Конспект урока по музыке на тему: "Песни опалённые войной".
план-конспект урока по музыке (7 класс)

Шиловская Татьяна Владимировна

Ресурс содержит конспект урока .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_stsenariy_otkrytogo_uroka.docx32.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

«Песни опаленные войной»

Ход урока

Организационный момент. Музыкальное приветствие.

(вход учащихся под музыку «Военный вокализ»)

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, Татьяна Владимировна!

2. Целеполагание и мотивация (подготовка к основному этапу урока)

- Ребята, скажите, пожалуйста, какому знаменательному событию в жизни нашей страны  посвящен сегодняшний наш урок?

 (75 –летию Великой Победы)

В этом году вся наша большая страна  будет праздновать юбилей Победы над фашистами.

Это событие грандиозное и очень важное для каждого из нас. День великой Победы напоминает нам о том, как преданно и самоотверженно сражались за свою Родину наши деды и прадеды.

- Посмотрите внимательно на слайд и определите тему нашего урока. (дети формулируют тему урока по слайду)

- Правильно, тема нашего урока, «Песни, опаленные войной».

- Как вы полагаете, зачем нам, живущим в 21 веке, помнить о событиях, прошедших 75 лет назад? 

(чтобы не допустить новой беды, горя, войны)

Учитель: Я бы с песни начала рассказ,

 пусть узнают юные ребята,

Как однажды, в предрассветный час,

 песни взяли в руки автоматы.

С этой песней первой бомбы свист,

 наша сила, мужество и горе,

И неслось, как лозунг, как призыв

 над страной в одном едином хоре.»

Учитель: Ничто не вдохновляет нас так, как хорошие стихи и красивая музыка. А если их объединить вместе и появляется песня – тогда мы способны на многое.  Большое влияние на жизнь людей нашей страны оказали военные песни.

Песни – как люди: у каждой своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет. Другие долго живут и не старятся.

Цель урока:

 показать роль  песен  Великой Отечественной войны  и их  актуальность в воспитании патриотизма современного человека.

Задачи:

1.Познакомить  учащихся с музыкальным и историческим прошлым через творчество композиторов-песенников военных лет.

2.Развивать навыки выразительного исполнения произведений о войне.

3.Воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны.

Оборудование:

Компьютер, аудиозаписи песен Великой Отечественной войны; презентация с видеорядом по теме урока, портретами авторов песен.

2.Усвоение новых знаний.

«Священная война»

- Послушайте , пожалуйста, песню ,  узнаете ли Вы самую  знаменитую  песню тех времен. Как она называется?

«Священная война».

Ребята, какая музыка здесь звучит?

(грозная, мужественная, суровая, призывная)

- Какие чувства людей выражает эта песня?

(Возмущение, гнев, месть, ненависть к врагу).

Кто поёт эту песню? Солист или хор?

(Хор).

Как  хор поёт эту песню?

(Хор поет песню сурово, мужественно, произносит слова твердо и решительно.)

Какие главные идеи несёт это произведение?

(Любовь к Родине, патриотизм и героизм народа, сила духа, желание выстоять любой ценой, защитить свою страну)

Учитель: Вам было дано задание, подготовить материал о создании нескольких песен времён ВОВ.

Давайте заслушаем историю создания песни «Священная война»

 О ней нам расскажет Бакатова  Виктория.

Ученица: 

- 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами:

«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…» Стихотворный текст был написан в первый же день Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года.

Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: «Будем изучать новую песню - «Священная война».

Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты. А певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост –эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на сцену, и у них зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале – шум, резкие команды, звуки радио. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал стихает…

С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда звучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы …

Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

Учитель: Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Каждое утро после боя курантов она звучала по радио.

Учитель: На войне было сложено и пелось немало боевых громких песен, песен призывов к победе, песен маршей. Но не менее любимы песни лирические, душевные, и одна из таких песен  «В землянке».

Об истории создания песни  «В землянке» нам расскажет Чайка Мирослав.

«В землянке»


Чайка Мирослав.

«До тебя мне дойти нелегко, а до смерти черты шага», - эти трогательные строки корреспондент газеты “Красноармейская правда” Алексей Сурков адресовал своей супруге Софии и даже представить не мог, что его стихи станут известной песней. Алексей сочинил эти стихотворное послание под Истрой, после того, как всю ночь ему со штабом гвардейского полка пришлось по пояс в снегу выходить из окружения. Когда стихотворение было готово, солдат озаглавил его строкой – «Тебе — солнышко мое!». Его жена в это время была с дочкой и сыном в эвакуации.

«Землянка», возможно, так и осталась бы частью личной переписки, если бы зимой 1942 года из эвакуации не вернулся композитор Константин Листов, и вот тут Алексей Сурков вспомнил о своих стихах. Через неделю Листов появился в редакции снова, попросил гитару и спел. Так появилась песня

«В землянке». ”- в 1942 году.

 Ее популярность была исключительной. В короткий срок песня облетела все фронты. Ее пели и в тылу, и везде, где мог звучать голос человека.

Учитель:  Исполнение песни « В землянке» под баян .

Учитель.

- Что вы почувствовали, слушая эту музыку?

Учитель: Лирические песни придавали силы бойцам. Помогали выжить солдатам в трудные минуты. Бойцы знали, что воюют они за своих родных и близких людей, и поэтому нужна была только Победа!

 «Катюша»

Учитель: Казалось, что среди грохота сражений,  могут звучать лишь боевые песни да марши. Однако, уже с первых дней войны, стало слышно, что рядом со строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие слова лирических песен. Одна из самых любимых песен военных лет - «Катюша».

Об истории создания песни «Катюша» нам расскажет Захарова Варвара.

Захарова Варвара.

Однажды известный поэт Михаил Исаковский, автор уже всенародно любимых песен в 1938 году, сочинил четверостишие :

Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша

На высокий берег на крутой.

А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потом отложил листок в сторонку, как говорится в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки.

Вскоре у поэта состоялось знакомство с М. И. Блантером, которому он и посетовал, что застопорилось стихотворение. А тот возьми, да и попроси зачин, который уже имелся. Но как только взял Матвей Блантер листок с четверостишием, так сам потерял покой: так ему понравилась игра ударений; берег, на Берег, и так хотелось сочинить мелодию к словам.

Стал тогда композитор теребить поэта, чтоб дописывал текст песни

поскорее. Наконец, все сложилось вместе, и песня зазвучала. Премьера ее состоялась  в Колонном зале Дома Союзов. По воспоминаниям М. И. Блантера, «когда после всей нашей программы на сцену вышла девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов.

Исполнение песни «Катюша»

Песня стала событием в музыкальной жизни. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.

В годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «Запела» орудийными залпами. Красивым именем «Катюша» окрестили оружие, наводившее ужас на врага.

- Какие чувства у бойцов и слушателей вызывала эта песня?

(Радость, улыбки, бодрое настроение, уверенность)

- Каков ее характер?

Учитель:  Песня «Катюша», с ее бодрым маршево – танцевальным ритмом, чувством уверенности пробуждала надежду: все беды пройдут, страшная война закончится и воины встретят своих жен, невест, а матери и отцы обязательно дождутся своих сыновей!

Песня «Катюша» знаменита на весь мир, её исполняют на разных языках. После войны эта песня стала своего рода паролем дружбы.

«Смуглянка»

Учитель: Трудно предугадать судьбу военных песен. Одни из них становятся популярными уже после первого исполнения. Другим же приходится преодолевать долгий тернистый путь к известности. Сегодня трудно поверить, но одной из таких песен, пролежавшей "на полке" несколько десятков лет, прежде чем ее запела вся страна, стала песня композитора Анатолия Новикова и поэта Якова Шведова "Смуглянка".

Об истории создания песни  «Смуглянка» нам расскажет Юрчикова Виктория.

Юрчикова Виктория.

Ученица:  Очень многие искренне считают, что «Смуглянка» была написана непосредственно к фильму Леонида Фёдоровича Быкова «В бой идут одни старики». На самом же деле она появилась за 30 с лишним лет до его выхода, в 1940 году ,поэтом-песенником  Яковом  Шведовым  и композитором  Анатолием  Новиковым  , посвящённая борьбе молдавских партизан в годы гражданской войны против румынских оккупантов. Песня являлась  частью сюиты, написанной  по заказу ансамбля Киевского особого военного округа. Смуглянка» почему-то не  пришлась  по вкусу и ее вычеркнули из списков репертуара ансамбля. 
В 1973 году Леонид Быков снял свой шедевр фильм «В бой идут одни «старики», где спел и «Смуглянку». Согласно легенде, Быков впервые услышал ее еще в юности от двоих военных, ехавших в поезде в Молдавию на могилы боевых товарищей, и настолько она запала актеру в душу, что ни о каком другом гимне «поющей эскадрильи» он уже не думал..
Эту песню пела не только легендарная «поющая» эскадрилья из кинофильма Леонида Быкова «В бой идут одни “старики”» — ее запела вся страна. Пожалуй, это одна из самых лирических песен времен Великой Отечественной войны, которая стала поистине народной — слова «Смуглянки» знает наизусть не одно поколение жителей России. Она стала гимном летчиков истребительной авиации, ветеранов войны.

Учитель: Как сказал МАЭСТРО, известный персонаж фильма «В бой идут одни старики»: «Кто сказал, что нету места песне на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!»

Давайте и мы с вами  споем эту замечательную   песню.

Исполнение песни «Смуглянка»

Учитель: о чём поётся в песне «Смуглянка»?
Ученики: В этой песне поётся о встрече солдата и партизанки. О возникновении между ними любви, но мы с Вами в мае того года смотрели этот фильм и Вы ребята знаете, что главные герои фильма Ромео и Маша  погибают.

Учитель: Война и песня: что может быть общего?

Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен... И, тем не менее,… Песни, родившиеся в годы Великой Отечественной войны, придавали бойцам и труженикам тыла чувства солидарности, сплоченности, веру и уверенность в победе.

Учитель:

В семье Газдановых из села Дзуарикау в Северной Осетии было семеро сыновей. Один погиб в 1941 под Москвой. Еще двое — при обороне Севастополя в 1942. От третьей похоронки умерла мать. Следующие трое сыновей Газдановых пали в боях в Новороссийске, Киеве, Белоруссии. Сельский почтальон отказался нести похоронку на последнего, седьмого сына Газдановых, погибшего при взятии Берлина. И тогда старейшины села сами пошли в дом, где отец сидел на пороге с единственной внучкой на руках: он увидел их, и сердце его разорвалось... В 1963 году в селе установили обелиск в виде скорбящей матери и семи улетающих птиц. Памятник посетил дагестанский поэт Расул Гамзатов. Под впечатлением от этой истории он написал стихотворение. А музыку написал композитор Ян Френкель.

  Вы наверное  догадались, что я говорю о песне «Журавли».

Давайте в заключении нашего урока исполним эту замечательную песню.

Исполнение песни «Журавли»

Учитель:  Ребята, возьмите  в руки журавлей, которых мы сделали на уроке технологии. Напишите на них имена своих прадедушек и прабабушек и давайте прикрепим на доску, как  память о ВОВ.

Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Нужны ли сегодняшнему поколению песни, написанные после войны? Ведь война уже закончилась? Как Вы думаете?

Ученики: -Чтобы люди помнили тех, кто отдал свои жизни за Родину, чтобы мы знали историю Отечественной войны, чтобы мы уважали тех, кто защищал нашу Родину.

Учитель: Какие песни прозвучали на нашем уроке?

Ученики: песни, которые были написаны во время войны, до войны и после войны.        

Учитель: Какую роль сыграли стихи и песни военных лет в победе Великой Отечественной войны?

- Они поднимали боевой дух солдат, помогали солдатам выжить в трудные минуты, вселяли уверенность, что дома ждут родные и близкие, и нужно обязательно вернуться. Бойцы знали, что воюют  за свою Родину, и поэтому нужна была только Победа!

Учитель: Сегодня мы только слегка прикоснулись к песням Великой Отечественной войны. Слушая музыку, исполняя песни, мы, таким образом, вспоминаем и чтим память погибших во время войны , отдаем дань уважения ветеранам, живущим ныне.

Закончить наш урок мне бы хотелось вот такими строками:

Вот уж даль дневную

Окрасил вечерний свет…

Что же меня волнуют  

Песни военных лет?

Что-то для нас святое,

Скрыто в их глубине,

Строки, какие стоя

Хочется слушать мне.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»

Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100»  авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...

Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс

План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...

Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».

Предмет – историяКласс – 11Цель урока-  создать условия для формирования  у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.Урок построен в...

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...

Урок по литературе 8 класса "Строки опалённые войной"

Знакомство детей с поэтами ВОВ и их творчеством....

План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

конспект урока "М. Шолохов "Тихий Дон". Человек и война. Г. Мелехов в событиях первой мировой войны".

Урок литературы в 11 классеТип урока: изучение новой темыУрок- исследованиеЦели урока:- Проследить судьбу человека, прошедшего через войну, каково поведение Г.Мелехова на войне, какие чувства выносит ...