Конспект урока литературы "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". История создания произведения", 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Конспект урока литературы, 7 класс "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". История создания произведения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesn_o_veshch.olege_konspekt_ur.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
открытого урока
Учитель: Ерёмина С.А.
Урок литературы в 7а классе по теме:
«А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». История создания произведения».
Дата проведения: 08.11.2021г.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока:
воскресить страницы далекого прошлого;
формировать ценностные ориентиры обучающихся;
формировать умение сопоставлять художественное произведение и летописный источник;
формировать навыки выразительного чтения; повторить жанровые особенности баллады.
Планируемые результаты:
1) предметные: осмысление идейного своеобразия поэтического произведения А.С.Пушкина, основанного на летописном источнике, представление о летописи Нестора «Повесть временных лет», объяснение значения старинных слов; восприятие на слух актерского чтения произведения, анализ отдельных эпизодов; умение определять жанровые особенность баллады;
2) метапредметные: умение понимать проблему, прогнозирование, умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, обращаться к разным источникам информации; умение использовать знания из разных областей в процессе освоения художественного произведения;
3) личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношения к русской литературе и истории, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, умение вести диалог, работать в паре и группе.
Ход урока:
- Организационный этап урока.
- Прогнозирование темы урока. Беседа.
Работа с эпиграфом. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» А.С. Пушкин.
-Какое произведение Пушкина посвящено «преданьям старины глубокой»?
-Предположите, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?
3. Формулирование темы. Постановка целей урока (активное участие детей в постановке целей урока, формулировании его темы). Запись темы урока в тетради.
4. Беседа с обучающимися. Постановка проблемного вопроса:
-Почему А.С.Пушкин назвал свое произведение «Песнь…»?
Песнь – самый древний вид лирической поэзии.
Выступление подготовленного ученика об истории создания произведения.
Пушкина всегда интересовала история. Он много времени уделял изучению летописей, исторических документов и книг. Анализируя исторические события, исследуя действия, характеры исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом предсказывал дальнейшую историю страны. Пушкин, в 1820 г. сосланный Александром I за вольнолюбивые стихи на юг, не раз бывал в Киеве, где один из курганов на берегу Днепра называют могилой Олега. Читая "Львовскую летопись", Пушкин встретил предание о князе Олеге, и его поразил этот эпизод летописи. Вот что писал он своему другу А. Бестужеву по этому поводу: "Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического".
- Слово учителя об исторической основе произведения со словарной работой.
Прослушав рассказ учителя, обучающиеся называют лексические значения новых слов. Работа в тетрадях.
«Песнь о вещем Олеге» переносит нас в то далекое прошлое, когда наши предки - восточные славяне были язычниками. Всё, что окружало их: камни, травы, река - наделялось человеческими свойствами, казалось им живым. Все явления природы славяне объясняли существованием и действиями особых сверхъестественных существ - богов. Богов было много. Одним из главных и почитаемых богов был Перун- бог грозы и войны. Согласно языческим верованиям, души умерших, погибших - в сече - в сражении, продолжали жить и после смерти. Над могилой насыпали курган - могильный холм. Вместе с покойником клали в могилу нож, огниво, посуду, пращ для метания камней, щит, меч, лук, копьё, боевой топорик с длинной рукояткой. Воина хоронили с конем - верным другом и спутником воинской жизни, большую часть которой воин древней Руси проводил в седле. После того как на могиле насыпали курган, в честь покойника совершалась тризна, т.е. устраивалось пиршество, на котором пелись песни, прославлявшие подвиги умершего, и происходили военные игры.
Наши предки верили, что есть люди, умеющие угадывать жребий - судьбу, волю богов; таких людей они называли волхвами или колдунами, кудесниками (от "чудо"). Они верили, что волхвы обладают способностью совершать чудеса; могут управлять силами природы, могут, когда захотят, превращаться в зверей, предсказывать грядущее (будущее). В начале X века небольшие славянские государства объединились под властью князя Олега. Центром Руси стал Киев, возникло Киевское государство.
6. Чтение учителем вслух «Песнь о вещем Олеге». Учебник с.89-93
7. Работа с текстом. Беседа.
-Случайна ли встреча Олега и кудесника?
-Что олицетворяет Олег? (власть)
-Какая черта кудесника кажется вам самой главной? (мудрость)
-Мог ли Олег не прислушаться к предсказанию?
-Боится ли кудесник князя?
-Что важнее: власть или мудрость?
-Какой мог представить себе смерть от коня Олег?
-Поступок князя-это предательство?
-Что делать Олегу? Как поступили бы вы на его месте?
-Каким мы видим Олега в конце произведения, сожалеет ли он о своем поступке?
8. Работа с литературоведческими терминами. Работа в тетрадях.
-Вы уже знакомы с жанром баллады. Вспомним его основные особенности.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Подумайте, чем для вас был полезен сегодняшний урок…
10. Домашнее задание: с.89-93 выучить наизусть 1-7 строфы баллады (по выбору)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
Урок литературы в 5 классе по творчеству В.А. Жуковского с применением различных педагогических технологий....
Конспект урока по литературе "Песнь о вещем Олеге", 6 класс
Формирование навыки исследовательской работы: умение работать над художественным образом и средствами его создания. Учащиеся учатся делать выводы об авторской мысли и быть готовым высказать свою...
Разработка урока по литературе на тему: "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины". История создания произведения, героини поэмы".
Разработка урока по литературе на тему "Н.А. Некрасов. Поэма "Русские женщины". История создания произведения, героини поэмы". На районную научно-исследовательскую конференцию "Историзм ка...
Конспект урока по математике с использованием ИКТ. Умножение числа на произведение. 4 класс
Задачи: Дидактическая: Совершенствовать вычислительные навыки и умения. Коррекционно – развивающая: Развивать мышление, память; развивать связную речь, активизировать познавательную самостояте...
Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
В данной разработке рассказываеся о В.А.Жуковском, анализируется сказка "Спящая царевна", даются характеристики героев....
Конспект урока. Жизнь и творчество Н.Г. Чернышевского. История создания романа "Что делать?"
Конспект урока с презентацией для 10 класса по программе Ю.В. Лебедева (по ФГОС). Первый урок изучения творчества Н.Г. Чернышевского....
Поэма Н.В.Гоголя "Мёртвые души": краткое содержание, характеристика персонажей и история создания 9 класс. Презентацияи конспект
Презентация по литературе на тему: Поэма Н.В.Гоголя "Мёртвые души": характеристика персонажей краткое содержание по главам и история создания произведения. Подходит для общеобразовател...