Система оценивания образовательных достижений
методическая разработка по музыке по теме
оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testovye_zadaniya_voprosy.docx | 53.46 КБ |
kim_5_klass.docx | 27.36 КБ |
sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx | 28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тестовые задания, вопросы
Тестовое задание представляет взаимообусловленную совокупность содержания, основанного на определенной информации, его логическую структуру и форму представления.
Содержание тестового задания связано с основными компонентами содержания музыкального искусства или знаниями и умениями о способах и средствах взаимодействия с этим содержанием. Выбор содержания теста зависит от цели тестирования и подхода к интерпретации результатов его исполнения. Содержание тестовых заданий связано с:
- Опознанием автора произведения
- Определением названия произведения
- Соответствием звучания с предъявленным нотным текстом
- Ответом на вопросы
- Поиском ошибки в нотной записи
Виды тестовых заданий:
- Звуковые
- Графические
- «написательные»
Формы тестовых заданий:
- С выбором ответа
- На дополнение
- На соответствие
- На установление порядка
Задания на выбор неправильного ответа
Задание 1. Какая из сказочных опер не принадлежит Н.А.Римскому Корсакову:
- «Конек-горбунок»
- «Золотой петушок»
- «Снегурочка»
- «Садко»?
Задание 2. Кто из композиторов не относится к художественному стилю в музыке, называемому «Венские классики»:
- В.Моцарт
- И. Штраус
- Й. Гайдн
- Л. Бетховен?
Задание 3. Кто из русских композиторов не является членом «Могучей кучки»:
- М.А.Балакирев
- А.П.Бородин
- Ц.А.Кюи
- М.П.Мусоргский
- Н.А.Римский-Корсаков
- П.И.Чайковский?
Задание4. Какой из звучащих фрагментов опер не принадлежит М.И.Глинке:
- Хор «Славься»
- Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»
- Хор «Слава»
- Ария Ивана Сусанина?
Задание 5. Какой из звучащих фрагментов не относится к жанру бардовской песни:
- «Музыкант»
- «Вершина»
- «Под музыку Вивальди»
- «Калитка»
Задание 6. Основными признаками русской народной песенности являются:
- Мелодичность
- Инструментальность звучания
- Подголосочность
Задание7. Кто из птиц не присутствовал на карнавале К.Сен-Санса:
- Лебедь
- Куры
- Дятел
- Кукушка?
Задание8. К какому жанру не обращался в своем творчестве Ф Шопен:
- Вальс
- Ноктюрн
- Мазурка
- Симфония?
Задание9. Все перечисленные произведения входят в состав «Детского альбома»П.И.Чайковского. какое из произведений не прозвучало:
- Старинная французская песенка
- «Мама»
- «Марш деревянных солдатиков»
- «Игра в лошадки»?
Тестовые задания на дополнение
Задание1. Запишите, как полностью звучат названия известных произведений, дополнив их словами, связанными с географическими названиями Бранденбург, Венгрия, Турция.
- «…………………марш» В.А.Моцарта
- «…………………концерты» И.С.Баха
- «…………………танцы» И.Брамса
Задание2. Как и любой другой вид искусства, музыка имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд:
- Песня
- Опера
Задание3. Колядки исполняют во время_____________обрядовых праздников
Задание4. Духовные песни американских негров называются______________
Задание5. Музыкальное произведение, основанное на сочетании двух и более одновременно звучащих мелодий, называют___________
Задание 6. Она является одним из средств музыкального языка. П.И.Чайковский назвал её «душой музыки». Впишите название этого музыкального средства в высказывание критика А Серова: «_____________-главная прелесть, главное очарование искусства звуков; без неё все бледно, мертво»
Задание 7. Продолжите утверждение. Простейшей формой полифонической музыки является___________
Задание 8. Произведение И.С.Баха «Шутка» звучит затейливо, насмешливо, забавно_______________
Тестовые задания на установление правильной последовательности
Задание1
Симфония- одно из самых многочастных музыкальных произведений. Она состоит из коды, разработки, сонатного аллегро, репризы. Запишите эти части в порядке, определенном правилами создания классической симфонии.
- _____________
- _____________
- _____________
- _____________
Задание2
Запишите правильную последовательность механизмов певческого дыхания: вдох, выдох, задержка дыхания, артикуляция, звукообразование.
- ______________
- ______________
- ______________
- ______________
- ______________
Задание3
В какой последовательности в симфонической сказке «Петя и волк» появляются музыкальные инструменты. Голоса этих инструментов вам помогут.
- Флейта
- Гобой
- Фагот
- Струнные
- Литавры
- Кларнет
Задание4
Расставьте в правильном порядке названия нот в ДО мажорном звукоряде:
- РЕ
- СИ
- ДО
- МИ
- СОЛЬ
- ФА
- ЛЯ
Задание5
Установите правильную последовательность частей в кантате «Александр Невский»
- «Песнь об Александре Невском»
- «Вставайте, люди русские»
- «Крестоносцы во Пскове»
- «Въезд Александра Невского во Псков»
- «Русь под игом монгольским»
- «Мертвое поле»
- «Ледовое побоище»
Задание6
Расставьте звучащие фрагменты музыки Э.Грига в порядке, опирающимся на закон построения программной сюиты:
- Утро
- Танец Анитры
- Смерть Озе
- Песня Сольвейг
- В пещере горного короля
Музыкальная викторина
4 класс (1 четверть)
«Народная музыка в творчестве композиторов»
- Назовите основоположника русской классической музыки. (М.И.Глинка)
- Вспомните название симфонической фантазии на темы двух русских народных песен («Камаринская»)
- Игрой на каком щипковом инструменте сопровождали своё пение сказители былин? (На гуслях)
- Какой древнерусский струнный щипковый музыкальный инструмент в 16-17 вв. использовался скоморохами? Домра)
- Самый древний в мире музыкальный инструмент был найден на территории России. Как называется этот инструмент и каков его возраст? (Свирель, которой около 34 тыс. лет)
- Имя былинного певца Баяна, в честь которого назван музыкальный инструмент, иногда пишется через «о» - Боян. А как пишется название инструмента? (Всегда только через «а» - баян)
- Какой «одинокий» музыкальный инструмент «бродит на улице где-то» в одноимённой песне из кинофильма «Дело было в Пенькове»? (Гармонь)
- К какой группе музыкальных инструментов относится жалейка? (Духовые)
- Какой ударный инструмент с колотушкой используют в ритуалах сибирские шаманы? (Бубен)
- Что такое вариация? Назовите средства варьирования.
(Вариация – музыкальная форма, основанная на видоизменениях темы, сочинённой или заимствованной им. Истоки вариации – в народном творчестве, в изменениях, которым подвергается песня при куплетных повторениях.
- Ладовое изменение темы
- Изменение темы через варьирование фактуры – полифонии
- Ритмическое варьирование
- Интонационное варьирование)
Творческое задание
на тему «Что я знаю о песне»
5класс (1 четверть)
- Слушание песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова «Просьба»
Обсуждение по вопросам:
- Вы услышали в песне обращение? Какое? К кому?
- Как вы думаете, где находится её смысловая кульминация? Какими музыкальными средствами она достигается?
- Чем отличаются интонации припева и куплета?
- Какими исполнительскими средствами необходимо подчеркнуть этот контраст?
- Творческое задание.
Определите изобразительные интонации инструментального вступления к песне и её заключения. Какие образы создают с их помощью? Озвучьте эти образы вокально и инструментально.
- Слушание песни в исполнении учителя.
- Разбор творческого задания.
- Озвучивание вокально и при помощи металлофона и ксилофона.
Творческое задание
на тему «Как сложили песню»
5 класс (1 четверть)
- Прочитайте с выразительной интонацией отрывок из повести А.М.Горького. Вслушайтесь в его звуковой, музыкальный язык.
- Инсценируйте рассказ. Одна группа сочиняет песню, другая группа сочиняет звуковой фон рассказа.
- Слушание русской народной песни «Мы пойдем погуляем»
- В словах или в музыкальной интонации заключён главный смысл песни? Определите её форму.
- Контраст каких средств выразительности необходимо подчеркнуть при исполнении?
- Хорошо ли будет звучать песня, если её исполнить без слов?
- Разучивание русской народной песни «Мы пойдём погулять»
Вопросы и задания:
- На каких инструментах лучше всего прозвучит ритмический аккомпанемент к песне?
- Исполните песню с аккомпанементом.
Вопросы и задания
5 класс (1 четверть)
Анализ симфонической картины
«Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Задания:
- Прочитайте текст песни.
- Пропойте одну фразу песни
- Сравните мелодию русской песни с темой татар в симфонической картине.
- Пропойте мелодию вместе с учителем. Как композитор изменил интонацию русской исторической песни «Про татарских полон», чтобы она смогла показать врагов – татар?
- Сравните с интонацией русской дружины. Чем отличается она от интонации татар? Пропойте её. (В ней выделяются мужественные, волевые интонации, подчеркивающие героическую решимость китежских воинов бороться с врагом, не щадя жизни).
- Послушайте симфоническую картину «Сеча при Керженце» Н.А.Римского – Корсакова. Скажите, чем заканчивается битва, какой образ побеждает.
Вопросы:
- Какая музыка по характеру? (Напряженная, взволнованная)
- Музыка выразительная или изобразительная?
- Что вы представили, слушая её?
Это произведение Н.А. Римского – Корсакова сравнивают с батальной живописью.
Итоговые вопросы:
- Какие потери понесла бы музыка. Если бы не было литературы?
- Какие музыкальные жанры продолжали бы жить?
Вопросы и задания
на тему «Чудо музыки в повестях К.Паустовского»
(5 класс 2 четверть)
- Какая музыка звучит в рассказе К.Паустовского «Старый повар»? Опишите её словами из повести.
- Какое из известных вам произведений В.А. Моцарта наиболее созвучно рассказу К.Паустовского? (Если ребята назовут симфонию № 40, напомнить фрагмент из 1 части. Можно предложить фрагмент из 2 части симфонии «Юпитер». Возможно, прозвучат оба фрагмента)
- Найдите строки из рассказа, в которых писатель рассказывает о В.А.Моцарте. Каким представляете вы его?
- С помощью нотной записи (запись приготовлена заранее на доске) охарактеризуйте главные интонации из симфоний В.А.Моцарта (фрагмент из 2 части симфонии «Юпитер» и фрагмент из 1 части симфонии № 40)
- Какое чудо сотворила музыка великого австрийского композитора?
- Как вы думаете, что объединяет творчество В.А. Моцарта и П.И.Чайковского – композиторов, которые жили в разное время и в разных странах? Вспомните слова П.И.Чайковского: «Я хотел бы всеми силами души, чтобы музыка моя приносила людям утеху и опору».
Вопросы и задания
на тему «Я отдал молодёжи жизнь, работу талант» (Э.Григ)
Прочитать отрывок из рассказа К.Паустовского
«Корзина с еловыми шишками» (5 класс, 2 четверть)
Вопросы:
- О каком композиторе идёт речь?
- Обратите внимание на строки о музыке природы. Помогала ли музыка природы Норвегии Э. Григу сочинять музыку?
Слушание 1 части концерта для фортепиано с оркестром Э.Грига
Вопросы и задания:
- Найдите строки, в которых К.Паустовский описывает музыку Э.Грига. Созвучны ли они концерту для фортепиано с оркестром?
- Почему К.Паустовский называет Э.Грига волшебником? Какое чудо сотворила его музыка? («Спасибо!.. За вашу щедрость. За то, что вы открыли... за то прекрасное, чем должен жить человек!»)
- В чём сила музыки Э.Грига? Близка она к музыке В.А.Моцарта и П.И.Чайковского?
- Исполните ритмический рисунок главной интонации мелодии Э.Грига. Обратите внимание на выразительность плавного перехода пульсирующих четвертных нот в триоли и восьмые
- Вы обратили внимание на богатую динамику?
- Что такое динамика? (Сила звука)
Вопросы и задания
на тему: «Можем ли мы увидеть музыку»
5 класс 3 четверть
Слушание симфонической картины Н.А.Римского - Корсакова
«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане »
Вопросы и задания:
- Согласны ли вы с названием симфонической картины из оперы Римского – Корсакова? Сколько чудес описывают корабельщики в сказке А.С.Пушкина?
- Найдите в описании каждого чуда слова, которые помогли композитору услышать эти картины в звучании.
- Какую роль в симфонической картине Н.А.Римский- Корсаков поручил трубе?
- Сравните музыкальное описание царевны – Лебедь с фрагментом из сказки А.С.Пушкина. Какому из двух поэтических описаний царевны больше созвучна музыка? Докажите.
- Какой вы себе представляете царевну – Лебедь?
- Сравните с репродукцией картины «Царевна - Лебедь» современника Н.А.Римского – Корсакова М.Врубеля. Чем отличаются живописный и музыкальный рассказ о царевне – Лебедь?
Вопросы и задания
На тему «Музыкальный портрет» (5 класс, 3 четверть)
Анализ арии Кутузова из оперы С.С.Прокофьева «Война и мир»
Вопросы и задания:
- Чем отличается исполнение главной мелодии в начале и в конце арии?
- Что приближает мелодию арии Кутузова к русским народным песням?
- Подберите слова, которые определяют характер музыки (бодро, радостно, ликующе, нежно, мощно, торжественно, гордо, мягко, величаво, свободно, как гимн, тревожно, драматично, взволнованно, светло, ярко, победно, хитро, могуче – слова заранее приготовлены на доске).
- Если бы вы были художниками, какие бы краски выбрали для передачи портрета Кутузова в этот важный момент его жизни?
- Меняется в арии настроение полководца? Как передает это музыкальный язык? В какой части арии появляются тревожные, взволнованные интонации?
(1 часть – мажор, вера полководца, уверенность в победе. Но на следующее утро ему предстоит выполнить своё решение: сдать французам Москву без боя. Мы не поверили бы в то, что Кутузов мог оказаться в эту минуту совершенно спокойным. И Прокофьев это понимал.
- часть - минор, мелодия с острыми изгибами, движение драматически напряженное. Характер тревожный, беспокойный. Но Кутузов верит в правильность принятого решения, верит в победу русского народа.
- часть – мажор, плавная мелодия. Утверждается мужественный, героический характер.)
- Какими же показывает музыка полководца в самый ответственный момент его жизни?
- Почему события Отечественной войны 1812 года были изображены в разных видах искусства?
Музыкальная викторина (5 класс) 3 четверть
Музыка и изобразительное искусство
- Для некоторых музыкантов живопись была второй профессией. Писатель Э.Т.А.Гофман был композитором и рисовальщиком. Поэт Р.Тагор создал до двух тысяч произведений изобразительного искусства и не менее двух песен, ко многим из которых сам сочинил мелодии. Ш. Гуно унаследовал дар рисования от отца – художника. Рисованием занимались на досуге Д.Шпор, Ф. Мендельсон, Ф.Шопен, М.Глинка, А. Алябьев, А. Лядов, Ф.Стравинский, Ф.Шаляпин, Э Карузо. Кого из отечественных музыкантов и композиторов вы можете добавить к этому списку?
- Назовите литовского живописца и композитора, который давал своим циклам картин такие музыкальные названия: «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звезд».
- Что означает термин «картина» в музыке?
- Под впечатлением выставки работ акварелей какого русского художника – архитектора М.Мусоргский написал сюиту для фортепиано из десяти пьес «Картинки с выставки»?
- Под впечатлением оперы какого итальянского композитора знаменитый русский художник К.Брюллов начал писать одноименную картину «Последний день Помпеи»?
- Романсу А.Мерзлякова «Среди долины ровныя» повезло в искусстве. С чего начинается драма А.Островского «Гроза», пять вариаций на его тему создал М.Глинка. А какой русский художник написал картину «Среди равнины ровныя»?
- В каком художественном музее Москвы ежегодно проводится музыкальный фестиваль»Декабрьские вечера», где музыка и живопись составляют единое целое? По инициативе кого из отечественных музыкантов возник этот праздник?
- Биография какого художника легла в основу популярной песни Р.Паулса на слова А.Вознесенского «Миллион роз»?
- По совету какой певицы – солистки Мариинского оперного театра – П.Чайковский написал музыку к «Евгению Онегину»? Кто из русских художников запечатлел артистку на портрете, который ныне находится в Русском музее?
- Фамилия какого известного французского рисовальщика состоит всего из двух нот?
- В каких операх Д.Пуччини и С.Прокофьева есть образы художников?
Ответы. Музыка и изобразительное искусство.(5 класс)
- Пианист С. Рихтер, музыковед Ю.Кремлев.
- М.Чюрленис.
- Термин «картина» в музыке означает законченную часть акта.
- «Картинки с выставки» М.П.Мусоргский сочинил под впечатлением от выставки работ одного из основоположников «русского стиля» в архитектуре, своего приятеля В.Гартмана. Кстати, Гартман в 1871г. оформлял постановку оперы М.Глинки и А. Серова в Мариинском театре в Петербурге.
- Николо Винченцо Пуччини
- И.Шишкин.
- Начиная с 1980 г. В московском Музее изобразительного искусства им. А.С. Пушкина ежегодно проводятся «Декабрьские вечера», инициатором которых был C. Рихтер.
- Нико Пиросмани. Легенда гласит, что бедный художник был очарован гастролировавшей в начале века в столице Грузии Тбилиси французской актрисой. Он скупил все цветы в городе и приподнес их той, чей образ увековечил в своих произведениях.
- Е.Лавровская? И.Крамской
- Доре
- «Тоска» Пуччини и Маддалена С. Прокофьева.
1.Вопросы и задания по обобщению и систематизации знаний:
На тему «Взаимосвязь музыки, литературы, живописи»
5 класс (4 четверть)
- Почему музыка и литература не только живут рядом, но и даже нужны одна другой?
- Приведите примеры произведений, в которых нельзя разделить музыку и литературу.
- Какую музыку можно увидеть?
- Что такое «музыкальная живопись»?
- Какую живопись можно услышать?
- Что такое «музыкальный пейзаж»?
- Что такое музыкальные краски? Есть ли у них что – либо общее с красками изобразительными?
- С помощью каких средств выразительности изображается в разных видах искусства добро и зло?
- Почему образ матери воспевается в разных искусствах и во все времена?
- Какое из прозвучавших произведений вам понравилось? Почему?
- Продолжите определение:
Опера – это…
Балет – это…
Концерт – это…
Романс – это…
Кантата – это…
- Заполните таблицу:
Композитор | Жанр | Название |
1. Глинка М.И. | «Жаворонок» | |
2. | Симфония | «Юпитер» |
3.Римский -Корсаков | «Сеча при Керженце» | |
4. | «Чиполлино» | |
5. | Опера | «Садко» |
6. | Прелюдия | «Соль-диез минор» |
7.Свиридов Г.В. | Кантата | |
8.Прокофьев С.С. | «Война и мир» | |
9. | Песня | Песня Варлаама |
Составление таблицы (6 класс, 1 четверть)
на тему:«Задушевность лирической интонации музыки»
Слушание двух фортепианных вальсов: П.И.Чайковского Вальс фа минор «Сентиментальный» и Ф.Шопена Вальс ми минор «Блестящий».
Имена композиторов и названия вальсов не называются, по ходу их анализа заполняется таблица.
П.И.Чайковский | Ф.Шопен |
1 | 2 |
Вальс фа минор Сентиментальный | Вальс ми минор Блестящий № 14 |
Различия | Различия |
Камерный (предназначен для домашнего музицирования, камера (итал.) - комната) 3 части Задушевная, тёплая, чувственная, безвольная, робкая (1-я и 3-я части); Радостная, просветлённая, возбужденно-взволнованная (2-я часть) | Концертный 3 части Бурное, тяжёлое начало; изящная, томная (1-я часть); Горделивая, элегантная, бравурная (3 часть) |
Русская песенность, лиризм | Польская горделивость, торжественность, танцевалность |
Общее | Общее |
Славянские черты П.И.Чайковский (1840-1893) Родился в г. Воткинске. Отец – горный инженер. Не мог без волнения слушать музыку от народной до классической. С 5 лет учился игре на фортепиано. С 1850 – 1859г.г. учился в училище правоведения. В 1850г. впервые услышал оперу. После училища поступает в консерваторию в Петербурге. С 1856г. преподаёт в консерватории. Первое произведение – симфония «Зимние грёзы», посвященная Рубинштейну. Музыкальные сочинения: 2 симфонии, симфонические поэмы, оперы, балеты | Жанр вальса, трёхчастная форма Ф.Шопен (1810 - 1849) Родился в имении под Варшавой. Отец – капитан армии Костюшко, поднявшего восстание против России. После отставки – преподаватель. Мать была необычайно музыкальна. Фридерик удивлял музыкальной одержимостью, погружённостью в звуки, мог заплакать, слушая музыку, или вскочить ночью, чтобы сыграть полюбившую мелодию. С 6 лет занимается музыкой. В 12 лет – блестящие успехи. Первое сочинение в 7 лет. Закончил лицей. В 1826г. поступил в консерваторию. Музыкальные сочинения: вальсы, польки, полонезы, мазурки, баллады и т.д. |
Письменное обобщение пройденного материала
6 класс, 1 четверть
1.Выполнение заданий.
1) Обобщение о полифонической музыке.
- Послушайте два произведения. Определите, какому из авторов они принадлежат. Обоснуйте свой выбор. Соедините линиями автора и произведение:
Бетховен Прелюдия ми минор
Бах Менуэт соль мажор
- Какое из этих полифоническое?
- Что такое полифония?
- Назовите вершину полифонического искусства?
- Что такое фуга?
2)Определение характерных средств выразительности и особенностей музыкальных произведений изученных композиторов.
- Великие композиторы всегда стремились к тому, чтобы их музыка помогала людям, оказывала благотворное влияние на жизнь.
- О ком из композиторов идет речь?
- …стремится своей вызвать в человеке чувство собственного достоинства. (И.С.Бах)
- …стремится своей музыкой сделать человека мужественным, способным преодолевать любые жизненные невзгоды. (Л.Бетховен)
- …мечтал о том, чтобы его музыка приносила людям «Подпору и утешение» (П.И.Чайковский)
3)Примеры преобразующей силы музыкального воздействия.
- Вспомните примеры, показывающие преобразующую силу музыки. («Жаворонок» М.И.Глинки – согревал душу солдата перед сражением; музыка Моцарта утешила умирающего старого повара и т.д.)
- Итоговые вопросы:
- В чем заключена преобразующая сила музыки?
- Как музыка помогает человеку в трудную минуту?
Ребята самостоятельно делают выводы
Музыкально- теоретический анализ
музыкального произведения
6 класс, 2 четверть
Слушание 1 части Второго концерта для фортепиано с оркестром С.Рахманинова
Вопросы и задания:
- Какая мелодия по характеру? (Широкая, распевная)
- Определите лад. (Минорный)
- Слушая музыку, обратите внимание на вступление. Какое впечатление создают гулкие набатные аккорды фортепиано?
- Какие чувства выражены в главной мелодии? (Встревоженность, драматичность, лиричность.)
- Что придает мелодии напряжённый характер? Определите выразительное значение лада и ритма.
- Как разворачивается музыка? (Вступление – тема набата, гул растревоженных людей. Здесь таится большая взрывная сила. На этом фоне возникает взволнованная, широкая напевная мелодия, которую исполняют струнные, а аккомпанирует рояль. Побочная тема – лирический монолог солиста. На сопоставлении этих контрастных тем построено на развитие музыки, её разработка, приводящая к кульминации – к упругой, маршевой музыке.)
- Что вы услышали в музыке концерта? Представьте себя кинорежиссером. Какие кадры вы показали бы на фоне этой музыки?
Вывод: «Композитор необычайно ярко показал во Втором концерте то настроение радостного возбуждения, подъёма, ожидания чего-то нового, которым были охвачены широкие круги русского общества на пороге наступающего столетия » Б.Астафьев
Обобщение изученного материала.
6 класс, 2 четверть
1. Заполнение таблицы известными сведениями о музыке и музыкантах.
- Соотнесите (определите) фамилии авторов, жанры, названия произведений.
Автор | Жанр | Произведение |
1. | 1. | 1. «Патетическая» |
2. | 2. Вальс | 2. «Сентиментальный» |
3. И.Штраус | 3. | 3. |
4. | 4. | 4. «Песня единого фронта» |
5. | 5. | 5 . «Марсельеза» |
6. | 6. Концерт №2 | 6. |
7.А.Н.Скрябин | 7. | 7. |
8. | 8. Опера | 8. «Шествие» |
9. И.С.Бах | 9. | 9. |
- Определение изученных музыкальных сведений на новом музыкальном материале.
- Сейчас прозвучит произведение, незнакомое вам. Определите его автора, жанр.
Звучит Полонез Ф.Шопена.
- Это произведение полифоническое. Написал его автор, безупречно владеющий органом. Ему нет равных в использовании возможностей этого инструмента. Назовите автора и музыкальную форму произведения.
Звучит Фуга ре - диез минор.
- Нужна ли нам музыка И.С.Баха, Л.Бетховена, П.И.Чайковского, созданная в 18-19вв.?
- Вспомните и приведите примеры того, как музыка воздействовала на людей, а через людей – на жизнь.
- Обратили ли вы внимание на то, что большая часть музыки, звучавшей на протяжении второй четверти, была к маршевому характеру? Почему? (Преобладающей была тема борьбы, народных движений – эта тема, как правило, характеризуется маршевостью.)
- Какие произведения оказали на вас наиболее сильное воздействие?
- Спойте песню, которая больше всего вам понравилась, с ритмическим аккомпанементом.
«Музыка – это море, в это море погружается человек, чтобы вновь предстать освященным и преображенным» Р.Вагнер
Обобщение изученного материала
6 класс, 3 четверть
Музыкальная викторина
- Назовите произведения, правдиво рассказавшие о красот героического подвига. («Ария И.Сусанина» – слушание фрагмента, «Баллада о солдате» - исполнение)
- Назовите авторов этих произведений. Какие элементы музыкальной речи способствовали созданию мужественного, героического характера?
- Приведите примеры своеобразной шутливой красоты, забавного юмора в музыке. (И.С.Бах «Шутка» и одна из частей Сюиты №2 И.Ф.Стравинского - слушание)
- Что характерно для музыкального языка этих произведений?
- В каких музыкальных произведениях воспевалась красота природы? Назовите их авторов. (Опера «Снегурочка» Н.А.Римского – Корсакова, фрагменты – слушание; «Ты слышишь, море?» А.Зацепина - исполнение)
- Какие элементы музыкальной речи помогают лучшему созданию образа?
- В этих произведениях мы слышали красоту стремительного движения, непосредственность юношеских чувств. Назовите эти произведения и их авторов. («Время, вперед!» Г.Свиридова – фрагмент, слушание; «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» Д.Кабалевского – фрагмент, слушание; «Прекрасное далеко» Е.Крылатова – исполнение.)
- Что характерно для этих произведений?
- С.Я.Маршак, поэт, говорил:
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живет…
- Что хотел этим сказать поэт?
- Чем созвучны эти строки музыкальным произведениям Г.В.Свиридова Д.Б.Кабалевского?
Терминологическая работа
Дайте определение следующим понятиям:
Полифония- это
Гомофония – это
Сюита – это
Рондо – это
Баллада – это
Серенада – это
Реквием – это
Предварительный просмотр:
Творческое задание
на тему «Что я знаю о песне»
5класс (1 четверть)
- Слушание песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова «Просьба»
Обсуждение по вопросам:
- Вы услышали в песне обращение? Какое? К кому?
- Как вы думаете, где находится её смысловая кульминация? Какими музыкальными средствами она достигается?
- Чем отличаются интонации припева и куплета?
- Какими исполнительскими средствами необходимо подчеркнуть этот контраст?
- Творческое задание.
Определите изобразительные интонации инструментального вступления к песне и её заключения. Какие образы создают с их помощью? Озвучьте эти образы вокально и инструментально.
- Слушание песни в исполнении учителя.
- Разбор творческого задания.
Озвучивание вокально и при помощи металлофона и ксилофона.
Творческое задание
на тему «Как сложили песню»
5 класс (1 четверть)
- Прочитайте с выразительной интонацией отрывок из повести А.М.Горького. Вслушайтесь в его звуковой, музыкальный язык.
- Инсценируйте рассказ. Одна группа сочиняет песню, другая группа сочиняет звуковой фон рассказа.
- Слушание русской народной песни «Мы пойдем погуляем»
- В словах или в музыкальной интонации заключён главный смысл песни? Определите её форму.
- Контраст каких средств выразительности необходимо подчеркнуть при исполнении?
- Хорошо ли будет звучать песня, если её исполнить без слов?
- Разучивание русской народной песни «Мы пойдём погулять»
Вопросы и задания:
- На каких инструментах лучше всего прозвучит ритмический аккомпанемент к песне?
- Исполните песню с аккомпанементом.
Вопросы и задания
5 класс (1 четверть)
Анализ симфонической картины
«Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Задания:
- Прочитайте текст песни.
- Пропойте одну фразу песни
- Сравните мелодию русской песни с темой татар в симфонической картине.
- Пропойте мелодию вместе с учителем. Как композитор изменил интонацию русской исторической песни «Про татарских полон», чтобы она смогла показать врагов – татар?
- Сравните с интонацией русской дружины. Чем отличается она от интонации татар? Пропойте её. (В ней выделяются мужественные, волевые интонации, подчеркивающие героическую решимость китежских воинов бороться с врагом, не щадя жизни).
- Послушайте симфоническую картину «Сеча при Керженце» Н.А.Римского – Корсакова. Скажите, чем заканчивается битва, какой образ побеждает.
Вопросы:
- Какая музыка по характеру? (Напряженная, взволнованная)
- Музыка выразительная или изобразительная?
- Что вы представили, слушая её?
Это произведение Н.А. Римского – Корсакова сравнивают с батальной живописью.
Итоговые вопросы:
- Какие потери понесла бы музыка. Если бы не было литературы?
- Какие музыкальные жанры продолжали бы жить?
Вопросы и задания
на тему «Чудо музыки в повестях К.Паустовского»
(5 класс 2 четверть)
- Какая музыка звучит в рассказе К.Паустовского «Старый повар»? Опишите её словами из повести.
- Какое из известных вам произведений В.А. Моцарта наиболее созвучно рассказу К.Паустовского? (Если ребята назовут симфонию № 40, напомнить фрагмент из 1 части. Можно предложить фрагмент из 2 части симфонии «Юпитер». Возможно, прозвучат оба фрагмента)
- Найдите строки из рассказа, в которых писатель рассказывает о В.А.Моцарте. Каким представляете вы его?
- С помощью нотной записи (запись приготовлена заранее на доске) охарактеризуйте главные интонации из симфоний В.А.Моцарта (фрагмент из 2 части симфонии «Юпитер» и фрагмент из 1 части симфонии № 40)
- Какое чудо сотворила музыка великого австрийского композитора?
- Как вы думаете, что объединяет творчество В.А. Моцарта и П.И.Чайковского – композиторов, которые жили в разное время и в разных странах? Вспомните слова П.И.Чайковского: «Я хотел бы всеми силами души, чтобы музыка моя приносила людям утеху и опору».
Вопросы и задания
на тему «Я отдал молодёжи жизнь, работу талант» (Э.Григ)
Прочитать отрывок из рассказа К.Паустовского
«Корзина с еловыми шишками» (5 класс, 2 четверть)
Вопросы:
- О каком композиторе идёт речь?
- Обратите внимание на строки о музыке природы. Помогала ли музыка природы Норвегии Э. Григу сочинять музыку?
Слушание 1 части концерта для фортепиано с оркестром Э.Грига
Вопросы и задания:
- Найдите строки, в которых К.Паустовский описывает музыку Э.Грига. Созвучны ли они концерту для фортепиано с оркестром?
- Почему К.Паустовский называет Э.Грига волшебником? Какое чудо сотворила его музыка? («Спасибо!.. За вашу щедрость. За то, что вы открыли... за то прекрасное, чем должен жить человек!»)
- В чём сила музыки Э.Грига? Близка она к музыке В.А.Моцарта и П.И.Чайковского?
- Исполните ритмический рисунок главной интонации мелодии Э.Грига. Обратите внимание на выразительность плавного перехода пульсирующих четвертных нот в триоли и восьмые
- Вы обратили внимание на богатую динамику?
- Что такое динамика? (Сила звука)
Вопросы и задания
на тему: «Можем ли мы увидеть музыку»
5 класс 3 четверть
Слушание симфонической картины Н.А.Римского - Корсакова
«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане »
Вопросы и задания:
- Согласны ли вы с названием симфонической картины из оперы Римского – Корсакова? Сколько чудес описывают корабельщики в сказке А.С.Пушкина?
- Найдите в описании каждого чуда слова, которые помогли композитору услышать эти картины в звучании.
- Какую роль в симфонической картине Н.А.Римский- Корсаков поручил трубе?
- Сравните музыкальное описание царевны – Лебедь с фрагментом из сказки А.С.Пушкина. Какому из двух поэтических описаний царевны больше созвучна музыка? Докажите.
- Какой вы себе представляете царевну – Лебедь?
- Сравните с репродукцией картины «Царевна - Лебедь» современника Н.А.Римского – Корсакова М.Врубеля. Чем отличаются живописный и музыкальный рассказ о царевне – Лебедь?
Вопросы и задания
На тему «Музыкальный портрет» (5 класс, 3 четверть)
Анализ арии Кутузова из оперы С.С.Прокофьева «Война и мир»
Вопросы и задания:
- Чем отличается исполнение главной мелодии в начале и в конце арии?
- Что приближает мелодию арии Кутузова к русским народным песням?
- Подберите слова, которые определяют характер музыки (бодро, радостно, ликующе, нежно, мощно, торжественно, гордо, мягко, величаво, свободно, как гимн, тревожно, драматично, взволнованно, светло, ярко, победно, хитро, могуче – слова заранее приготовлены на доске).
- Если бы вы были художниками, какие бы краски выбрали для передачи портрета Кутузова в этот важный момент его жизни?
- Меняется в арии настроение полководца? Как передает это музыкальный язык? В какой части арии появляются тревожные, взволнованные интонации?
(1 часть – мажор, вера полководца, уверенность в победе. Но на следующее утро ему предстоит выполнить своё решение: сдать французам Москву без боя. Мы не поверили бы в то, что Кутузов мог оказаться в эту минуту совершенно спокойным. И Прокофьев это понимал.
- часть - минор, мелодия с острыми изгибами, движение драматически напряженное. Характер тревожный, беспокойный. Но Кутузов верит в правильность принятого решения, верит в победу русского народа.
- часть – мажор, плавная мелодия. Утверждается мужественный, героический характер.)
- Какими же показывает музыка полководца в самый ответственный момент его жизни?
- Почему события Отечественной войны 1812 года были изображены в разных видах искусства?
Музыкальная викторина (5 класс) 3 четверть
Музыка и изобразительное искусство
- Для некоторых музыкантов живопись была второй профессией. Писатель Э.Т.А.Гофман был композитором и рисовальщиком. Поэт Р.Тагор создал до двух тысяч произведений изобразительного искусства и не менее двух песен, ко многим из которых сам сочинил мелодии. Ш. Гуно унаследовал дар рисования от отца – художника. Рисованием занимались на досуге Д.Шпор, Ф. Мендельсон, Ф.Шопен, М.Глинка, А. Алябьев, А. Лядов, Ф.Стравинский, Ф.Шаляпин, Э Карузо. Кого из отечественных музыкантов и композиторов вы можете добавить к этому списку?
- Назовите литовского живописца и композитора, который давал своим циклам картин такие музыкальные названия: «Соната солнца», «Соната весны», «Соната моря», «Соната звезд».
- Что означает термин «картина» в музыке?
- Под впечатлением выставки работ акварелей какого русского художника – архитектора М.Мусоргский написал сюиту для фортепиано из десяти пьес «Картинки с выставки»?
- Под впечатлением оперы какого итальянского композитора знаменитый русский художник К.Брюллов начал писать одноименную картину «Последний день Помпеи»?
- Романсу А.Мерзлякова «Среди долины ровныя» повезло в искусстве. С чего начинается драма А.Островского «Гроза», пять вариаций на его тему создал М.Глинка. А какой русский художник написал картину «Среди равнины ровныя»?
- В каком художественном музее Москвы ежегодно проводится музыкальный фестиваль»Декабрьские вечера», где музыка и живопись составляют единое целое? По инициативе кого из отечественных музыкантов возник этот праздник?
- Биография какого художника легла в основу популярной песни Р.Паулса на слова А.Вознесенского «Миллион роз»?
- По совету какой певицы – солистки Мариинского оперного театра – П.Чайковский написал музыку к «Евгению Онегину»? Кто из русских художников запечатлел артистку на портрете, который ныне находится в Русском музее?
- Фамилия какого известного французского рисовальщика состоит всего из двух нот?
- В каких операх Д.Пуччини и С.Прокофьева есть образы художников?
Ответы. Музыка и изобразительное искусство.(5 класс)
- Пианист С. Рихтер, музыковед Ю.Кремлев.
- М.Чюрленис.
- Термин «картина» в музыке означает законченную часть акта.
- «Картинки с выставки» М.П.Мусоргский сочинил под впечатлением от выставки работ одного из основоположников «русского стиля» в архитектуре, своего приятеля В.Гартмана. Кстати, Гартман в 1871г. оформлял постановку оперы М.Глинки и А. Серова в Мариинском театре в Петербурге.
- Николо Винченцо Пуччини
- И.Шишкин.
- Начиная с 1980 г. В московском Музее изобразительного искусства им. А.С. Пушкина ежегодно проводятся «Декабрьские вечера», инициатором которых был C. Рихтер.
- Нико Пиросмани. Легенда гласит, что бедный художник был очарован гастролировавшей в начале века в столице Грузии Тбилиси французской актрисой. Он скупил все цветы в городе и приподнес их той, чей образ увековечил в своих произведениях.
- Е.Лавровская? И.Крамской
- Доре
- «Тоска» Пуччини и Маддалена С. Прокофьева.
Вопросы для обсуждения
5 класс 4 четверть
Слушание К.Дебюсси «Празднества»
- Позволяют ли музыкальные краски симфонической картины «Празднества» услышать, в какое время суток происходят праздничные гуляния?
- Тембровые краски каких групп инструментов симфонического оркестра использовал в своей картине композитор (струнные, медные духовые, деревянные духовые, ударные)
- какой тип музыки (песенный, танцевальный, маршевый) положен в основу симфонической картины «Празднества»? В какой форме она написана?
- В какой части произведения К.Дебюсси вы заметили такой ритм? На каких инструментах можно исполнить этот ритмический аккомпанемент?
- Соответствует симфоническая картина К.Дебюсси тому названию которое ей дал автор? А картине?
1.Вопросы и задания по обобщению и систематизации знаний:
На тему «Взаимосвязь музыки, литературы, живописи»
5 класс (4 четверть)
- Почему музыка и литература не только живут рядом, но и даже нужны одна другой?
- Приведите примеры произведений, в которых нельзя разделить музыку и литературу.
- Какую музыку можно увидеть?
- Что такое «музыкальная живопись»?
- Какую живопись можно услышать?
- Что такое «музыкальный пейзаж»?
- Что такое музыкальные краски? Есть ли у них что – либо общее с красками изобразительными?
- С помощью каких средств выразительности изображается в разных видах искусства добро и зло?
- Почему образ матери воспевается в разных искусствах и во все времена?
- Какое из прозвучавших произведений вам понравилось? Почему?
- Продолжите определение:
Опера – это…
Балет – это…
Концерт – это…
Романс – это…
Кантата – это…
- Заполните таблицу:
Композитор | Жанр | Название |
1. Глинка М.И. | «Жаворонок» | |
2. | Симфония | «Юпитер» |
3.Римский -Корсаков | «Сеча при Керженце» | |
4. | «Чиполлино» | |
5. | Опера | «Садко» |
6. | Прелюдия | «Соль-диез минор» |
7.Свиридов Г.В. | Кантата | |
8.Прокофьев С.С. | «Война и мир» | |
9. | Песня | Песня Варлаама |
Дидактическая игра – упражнение для развития умения слышать фактуру в музыке (5 класс)
Эта игра родилась в результате практической необходимости развития у ребят умения слышать музыкальную фактуру. Как известно, фактура в музыке – это музыкальная ткань произведения, включающая монодию (одноголосие) и многоголосие. Обнаружение различных видов музыкальной фактуры и стало основой занятной игры. Учитель играет учащимся известную народную песню, допустим «Во поле береза стояла». В процессе игры он на ходу меняет фактуру, а учащиеся должны отметить эти изменения специальными ручными знаками.
- одноголосие – вверх поднимается указательный палец правой руки;
- аккордовая фактура – учащиеся поднимают две руки, плотно сжатые в кулак;
- мелодия с аккомпанементом – гомофонно – гармоническая фактура – вверх поднимается указательный палец одной руки и плотно сжатая в кулак ладонь другой руки;
- полифоническая фактура – совокупность самостоятельных мелодических линий, образующих многоголосное единство, - поднимаются обе руки с растопыренными пальцами.
- Ручными знаками достаточно наглядно демонстрируют фактуру звучащей музыки.
После нескольких показов музыкальной фактуры различных произведений, исполняемых учителем, используется более сложный вариант игры. Включается звукозапись, и учащиеся по ходу музыки определяют ее фактуру.
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений
За последнее десятилетие произошли изменения в содержании современного образования - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.
В процессе обучения по предметам искусства оценивание построено на следующих основаниях:
- оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
- оценивание может быть только критериальным, и основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
- критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно;
- система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно включались в контрольно-оценочную деятельность.
В своей работе на уроках музыки мы используем качественную оценку и традиционную количественную.
Качественной оценкой мы оцениваем эмоционально - ценностные отношения учащихся к явлениям искусства и действительности. Такой оценке подвергаются: размышления о музыке, выражение собственной позиции относительно прослушанной музыки, свободное музицирование в классе, на школьных праздниках, определение собственного отношения к музыкальным явлениям действительности. Для оценочного суждения педагога большое значение имеет музыкальное самообразование учащихся: знакомства с дополнительной литературой о музыке;
- знакомство с дополнительной литературой о музыке;
- слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.);
- выражение своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных уроках, в рецензиях;
Таким образом, с учетом выше изложенного можно выделить следующие критерии качественной оценки:
- готовность ученика к сотрудничеству в процессе музыкальной деятельности;
- углубление эмоционально-нравственной и содержательной сферы, созданной в процессе музыкального урока;
- творческое усилие учащихся на уроке в процессе музыкальной деятельности.
Количественная оценка - традиционно сложившаяся пятибальная система, с её помощью измеряется процесс формирования эстетических знаний и практических умений. Количественной оценке подвергаются элементы обязательного содержания образования по искусству, которые вошли в государственный образовательный стандарт.
При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования к обучающимся, представленные в рабочей программе каждого класса, утверждённые на кафедре и гимназии, а также и примерные нормы оценки знаний и умений.
При определении качества знаний учащихся по музыке объектами контроля и оценивания являются 4 вида учебной музыкальной деятельности:
- Слушание музыки.
- Освоение и систематизация знаний.
- Вокально-хоровая работа.
- Творческая деятельность.
1. Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу.
2. Освоение и систематизация знаний. В музыке, как и в предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений.
3. Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика.
Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему предложенную учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала.
Критерии оценки текущего и итогового контроля по предмету «Музыка»
(с учетом видов деятельности и программных требований)
- Слушание музыки
Параметры | Критерии | ||
«3» | «4» | «5» | |
Музыкальная эмоциональность, активность, участие в диалоге | При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке. | К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес | Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений. |
Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм | Суждения о музыке односложны. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, выполнены с помощью учителя | Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм выполнены самостоятельно, но с 1-2 наводящими вопросами | Восприятие музыкального образа на уровне переживания. Распознавание музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм Высказанное суждение обосновано.
|
Узнавание музыкального произведения, (музыкальная викторина – устная или письменная) | Не более 50% ответов на музыкальной викторине. Ответы обрывочные, неполные, показывают незнание автора или названия произведения, музыкального жанра произведения | 80-60% правильных ответов на музыкальной. Ошибки при определении автора музыкального произведения, музыкального жанра | 100-90% правильных ответов на музыкальной викторине. Правильное и полное определение названия, автора музыкального произведения, музыкального жанра |
- Освоение и систематизация знаний о музыке
Параметры | Критерии | ||
«3» | «4» | «5» | |
Знание музыкальной литературы | Учащийся слабо знает основной материал. На поставленные вопросы отвечает односложно, только при помощи учителя | Учащийся знает основной материал и отвечает с 1-2 наводящими вопросами | Учащийся твердо знает основной материал, ознакомился с дополнительной литературой по проблеме, твердо последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы |
Знание терминологии, элементов музыкальной грамоты | Задание выполнено менее чем на 50%, допущены ошибки, влияющие на качество работы | Задание выполнено на 60-70%, допущены незначительные ошибки | Задание выполнено на 90-100% без ошибок, влияющих на качество |
- Выполнение домашнего задания
Критерии | ||
«3» | «4» | «5» |
В работе допущены ошибки, влияющие на качество выполненной работы. | В работе допущены незначительные ошибки, дополнительная литература не использовалась | При выполнении работы использовалась дополни-тельная литература, проблема освещена последовательно и исчерпывающе |
- Исполнение вокального репертуара
Параметры | Критерии певческого развития | ||
«3» | «4» | «5» | |
Исполнение вокального номера | Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону | интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера | художественное исполнение вокального номера |
Участие во внеклассных мероприятиях и концертах | художественное исполнение вокального номера на концерте |
Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.
На уроках мы используем разные формы контроля:
наблюдение (за развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т.д.), музыкальные викторины, тесты, работа по карточкам с разноуровневыми заданиями, учебные проекты, ведение тетради.
Критерии оценки контроля по предмету «Музыка»
Оценка «5» ставится:
- не менее 100-90 % правильных ответов на музыкальной викторине;
- не менее 8 правильных ответов в тесте;
- художественное исполнение вокального номера;
Оценка «4» ставится:
- 80-60% правильных ответов на музыкальной викторине;
- 5-7 правильных ответов в тесте;
- интонационно-ритмически и дикционно точное исполнение вокального номера;
Оценка «3» ставится:
- не более 50% правильных ответов на музыкальной викторине;
- не более 4 правильных ответов в тесте;
- не точное и не эмоциональное исполнение вокального номера.
Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является активное вовлечение самого обучающегося в этот процесс. Когда учащиеся самостоятельно могут самостоятельно оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень с определённым минимум требований, заложенных в тот или иной учебный курс, только тогда они смогут самостоятельно выстроить свой путь к самопознанию и самосовершенствованию.
Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск и выбор вариантов достижения цели сводится к оцениванию предметных, метапредметных, личностных результатов на уроках музыки.
Критерии оценивания предметных результатов, тесно связаны с критериями музыкального развития учащихся, которые определены задачами изучения предмета в образовательном учреждении: развития разных сторон музыкального восприятия, объёма историко-музыкальных (от фольклора до современной музыки XXI века) и музыкально-теоретических (жанр, музыкальные формы, композиторское воплощение и т. д.) знаний, а так же способность применять их в анализе музыкального текста.
Критерии оценки метапредметных результатов связаны с учением самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией разного типа и включать её в деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные возможности её решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в команде, находить общее решение, включать в свою деятельность ИКТ.
Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения), со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.
Наша система оценивания на уроках музыки имеет всесторонний характер, что позволяет учащимся проявлять себя в разных сферах музыкально-эстетической деятельности. Мы продолжаем искать новые подходы и критерии оценивания на уроке музыки, которые помогут нам и учащимся выйти на новый уровень.
Объектом проверки по предмету музыка являются учебные достижения школьников, которые проявляются в:
эмоциональной отзывчивости на музыку, слово, изображение, жест, мимику;
знании важнейших понятий музыковедения, позволяющих ориентироваться в мире музыки;
способности воспринимать содержание и характер музыкальных образов, музыкальный язык;
овладении музицированием в различных формах (сольное, ансамблевое, хоровое пение, игра на детских музыкальных инструментах);
способности сделать нравственный выбор;
овладении методами анализа музыкальных явлений;
проявлениях личностного отношения к музыкальным явлениям и к жизненным ситуациям;
умении применять полученный опыт в работе над творческими заданиями, в различных видах музыкального творчества.
Система контроля за усвоением знаний может проводиться в следующих формах:
наблюдение за развитием и деятельностью учащихся на уроках и концертах, в том числе за слушательской и исполнительской деятельностью;
контролирующее прослушивание пения или игры;
творческие задания с использованием полученных знаний и умений;
устный опрос (индивидуальный, групповой, фронтальный);
письменные контрольные работы с вопросами различного характера (узнавание на слух музыки, закрепление понятий из музыковедения и т. д.);
рефераты по творчеству композиторов, темам;
викторины, кроссворды;
фонограммы;
контролирующие компьютерные программы, игровые и т.д.
К технологии оцениванию знаний я подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее. Поэтому я ищу пути для облегчения перехода от традиционного способа оценивания (пятибалльная система) к более конструктивному подходу: использую стимулирующие функции при оценивании работы ученика, самооценку, взаимную оценку результатов письменных работ учащихся и устных ответов, используя накопительную систему оценивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии
Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...
«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»
Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...
Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"
Данная статья была опубликована в сборнике статей под общей редакцией Т. С. Горбуновой «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...
«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...
МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...
Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания
Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...
Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.
В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...