Программа развития творческих способностей
рабочая программа по музыке на тему

 Северинова Татьяна Андреевна

Программа развития творческих способностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey.docx34.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №61 "ФЛАЖОК" ГОРОДА СМОЛЕНСКА

«Программа

развития творческих способностей детей

посредством музыки»

составитель: Северинова Т.А.,

 музыкальный руководитель МБДОУ,

высшая квалификационная категория

г. Смоленск  2016

 

 

 

 

 

Оглавление

  1. Целевой раздел

1. Пояснительная записка…………………………………………3

- Актуальность, новизна программы, особенность программы,  Цель, задачи, принципы построения и реализации программы, сроки реализации, ожидаемый результат.

  1. Содержательный раздел…………………………………………….6
  1. Возрастные особенности музыкального развития ребёнка;
  2. Песенное творчество;
  3. Танцевально-игровое творчество;
  4. Инструментальное творчество;
  5. Музыкально-игровое творчество;
  6. Описание форм, методов реализации  программы;
  7. Взаимодействие муз. руководителя с родителями;
  8. Формы взаимодействия с семьями воспитанников;
  9. Взаимодействие муз. руководителя с воспитателями;
  1. Организационный раздел…………………………………………..15

3.1. Особенности организации образовательного процесса; 3.2. Материально-техническое обеспечение музыкального зала; Литература.

Приложения

 

 

 

 

« Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей… » В. А. Сухомлинский 

        I.         ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка.

Развитие музыкально-творческих способностей детей – одна из наиболее актуальных современных задач музыкального развития  

ребёнка. Наблюдая за детьми в ходе музыкальных занятий, развлечений, утренников, свободной деятельности, я заметила,  что задания, где требуется импровизация, творческое применение имеющихся умений и навыков вызывает у детей затруднения. Дети начинают  стесняться, большинство из них копирует педагога и друг друга.

В связи с этим возникла необходимость построения системы работы, направленной на углублённое развитие творческих способностей детей.

Главный принцип моей работы – соотношение обучения и творческого накопления впечатлений от восприятия музыки. Ведь чтобы ребёнок мог сочинить и спеть мелодию,  необходимо развить его ладовое чувство, чувство ритма, а ещё необходимы фантазии, умения применять свой опыт. Одним из направлением в работе стало решение задачи развития эмоционально-образного восприятия и художественного вкуса детей.  

         Образовательная программа направлена  на развитие музыкальных способностей и общее эстетическое  развитие детей 4 -6 лет.

             Данная дополнительная образовательная программа разработана на основе программы И.Каплуновой «Ладушки», И.Домогацкой «Развитие музыкальных способностей детей», Тютюниковой.Т «Элементарное музицирование с детьми дошкольного возраста»,

А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

 

          Новизна программы:  

  • интегрированные занятия (сочетание нескольких видов деятельности : движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах, пение);
  • дифференцированный подход (задания разной сложности для детей разного уровня развития и индивидуальных особенностей);
  • использование на занятиях речевой гимнастики и дыхательных упражнений;
  • позволяет развивать коммуникативные навыки.

Цель: Формирование творческой личности дошкольника, развитие природных задатков, творческих способностей на основе музыкально – игрового творчества. 

Задачи:

  • развивать творческое воображение
  • проявления творческой активности;
  • побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;
  • развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению.
  • побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: музыкально – ритмические движения, ритмопластика, певческие импровизации, игра на детских музыкальных инструментах.
  • создать предпосылки к формированию творческого мышления.

 

 

Дидактические принципы построения и реализации программы:

  • доступность;
  • наглядность;
  • Систематичность  и последовательность;           цикличность.

 Результаты диагностики позволили  разработать  поэтапную систему.

См. Приложение №1.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

 Программа  рассчитана на трехгодичный срок обучения,  1 академический час в неделю. Итого: 34 часа в каждой возрастной группе  в течении учебного года.

Ожидаемые результаты и виды контроля К концу трехгодичного обучения  дети  должны

Знать:

  • основные жанры музыки;   выразительные средства  музыки;
  • тембры музыкальных инструментов;
  • играть на детских музыкальных инструментах.

Основными выходными данными являются  выступления на концертах,  праздниках, утренниках.  

См. Приложение

 

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Возрастные особенности музыкального развития ребёнка.

Способности ребенка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней,— задача педагога.

 В противном случае иногда наблюдается отставание в развитии.  

Наиболее существенными особенностями музыкального развития являются:  

слуховое ощущение, музыкальный слух;  

качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера;  

простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.  

Третий и четвертый год жизни. У детей  повышается чувствительность,   возможность  более  точного  различения  свойства    предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию.

Этот   период   развития   характеризуется   стремлением   к   самостоятельно сти.   Происходит  переход  от  ситуативной  речи  к связной,   от  нагляднодейственного   мышления  к  наглядно-образному, заметно укрепляется  мышечно-двигательный аппарат. У    ребенка появляется   желание   заниматься   музыкой,   активно   действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими

движениями,   которые   позволяют   в   известной   степени   самостоятельно плясать и играть.  

Пятый год жизни. Он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.  

Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.  Освоение основных видов движения — ходьбы, бега, прыжков — дает возможность детям  шире использовать их в играх и танцах.

Одни   стремятся,   не   подражая   друг  другу,   по-своему   исполнить роль   (например,   в   сюжетной   игре),   другие   проявляют   интерес только к одному виду деятельности в зависимости от индивидуальных склонностей и способностей каждого.  

Шестой  и седьмой  год жизни.  Это период подготовки  ребят к школе. На   основе   полученных   знаний и впечатлений дети   могут   не  только   ответить  на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать   музыкальное   произведение, разобраться в его выразительных   средствах,   почувствовать   разнообразные   оттенки настроения, переданные музыкой.

Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но означает ли это, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию? Исследования проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкальнослуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.  

У детей 6—7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

В своей работе  на практике в ДОУ мы используем  различные формы решения программных задач музыкально-художественного воспитания по основным разделам образовательной музыкальной деятельности. В данной работе делается акцент на «Музыкально-игровое творчество».  

Это дает возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.

 

 

2.2.  Песенное творчество.

«Песенное творчество» - это умение детей петь простейшие мелодии, солировать. Пение создает благоприятные условия для формирования общей музыкальной культуры и развития речи. Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме.  

Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т. д.).  

На 1-ом этапе работа по развитию музыкальных способностей в пении включает   организацию различных видов занятий (индивидуальные, по подгруппам и фронтальные). По содержанию – типовые, тематические, доминантные, интегрированные. При построении совместной образовательной деятельности учитывается  принцип интеграции образовательных областей, специфика  и возможность образовательных областей (музыка, художественное творчество, познание, чтение художественной литературы, иногда использовав информационно – коммуникационную технологию.

В начале работы проводится    учет музыкально-вокальных данных каждого ребенка, т. е. определяется  диапазон их голоса, музыкальный слух, память, чувства ритма.

На 2-ом этапе работа идёт   по формированию певческих навыков, выразительностью  исполнения и одновременно  развития песенного творчества. Для этого подбираются    специальные задания, которые как элемент, включаются   на занятиях. Для воспитания интереса к новой песне, желания её слушать, а потом выучить и выразительно спеть, используя   разнообразные приёмы.

Младшая группа – учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и весёлые мелодии на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства весёлых и грустных мелодий по образцу.

Средняя группа – учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни  и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.

Старшая группа – учить импровизировать мелодии на заданный текст. Учить детей сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, весёлую плясовую.

Подготовительная группа – учить самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни, самостоятельно придумывать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, муз. пьесы и танцы.

 Импровизационное песенное творчество детей не возникает само по себе. Оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух ребенка, умение оперировать музыкально-слуховыми представлениями и на воображение ребенка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта. Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую – выработку интонационного и ладового слуха, вторую – развитие творческой фантазии.

См. Приложение № 2.  

 

 

 

 

2.3. Танцевально-игровое творчество.

«Танцевальное творчество» - это умение детей выражать себя при помощи знакомых элементов танца, импровизировать. На первых этапах формирования у детей представления о танцевальном искусстве  советуем  ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером и формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказок создают свой особый, уникальный танец. Очень хорошо для импровизационного движения помогают такие атрибуты как ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки.

Музыка и движение, таким образом, имеют много общих параметров, к которым относятся:

  • все временные характеристики (начало и конец, темп, ритм);
  • динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);          форма произведения и структура двигательной композиции.

Музыкально-ритмические движения являются универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.

Важное место в разделе «музыкально ритмические движения» занимает танцевально-игровое творчество.

В процессе занятий танцевально-игровым творчеством развиваются:

1. Способности.

1. Музыкальные:

  • общие (способность восприятия музыки, эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальная память, музыкальное воображение, музыкальное мышление)
  • специальные (координация движений, музыкально творческие)

2. Художественные:

                 развитие восприятия художественного образа и импровизация его.

3. Интеллектуальные:

         побуждение ребёнка выбирать правильный ответ из двух предложенных в процессе элементарного моделирования танцев и т. п.

4. Физические:

         развитие координационных движений, точность, регулирование двигательной активности в соответствии с музыкой.

См. Приложение№ 3.  

2.4. Детское инструментальное творчество

«Игра на музыкальных инструментах» является одним из видов детского исполнительства, развивающих творческие способности дошкольников. Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения, и одной из первых детских игрушек является погремушка. Игра на инструментах способствует не только развитию слуховых способностей, но и развивает мелкую моторику, чувство ритма.

 Важно научить детей правильно подбирать звуковой аккомпанемент по смыслу текста стихотворения или сказки, содержанию картины.

 Условиями его возникновения, помимо жизненного и музыкального опыта детей, богатства их музыкальных впечатлений и наличия комплекса музыкальных и общих способностей (воображения, фантазии, образного мышления и др.), являются владение способами звукоизвлечения и навыками игры на различных музыкальных инструментах и знание их выразительных возможностей, их тембров, особенностей звучания.

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т. е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений — непременное условие творческих проявлений детей.

Слушание инструментальных и вокальных произведений (в грамзаписи и «живом» исполнении), беседы о выразительных средствах музыкального языка, сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей — все это необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.

Одно из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество,— владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы.

На музыкальных занятиях (фронтальных, по подгруппам, индивидуальных) педагог не только разучивает с детьми определенный репертуар, обучает навыкам игры на музыкальных инструментах, знакомит с их выразительными возможностями, но и побуждает к музицированию, импровизациям, сочинению мелодий. Для этого он показывает способы воплощения музыкальных образов на разных инструментах, чтобы дети сами стремились импровизировать и на занятиях, и в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

На занятиях музыкальный руководитель дает детям творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий.

См. Приложение № 4.

2.5. Музыкально-игровое творчество

«Музыкально-игровое творчество» - это умение находить способы воплощения музыкально-игрового образа как самостоятельно, так и при помощи взрослых. Опыт работы показал, что участие детей в театрализованных играх позволило им преодолеть робость,  неуверенность в себе, застенчивость, также благоприятно повлияло на обогащение словаря детей, на развитие речевых и творческих способностей детей. Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, появляется уверенность в себе, они чувствуют себя свободнее, доверчивее.

Дети с большим удовольствием учат свои роли, а во время репетиции легко обыгрывают не только их, но и роли других участников

 

2.6. Описание форм, методов реализации программы.

Форма занятий: групповая, группы по 10-15 человек, индивидуальная.

Основные  методы:

  • Словесный;
  • Наглядный;
  • Практический;
  • Метод активизации зрительного и слухового восприятия;
  • Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
  • Метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий);

2.7. Взаимодействие музыкального руководителя с родителями.

Эффективность работы по развитию музыкальных способностей у дошкольников будет зависеть от организации взаимодействия ДОУ и семьи, построенного с учетом следующих условий:

  • проявление активности и инициативы со стороны родителей;
  • осуществление регулярной и систематической работы по просвещению родителей в области музыкального воспитания.
  • привлечение  родителей к разнообразным формам совместной музыкальнохудожественной деятельности с детьми в ДОУ

2.8. Формы взаимодействия с семьями воспитанников  

1. Совместная организация мероприятий с целью обогащения музыкальноэстетических представлений детей;

2.Анкетирование родителей с целью изучения их представлений об музыкально - эстетическом воспитании детей;

  1. Организация тематических консультаций, папок-передвижек, раскладушек по разным направлениям музыкально-эстетического воспитания ребёнка;
  2. Организация мероприятий, направленных на распространение семейного опыта музыкально-эстетического воспитания ребёнка («Папа, мама, а – музыкальная семья», средства массовой информации, творческие отчетные концерты и др.);
  3. Встречи с родителями в «Музыкальной гостиной».  

Цель: «Развитие музыкальных творческих способностей посредствам музыки»;

6.Участие родителей и детей в музыкальной театрализованной деятельности совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.

  1. Проведение праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей.
  2. Приобщение к театрализованному и музыкальному искусству через аудио- и видиотеку. Регулирование тематического подбора для детского восприятия. 9. Создание игротеки и фонотеки по музыкально –эстетическому развитию детей.
  1. Сотрудничество с культурными учреждениями села с целью оказания консультативной помощи родителям.
  2. Организация тренингов с родителями по обсуждению впечатлений после посещений мероприятий проводимых в ДОУ.
  3. Организация совместных посиделок, музыкальных тематических вечеров. 13. .«Музыкальная гостиная». Исполнение песен, стихов, инсценировок, танцев с детьми и родителями.

См. Приложение № 5.

2.9. Взаимодействие  музыкального руководителя с воспитателями.

Веду работу по повышению профессионализма педагогов в вопросах музыкального развития дошкольников: музыкально-ритмические движения, в области пения, танцевальным движениям.  

 

III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Особенности общей организации образовательного процесса.

 

Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребёнку радость. А образовательные ситуации должны быть увлекательными.

          Важнейшие образовательные ориентиры:

  • обеспечение эмоционального благополучия детей;          создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;
  • развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности)
  • развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности;

Для реализации этих целей педагогам рекомендуется:

  • проявить уважение к личности ребёнка и развивать демократический стиль взаимодействия с ним и с другими педагогами;
  • создавать условия для принятия ребёнком ответственности  и проявления эмпатии к другим людям;
  • помогать решать возникающие конфликты, учить проявлять  уважение друг к другу;
  • стимулировать проявление позиции ребёнка;
  • обсуждать с родителями (законными представителями) целевые ориентиры, на достижение которых направлена деятельность педагога. В организации должны быть созданы условия для проявления таких качеств. как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнавать новое.

 

 

3. 2. Материально-техническое обеспечение музыкального зала. 

Музыкальный зал оснащен необходимым оборудованием для музыкальной образовательной деятельности детей:

  • электронное пианино.
  • музыкальный центр.
  • микрофоны.
  • телевизор.
  • дивиди-проигрыватель.
  • детские музыкальные инструменты, шумовые инструменты.
  • музыкально-дидактические игры.
  • атрибуты для исполнения танцев, хороводов, инсценировок, кукольного театра, украшения музыкального зала.
  • костюмы и атрибуты для проведения праздников, развлечений.

Результаты моей работы выражены в положительной динамике развития выразительности речи у воспитанников нашего детского сада. Они проявляют интерес к пению; показывают высокий уровень развития вокально-хоровых навыков; умеют эмоционально и выразительно исполнять разные по характеру песни, как хором, так и самостоятельно. Наглядно это можно видеть на примере проведенных утренников и праздников. Праздники превращаются для наших воспитанников в волшебную красочную сказку, где они могли бы проявить себя как настоящие маленькие артисты. Данная работа отмечена благодарственными отзывами в «Книге отзывов» и на сайте ДОУ. Что является показателем развития творческих способностей детей.

 

 

 Перспектива развития данной темы:

В будущем я планирую продолжать  работу по  углубленному  развитию  музыкальных способностей,  способствовать продвижению  воспитанников  в приобретении   муз. навыков  на более профессиональном уровне.  

 Включать в свою работу  современные методики, игры, проводить индивидуальную работу с детьми и родителями.  Учить детей самостоятельно сочинять  сказки и обыгрывать их.

  Литература

  1. Методические пособия и работы по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста таких авторов как Б. Асафьева, К. Орфа, В.

Келлера, З. Кодаи, К. Тарасовой, О. Леонтьевой, Г. Струве, В. Емельянова, В. Огородного;

  1. Методики и рекомендации М. Ю. Картушиной, В. В. Емельянова, О. В.

Кацер, Е. Н. Тиличеевой,;

  1. Современные музыкальные концепции педагогов - новаторов В. Жилина, Т. Боровик, Т. Тютюнниковой, А. Бурениной, И. Каплуновой, И.

Новоскольцевой;

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык

Авторская программа "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит методические материалы, отражает методы и приёмы работы по развитию навыков анали...

Приложение к авторской программе "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык"

Приложение к авторской программе "Развитие творческих способностей школьников- билингвов средствами предмета русский язык" содержит некоторые разработки кружковых занятий по развитию навыков анализа, ...

Программа "Развитие творческих способностей обучающихся творческого объединения "Танцы"

Занятия хореографией, несомненно, откроют для детей новые пути познания творчества, обогатят их внутренний мир. Выявление способностей у детей и правильное их развитие- одна из важнейших педагогически...

Программа развития творческих способностей обучающихся курс внеурочной деятельности «Домашний уют»

Творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты. От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, у...

Программа развития творческих способностей детей младшего и среднего возраста "Творчество рождает творца"

Программа "Творчество рождает творца" направлена на работу по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся младших и средних классов инструментальных отделений ДШИ. В программе о...

Паспорт программы «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

создание инструментария учителя математики, позволяющего развивать творческие и мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в повседневной жизни...