Исполнительский анализ сонаты Л.Бетховена для скрипки и фортепиано №8 (ор.3 №3 G dur)
учебно-методический материал по музыке на тему
В работе подробно анализируются особенности исполнения камерной сонаты Л. Бетховена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sonata_bethovena.docx | 29.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дорожкина Р.Н., преподаватель фортепиано, концертмейстер Верхнеднепровской ДШИ, Смоленской обл.
Л. БЕТХОВЕН – СОНАТА №8 (op.30 №3,Gdur):
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
Артистические триумфы сопутствовали молодому Л. Бетховену всюду – в артистических салонах, в домах друзей, наконец, в так называемых «академиях» (больших публичных концертах). Л. Бетховен- пианист взрывал своим темпераментом сложившиеся исполнительские каноны, поражал воображение слушателей бурными и огненными импровизациями.
«Этот человек вознаградит нас за потерю, понесённую со смертью В. Моцарта» – скажет бетховенский современник. Ещё раньше друг композитора, напутствуя его перед отъездом в Вену, в письме пророчит юноше великое будущее: «Непрерывным усердием получите Вы гений Моцарта из гайдновских рук». В этих словах, помимо искренней дани бетховенскому таланту, замечательно обрисована его «родословная».
Не случайно Л. Бетховен посвятил учителям свои венские опусы: Йозефу Гайдну – три первые венские фортепианные сонаты, Антонио Сальери – три первые сонаты для скрипки и фортепиано соч.12. Как не случайно и то, что жанр сонаты по-новому преломился в творчестве Л. Бетховена, так как революционная эпоха посягала на незыблемые правила. В самой сонатной форме заключена идея противостояния диалога музыкальных тем – это живой слепок диалектики жизни.
Превосходный пианист, Л. Бетховен неплохо играл и на скрипке, около пяти лет исполнял партию альта оркестра театра в Бонне.И позже в Вене он не оставил занятия скрипкой – одним из любимейших своих инструментов.
Для скрипки и фортепиано написаны юношеские вариации на тему из
« Свадьбы фигаро» , 30 лет спустя последняя в цикле Соната для фортепиано и скрипки соль мажор, соч. 96. Надо обратить внимание и на то, что композитор (как в свое время В. Моцарт) и его современники на первое место ставили фортепиано, а в отзывах нередко читали сонаты со скрипкой!
Бетховенские скрипичные сонаты не сразу завоевали признание. Первые отклики полны упреков автору в учености,в недостатке естественности, в чрезмерной изысканности. Но очень скоро рецензенты сменили тон, они заговорили об изобретательности, серьезном мужественном стиле. Уже в первых скрипичных сонатахЛ. Бетховен порывает с устоявшейся традицией дивертисмента-сюиты. Его Allegro целеустремлены, полны активности действия, медленные части глубоки и по-шубертовски песенны. Не удивительно, что певучести AdagioandAndanteсонат стали подбирать слова и петь их в быту и в концертах. Часто композитор прибегает к излюбленной вариационной форме. В финалах, как правило, в форме рондо оживают жанровые сцены, царит стихия танцевальности.
Скрипичные сонаты очень разнообразны по настроению. Неистовая тематика первой части сонаты ля минор, соч. 23, конечно сродни фортепианной «Патетической» сонате. Бурный и страстный характер скрипичной партии и фортепиано, клокочущее яростью – все это в сонате ля минор, соч30, №2предвещает «Аппасионату».А свет, источающий сонатой фа мажор, соч24 (Весенний), изумительная по красоте мелодия 1-ой части– это лучшее свидетельство, что Л. Бетховен принял моцартовскую эстафету. К «Весенней» сонате примыкает по настроению последняя десятая соната соль мажор, соч.96, которая, как и «Пасторальная» симфония – это гимн Л. Бетховена природе. Одной из вершин в камерной музыке является соната ля мажор, соч.47 под названием «Крейцерова». Л. Бетховен считал её камерным концертом для скрипки и фортепиано и посвятил скрипачу-виртуозу Рудольфу Крейцеру.
Скрипичная соната №8 (соч. 30, №3,Gdur) была завершена летом 1802г. в Гейлигенштадте и в следующем году вышла в свет с посвящением АлександруI. В списке сочинений Л. Бетховена за ней следует фортепианная соната №16 (соч.31, №1, Gdur). У них немало общего, особенно в первых частях: моторика, изобилие пассажей, бурная разработка, непрерывная череда музыкальных событий.
В сонате три части:
- Allegro assai
- Tempo di Minuetto
- Allegro vivace
Исходя из личного исполнительского и преподавательского опыта, хочется заострить внимание педагогов и учащихся на следующих моментах. Драматизм и конфликтность Первой части сонаты во многом основывается на регистровых и динамических контрастах. Необходимо ярко выявлять эти черты, не сглаживая типично бетховенские сопоставления forteи pianoпостепеннымиcrescendoи diminuendo.
Вторая часть сонаты (TempodiMinuetto, Es-dur), в форме рондо, отличается, как и первая часть, большой стройностью, превосходя в этом смысле медленные части предыдущих сонат.Здесь меняются взаимоотношения инструментов. В энергичных пассажах первой части они то и дело объединяются, здесь же попеременно аккомпанируют друг другу. И часто скрипка должна тактично уступать первенство. Недаром на обложке первого издания сонат соч.30, выпущенного Венским бюро искусств и индустрии, значится – «Сонаты для фортепиано в сопровождении скрипки». В интонациях господствует неторопливая, мягкая рассудительность, убеждающая ласковость, которая переходит моментами в сдержанные и кратковременные порывы. Когда же появляется нечто резкое, угловатое в виде акцентов и пунктирного ритма (т. 80-85), то это за всего лишь четыре такта переходит в тему Менуэта (рефрен), со спокойными и ласковыми интонациями.
Финал сонаты написан в любимом Л. Бетховеном жанре контраданса. Это одно из самых простых и энергичных бетховеновских рондо, без композиционных ухищрений, зато с юмористическими деталями – можно понять как еще беглый эскиз грандиозных замыслов Л. Бетховена. Размах порывистость – поистине бетховенские. У Л. Бетховена творческий процесс отличается резкой целеустремленностью. Тема достаточно традиционна. Ее «скрипичные» фигурки напоминают многие порхающие темы И. Гайдна и В.А. Моцарта. Они явно не отвечают задаче героического образа. Но дальше в импульсивном беге шестнадцатых длительностей Л. Бетховену удается найти самобытные, мужественные интонации, перекликающиеся с первой частью сонаты (и с другими сонатами). Пока правая рука пианиста соревнуется со скрипкой в беглости, левая рука то и дело возвращается к размеренному «барабанному» басу на одной ноте. Многие пианисты маскируют эту «примитивную» особенность финала, хотя Л. Бетховен просил её подчеркнуть, особенно на последней странице.
Вывод: в данной сонате Л. Бетховен проявил себя как исключительно искрений композитор, создавший цельные и самобытные музыкальные образы. Годы идут, но не слабеет духовный союз Л. Бетховена с современностью. Музыка этого бездонного композитора открывает необозримые просторы для исполнительских индивидуальностей. Вот что рассказывает о «своем» Л. Бетховене выдающаяся советская «бетховенистка» Мария Израилевна Гринберг, посвятившая записям всех его сонат последние 12 лет жизни: «В молодости меня называли «созерцательной» пианисткой. Бетховен научил меня мужественности, собранности, непрерывно активной форме выражения. Строгость и свобода одновременно! И все это при колоссальном внутреннем динамизме, идущем от энергии мысли, которая и составляет основу стиля Бетховена. Мне кажется, Бетховена сближают с современностью именно черты героизма, энергии, лаконизма форм» (4, с.322)
Использованная литература:
- Бетховен Л.В. Сонаты для скрипки и фортепиано: нотное издание (ред. Ф. Лямонда) в / Л.В. Бетховен. – М.: Музгиз, 1946
- Бетховен Л.В. Соната №8 (ор. 30 №3Gdur) для скрипки и фортепиано. [Электронный ресурс]: музыкальный портал Belcanto. Ru– Электрон. Ст. – Режим доступа к ст.: belcanto.ru / Beethoven_ps_5.html
3. Браудо Е.М. Бетховен и его время. Опыт музыкально-социологического исследования / Е.М. Браудо. – М., 1927. – 274с.
4. Кремлев Ю.А. Фортепианные сонаты Бетховена/ Ю.А. Кремлев. – М.: Музыка, 1982. –348 с.
- Конен В.Д. История зарубежной музыки: Германия, Австрия, Франция, Польша с 1789 года до середины XIX века, Вып. 3: учебник/ В.Д. Конен. – М.: Музыка, 1981. – 534 с., нот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Воспитание полифонического мышления и полифонического слуха на примере методико – исполнительского анализа двухголосной инвенции Фа Мажор И.С. Баха.»
Материал открытого урока. Развитие музыкального слуха и мышления через познание сущности полифонии. Систематизация и обобщение знаний полифонии и более глубокое их осмысление, ...
Исполнительский анализ камерного стиля С.И. Танеева
В работе анализируются приемы исполнения сонаты С.И. Танеева для скрипки и фортепиано ля минор....
Исполнительский анализ Моцарт Соната G-dur I часть
Исполнительский анализ Моцарт Соната G-dur I часть...
Конкурсная деятельность, как фактор реализации и формирования художественно-исполнительских знаний, умений, навыков учащимися класса скрипки.
Проект разработан с целью выявления способных, талантливых детей и повышения качественного уровня профессионального мастерства по специальности «Инструментальное исполнительство» (скрипка)...
«Конкурсная деятельность, как фактор реализации и формирования художественно-исполнительских знаний, умений, навыков учащимися класса скрипки».Отчет проекта
Возможность участия в конкурсах является сильнейшим стимулом для упорной работы как учащихся, так и преподавателей. С педагогической точки зрения созданная в проекте ситуация успеха - это целена...
Исполнительский анализ произведения крупной формы на примере сонаты Ф.Карулли D-dur для гитары
I. Вступительная часть…………………………………………………&he...
«Изучение в концертмейстерском классе фортепианных прелюдий, соч. 34 Д. Шостаковича в переложении для скрипки и фортепиано».
Учитывая, что фортепианные прелюдии, соч. 34 Шостаковича в переложениях для других инструментов являются репертуарными, рекомендуется их подробное изучение в концертмейстерском классе средних специаль...
- Мне нравится (1)