Технологическая карта урока по музыке 2 класс. Тема: «Эти разные марши»
учебно-методический материал по музыке

Самусева Эльмира Михайловна
Технологическая карта урока по музыке 2 класс учителя музыки МБОУ "Средняя школа № 9" г. Рославля Смоленской области Самусевой Эльмиры Михайловны Тема: «Эти разные марши» Урок был направлен на изучение и закрепление новых знаний. Используемые методы (метод проблемного вопроса, мотивирование деятельности учащихся, практический метод) и приемы (беседа, пояснение, объяснение) были направлены на повышение познавательной активности, развития коммуникативных навыков, творческих способностей, самостоятельности. Подобранный материал и техническое сопровождение позволяло поддерживать интерес детей к теме на протяжении всей деятельности. - Учащиеся знакомились с разными маршами - Учащиеся рассуждали и говорили свои мнения. - Учащиеся познакомились с понятием «Ритм». - Научились определять сильную и слабую долю в марше, играя на детских музыкальных инструментах. При подготовке к уроку были учтены возрастные особенности. Урок прошёл в активной познавательной деятельности обучающихся. Работоспособность ребят на уроке хорошая. Психологическая атмосфера урока дружественная. Поставленные цели и задачи урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_2_klass.doc67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки во 2  классе с применением здоровьесберегающих технологий.

Тема: «Такие разные марши».

Цель: Познакомить с  жанром  « марш» и его разновидностями. Создать условия для повышения  эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся и развития чувства ритма, формировать представления о различных видах маршей.

Задачи:  

Образовательные:

1.Создать ситуацию успеха для развития у учащихся способностей определять характерные особенности  разных видов маршей.

2.Закрепление знаний о маршевых музыкальных произведениях.

3.Введение музыкального понятия «Ритм».

Развивающие:

1.Развитие навыков слушания и  анализа музыкального произведения.

2.Развитие  музыкально-двигательных, ритмических и вокально-хоровых навыков, коммуникативных умений.

Воспитательные:

1.Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.

Музыкальный  и художественный материал:

  1. Портрет композитора П.И. Чайковского.
  2. П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».
  3. Г. Свиридов «Гусарский марш».  
  4. Марш «Триумф победы»  в исп. Духового Оркестра МВМУ.
  5. В. Шаинский «Вместе весело шагать».
  6. С. Чернецкий «Встречный марш».
  7. И. Дунаевский «Спортивный марш».
  8. Картинки с изображением военного, спортивного и кукольного парада.
  9. Разноцветные полоски для схемы марша (синие, жёлтые).
  10. Таблица настроений со словами: гордо,  уверенно,  твёрдо,  мужественно,  празднично, ярко, легко, звонко, весело, забавно.
  11. Детские самодельные шумовые инструменты.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Прогнозируемый результат

Организационный момент:

Вход в класс под муз. Марш «Триумф победы» в исп. Духового оркестра МВМУ.

Музыкальное приветствие «Добрый день» 

Встало солнце рано-рано-

Блещут волны океана-

Просыпается пшеница и звенят задорно птицы-

«Эй, ребята, второклашки! Добрый день!»-

Психологический настрой:

Прозвенел звонок для нас,
Все вошли мы дружно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем,
И скорей урок начнем.

– Ребята, я вам сегодня предлагаю самим сформулировать тему урока. А поможет вам в этом нелёгком вопросе  – музыка.

Актуализация знаний:

Вступительная беседа:
– Под какую музыку вы вошли в класс?

-Удобно ли маршировать под эту музыку?

-Предлагаю вам сейчас прослушать музыкальные произведения и определить их жанр. (Звучат марши: военный, спортивный ).

- Все ли они звучали  с одинаковым ритмом, настроением, характером?


Проблемная ситуация: определение темы урока

Дети входят в класс. Маршируют возле своих мест и с окончанием музыки останавливаются

Добрый день! (поднимают руки вверх).

Добрый день! (волнообразные движения кистями рук в воздухе).

(Поднимают ладони вверх и машут вправо-влево, взмахи руками вверх-вниз).

Добрый день! (вытягивают руки вперёд).

Подготовка учащихся к работе.

Слушание и определение жанра «марш».

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Делают вывод, что звучали марши, но они были разные

Снятие психофизического напряжения.

Настрой на урок

Самостоятельное определение маршей.

Формулируют тему урока.

Введение музыкального термина «Ритм»:

-Найдите у себя пульс. Пульс – это ритм нашего сердца. Когда вы болеете, приходит врач, он обязательно слушает пульс, нет ли нарушений в его ритме и как часто он стучит. В пульсе бывают сильные и слабые доли. Чередование сильных и слабых долей в музыке называется ритмом. Давайте прохлопаем ритм  I i I i I i I i. Ритм марша всегда очень четкий. Сильная доля называется “ударная”. Марш всегда исполняется под счет: “раз-два”, причем "раз" – ударная доля, а “два” – тихая.

Прослушивание и анализ музыкальных произведений:

Марш «Триумф победы»  в исп. Духового Оркестра МВМУ.

-Представьте: Большая площадь, на которой выстроились войска для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты. Музыка марша имеет четкий ритм, под который сапоги солдат ударяют о землю. Я предлагаю вам встать и промаршировать под звуки этого марша и отметить сильную долю в музыке.  А теперь предлагаю выложить ритм на парте при помощи разноцветных полосок, синяя полоска-сильная доля, жёлтая-слабая доля. У вас на столах лежат таблицы. Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Показ картинки  с изображением марширующих солдат на параде).

«Спортивный марш».

-В спортивной жизни все в движенье –

Большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязанье,
Ведь в нем есть дух соревнованья.

Победы без него не будет,
Спортивный марш так любят люди!

Какой из прослушанных маршей  легче по звучанию?

Музыкальная игра «Парад» под музыку

Г. Свиридова «Гусарский марш».

-Какой инструмент вы бы взяли на парад, чтобы отстукивать ритм?  

-А что у всех маршей общее?

 -А теперь слушаем следующий марш.

(Звучит  «Марш деревянных солдатиков» муз. П.И. Чайковского).

-Кто бы мог маршировать под эту музыку?

- Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки (звонкий,

весёлый, смешной, игрушечный).

-Посмотрите на рисунок (изображён кукольный парад с марширующими деревянными солдатиками). Соответствует ли рисунок звучанию этого марша?

-Представьте себе, что перед вами проходит парад, но в нём участвуют игрушечные солдатики. Звуки игрушечного марша  легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко, как настоящие. Вот и музыка называется «Марш деревянных солдатиков». (Повторите хором название этого произведения). Музыку этого марша написал композитор П. И. Чайковский (демонстрация портрета композитора).

Ритмотерапия:

-Попробуем  прохлопать ладошками ритм  «Марша деревянных солдатиков», а чтобы вам было легче это сделать, запомните слова:

-В детском мы альбоме

У игрушек в доме

Звонкий марш нас радостно встречал.

В киверах, в перчатках

Скачем на лошадках

К куклам в гости на прекрасный бал.

Исполнение детского шумового оркестра:

 под муз. П. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».

-Ваши шумовые инструменты помогут вам показать сильную долю в музыке марша. 

Артикуляционная гимнастика:


Упр. № 1
“Конфета” (язык поочередно упирается в правую и левую щеки, задерживаясь в каждом положении на 3–5 секунд);

Упр. № 2 “Часики“ (рот полуоткрыт, язык перемещается из правой стороны губ к левой. Педагог проговаривает вслух и задаёт темп – тик-так).


Упр. № 3 “Лошадка” (улыбнуться, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка “лошадка цокает копытами”);

Упр. № 4 “Покусаем язык” (улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Покусывать кончик языка – покусывать середину языка – покусывать язык, продвигая его постепенно вперед-назад. Во время выполнения упражнения произносить: “та-та-та”);

Дыхательная гимнастика:

Упр.№ 1. «Дышу и считаю». Медленный  вдох по руке учителя и короткий  выдох со счетом: 1, 2, 3, 4, 5… С каждым разом при повторении упражнения выдох удлиняется за счет увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.


Логоритмическое упражнение:

«Солдатики»  (связать движения рук с проговариванием текста).

Вот солдатики стоят-

Начинается парад-

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы шагать-

Исполнение песни «Вместе весело шагать»  муз. В.Шаинского.

Рефлексия:

-Под какую музыку вы шагали? (под марш).

-Какие марши сегодня звучали на уроке? (Военный, парадный, спортивный, кукольный).

-Как называется кукольный марш(«Марш деревянных солдатиков»)

-Кто сочинил «Марш деревянных солдатиков»? (П. Чайковский).

-Вы узнали, что в музыке бывают сильные доли и слабые. Как называется их чередование? (ритм).

-А что общего между такими разными маршами? (чёткий ритм, бодрый, радостный, уверенный, праздничный  характер).

Выход из класса под «Гусарский марш» Г. Свиридова

Знакомятся с понятием «Ритм».

Чётко прохлопывают ритм марша (чередование сильной и слабой доли).

Маршируют под музыку, выделяя сильную долю.

Выкладывают схему ритмического рисунка при помощи разноцветных полосок.

 

Слушают, определяют ритм, характер произведений, делают выводы.

Играют в игру по рядам:

1 ряд-барабанщики (имитируют игру на барабане).

2 ряд-солдаты (маршируют).

3 ряд-дирижёры (взмахи руками показывают сильные и слабые доли).

Слушают и определяют характер маршей, их вид, инструменты, которые их исполняют, делают сравнительный анализ.

Знакомство с портретом композитора П. И. Чайковского.

Исполняют задание под руководством учителя, проговаривают текст, прохлопывают ритм, подключают исполнение на шумовых инструментах.

Выполняют оздоровительные упражнения для подготовки к пению и снятию эмоционального и физического напряжения.

Укрепляют дыхательные мышцы  тренируют артикуляционный аппарат.

(Легко ударяют себя руками по бокам).

(Лёгкие удары по плечам).

(Ритмичные хлопки).

(Ходьба на месте).

Исполняют знакомую песню лёгким звуком, бодро, задорно. Маршируют под пение в припеве.

Отвечают на вопросы, делают вывод.

Правильное определение маршей по характеру и ритмическому рисунку

Научатся взаимодействовать в совместной музыкальной деятельности.

Приходят к выводу,  что у всех маршей чёткий ритм, энергичный характер, бодрая музыка.

Опираясь на свой слушательский опыт, ориентируются в разновидностях маршей, запоминают портрет и музыку П. И. Чайковского

Чётко слышат и показывают сильную долю в музыке марша

Развитие артикуляционного, речевого, опорно-двигательного аппарата, снятие эмоциональной разрядки, утомляемости глаз.

Владение вокально-хоровыми навыками

Закрепление пройденного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки во 2 классе на тему "Эти разные марши"

урок музыки во 2 классе на тему "Эти разные марши". Программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой "Музыка". Раздел: "День, полный событий!" Урок построен в соответствии с ФГОС. Дети в начале урока исследуют р...

Технологическая карта 7 класс. Тема: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания....