном окне, молодые люди перестали воспринимать книжную культуру, потеряв интерес к чтению как к процессу развития интеллекта. То же самое происходит и с музыкой. Всерьёз увлекаясь низкопробной и даже вредоносной музыкальной антикультурой, подростки агрессивно не принимают классическую музыку, которая прекрасно себя проявляет и в условиях современности. Такое отношение подрастающего поколения к основам, на которых строится социально ангажированная личность наводит на неутешительные размышления. Без всесторонне развитой личности, обладающей глубокими знаниями в области отечественной и мировой истории и культуры развития нашего государства невозможно.
Идея создания программы «Экология музыкального вкуса» стала результатом размышлений, о которых говорилось выше.
Цель данной программы - активизация интереса подростков к отечественной и мировой культуре, гармоничное развитие личности ребёнка через обучение и воспитание средствами музыкального искусства
В связи с поставленной целью будут реализованы следующие задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей создания музыкальных произведений классикой мировой культуры;
- сформировать навыки анализа своей деятельности;
Развивающие:
- развить познавательные способности;
- способствовать формированию устойчивого внимания,
- способствовать укреплению памяти, развитию речи;
- развить умение правильно оценивать прекрасное и видеть красоту во всех сферах жизни;
- развить познавательный интерес, творческие способности;
Воспитательные:
- привлечь внимание подростков к отечественному и мировому культурному наследию.
Педагогическая ценность программы «Экология музыкального вкуса», на наш взгляд, состоит в том, что дети причащаются культурным ценностям как через творчество великих композиторов, так и через личное творчество, через "проигрывание" событий, связанных с созданием того или иного музыкального шедевра. Тем самым происходит так называемое его "присвоение", а это уже первый шаг не только к пониманию, но и принятию классической музыки.
Программа имеет вид устной книги, где каждая глава посвящена одному из великих представителей культуры или материалу, способствующему постижению музыкального произведения. Иногда в главе рассматривается творческий тандем: поэт - композитор, художник - композитор, писатель - композитор. В конце года будет предпринята попытка музыкально-литературной презентации своих художественных или фото-работ. Это, на наш взгляд, активизирует процесс "вживления" подростков в пространство культуры.
Функции педагогической деятельности по данной программе:
- создание условий для выявления и развития интересов, способностей и склонностей детей;
- предоставление детям способности удовлетворить свои потребности в творческой деятельности;
- организация общения учащихся по интересам;
- предоставление им поля деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания;
- организация отдыха детей во внеучебное время;
- систематизация внеучебной деятельности школьного коллектива, придание ей большей эмоциональной насыщенности.
Периодичность занятий — 1 часа в неделю. Программа рассчитана на 1 год.
По окончанию учебного года ученик получит возможность научиться
- самостоятельно анализировать сложные музыкальные произведения;
- создавать психологический портрет музыкального героя;
- определять стиль и жанр музыкального произведения;
- транслировать собственный творческий опыт.
Поурочное планирование
№ п\п | Раздел, тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Мы и музыка | 10 | 4 | 6 |
1.1. | Наш музыкальный опыт | 2 | 1 | 1 |
1.2. | Мир музыки в зеркале музыкальной науки | 2 | 1 | 1 |
1.3. | Что происходит, когда мы слушаем музыку? | 2 | 1 | 1 |
1.4. | Ещё раз о нашем музыкальном опыте | 2 | 2 | |
1.5. | Общие принципы создания музыкального образа: эмоции и музыка | 2 | 1 | 1 |
2. | Музыка и мы | 8 | 4 | 4 |
2.1. | Музыкальное произведение и принципы его слухового анализа | 2 | 1 | 1 |
2.2. | Высотные средства музыкальной выразительности и их художественные задачи | 2 | 1 | 1 |
2.3. | Ритмические средства музыкальной выразительности и их художественные задачи | 2 | 1 | 1 |
2.4. | Тембровые средства музыкальной выразительности и их художественные задачи | 2 | 1 | 1 |
3. | Музыкальные встречи | 16 | 8 | 8 |
3.1. | Встреча первая. Самый главный предмет | 2 | 1 | 1 |
3.2. | Встреча вторая. Это странное слово «вербальность» | 2 | 1 | 1 |
3.3. | Встреча третья. Пунктиры | 2 | 1 | 1 |
3.4. | Встреча четвёртая. Лекарство от головной боли | 2 | 1 | 1 |
3.5. | Встреча пятая. «О, братья! Довольно печали!» | 2 | 1 | 1 |
3.6. | Встреча шестая. О Добре и Зле | 2 | 1 | 1 |
3.7. | Встреча седьмая. Вечная мечта о совершенстве. | 2 | 1 | 1 |
3.8. | Встреча восьмая. Вольфганг Амадеус Моцарт, Или доказательства бессмертия | 2 | 1 | 1 |
3.9. | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого: | 36 часов |
Тематическое планирование
№ п\п | Название тем | Количество часов |
1 | Наш музыкальный опыт. Активное и пассивное музицирование. Домашнее музыкальное воспитание. | 1 |
2 | Музыкальные предпочтения в семье. Исполнение или слушание любимого исполнителя. Презентация его творчества. Тестовая работа | 1 |
3 | РоРоль средств массовой информации в формировании музыкального вкуса. | 1 |
4 | ВВоздействие разных музыкальных жанров на эмоциональное состояние слушателя. Музыка как наука. | 1 |
5 | В Вербальный и невербальный языки искусства. Любой звук несёт информацию о своём источнике. | 1 |
6 | М Музыкальный образ. Композитор — исполнитель - слушатель - коммуникационная связь. | 1 |
7 | Ещё раз о нашем музыкальном опыте. | 1 |
8 | Презентация своих схем литературно-зрительных ассоциаций. | 1 |
9 | Связь музыкального образа с внешним миром. Теория звукоподражания. Имитирование звуков природы и цивилизации. | 1 |
10 | Направленность музыки на отражение изменений, развития, движения. | 1 |
11 | Комплекс выразительных средств, применяемых автором в каждом произведении. | 1 |
12 | Форма произведения. Её особенности и неповторимость. | 1 |
13 | Музыкальный звук и его основные свойства. | 1 |
14 | Понятие «высота». Регистр, диапазон, интервалы. | 1 |
15 | Временная природа музыкального искусства. | 1 |
16 | Ритм в музыке и его характерные свойства. | 1 |
17 | Специфика восприятия тембра. | 1 |
18 | Происхождение некоторых европейских инструментов. Выразительность человеческого голоса. | 1 |
19 | Музыкальные «поле» и «волна». | 1 |
20 | Пробуждение творческого состояния. | 1 |
21 | Что такое вербальность в нашем мире. | 1 |
22 | Эмоциональная невербальность музыки. Её суть и сила. | 1 |
23 | Гениальность — это возможность видеть целостность мира в деталях. | 1 |
24 | Творческая мастерская: работа с музыкой Шопена и поэзией японского поэта Фикуда Тиё. | 1 |
25 | Музыкотерапия. Моцарт. Чистота гармоний и чувств. | 1 |
26 | Бетховен. Развитие многослойности эмоций. | 1 |
27 | Девятая симфония Бетховена. Победа над собой, а значит, победа над судьбой. | 1 |
28 | Биографические примеры музыкального мужества. | 1 |
29 | Противостояние классических композиторов проявлениям зла: безденежью, голоду, внутренней несвободе. | 1 |
30 | Роль музыки в личностном становлении. | 1 |
31 | Понятие «классика» Так ли она скучна? | 1 |
32 | Стили и направления в музыке. | 1 |
33 | Что такое «проблема» с точки зрения Моцарта? | 1 |
34 | Как найти внутренний баланс с помощью прослушивания музыкального произведения? | 1 |
35 | Ретроспектива пройденного материала. | 1 |
36 | Творческий отчёт по темам курса. | 1 |
Итого: | 36 ч. |
Содержание
1. Мы и музыка (10 часов)
1.1.Наш музыкальные опыт (теория — 1ч., практика — 1ч.). Активное и пассивное музицирование. Домашнее музыкальное воспитание. Музыкальные предпочтения в семье. Исполнение или слушание любимого исполнителя. Презентация его творчества. Тестовая работа:
- от каких обстоятельств зависят музыкальные предпочтения человека? Свободен ли их выбор?
- может ли человек обладать музыкальным опытом без музыкальных навыков и умений?
- мешают ли восприятию нового музыкального материала уже существующие у слушателя предпочтения?
- как формируется музыкальный опыт современного массового слушателя?
- Какова роль эмоций в приобретении музыкального опыта?
1.2. Мир музыки в зеркале музыкальной науки (теория — 1ч., практика — 1ч.). Роль средств массовой информации в формировании музыкального вкуса. Воздействие разных музыкальных жанров на эмоциональное состояние слушателя. Музыка как наука. Музыка не только феномен духовной культуры, но и явление материальное. Её природа обусловлена тем, что человек слышит музыку. Виды музыкальной науки: музыкальная акустика и инструментоведение, музыкальная физиология, психология музыки, музыкальная эстетика и философия.
1.3. Что происходит, когда мы слушаем музыку? (теория — 1ч., практика — 1ч.). Вербальный и невербальный языки искусства. Любой звук несёт информацию о своём источнике. Музыкальный образ. Композитор — исполнитель - слушатель - коммуникационная связь. Язык музыки. Литературно-зрительные ассоциации как помощь при постижении музыкальной информации. Задание на дом: прослушать одно из классических произведений и составить схему литературно-зрительных ассоциаций.
1.4. Ещё раз о нашем музыкальном опыте (практика — 2ч.). Презентация своих схем литературно-зрительных ассоциаций.
1.5. Общие принципы создания музыкального образа: эмоции и музыка (теория — 1ч., практика — 1ч.). Связь музыкального образа с внешним миром. Теория звукоподражания. Имитирование звуков природы и цивилизации. Направленность музыки на отражение изменений, развития, движения.
2. Мы и музыка (8 часов)
2.1.Музыкальное произведение и принципы его слухового анализа (теория — 1ч., практика — 1ч). Комплекс выразительных средств, применяемых автором в каждом произведении. Форма произведения. Её особенности и неповторимость.
2.2. Высотные средства музыкальной выразительности и их художественные задачи (теория — 1 ч., практика — 1 ч.). Музыкальный звук и его основные свойства. Понятие «высота». Регистр, диапазон, интервалы.
2.3. Ритмические средства музыкальной выразительности и их художественные задачи (теория — 1ч., практика — 1 ч.). Временная природа музыкального искусства. Ритм в музыке и его характерные свойства.
2.4. Тембровые средства музыкальной выразительности и их художественные задачи (теория — 1 ч., практика — 1 ч.). Специфика восприятия тембра. Происхождение некоторых европейских инструментов. Выразительность человеческого голоса.
3. Музыкальные встречи (16 ч.)
3.1. Встреча первая. Самый главный предмет (теория — 1 ч., практика — 1 ч.). Музыкальные «поле» и «волна». Пробуждение творческого состояния.
3.2. Встреча вторая. Это странное слово «вербальность» (теория — 1 ч., практика — 1 ч.). Что такое вербальность в нашем мире. Эмоциональная невербальность музыки. Её суть и сила.
3.3. Встреча третья. Пунктиры (теория — 1 ч., практика — 1 ч.). Гениальность — это возможность видеть целостность мира в деталях. Творческая мастерская: работа с музыкой Шопена и поэзией японского поэта Фикуда Тиё.
3.4. Встреча четвёртая. Лекарство от головной боли (теория — 1 ч., практика — 1ч.). Музыкотерапия. Моцарт. Чистота гармоний и чувств. Бетховен. Развитие многослойности эмоций.
3.5. Встреча пятая. «О, братья! Довольно печали!» (теория — 1ч, практика — 1ч.). Девятая симфония Бетховена. Победа над собой, а значит, победа над судьбой. Биографические примеры музыкального мужества.
3.6. Встреча шестая. О Добре и Зле (теория — 1ч., практика — 1ч.). Противостояние классических композиторов проявлениям зла: безденежью, голоду, внутренней несвободе. Роль музыки в личностном становлении.
3.7. Встреча седьмая. Вечная мечта о совершенстве (теория - 1ч., практика — 1ч.). Понятие «классика» Так ли она скучна? Стили и направления в музыке.
3.8. Встреча восьмая. Вольфганг Амадеус Моцарт, Или доказательства бессмертия (теория — 1ч., практика — 1ч.). Что такое «проблема» с точки зрения Моцарта? Как найти внутренний баланс с помощью прослушивания музыкального произведения?
4. Итоговое занятие (2ч.). Ретроспектива пройденного материала. Творческий отчёт по темам курса.
Методическое обеспечение программы «Экология музыкального вкуса»
Формы, методы и приемы работы:
Формы:
групповая,
работа в парах,
работа в малых группах,
дифференцированно – групповая,
индивидуальная.
Методы и приемы:
словесные (рассказ, беседа),
наглядные (иллюстрация, демонст
рация),
практические,
концерты,
работа с литературой, интернет-ресурсами.
Техническое оснащение:
ТСО (компьютер, магнитофон, музыкальный центр),
фортепьяно,
кабинет для занятий,
Формы подведения итогов по разделам:
итоговые занятия;
мероприятия (городские и внутренние);
концерты, вечера,
рефлексия мероприятия.
Список литературы
1. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
2. Березовчук Л.Н. Музыка и мы. «Бояныч» - Спб.: 1995.
3. Казинник М. С. Тайны гениев. - М.: 2007.
4. казинник М. С. Тайны гениев-2 или Волновые пути к музыке. - М.: 2010.
5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». - М.: 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальный калейдоскоп» (ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ)
Цель программы:формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки, способность управления культурным пространством своего существования в процессе представления музыкальных ...
Авторская программа внеурочной деятельности «Музыкальная шкатулка»
Программа может использоваться педагогом во внеурочной деятельности в начальной школе....
Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…»
Рабочая программа внеурочной деятельности. Музыкально-литературная гостиная «Пока горит свеча…» 2014-2015 учебный год 10-11 классы....
рабочая программа внеурочная деятельность "Музыкальная студия"
рабочая программа внеурочная деятельность "Музыкальная студия"...
Программа внеурочной деятельности «Музыкальная культура Земли Новгородской» для 5-6 классов по общеинтеллектуальному направлению
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5-6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС. Актуальность программы заключается в усилении внимания к та...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыкальный калейдоскоп"
Программа внеурочной деятельности «Музыкальный калейдоскоп» для 6 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта осн...
Программа внеурочной деятельности “Музыкально-театральная мастерская «Волжане»”
Модуль программы внеурочной деятельности“Музыкально-театральная мастерская” предназначен для активного приобщения детей к миру искусства посредством детского музыкального театра как формы ...