Технологическая карта интегрированного урока музыка ИЗО в 6 классе "Ночной пейзаж"
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему
Технологическая карта разработана в соотвтетствии с требованиями ФГОС .
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
открытого интегрированного урока музыка ИЗО
на районном семинаре учителей музыки и ИЗО г.Маркса и Марксовского района
Подготовили: учитель музыки Герасимова Наталья Викторовна,
Мартышова Людмила Иосифовна учитель ИЗО
высшей квалификационной категории
МОУ – СОШ №6 г. Маркса Саратовской области
Класс: 6
Тема: «Ночной пейзаж»
Программа: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева «Музыка», Б.М. Неменский «Изобразительное искусство»
Художественно - педагогическая идея: «Красота природы в жизни и в искусстве»
Оборудование: краски, кисти, акварельная бумага, стихотворение И.А. Бунина «Месяц задумчивый, полночь глубокая...», картины А.И. Куинджи «Ночное», И.Н. Крамского «Лунная ночь», музыкальное произведение А.П. Бородина «Ноктюрн» 3 часть из Квартета №2.
Художественно - педагогическая идея: «Красота природы в жизни и в искусстве»
Цели:
- Создание условий для пробуждения у учащихся чувства восхищения и любви к окружающей природе и к великому искусству.
- Создание условий для развития творческих способностей учащихся через применение метода синектики.
- Создание условий для воспитания эстетического вкуса вдумчивого слушателя, формирования интереса к музыкальному искусству.
Задачи:
- Художественное восприятие: создать условия для восприятия красоты окружающей природы на основе стихотворения И.А. Бунина «Месяц задумчивый, полночь глубокая...», картины А.И. Куинджи «Ночное», И.Н. Крамского «Лунная ночь», музыкального произведения А.П. Бородина «Ноктюрн» и ощутить радость от общения с искусством.
- Художественное восприятие: углубить представление о многогранных связях музыки, живописи и литературы через анализ и исследование произведений этих видов искусства;
- Художественное творчество: пробудить интерес у учащихся к творчеству через сочинение слов к мелодии, музыки к картине, создание картины к музыке;
- Художественное исполнение: учить создавать художественный образ ночи через созидательно-исполнительскую деятельность, совершенствовать навыки кантиленного пения на piano.
Тип урока: открытие новых знаний
Вид урока: Урок- путешествие
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая (учитель делит учащихся на группы самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности учащихся: творческие способности, уровень познания, индивидуальный темп работы, лидерские качества; группы должны быть постоянными); коллективная.
Методы:
- метод синектики
- метод художественно-педагогической драматургии;
- метод коллективного осмысления;
- метод художественного исполнения;
- метод создания эстетического пространства;
- метод организации диалога;
- метод наблюдения и сравнения;
ДМИ: маракасы, румба, бубен, ложки, треугольник, ксилофон.
ТСО: музыкальный центр
- компьютер
- мультимедиа
- ноутбук
- колонки
I.Организационный момент(3мин.) Цель: создание доброжелательной атмосферы, способствующей сотрудничеству. | |||||||
Художественно-эстетическая деятельность учащихся | Художественно-педагогическая деятельность учителя | Примечание Результат деятельности | |||||
Музыкальное приветствие «Рождается новый день» поют. | Создает благоприятные условия для восприятия произведений искусства. Музыкальное приветствие. Поёт. Устное приветствие всех присутствующих гостей. | Учащиеся настраиваются на продуктивную работу | |||||
II. Подготовка к изучению нового материала. Вовлечение учащихся в определение темы урока.(4 мин.) Цель: создание интонационного пространства, способствующей творческой деятельности. Задачи: - настроить учащихся на художественно-эстетическую деятельность; -пробудить интерес к постижению произведений искусства через призму своего жизненного опыта; - подготовить учащихся к восприятию нового материала; - вовлечь в определение темы урока. | |||||||
Художественно-эстетическая деятельность учащихся | Художественно-педагогическая деятельность учителя | Примечание Результат деятельности | |||||
Учащиеся внимательно слушают звуки природы. Отвечают на вопросы учителя: -Звуки природы: стрекот сверчков, тишину. -Образ ночи, тишины, дремлющего мира. -Да. -Звездное небо и т.д.
-Конечно. -Пейзаж. -Ночной пейзаж. | Вводит интригу, проблемную ситуацию: -Ребята, что за звуки вы сейчас услышали? -Какие образы они разбудили в вашем воображении? -Кто-то из вас отдыхал с родителями на природе в палатках, с ночевкой? -Расскажите, что вам больше всего понравилось и запомнилось. -Спасибо, хорошо. Похоже, что у вас красота ночной природы и звуки ночи остались в памяти. - Рассмотрите внимательно вышитые картины. В каком жанре изобразительного искусства они выполнены? (звучит песня «Если видишь на картине»1 куплет, учащиеся поют) Как вы бы назвали каждую из них? - Как бы вы определили тему урока? -Вы правы «Ночной пейзаж» | Интрига, предложенная в начале урока, и звучащая музыка способствуют мотивации деятельности учащихся на уроке и активизации внимания. Желание встречи с музыкальным искусством, проявление эмоциональной отзывчивости. | |||||
III. Целеполагание. (1 мин.) Задачи: вовлечь учащихся в постановку учебных задач. | |||||||
Художественно-эстетическая деятельность учащихся | Художественно-педагогическая деятельность учителя | Примечание Результат деятельности | |||||
Учащиеся ставят учебную задачу: -Узнать, как изображали ночной пейзаж художники, поэты и композиторы. -Будем учиться изображать образ ночи различными средствами искусства. | -Итак, тема нашего урока «Ночной пейзаж». На каждом уроке мы должны узнавать что-то новое. Чтобы узнать что-то новое, необходимо поставить вопросы: «Что мы хотим знать?», «Чему мы сегодня будем учиться?» Поставьте учебную задачу на сегодняшний урок. | Учатся формулировать и удерживать учебную задачу | |||||
IV. Открытие новых знаний Художественное восприятие, художественный и сравнительный анализ произведений литературы и живописи(4мин.) Цель: создание условий для пробуждения у учащихся чувства восхищения при общении с высоким искусством и сопричастности с ним. Задачи: - создать условия для восприятия красоты окружающей природы на основе стихотворения И.А. Бунина «Месяц задумчивый, полночь глубокая...», картины А.И. Куинджи «Ночное», И.Н. Крамского «Лунная ночь», музыкального произведения А.П. Бородина «Ноктюрн» и ощутить радость от общения с искусством; - помочь учащимся углубить представление о многогранных связях музыки, живописи и литературы через анализ и исследование произведений этих видов искусства. | |||||||
Художественно-эстетическая деятельность учащихся | Художественно-педагогическая деятельность учителя | Примечание Результат деятельности | |||||
Учащиеся внимательно слушают стихотворение.
- Cтихотворение русского поэта И.А. Бунина (желающие читают стихотворение «Месяц задумчивый, полночь глубокая…»). -Красивую, лунную, умиротворенную и т.д. - Да. - Мы тоже наблюдали ночь именно такой, как в стихотворении. Очень похоже наше душевное состояние на чувства поэта. -Нашло, потому что переданные поэтом в стихотворении образы и чувства мы увидели и пережили сами. Учащиеся рассматривают картину и стараются почувствовать ее. Отвечают на вопросы учителя: - Мы видим ночной пейзаж, украинский деревенский домик, светит луна, людей нет и т.д. - Настроение умиротворения, покоя. - Тоже покой. - Тихая, добрая, умиротворенная и красивая.
-Да. Слушают мелодию.(«Ноктюрн» Ф.Шопен) | Учитель организует слушательскую деятельность и сравнительный анализ: - Ребята ,а какой русский поэт написал стихотворение которое описывает красоту ночного пейзажа? -Кто желает прочесть его? -Какую ночь рисует поэт? -Нашли ли вы что-нибудь общее со своими впечатлениями? -Что именно? -Вам было понятно это произведение? Нашло ли оно отклик в вашем сердце? Почему? -Теперь перейдем к изобразительному искусству. Внимательно всмотритесь в картину Архипа Ивановича Куинджи «Украинская ночь» и постарайтесь почувствовать ее настроение. -Что вы видите в картине? -Скажите, что роднит картину и стихотворение? -Какое настроение передал поэт в стихотворении? -А художник в картине? Учитель организует слушательскую деятельность: -Как вы думаете, какой должна быть песня о летней ночи? -А вам хотелось бы услышать такую песню и спеть ее? -Давайте послушаем. | Учатся строить логическую цепь рассуждений. Учатся проводить аналогии между содержанием стихотворения и своими жизненными впечатлениями.
Учатся художественно воспринимать и анализировать особенности разных видов искусства. Выдвигают аналогии к предполагаемой песне. | |||||
V. Актуализация знаний (слушание, анализ, исполнение) Художественное творчество: сочинение и исполнение (28 мин.) Цель: создание условий для актуализации знаний учащихся; развития творческих способностей учащихся через применение метода синектики - пробудить интерес у учащихся к творчеству через сочинение слов к мелодии, музыки к картине, создание картины к музыке; - учить слушать, анализировать, исполнять музыкальное произведение; - учить создавать художественный образ ночи через созидательно-исполнительскую деятельность; - создать условия для развития художественно-образного и творческого мышления учащихся; - развивать способность выражать свое видение музыки различными средствами | |||||||
Художественно-эстетическая деятельность учащихся | Художественно-педагогическая деятельность учителя | Примечание Результат деятельности | |||||
Работа в группах. Учащиеся определят содержание песни и в группах читают слова к заданной мелодии который подготовили дома. Демонстрируют свое творчество: исполняют сочиненный текст группой. Благодарят друг друга аплодисментами. Учащиеся рассматривают картину и стараются почувствовать ее. Отвечают на вопросы учителя: - Задумалась о счастье или о жизни. - Нежность и светлую грусть. -Светлую, добрую, нежную, красивую. - Флейту, скрипку. -Треугольник, маракасы и т.д. Учащиеся в группах добавляют к мелодии звуки музыкальных инструментов которые выбрали. Придумывают название своему творческому проекту. Демонстрируют свои сочинения. Благодарят друг друга аплодисментами. Исполняют физминутку « Нарисуй» повторяя за учителем. Внимательно слушают музыку и выполняют задание учителя. - Красота, романтика, восхищение и т.д. - Прекрасная лунная ночь, тихая звездная ночь, романтическая ночь. -«Ноктюрн» -Означает ночной. - Ноктюрн, - Ноктюрн - Скрипка, виолончель. - Именно эти инструменты своим звучание помогли композитору осуществить его замысел. - Очень тонко и необычайно красиво. - Синий цвет, серый, коричневый, темно зеленый, светло-желтый, белый. Учащиеся в группах рисуют ночной пейзаж. Придумывают название своему творческому проекту. Демонстрируют свое творчество. | -Как вы думаете, какой должна быть песня о летней ночи? -А вам хотелось бы услышать такую песню и представить её? -Давайте послушаем какой текст вы приготовили дома для песни. -У каждой группы получилась прекрасная песня, вы молодцы! Поаплодируйте друг другу! -Теперь прошу вас обратиться к картине Ивана Николаевича Крамского «Лунная ночь». Войдите в мир картины и вслушайтесь. -Как вы думаете, о чем размышляет девушка? -Какие чувства она испытывает? -Ребята, а если бы вы были композиторами, какую бы вы написали музыку к этой картине? -У меня на столе лежит несколько музыкальных инструментов. Какие из них вы бы могли также использовать в своем музыкальном произведении? - Я предлагаю вам побыть в роли композиторов – украсить музыку которая будет сейчас играть, украсить её музыкальными инструментами ,а затем и исполнить ее. -Дайте название своему творению, продемонстрируйте ваши творения. -Молодцы! Проводит физминутку « Нарисуй» Учитель организует слушательскую деятельность: - Давайте послушаем музыку русского композитора Александра Порфирьевича Бородина. -После прослушивания расскажите мне, какие образы вам представились, что вы почувствовали. -Подберите слова и словосочетания, наиболее точно передающие образ этой музыки. -Дайте название этому музыкальному произведению. -Молодцы, прекрасное название. -Ребята откройте учебник стр.104и скажите мне как назвал свое произведение А.П. Бородин. Правильно «Ноктюрн». Это 3 часть из Квартета №2. А что означает Ноктюрн в переводится с латинского языка? А как называются пьесы, предназначенные для ночного музицирования под открытым небом? - А сочинения, которые передают настроение человека, находящегося под впечатлением образов ночи? -Вы услышали, на каких музыкальных инструментах исполнялся Ноктюрн А.П.Бородина? - А почему именно эти инструменты выбрал композитор? Учитель обобщает ответы учащихся: -А как в своей музыке А.П. Бородин рисует ночь? Да именно так тонко и необычайно красиво и вы это почувствовали. -А если бы вы были художниками, какие краски вы бы использовали для изображения картины, созвучной этой музыке? -Вы все правильно подметили. Молодцы! -Что ж, художники, творите! Как вы поняли, ваш труд будет коллективным. -Ваше творчество должно слиться с творчеством товарищей, чтобы картина от группы получилась как единый художественный замысел. Во время работы музыкальное произведение прозвучит два раза, после чего ваша картина, должна быть готова и каждая группа должна представить и защитить проект. | Учатся удерживать учебную задачу. Учащиеся учатся сочинять слова к песне на заданную мелодию. Ученики проявляют навыки в вокально-исполнительской деятельности, эмоциональной отзывчивости. Исполнение песни способствует также снятию эмоционального и психологического напряжения Формируется способность погружаться в музыку, развивается художественно-образное мышление. Учатся работать в группах, проявлять инициативность и творческую интуицию, проводить аналогии. Метод синектики стимулирует творческую активность учащихся. Учатся выступать публично. | |||||
VI. Подведение итогов урока, рефлексия, дифференцированное домашнее задание(5 мин.) Цель: создание условий для рефлексивной деятельности учащихся. | |||||||
Художественно-эстетическая деятельность учащихся | Художественно-педагогическая деятельность учителя | Примечание Результат деятельности | |||||
Отвечают на вопросы учителя: - Мы ставили для себя следующие учебные задачи: узнать, как изображали ночной пейзаж художники, поэты и композиторы; учились изображать образ ночи различными средствами искусства. Учащиеся отвечают на вопрос учителя, высказывают свои точки зрения.И оцени вают свою работу звездами на вагонах. | Наш поезд прибывает на конечную станцию. -Вернемся к учебной задаче, которую вы поставили в начале урока. Как она звучала? Скажите, вы решили эту задачу? -Чему вы учились на уроке? Рефлексия:Оцените свою работу на уроке с помощью звёзд. Так как ночной пейзаж не возможно представить без лунного света и ярких звёзд на небе, то если вам понравился урок и всё у вас получилось прикрепите на ваш вагон желтую звезду. Если что-то у вас не получилось – прикрепите на вагон белую звезду. А сейчас проводники прикрепите ваши звездные вагоны к поезду. Д/З Домашнее задание: послушайте музыкальное произведение Клода Дебюсси «Лунный свет», создайте стихотворение, рисунок или песню, отражающие впечатления от прослушанной музыки. Оценки за урок: все отлично по музыке и все отлично по ИЗО. -Спасибо за урок! - А для того чтобы каждый новый день был для вас самым лучшим исполним нашу песню. «Новый день» -Спасибо за сотрудничество! До новой встречи! | Выделяют и осознают то, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Учатся обобщать и анализировать полученную информацию. Формируется способность планировать свою деятельность. Учащиеся учатся чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии видов и жанров. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и математики по теме: "Имя числительное и дроби".
Цель данного интегрированного урока – показать тесную связь предметов русский язык и литература. Необычная форма данного занятия (создание научного журнала) помогает учителю пробудить в учениках интер...
Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...
Технологическая карта интегрированного урока информатики и литературы "Анализ рассказа А. И. Солженицына с помощью информационных технологий"
В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...
Технологическая карта к уроку музыки 5 класс "Времена года в музыке,живописи,литературе".
Данный урок проходит 2 четверти ....
Технологическая карта интегрированного урока (музыка, английский язык), «История одной песни», 9 класс
Данная разработка урока создаёт условия для формирования у обучающихся умения монологического высказывания (рассуждение) в форме письма благодарности исполнителю песни / автору/ композитор...
Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»
Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»...
Технологическая карта интегрированного урока химии-биологии "Белки- биополимеры" и инструктивная карта для работы учеников на уроке.
Технологическая карта интегрированного урока и инструктивная карта для учеников ,инструктивная карта может быть использована обучающимися во время проведения интегрированного урока химии- биологии &qu...