Конспект урока литературы "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". История создания произведения", 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Конспект урока литературы, 7 класс  "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". История создания произведения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesn_o_veshch.olege_konspekt_ur.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

открытого урока

Учитель: Ерёмина С.А.

Урок литературы в 7а классе по теме: 

«А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». История создания произведения».

Дата проведения: 08.11.2021г.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

воскресить страницы далекого прошлого;

формировать ценностные ориентиры обучающихся;

формировать умение сопоставлять художественное произведение и летописный источник;

формировать навыки выразительного чтения;   повторить жанровые особенности баллады.

Планируемые результаты:

1) предметные: осмысление идейного своеобразия поэтического произведения А.С.Пушкина, основанного на летописном источнике, представление о летописи Нестора «Повесть временных лет», объяснение значения старинных слов; восприятие на слух актерского чтения произведения, анализ отдельных эпизодов; умение определять жанровые особенность баллады;

2) метапредметные: умение понимать проблему, прогнозирование, умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, обращаться к разным источникам информации; умение использовать знания из разных областей в процессе освоения художественного произведения;

3) личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе и истории, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, умение вести диалог, работать в паре и группе. 

Ход урока:

  1. Организационный этап урока.
  2.  Прогнозирование темы урока. Беседа.

Работа с эпиграфом.   «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» А.С. Пушкин.

-Какое произведение Пушкина посвящено «преданьям старины глубокой»?

-Предположите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

3.  Формулирование темы. Постановка целей урока (активное участие детей в постановке целей урока, формулировании его темы). Запись темы  урока в тетради.

4.  Беседа с обучающимися.    Постановка проблемного  вопроса:

-Почему А.С.Пушкин назвал свое произведение «Песнь…»?

Песнь – самый  древний вид лирической поэзии.

Выступление подготовленного ученика об истории создания произведения.

Пушкина всегда интересовала история. Он много времени уделял изучению летописей, исторических документов и книг. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом предсказывал дальнейшую историю страны. Пушкин, в 1820 г. сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая "Львовскую летопись", Пушкин встретил предание о князе Олеге, и его поразил этот эпизод летописи. Вот что писал он своему другу А. Бестужеву по этому поводу: "Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического".

  1. Слово учителя об исторической основе произведения со словарной работой.

Прослушав рассказ учителя, обучающиеся называют лексические значения новых слов. Работа в тетрадях.

«Песнь о вещем Олеге» переносит нас в то далекое прошлое, когда наши предки - восточные славяне были язычниками. Всё, что окружало их: камни, травы, река - наделялось человеческими свойствами, казалось им живым. Все явления природы славяне объясняли существованием и действиями особых сверхъестественных существ - богов. Богов было много. Одним из главных и почитаемых богов был Перун- бог грозы и войны. Согласно языческим верованиям, души умерших, погибших - в сече - в сражении, продолжали жить и после смерти. Над могилой насыпали курган - могильный холм. Вместе с покойником клали в могилу нож, огниво, посуду, пращ для метания камней, щит, меч, лук, копьё, боевой топорик с длинной рукояткой. Воина хоронили с конем - верным другом и спутником воинской жизни, большую часть которой воин древней Руси проводил в седле. После того как на могиле насыпали курган, в честь покойника совершалась тризна, т.е. устраивалось пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры.

Наши предки верили, что есть люди, умеющие угадывать жребий - судьбу, волю богов; таких людей они называли волхвами или колдунами, кудесниками (от "чудо"). Они верили, что волхвы обладают способностью совершать чудеса; могут управлять силами природы, могут,  когда захотят, превращаться в зверей, предсказывать грядущее (будущее).  В начале X века небольшие славянские государства объединились под властью князя Олега.  Центром Руси стал Киев, возникло Киевское государство.

6.  Чтение учителем  вслух  «Песнь о вещем Олеге». Учебник с.89-93

 7.  Работа с текстом. Беседа.

-Случайна ли встреча Олега и кудесника?

-Что олицетворяет Олег? (власть)

-Какая черта кудесника кажется вам самой главной? (мудрость)

-Мог ли Олег не прислушаться к предсказанию?

-Боится ли кудесник князя?

-Что важнее: власть или мудрость?

-Какой мог представить себе смерть от коня Олег?

-Поступок князя-это предательство?

-Что делать Олегу? Как поступили бы вы на его месте?

-Каким мы видим Олега в конце произведения, сожалеет ли он о своем поступке?

8. Работа с литературоведческими терминами. Работа в тетрадях.

-Вы уже знакомы с жанром баллады. Вспомним его основные особенности.

9.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

-Подумайте, чем для вас был полезен сегодняшний урок…

10.  Домашнее задание: с.89-93 выучить наизусть 1-7 строфы баллады (по выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе "Песнь о вещем Олеге", 6 класс

Формирование навыки исследовательской работы: умение работать над художественным образом и средствами его создания. Учащиеся учатся делать выводы об авторской мысли и быть готовым высказать  свою...

Разработка урока по литературе на тему: "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины". История создания произведения, героини поэмы".

Разработка урока по литературе на тему "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины".  История создания произведения, героини поэмы". На районную научно-исследовательскую конференцию "Историзм ка...

Конспект урока по математике с использованием ИКТ. Умножение числа на произведение. 4 класс

Задачи: Дидактическая: Совершенствовать вычислительные навыки и умения. Коррекционно – развивающая: Развивать мышление, память; развивать связную речь, активизировать познавательную  самостояте...

Конспект урока. Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского. История создания романа "Что делать?"

Конспект урока с презентацией для 10 класса по программе Ю.В. Лебедева (по ФГОС). Первый урок изучения творчества Н.Г. Чернышевского....

Поэма Н.В.Гоголя "Мёртвые души": краткое содержание, характеристика персонажей и история создания 9 класс. Презентацияи конспект

Презентация по литературе на тему: Поэма Н.В.Гоголя "Мёртвые души":  характеристика персонажей краткое содержание по главам и история создания произведения. Подходит для общеобразовател...