Конспект урока по музыке на тему: "Песни опалённые войной".
план-конспект урока по музыке (7 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
«Песни опаленные войной»
Ход урока
Организационный момент. Музыкальное приветствие.
(вход учащихся под музыку «Военный вокализ»)
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, Татьяна Владимировна!
2. Целеполагание и мотивация (подготовка к основному этапу урока)
- Ребята, скажите, пожалуйста, какому знаменательному событию в жизни нашей страны посвящен сегодняшний наш урок?
(75 –летию Великой Победы)
В этом году вся наша большая страна будет праздновать юбилей Победы над фашистами.
Это событие грандиозное и очень важное для каждого из нас. День великой Победы напоминает нам о том, как преданно и самоотверженно сражались за свою Родину наши деды и прадеды.
- Посмотрите внимательно на слайд и определите тему нашего урока. (дети формулируют тему урока по слайду)
- Правильно, тема нашего урока, «Песни, опаленные войной».
- Как вы полагаете, зачем нам, живущим в 21 веке, помнить о событиях, прошедших 75 лет назад?
(чтобы не допустить новой беды, горя, войны)
Учитель: Я бы с песни начала рассказ,
пусть узнают юные ребята,
Как однажды, в предрассветный час,
песни взяли в руки автоматы.
С этой песней первой бомбы свист,
наша сила, мужество и горе,
И неслось, как лозунг, как призыв
над страной в одном едином хоре.»
Учитель: Ничто не вдохновляет нас так, как хорошие стихи и красивая музыка. А если их объединить вместе и появляется песня – тогда мы способны на многое. Большое влияние на жизнь людей нашей страны оказали военные песни.
Песни – как люди: у каждой своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет. Другие долго живут и не старятся.
Цель урока:
показать роль песен Великой Отечественной войны и их актуальность в воспитании патриотизма современного человека.
Задачи:
1.Познакомить учащихся с музыкальным и историческим прошлым через творчество композиторов-песенников военных лет.
2.Развивать навыки выразительного исполнения произведений о войне.
3.Воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны.
Оборудование:
Компьютер, аудиозаписи песен Великой Отечественной войны; презентация с видеорядом по теме урока, портретами авторов песен.
2.Усвоение новых знаний.
«Священная война»
- Послушайте , пожалуйста, песню , узнаете ли Вы самую знаменитую песню тех времен. Как она называется?
«Священная война».
Ребята, какая музыка здесь звучит?
(грозная, мужественная, суровая, призывная)
- Какие чувства людей выражает эта песня?
(Возмущение, гнев, месть, ненависть к врагу).
Кто поёт эту песню? Солист или хор?
(Хор).
Как хор поёт эту песню?
(Хор поет песню сурово, мужественно, произносит слова твердо и решительно.)
- Какие главные идеи несёт это произведение?
(Любовь к Родине, патриотизм и героизм народа, сила духа, желание выстоять любой ценой, защитить свою страну)
Учитель: Вам было дано задание, подготовить материал о создании нескольких песен времён ВОВ.
Давайте заслушаем историю создания песни «Священная война»
О ней нам расскажет Бакатова Виктория.
Ученица:
- 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами:
«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…» Стихотворный текст был написан в первый же день Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года.
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: «Будем изучать новую песню - «Священная война».
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты. А певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост –эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на сцену, и у них зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале – шум, резкие команды, звуки радио. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал стихает…
С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда звучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы …
Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».
Учитель: Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Каждое утро после боя курантов она звучала по радио.
Учитель: На войне было сложено и пелось немало боевых громких песен, песен призывов к победе, песен маршей. Но не менее любимы песни лирические, душевные, и одна из таких песен «В землянке».
Об истории создания песни «В землянке» нам расскажет Чайка Мирослав.
«В землянке»
Чайка Мирослав.
«До тебя мне дойти нелегко, а до смерти черты шага», - эти трогательные строки корреспондент газеты “Красноармейская правда” Алексей Сурков адресовал своей супруге Софии и даже представить не мог, что его стихи станут известной песней. Алексей сочинил эти стихотворное послание под Истрой, после того, как всю ночь ему со штабом гвардейского полка пришлось по пояс в снегу выходить из окружения. Когда стихотворение было готово, солдат озаглавил его строкой – «Тебе — солнышко мое!». Его жена в это время была с дочкой и сыном в эвакуации.
«Землянка», возможно, так и осталась бы частью личной переписки, если бы зимой 1942 года из эвакуации не вернулся композитор Константин Листов, и вот тут Алексей Сурков вспомнил о своих стихах. Через неделю Листов появился в редакции снова, попросил гитару и спел. Так появилась песня
«В землянке». ”- в 1942 году.
Ее популярность была исключительной. В короткий срок песня облетела все фронты. Ее пели и в тылу, и везде, где мог звучать голос человека.
Учитель: Исполнение песни « В землянке» под баян .
Учитель.
- Что вы почувствовали, слушая эту музыку?
Учитель: Лирические песни придавали силы бойцам. Помогали выжить солдатам в трудные минуты. Бойцы знали, что воюют они за своих родных и близких людей, и поэтому нужна была только Победа!
«Катюша»
Учитель: Казалось, что среди грохота сражений, могут звучать лишь боевые песни да марши. Однако, уже с первых дней войны, стало слышно, что рядом со строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие слова лирических песен. Одна из самых любимых песен военных лет - «Катюша».
Об истории создания песни «Катюша» нам расскажет Захарова Варвара.
Захарова Варвара.
Однажды известный поэт Михаил Исаковский, автор уже всенародно любимых песен в 1938 году, сочинил четверостишие :
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша
На высокий берег на крутой.
А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потом отложил листок в сторонку, как говорится в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки.
Вскоре у поэта состоялось знакомство с М. И. Блантером, которому он и посетовал, что застопорилось стихотворение. А тот возьми, да и попроси зачин, который уже имелся. Но как только взял Матвей Блантер листок с четверостишием, так сам потерял покой: так ему понравилась игра ударений; берег, на Берег, и так хотелось сочинить мелодию к словам.
Стал тогда композитор теребить поэта, чтоб дописывал текст песни
поскорее. Наконец, все сложилось вместе, и песня зазвучала. Премьера ее состоялась в Колонном зале Дома Союзов. По воспоминаниям М. И. Блантера, «когда после всей нашей программы на сцену вышла девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов.
Исполнение песни «Катюша»
Песня стала событием в музыкальной жизни. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.
В годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «Запела» орудийными залпами. Красивым именем «Катюша» окрестили оружие, наводившее ужас на врага.
- Какие чувства у бойцов и слушателей вызывала эта песня?
(Радость, улыбки, бодрое настроение, уверенность)
- Каков ее характер?
Учитель: Песня «Катюша», с ее бодрым маршево – танцевальным ритмом, чувством уверенности пробуждала надежду: все беды пройдут, страшная война закончится и воины встретят своих жен, невест, а матери и отцы обязательно дождутся своих сыновей!
Песня «Катюша» знаменита на весь мир, её исполняют на разных языках. После войны эта песня стала своего рода паролем дружбы.
«Смуглянка»
Учитель: Трудно предугадать судьбу военных песен. Одни из них становятся популярными уже после первого исполнения. Другим же приходится преодолевать долгий тернистый путь к известности. Сегодня трудно поверить, но одной из таких песен, пролежавшей "на полке" несколько десятков лет, прежде чем ее запела вся страна, стала песня композитора Анатолия Новикова и поэта Якова Шведова "Смуглянка".
Об истории создания песни «Смуглянка» нам расскажет Юрчикова Виктория.
Юрчикова Виктория.
Ученица: Очень многие искренне считают, что «Смуглянка» была написана непосредственно к фильму Леонида Фёдоровича Быкова «В бой идут одни старики». На самом же деле она появилась за 30 с лишним лет до его выхода, в 1940 году ,поэтом-песенником Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым , посвящённая борьбе молдавских партизан в годы гражданской войны против румынских оккупантов. Песня являлась частью сюиты, написанной по заказу ансамбля Киевского особого военного округа. Смуглянка» почему-то не пришлась по вкусу и ее вычеркнули из списков репертуара ансамбля.
В 1973 году Леонид Быков снял свой шедевр фильм «В бой идут одни «старики», где спел и «Смуглянку». Согласно легенде, Быков впервые услышал ее еще в юности от двоих военных, ехавших в поезде в Молдавию на могилы боевых товарищей, и настолько она запала актеру в душу, что ни о каком другом гимне «поющей эскадрильи» он уже не думал..Эту песню пела не только легендарная «поющая» эскадрилья из кинофильма Леонида Быкова «В бой идут одни “старики”» — ее запела вся страна. Пожалуй, это одна из самых лирических песен времен Великой Отечественной войны, которая стала поистине народной — слова «Смуглянки» знает наизусть не одно поколение жителей России. Она стала гимном летчиков истребительной авиации, ветеранов войны.
Учитель: Как сказал МАЭСТРО, известный персонаж фильма «В бой идут одни старики»: «Кто сказал, что нету места песне на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!»
Давайте и мы с вами споем эту замечательную песню.
Исполнение песни «Смуглянка»
Учитель: о чём поётся в песне «Смуглянка»?
Ученики: В этой песне поётся о встрече солдата и партизанки. О возникновении между ними любви, но мы с Вами в мае того года смотрели этот фильм и Вы ребята знаете, что главные герои фильма Ромео и Маша погибают.
Учитель: Война и песня: что может быть общего?
Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен... И, тем не менее,… Песни, родившиеся в годы Великой Отечественной войны, придавали бойцам и труженикам тыла чувства солидарности, сплоченности, веру и уверенность в победе.
Учитель:
В семье Газдановых из села Дзуарикау в Северной Осетии было семеро сыновей. Один погиб в 1941 под Москвой. Еще двое — при обороне Севастополя в 1942. От третьей похоронки умерла мать. Следующие трое сыновей Газдановых пали в боях в Новороссийске, Киеве, Белоруссии. Сельский почтальон отказался нести похоронку на последнего, седьмого сына Газдановых, погибшего при взятии Берлина. И тогда старейшины села сами пошли в дом, где отец сидел на пороге с единственной внучкой на руках: он увидел их, и сердце его разорвалось... В 1963 году в селе установили обелиск в виде скорбящей матери и семи улетающих птиц. Памятник посетил дагестанский поэт Расул Гамзатов. Под впечатлением от этой истории он написал стихотворение. А музыку написал композитор Ян Френкель.
Вы наверное догадались, что я говорю о песне «Журавли».
Давайте в заключении нашего урока исполним эту замечательную песню.
Исполнение песни «Журавли»
Учитель: Ребята, возьмите в руки журавлей, которых мы сделали на уроке технологии. Напишите на них имена своих прадедушек и прабабушек и давайте прикрепим на доску, как память о ВОВ.
Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: Нужны ли сегодняшнему поколению песни, написанные после войны? Ведь война уже закончилась? Как Вы думаете?
Ученики: -Чтобы люди помнили тех, кто отдал свои жизни за Родину, чтобы мы знали историю Отечественной войны, чтобы мы уважали тех, кто защищал нашу Родину.
Учитель: Какие песни прозвучали на нашем уроке?
Ученики: песни, которые были написаны во время войны, до войны и после войны.
Учитель: Какую роль сыграли стихи и песни военных лет в победе Великой Отечественной войны?
- Они поднимали боевой дух солдат, помогали солдатам выжить в трудные минуты, вселяли уверенность, что дома ждут родные и близкие, и нужно обязательно вернуться. Бойцы знали, что воюют за свою Родину, и поэтому нужна была только Победа!
Учитель: Сегодня мы только слегка прикоснулись к песням Великой Отечественной войны. Слушая музыку, исполняя песни, мы, таким образом, вспоминаем и чтим память погибших во время войны , отдаем дань уважения ветеранам, живущим ныне.
Закончить наш урок мне бы хотелось вот такими строками:
Вот уж даль дневную
Окрасил вечерний свет…
Что же меня волнуют
Песни военных лет?
Что-то для нас святое,
Скрыто в их глубине,
Строки, какие стоя
Хочется слушать мне.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по музыке.Тема полугодия: «Музыка и литература», тема урока : «Знакомимся с песней, историей, людьми. Революционные песни.»
Урок к учебнику «Музыка» образовательной системы «Школа 2100» авторы В.О. Усачёва, Л.В. ШколярЦель урока: познакомить обучающихся с жанром революционной песни как результата взаимодействия...
Преподавание предмета музыки с учётом требований ФГОС ООО.План-конспект урока по музыке с использованием ЭОР по теме:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет." 5 класс
План-конспект урока по музыке разработан с использованием ЭОР.Тема урока:"Второе путешествие в музыкальный театр. Балет."Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2011 г...
Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».
Предмет – историяКласс – 11Цель урока- создать условия для формирования у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.Урок построен в...
Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)
Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...
Урок по литературе 8 класса "Строки опалённые войной"
Знакомство детей с поэтами ВОВ и их творчеством....
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...
конспект урока "М. Шолохов "Тихий Дон". Человек и война. Г. Мелехов в событиях первой мировой войны".
Урок литературы в 11 классеТип урока: изучение новой темыУрок- исследованиеЦели урока:- Проследить судьбу человека, прошедшего через войну, каково поведение Г.Мелехова на войне, какие чувства выносит ...