конспект урока в 3 классе по теме "Древнейшая песнь материнства"
план-конспект урока по музыке на тему
конспект урока в 3 классе по теме "Древнейшая песнь материнства" ФГОС Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevneyshaya_pesn_materinstva.docx | 26.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 3 классе
Учитель: Самсонова Наталья Владимировна
Тема: «Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!»
Тип урока: комбинированный урок.
Цели урока: изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки. Осознать единство темы. Выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику.
Задачи: раскрыть образ Божьей Матери и образ матери через произведения поэзии, музыки, изобразительного искусства; развивать умение сравнивать, вокально-хоровые навыки; способствовать расширению представлений учащихся о музыкальных образах и жанрах; воспитывать чувство уважения к произведениям искусства, раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери.
МЕТОДЫ: созерцания, словесный, художественный анализ, наглядный, практический, сравнения, выход за пределы музыки.
Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Ave Maria». С.В.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» Тропарь Богородице. «Мамина улыбка» сл. Ольга Чусовитина, муз. С. Соснина
Дополнительный материал к уроку: Презентация. Тема: «Древнейшая песнь материнства»
Раздаточный материал: репродукции картины «Сикстинская мадонна» Рафаэль Санти, Словари Ражникова.
Карточки со словами: мир, радость, спокойствие, величие, красота, простота, благородство, тишина, достоинство).
Организационный момент.
-Я постараюсь, чтобы и сегодняшний урок музыки стал для вас интересным. О чем мы сегодня будем говорить, вы мне скажете сами после просмотра видеоролика.
Введение в тему урока
(Слайд 1. видеоролик «Притча о материнстве» учитель озвучивает текст)
-Какие чувства наполнили вас во время просмотра ролика?
Ответы детей:…
- Почему?
Д.: Такие чувства переполняют человека, когда говорят о МАМЕ.
- Чему же будет посвящен сегодняшний наш урок музыки?
Д.: (выводы детей)
-Есть особые произведения в искусстве раскрывающие великие, вечные темы. Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к матери средствами искусства. Проследим как музыка, литература и живопись создают образ матери, тема материнства от века к веку волновала художников всех народов, наверное, потому, что эта тема близка каждому человеку, независимо от возраста, страны и национальности. (Слайд 2)
Актуализация темы урока
«Древнейшая песнь материнству. Образ матери в музыке, поэзии и изобразительном искусстве» вот тема нашего урока сегодня.
Эпиграфом к уроку я взяла такие слова:
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если «любимая» - слово святое,
То трижды священное – женщина-мать!»
(Л.Рогожников)
- Ребята, дайте название этой музыке одним словом
- А где обычно звучат молитвы?
- Перед вами строки из стихотворений прочтите их и выберите то, которое больше подходит к молитве: (Слайд 3 )
Раскрытие темы урока на произведения разных видах искусства
1). Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
(А.С. Пушкин)
2). А вот и лунный шар: лампада зажжена,
В молельню тихую земля превращена;
Замолкла жизнь людей. Да вот, - ее молитва!
(Владимир Бенедиктов)
3). «Ave Maria – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей,
В тихом предстань сновидении ей!
Ave Maria – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха
( Афанасий Фет)
(Слайд 4)
- “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов. Я предлагаю вам на несколько минут стать «композиторами» и подобрать музыку для этого стихотворения. Можно воспользоваться словарем.
Д.: - ( выбирают характер, темп, динамику настроение, тембр голоса, инструмента, лад)
https://www.youtube.com/watch?v=_UYAzZC-NMo Слушание «Ave, Maria» Франц Шуберт в исполнении Робертино Лоретти
- Давайте послушаем молитву “Аве Мария” австрийского композитора Франца Шуберта в исполнении итальянского мальчика Робертино Лоретти. Слушая музыку, всмотритесь в картину, которая лежит перед вами (раздаточный материал репродукция картины «Сикстинская Мадонна » Рафаэля Санти) (Слайд 5)
- Слушая молитву, перед глазами у вас была картина «Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля Санти, созданная в 1512-1513г.г. В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).
(Слайд 6)
Посмотрите на изображение простое ли это изображение ? Как вы думаете, ее написал русский художник или художник зарубежный?
- Это икона русского художника В.Васнецова «Богоматерь с младенцем»
Беседа по картинам
Картину Рафаэля от иконы Васнецова отделяет почти 350 лет, а ведь они очень похожи. Давайте сравним чем?
(Слайд 7)
-Кто изображен на картинах?
-Откуда явилась Мария?
- Куда направляет стопы?
- Куда устремила взгляд?
-Какие краски на холстах художников?
- Какого цвета больше?
- Есть ли разница на картинах между небом и землёй?
- Где происходит действие?
- Перед кем стоит Дева Мария?
- Картины созданы в разное время и разными по вероисповеданию художниками, но как много в них общего. Как вы думаете почему?
Д.: - …
- Так же как в католической вере есть молитва «Аве Мария», которую мы с вами прослушали в исполнении Р. Лоретти, и в русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери. (Слайд 8 изображение из Библии)
Вот уже более двух тысяч лет православная церковь празднует праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в основе которого лежит евангельская история
Читая Священное Писание, Мария все яснее постигала законы Творца. Размышления о мудром устройстве сотворенного Им мира занимали ум Премудрой Девы и весели Ее сердце, как других веселят пиры, забавы или игры.
Однажды, читая священное писание перед Марией предстал Архангел Гавриил и произнес Божественное приветствие:
— Он сказал ей:
— Радуйся, святая, добрая Дева! Господь с тобою! Своею скромностью, своей добротой и любовью к Богу ты заслужила великую милость: у тебя родится сын, и ты должна назвать его Иисус. Он — Сын Божий, и придет на землю, чтобы спасти всех людей от зла, греха и смерти.
Явление Архангела не устрашило Пресвятой Девы: живя во храме, Она привыкла к явлениям ангельским. Но смутилось сердце Марии: и пророкам являлись Ангелы высказывать волю Божию, но ни один не слышал этого милостивого слова: «Радуйся!» Ее чистая душа недоумевала, чем заслужила Она столь высокую похвалу? Дева Мария молчала и ждала...
«Радуйся, благодатная! Господа с Тобою: благословенна Ты между жёнами», - этот же, только несколько измененный является и текстом молитвы С. Рахманинова и др. русских композиторов, которые обращались к этой теме.
Слушание «Богородице, Дево, радуйся»
- Давайте послушаем молитву С. Рахманинова.
Присоединитесь своей душой и пропойте душой вместе с произведением.
https://www.youtube.com/watch?v=qkOiPSy29jw (Звучит «Богородице Дево, радуйся» С.В. Рахманинова)- Что вы почувствовали?
- Как вы думаете, музыка этих молитв похожа?
- Чем?
- (распевность, динамика, лад, чистое, благозвучное звучание, красота)
- Послушайте еще раз фрагменты этих молитв и скажите есть ли отличие?
Повторное слушание фрагментов молитв.
Д.: - У Рахманинова без музыкального сопровождения, а у Шуберта с музыкальным сопровождением.
- Кто-нибудь знает почему?
Д.: - …
- Это из-за веры. В православных церквях нет музыкальных инструментов, а в католических - есть.
Динамическая пауза.
Давайте отдохнем, представим, что мы отправились на корабле в Австрию на Родину Франца Шуберта (Звучит запись шума моря)
Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги по шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижимаем к полу правую ногу. Правая напряжена, левая расслаблена. Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону – прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох – выдох!
Стало палубу качать!
Ногу к полу прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
Упражнения выполняются поочерёдно для каждой ноги.
Вернулись из нашего «путешествия» домой и с новыми силами продолжаем урок.
- Когда художник пишет деву Марию, то у него чаще всего получается не обычная картина, а икона. На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», « Неувядаемый цвет», «Нечаянная радость», «Милостивая», «Всех скорбящих радость». Каждая из этих икон получила название о того о чем молятся этой иконе. Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской - Небесной заступницы Москвы
(В руках учителя маленькая копия иконы из церкви)
Посмотрите видео об этой иконе и скажите, почему же она так близка нашему народу, обратите внимание на музыкальное сопровождение.
(Слайд 9)
-О чем молятся этой иконе?
Д.: …
Эта икона -Величайшая святыня Руси - в течении нескольких столетий находилась в Успенском соборе Московского кремля. Недаром Россию называют домом Богородицы. Многое «видела» и «слышала» икона:
«Странная история России
Вся прошла перед Твоим Лицом....
Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлёвских,
Умиляясь на нежный облик Твой,
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнились светлою слезой! (М. Волошин)
-Вот что пишет об этой иконе Максим Волошин. Что «видела и слышала» икона по мнению автора?
Д.: - …
- Путь иконы из Сиона в Киев, из Киева во Владимир, из Владимира в Москву - путь многовековой, а образ остаётся неизменным.
- Что вы можете сказать о музыке, которая сейчас прозвучит?
https://www.youtube.com/watch?v=JrXSw2VPd5w
Д.:(возможный ответ Похожа на молитву.)
- Кто-то заметил название этой молитвы?
(Слайд 10)
Тропарь – жанр византийской и древнерусской (с XI в.) гимнографии, небольшое произведение в честь святого или церковного праздника.
По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой ТРОПАРЬ. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери.
Запишем новое слово в музыкальные словарики.
Прочитайте стихотворение этого же поэта, которое он создал под впечатлением от слушания Тропаря и иконы Богоматерь Владимирская. (Слайд 11)
Не на троне – на Её руке, Левой
Ручкой, обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует…Немею –
Нет ни сил, ни слов на языке…
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит…
В мире нет слепительнее чуда
Откровенья вечной Красоты!
Максим Волошин
У.: - Какие чувства вызывают у вас эти строчки? С чем схожи они?
По выражению художника И. Грабаря, эта икона - «Древнейшая песнь материнства».
Богоматерь Владимирская – считается заступницей Москвы, а вот неизменная заступница куртамышан Абалацкая Божия Матерь («Знамение»).
(Показать маленькую копию из церкви)
(Слайд 12)
В книге «Земная жизнь Пресвятой Богородицы …» есть чудесное предание о том, что эта икона написана по видению во сне благочестивой вдове Марии из села Абалак в 1636 году. В видении Марии Богоматерь приказала построить в Абалаке новый храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Такое видение случилось четырежды. Последнее, очень знаменательное, Мария уже не могла более скрывать.
И в 1637 году со слов Марии протодьякон кафедрального Тобольского Софийского собора Матфей написал икону «Знамение», получившую название Абалацкой. Икона, по преданию, давно принесена в Куртамыш одной вдовой за явленные ей исцеления. Избавление от болезней - это не единственное благодеяние святыни. Внизу иконы есть надпись о том что, празднование совершается 8 июля по случаю избавления посёлка Куртамыш от пожаров с выносом иконы в 1864, 1868 и 1869 годах. В память избавления от пожаров и в настоящее время ежегодно совершаются крестные ходы с иконой только вокруг храма 2 августа, в Ильин день. Невозможно записать все сведения знамений Матери Божией для каждого человека.
Если вы с родителями будете в нашем храме, обратите внимание на эту икону, ее легко узнать по количеству золотых украшений, принесенных иконе людьми в благодарность за помощь.
Развитие вокально-хоровых навыков.
Кто-то приходит за помощью к иконам, кто-то находит помощь и успокоение, в том, что пишет стихи, картины, но каждый из нас знает точно, что выслушает, поможет и защитит нас только один человек – это наша МАМА. МАМА – слово, которое на всех языках звучит одинаково нежно и тепло…
- Ребята, а теперь закройте глаза и представьте себе лицо своей мамы. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Хорошо ли вы их помните?
Дома вы доучивали слова песни «Мамина улыбка». Давайте с вами споем ее красиво, с чувством, каждый постарается петь так, как будто вы дарите песню в подарок своей маме.
Исполнение песни «Мамина улыбка».
(Слайд 13)
- Какой образ сопровождал нас сегодня на уроке?
Д.: - …
- Найдите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, стихи, смотрите на картины, посвященные Богоматери.
( На доске слова повесить (или сейчас или перед началом урока): мир. радость, спокойствие, величие, красота, простота, благородство, тишина. достоинство).
слайд 14
Д.: - (выбирают, придумывают свои)
- Богородица, прежде всего мать, поэтому и чтят её образ во всех странах, как вечный символ страдающий матери. И в любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия. Берегите, уважайте, нежно любите свою маму, старайтесь не причинять ей боли своими словами и поступками. (Слайд 15)
Домашнее задание,
-Наверняка, у каждого из вас, после прослушивания музыки на уроке, остались свои впечатления найдите стихотворение, которое, по вашему мнению, было бы близко вашим чувствам, прочитайте его выразительно и поделитесь с нами на следующий урок. (Слайд 16)
Рефлексия. (Учитель открывает створку доски, на ней изображения Богоматери Владимирской и Абалацкой)
-Поднимите глаза на доску, кто это перед вами?
Д.: -(предполагаемый ответ: образы богоматери, о которых говорили на уроке.)
- Всмотритесь ещё раз в эти изображения, «пролистайте» в памяти весь урок Мы уже с вами знаем, что одной из этих икон молятся о мире на Земле, а другая помогает быть здоровыми. У каждого из нас с вами есть ангел- хранитель, и он спустился к вам, возьмите его аккуратно в ладошки, и скажите ему свою просьбу может кто-то хочет попросить , чтобы его не коснулась война, а кто-то- здоровья себе и своей маме или другому близкому человеку. Давайте улыбнёмся друг другу. Спасибо за урок!
Список используемой литературы
УМК «Музыка» 3 класс. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=qkOiPSy29jw «Богородице Дево, радуйся»
С.В. Рахманинова)
https://www.youtube.com/watch?v=_UYAzZC-NMo Робертино Лоретти - Ave Maria
https://www.youtube.com/watch?v=JrXSw2VPd5w тропарь Богородице, глас 4-й.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку
Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...
Конспект урока по немецкому языку "Алфавитная песня. Das ABC-Lied" 5 класс
Обобщение и систематизирование знаний учащихся по теме "Алфавит"...
Конспект урока литературы на тему «Авторская песня. В.Высоцкий»
Цели: развитие интереса к предметам: литература, музыка; воспитание интеллектуальной, всесторонне культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценнос...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конспект урока по музыке на тему: "Песни опалённые войной".
Ресурс содержит конспект урока ....
Конспект урока литературы "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". История создания произведения", 7 класс
Конспект урока литературы, 7 класс "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". История создания произведения"....
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...