Программа развития творческих способностей обучающихся курс внеурочной деятельности «Домашний уют»
рабочая программа (7 класс) на тему
Творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.
От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prog_tvorchestvo.docx | 23.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса внеурочной деятельности «Домашний уют»
Пояснительная записка
Творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.
От способности ученика к творчеству зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков. Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее находят свое место на производстве, лучше осваивают свою работу, приносят больше пользы. Наиболее сложной категорией детей к включению в творческую деятельность являются дети с нарушением интеллекта. У этих детей плохо развиты творческие способности, в связи с их интеллектуальной недостаточностью - слабо развита познавательная, мыслительная деятельность, воображение, восприятие, фантазия. Программа курса внеурочной деятельности «Домашний уют» способствует раскрытию в детях качеств, лежащих в основе творческого мышления, формированию умений управлять процессами творчества: фантазированием, воображением, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Программа способствует закреплению знаний, полученных на уроках социально - бытовой ориентировки.
Программа курса внеурочной деятельности «Домашний уют» разработана для учащихся 7 классов.
Цель курса внеурочной деятельности: создание условий для формирования творческой, активной личности, способной приобретать знания и применять их для решения практических задач и самостоятельному ведению домашнего хозяйства.
Задачи курса:
1. Ознакомление учащихся с правилами обустройства жилых помещений, зонирования пространства дома, правилами поведения в семье.
2. Развитие у учащихся трудовых умений в процессе изготовления украшений для дома, подарков.
3. Формирование у учащихся интереса к предметно-преобразующей деятельности и позитивной мотивации на трудовую деятельность.
4. Формирование у учащихся внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий.
5. Развитие у учащихся творческих способностей, художественного и
эстетического вкуса.
6. Воспитание у учащихся привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и других личностных качеств.
7. Коррекция недостатков психофизического развития.
Программа курса внеурочной деятельности «Домашний уют» предполагает расширение тем, изучаемых на занятиях социально-бытовой ориентировки и введение дополнительного материала для изучения.
Актуальность выбранной темы определяется необходимостью планомерного и систематического подхода к решению вопросов развития детей с нарушением интеллекта, их познавательных интересов, общеучебных умений и навыков и, конечно, творческих способностей для их подготовки к самостоятельной жизни.
Методическое обеспечение
Программа курса включает разделы «Мой дом», «Национальные и семейные праздники», «Домашние мелочи». Раздел «Мой дом» направлен на изучение особенностей различных зон жилища, эстетики и дизайна дома. В разделе «Национальные и семейные праздники» учащиеся знакомятся с особенностями культуры общения и поведения в семье, с народными традициями и праздниками, с приемами декоративного оформления жилища.
Раздел «Домашние мелочи» предполагает изучение учащимися различных видов декоративно-прикладного творчества (аппликация из различных материалов, народная игрушка), развитие умений выполнять творческие самобытные работы для оформления дома, что способствует развитию творческих способностей, трудовому и эстетическому воспитанию учащихся.
Программа курса предполагает изготовление индивидуальных и групповых творческих работ и дает возможность детям участвовать в выставках городского и областного уровня. Основной методической особенностью программы является вариативный подход к изучению предложенных разделов. Каждый раздел может быть скорректирован учителем с учетом: уровня квалификации и мастерства учителя; национальных и региональных особенностей расположения образовательного учреждения; возможностей материально-технической базы образовательного учреждения; возможностей учащихся с нарушением интеллекта, реализуемых через индивидуальные и групповые проекты, выполнение которых предусмотрено каждым из разделов программы.
Методы работы: наблюдение за окружающей действительностью, беседа, рассказ, включение в трудовую деятельность, развитие самостоятельных действий, метод творческого проекта, адаптированный к детям с особыми образовательными потребностями.
Форма работы - вводные, традиционные, практические занятия, уроки повторения, обобщения.
Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 1год: 36 часов (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учащимися программы курса внеурочной деятельности «Домашний уют».
Учащиеся, освоившие курс: знают виды и свойства ткани, ниток, бумаги, применяемых в декоративно- прикладном творчестве; умеют следовать инструкции по правильному применению инструментов и оборудования в соответствии с назначением и правилами техники безопасности; умеют планировать предстоящую работу и реализовывать последовательность действий при изготовлении изделия; умеют взаимодействовать со сверстниками и учителем при подготовке проектов в группах; умеют представлять результаты индивидуальной и коллективной работы; имеют опыт участия в городских и областных выставках декоративно- прикладного творчества.
Учебно-тематический план
№ | Раздел, темы занятий | Кол-во часов |
Раздел 1. | Мой дом | 12 |
1. | Значение жилища для человека. Виды жилых помещений. | 1 |
2. | Планирование жилого помещения | 1 |
3. | Цветовая гамма в интерьере | 1 |
4. | Интерьер детской комнаты | 1 |
5. | Творческий проект «Мой дом» | 3 |
6. | Изготовление макета жилого помещения | 4 |
7. | Экскурсия | 1 |
Раздел 2. | Национальные и семейные праздники | 12 |
1. | Семейные традиции. Любимые праздники. | 2 |
2. | Подарки своими руками. Изготовление подарков из природного материала. | 3 |
3. | Изготовление новогодних открыток и подарков. | 3 |
4. | Изготовление подарков ко дню 8 марта. | 3 |
5. | Экскурсия | 1 |
Раздел 3. | Домашние мелочи | 12 |
1. | Кукла-оберег | 2 |
2. | Изготовление декоративных изделий для кухни. | 4 |
3. | Разработка проекта и выполнение несложных изделий в технике аппликации | 4 |
4. | Итоги года. Выставка творческих работ учащихся | 2 |
Всего по программе | 36 |
Содержание программы
Раздел 1. Мой дом (12 часов)
Тема 1. Значение жилища для человека (1 час)
Вводное занятие. Значение жилища для человека. Виды жилых помещений. Требования, предъявляемые к помещению. Уборка помещения.
Тема 2. Планирование жилого помещения (1 час)
Уют в доме. Знакомство с функциональными особенностями помещений. Планировка квартиры с учетом потребностей в уюте каждого члена семьи.
Тема 3. Цветовая гамма в интерьере(1 час)
Теплые и холодные цвета. Расположение помещения относительно сторон
света. Влияние цвета на уют дома.
Тема 4. Интерьер детской комнаты (1 час)
Набор необходимой мебели. Оформление интерьера комнаты с учетом возраста и пола ребенка.
Тема 5. Творческий проект «Мой уютный дом» (3 часа)
Анкетирование по вопросам удобства проживания семьи. Обобщение материалов опроса. Выполнение творческого проекта «Мой уютный дом»: изготовление эскизов жилых зон.
Тема 6. Изготовление макета жилого помещения (4 часа)
Практическая работа. Изготовление макета жилого помещения из отходных материалов: коробок, остатков обоев, ткани, спичечных коробков.
Тема 7. Экскурсия в музей «Русская старина» дома творчества (1час).
Раздел 2. Национальные и семейные праздники (12 часов)
Тема 1. Семейные традиции. Любимые праздники. (2час)
Семейные традиции. Праздники. К вам пришли гости. Гостеприимство. Убранство дома.
Тема 2. Подарки своими руками. Изготовление подарков из природного материала (3 часа)
Этикет дарения подарков. Подарки своими руками. Практическая работа. Изготовление аппликаций, панно, рамок, открыток с использованием сухих цветов, ягод, кофейных зерен.
Тема 3. Изготовление новогодних открыток и подарков(3 часа)
Практическая работа. Виды открыток. Материалы. Способы изготовления открыток своими руками. Елка из отходных материалов.
Тема 4. Изготовление подарков ко дню 8 марта(3 часа)
Практическая работа. Материалы. Декоративные украшения своими руками.
Тема 5. Экскурсия (1 час)
Раздел3. Домашние мелочи (12 часов)
Тема 1. Кукла-оберег (2 часа)
Народные традиции изготовления кукол. Материалы, техника изготовления. Практическая работа. Изготовление кукол в народных традициях.
Тема 2. Изготовление декоративных изделий для кухни (4 часа)
Образцы изделий. Выполнение эскизов. Подготовка ткани. Практическая работа. Изготовление прихваток, салфеток, игольницы.
Тема 3. Разработка проекта и выполнение несложных изделий в технике аппликации (4 часа)
Разработка коллективных творческих проектов. Практическая работа. Выполнение коллективных проектов в подгруппах.
Тема 6. Итоги года. Выставка творческих работ учащихся (2 час)
Защита творческих проектов. Участие в выставках декоративно- прикладного творчества.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
1. Образцы изделий выполненных в технике декоративно-прикладного творчества.
2. Прикладные материалы: швейные нитки, нитки для вышивания, тесьма, кружево, прокладочные материалы, природный материал.
3. Коллекция «Виды бумаги», образцы клея.
4. Коллекция «Ассортимент образцов ткани».
5. Измерительные инструменты: линейки, угольники.
6. Швейные инструменты и приспособления для ручных работ.
7. Образцы ручных, машинных швов, применяемых в декоративно- прикладном творчестве.
8. Иллюстрации, схемы, выкройки.
9. Технологические карты.
Список литературы
1. Дайн, Г. Русская тряпичная кукла / Г. Дайн, М. Дайн. – М. :
Культура и традиции. – М, 2008. – 119 с.
2. Митителло, К. Аппликация и пэчворк для дома и дачи / К.
Мититело. – М. : «Эксмо», 2006. – 320 с.
3. Михиер, М. Шьем для дома. Стиль и уют своими руками. – М. :
ЗАО «Издательская группа «Контент», 2008. – 80 с.
4. Пантелеева, Л. В. Детское рукоделие / Л. В. Пантелеева. – М. :
Просвещение, 2005.
5. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида: Сборник 2 / под ред. В. В.
Воронковой. – М. : Владос, 2000. – 240 с.
6. Программы общеобразовательных учреждений. Технология.
Трудовое обучение 5-11 классы. – М. : Просвещение, 2008. – 217 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей во внеурочное время.
Развитие творческих способностей во внеурочное время....
семинар- практикум "Развитие творческих способностей посредством театрализованной деятельности"
Семинар-практикум для воспитателей дошкольного учреждения, занимающихся театрализованной деятельностью старших дошкольников...
Творческий отчет "Развитие творческих способностей через игровую деятельность"
Дополнительное образование относится к сфере свободного времени, но не перестает быть образованием, т.е. областью развития личности. Именно в дополнительном образовании можно использовать игровые техн...
Мастер класс для родителей с детьми «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида «Солнышко» Мастер класс для родителей с детьми«Развитие творческих способностейв изобразительной де...
Программа "Развитие творческих способностей обучающихся творческого объединения "Танцы"
Занятия хореографией, несомненно, откроют для детей новые пути познания творчества, обогатят их внутренний мир. Выявление способностей у детей и правильное их развитие- одна из важнейших педагогически...
Развитие творческих способностей на внеурочной деятельности
Статья для выступления на МО...
Паспорт программы «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»
создание инструментария учителя математики, позволяющего развивать творческие и мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в повседневной жизни...