Исполнительский анализ произведения крупной формы на примере сонаты Ф.Карулли D-dur для гитары
учебно-методический материал

Поздеева Алена Викторовна

 

 

 

I. Вступительная часть……………………………………………………………

 

  Композиторы-гитаристы 18-19  веков. Жизненный и творческий путь Ф. Карулли.

 

II. Основная часть…………………………………………………………………...

 

          Исполнительский  анализ  произведения: Ф. Карулли Соната D –dur,1часть:

1. Художественное содержание произведения;

2. Анализ музыкальной  формы;

3. Исполнительский анализ:

  • штрихи, исполнительские приемы, аппликатура, динамика;
  • технические сложности и способы их преодоления.

 

III. Заключительная часть……………………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_1_3_2_2.doc280 КБ
PDF icon нотный текст сонаты488.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа»

с. Серафимовский муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

  РЕФЕРАТ

по методике обучения игре на гитаре

Тема: Ф. Карулли

Соната D-dur op.21 №2 1 часть

(исполнительский анализ произведения)

Выполнила:  Поздеева Алена                  

                               

 

                                                        2017

План реферата

I. Вступительная часть……………………………………………………………

  Композиторы-гитаристы 18-19  веков. Жизненный и творческий путь Ф. Карулли.

II. Основная часть…………………………………………………………………...

          Исполнительский  анализ  произведения: Ф. Карулли Соната D –dur,1часть:

1. Художественное содержание произведения;

2. Анализ музыкальной  формы;

3. Исполнительский анализ:

  • штрихи, исполнительские приемы, аппликатура, динамика;
  • технические сложности и способы их преодоления.

 

III. Заключительная часть……………………………………………………..

 

I. Вступительная часть

Композиторы-гитаристы 19 века,

жизненный путь Ф. Карулли

В развитие различных жанров инструментальной музыки значительный вклад был внесен итальянскими композиторами 18 и 19 веков. Уже в самом начале классического периода гитара претерпела новые изменения. К пяти существовавшим рядам добавился еще один, басовый, а вскоре после этого каждый ряд был заменен одной струной, которых, как на современной гитаре, стало шесть. Хотя новый инструмент часто все еще продолжали называть испанской гитарой, он уже превратился в гитару классическую, и чистота и чувственность ее звучания идеально соответствовали новому музыкальному языку, выработанному и отточенному Й. Гайдном (1732-1809) и В. Моцартом (1756-1791).

 Свои школы игры на гитаре создали Ф. Сор, М. Джуллиани («итальянская гитарная школа»). Развитию исполнительства на гитаре способствовало то, что многие из этих знаменитых композиторов создавали свою школу игры, куда вошли сочинения – от простых этюдов, предназначенных для развития различных видов техники исполнительства и до крупных по масштабу и форме, произведений (например, фантазий, сонат, больших соло увертюр, вариаций и т.д.), которые не теряют свою актуальность для гитаристов – исполнителей всех поколений и на сегодняшний день.

Наиболее выдающимися композиторами того времени, сочинявшими для гитары, были каталонец Фернандо Сор (1778-1839), испанец Дионисио Агуадо (1784-1849) и итальянец Мауро Джулиани (1781-1828). Перу Сора принадлежит огромное количество произведений для гитары: и самостоятельные сочинения, такие как «Соната в ре-мажор, опус 14», и многочисленные «Вариации», наиболее известной из которых является «Вариации на тему Моцарта».

Кроме того, Ф. Сор написал множество этюдов, охватывающих самые разные аспекты исполнительской техники, а также несколько песен под аккомпанемент гитары. Агуадо известность принесла его феноменальная техника, и его этюды считаются бесценными упражнениями для развития абсолютного владения инструментом.

М. Джулиани был автором не только сольных произведений, но и концертов для гитары, которые являются ярким примером выверенного баланса между мелодическим и техническим аспектами инструмента.

Еще одним известным композитором того периода был М. Каркасси, этюды которого сами по себе стали полноценными составляющими концертного гитарного репертуара.

В первой половине XIX века гитара стала, главным образом, салонным музыкальным инструментом. Конструктивные нововведения позволили усилить громкость звучания фортепиано и скрипки, а это наряду с расширением средств музыкального выражения привлекло к этим инструментам подавляющее большинство композиторов эпохи романтизма, включая Ф. Листа (1811-1886) и Н. Паганини (1782-1840), хотя последний написал несколько сочинений для гитары и, несомненно, владел инструментом профессионально.

Кроме того, развитие оперного искусства Р. Вагнером (1813-1883) перенесло фокус общественного внимания на крупномасштабные музыкальные мероприятия. Лишь после очередных физических изменений гитара начала постепенно возвращать утраченную было любовь публики.

Франческо Паскале Розарио Карулли — Ferdinando Maria Meinrado Francesco Pascale Фердинаìндо Каруìлли (итал. Ferdinando Carulli, полное имя Фердинандо Мария Меинрадо Rosario Carulli; 9 февраля 1770, Неаполь, Неаполитанское королевство, — 14 февраля 1841, Париж, Франция) — итальянский классический гитарист, композитор и педагог, автор первого в истории полного пособия для обучения игре на этом инструменте. Считается одним из первых сольных исполнителей на классической гитаре.

Биография

Ф. Карулли родился в богатой семье, в детстве обучался игре на виолончели у местного священника, однако в возрасте 16лет заинтересовался гитарой и начал самостоятельно её осваивать.

Разработав собственный стиль исполнения, Карулли через некоторое время достиг значительных успехов и начал давать концерты в Неаполе, вскоре заслужив славу лучшего гитариста Италии.

 В 1801 году музыкант женится на француженке и уезжает в Париж, где продолжает активную концертную и композиторскую деятельность.       Музыкальные критики писали, что Карулли был первым музыкантом, открывшим для парижской публики возможности гитары как серьёзного концертного инструмента.

В 1800-х — 1810-х годах Карулли много сочинял (в основном, для гитары), его произведения пользовались большой популярностью и были изданы в Аугсбурге, Вене, Гамбурге, Милане и других городах.

В 1811 году композитор заканчивает «Полную школу игры на гитаре» — первое в истории крупное учебное пособие такого рода. «Школа» была переиздана во Франции и за рубежом и быстро стала весьма популярной (она до сих пор используется многими гитаристами как начальное учебное пособие).

В качестве исполнителя у Ф. Карулли практически не было конкурентов, кроме Маттео Каркасси, который, хотя и пользовался одобрением публики, но не имел такой популярности. Гегемония Карулли продолжалась до середины 1820-х годов, когда большую популярность стал завоёвывать Фернандо Сор.

В 1826 году Карулли с помощью парижского музыкального мастера Рене Лакота сконструировал и запатентовал необычный инструмент — десятиструнную гитару (названную им «декахордом»), для которой также написал учебное пособие.

Творчество

Карулли — один из первых в истории сольных исполнителей на классической гитаре, его игра отличалась чистотой, красивым звучанием и виртуозностью.

Он также имеет большое значение как композитор: его сочинения (более 400), написанные в стиле раннего итальянского романтизма, жизнерадостном, изящном и грациозном, входят в репертуар многих мировых исполнителей. В них композитор использует приёмы, заимствованные из практики современных ему скрипачей и пианистов — быстрые арпеджио, восходящие и нисходящие пассажи и др.

Многие произведения Карулли имеют программу, то есть заявленное заранее содержание пасторального, мифологического, политического и др. характера: Соната «Великий Наполеон», «Взятие Алжира» и т. п.

Перу композитора принадлежат многочисленные камерные ансамбли с гитарой — дуэты, трио, квартеты, песни и романсы для голоса и гитары. Помимо «Школы игры на гитаре» Карулли также написал ряд этюдов и учебных пьес, а также уникальное в своём роде руководство «Гармония применительно к гитаре», предназначенное для обучения правильному переложению музыки на гитару.

Основные сочинения

Гитара соло:

Около 35 сонат и сонатин, в том числе соната «Великий Наполеон» (1807), «Гроза» (1809), Большая соната (1810) и др.

Около 25 дивертисментов:

Багатели, фантазии, танцы, вариации, характерные пьесы, попурри

Два рондо и дивертисмент для десятиструнной гитары

Концертные и камерные сочинения с гитарой

Три концерта для гитары с оркестром

Два соло для гитары и камерного оркестра

Два ноктюрна для гитары и камерного оркестра

Вариации для гитары и камерного оркестра

Маленький квартет для гитары, флейты, скрипки и виолончели

Маленький квартет для гитары, скрипки, альта и виолончели

Около 20 трио для флейты, скрипки и гитары, двух скрипок и гитары, трёх гитар или скрипки, альта и гитары

Многочисленные сочинения для двух гитар, скрипки и гитары, альта и гитары, флейты и гитары, гитары и фортепиано, арфы и гитары, ариетты и романсы для голоса и гитары и др.

Учебные и методические работы

«Полная школа игры на гитаре» (1811, редакции и дополнения 1814, 1825 годов и др.)

Сольфеджио для голоса и гитары (1822)

«Гармония применительно к гитаре» (1825)

«Импровизации» (1825)

«Полная школа игры на десятиструнной гитаре» (1826)

II. Основная часть.

Исполнительский анализ произведения:

Ф. Карулли Соната D-dur op.21 №2,1часть

Соната написана для шестиструнной гитары.

Имеет 3хчастный цикл:1.Moderato 2.Theme and variations 3.Allegretto.

Соната – (итал.sonate,от sonare- звучать)- один из инструментальных жанров музыки, представляет собой сонатно-симфонический цикл.

Множится композиционная четырехкомпонентность, музыкально-классический структурный «четырехгранник» генетически восходит к барочной сюите танцев – «зеркалу четырех темпераментов человека». Это классический «квадратный» период, четырехчастное построение сонатного Allegro (экспозиция- разработка – реприза – кода) и четыре раздела (партии) в структурном «абрисе» экспозиции сонатной формы.

Написана 1 часть в Ре мажоре, указанный темп Moderato (умеренно), в размере 4/4. Сонатная форма.

В основе I части лежит следующий сюжет. Спор двух персонажей : один - решительный, мужественный, другой - мягкий, "сомневающийся".

                                    Экспозиция.

1 цифра. Тема главной партии изобилует контрастной динамикой,  модуляциями и отклонениями в тональности ми минор (1предложение), ля мажор (конец второго предложения первого периода). Четко прослеживается диалог двух различных по характеру личностей .В начале первого предложения звучат, на полное решительности f  (громко),  мажорные аккорды, после которых следует модуляция в ми минор, при этом кадансовый оборот исполнятся на p (тихо), словно «возражая». Этот своеобразный диалог длится на протяжении первого периода. Во втором периоде «мнение» персонажа преобладает над пессимистичным настроением другого, но звучит dolce (нежно).

В главной партии встречаются аккорды, исполняемые приёмом малое и большое баррэ. Чередуются они с октавными ходами, извлекаемыми путём скольжения.

 Малое баррэ – гитарный прием постановки аккордов, при котором указательный палец зажимает от двух до четырех струн на грифе гитары. Для глубокого звучания аккордов, исполнителю необходимо плотное погружение пальцев в струны, при этом надо следить за благородным, красивым тембром, соответствующем классическому стилю.

Большое баррэ — приём, при котором указательным пальцем зажимаются все или все, кроме одной струны

 В 14 и 15 тактах пунктирный ритм создают синкопы: восьмая с точкой и шестнадцатая. Здесь трудность для исполнителя заключается в быстрой смене позиций, требующей определённой технической сноровки. Исполнителю следует обратить внимание на ритмичное исполнение данных группировок, а именно своевременное звучание шестнадцатых.

          2  цифра. Тема связующей партии изложена следующим образом:

на фоне чётко пульсирующих ровных восьмых терций звучит мелодия басовой линии, состоящая из половинных и четвертных нот главных аккордов основной тональности. Басовая партия исполняется в динамике f, приёмом аппояндо.

 Апояндо – прием звукоизвлечения на гитаре, при котором после щипка струны пальцем, палец опирается на соседнюю струну. Данный прием используется для того, чтобы подчеркнуть мелодическую линию главной партии, и добиться её сочного и чистого звучания (после щипка струны большим пальцем, палец опирается на соседнюю струну).

 При исполнении терций в правой руке используется аппликатура  i-m. Ученику следует добиваться синхронного звучания двух голосов, поэтому полезно отработать координацию пальцев i, m на открытых струнах.

 Завершается тема в ми мажоре.

3 цифра. Тема побочной партии - в Ля мажоре.

Мелодия ее состоит из двух мотивов: первый -в основном, опевание звуков ля, си и до. В конце первого периода происходит отклонение в тональность ми мажор. второй мотив - разнообразен по содержанию. Тема грациозна и капризна. Построена, в основном, на арпеджированных ходах с «вкраплением» тревожно звучащих, имеющих минорное звучание (малое и уменьшенное трезвучие), отрезков, состоящих из шестнадцатых длительностей, где ясно выделяется басовая линия в сопровождении терций верхнего подголоска. Необходимо добиваться, чтобы был единый темп исполнения и качественное звучание шестнадцатых. Завершает побочную партию, изложенная шестнадцатыми на доминанте, разрешающейся в тонику, трель.

Трель – мелодическое украшение, представляет собой относительно продолжительное чередование основной ноты и ноты выше или ниже неё. В музыкальных произведениях классического периода и предшествующих ему (например, Гайдн и Моцарт) трель начинается с верхней ноты. В музыке более поздних эпох трель традиционно начинается с нижней ноты, как и в данном случае. Один из способов исполнения трели на гитаре состоит в том, чтобы играть две ноты на соседних струнах. В этом случае они могут играться пальцами m и р или а, m, i и р, когда а и i играют на верхней струне, а m и р — на нижней.

 В данном случае исполняется она на второй и третьей струнах.

 Побочная партия, как, впрочем, и главная, изобилует форшлагами.

Форшлаг – мелодическое украшение, состоящее из одного или нескольких звуков, предшествующих какому-либо звуку мелодии, и исполняющееся за счет длительности предыдущего звука. Короткий форшлаг обозначается мелкой перечеркнутой нотой. Для того чтобы понять основной ритмический рисунок, можно проиграть построение без форшлага. Когда ритмический рисунок освоен, следует добавить форшлаг. Для четкого исполнения форшлага необходимо использовать упражнение для активности пальцев левой руки.

Форшлаг исполняется приемом – нисходящим легато.

Легато (связно) – штрих, на гитаре предполагает участие правой руки только в извлечении первого звука, последующие ноты, охваченные лигой, исполняются с помощью пальцев левой руки. 

Нисходящее легато – прием звукоизвлечения на гитаре. Исполнение двух нот на легато в нисходящем направлении. Требует одновременного прижатия их пальцами левой руки. Извлечение второго звука должно осуществляться с опорой на соседнюю струну в перпендикулярном направлении. Данный прием требует цепкости пальцев для четкого произношения шестнадцатых. Могут возникнуть трудности при исполнении этого приема, поэтому рекомендуется использовать упражнения, для освоения, нисходящего легато:

Картина меняется в  4  цифре, заключительной партии. 

Вначале появляются "холодные" аккорды си минора, И, наконец, кадансовый квартсекстаккорд и доминантсептаккорд ля мажора "проясняют" колорит. Звучат кадансовые формулы заключительной партии. Так заканчивается экспозиция

В этой части используется ещё одна разновидность легато – восходящее легато. Это приём звукоизвлечения на гитаре. При исполнении двух нот легато в восходящем направлении, первый звук извлекается правой рукой, второй же образуется посредством удара пальев левой руки по соответствующему ладу. Качество этого приёма зависит от правильной постановки левой руки. Ударяющий палец должен зависать над тем ладом, где предстоит осуществить удар. Этот приём требует от исполнителя крепких пальцев и хорошей артикуляции, т.е. чёткого «произношения» фигурации.

                               

                                      Разработка

Она весьма лаконична. Начинается в фа мажоре. 5 цифра. Здесь варьируется тема главной партии. Нисходящие последовательности аккордов, которые раскладываются на нисходящие арпеджио, постепенно "нагнетают" напряжение путём модуляции, которая подводит к введению в видоизмененную связующую партию (6 цифра). Написана связующая партия разработки в ля мажоре, следующим образом: состоит она из 1предложения. На фоне остинатного баса ля, ритмично пульсирующего восьмыми длительностями, звучит ровными четвертями ясно выраженное двухголосие (мелодия полифонического склада).

 Динамика, во время звучания всей побочной партии, предполагает постепенное crescendo.

В работе над разработкой необходимо обратить внимание на  аккордовую последовательность в главной партии. В этом фрагменте нужно уметь быстро перестраиваться с одного аккорда на другой. Так как технически это довольно трудный эпизод, то существует необходимость проработать его в разных темпах, начиная с медленного. Следует, так же, заострить особое внимание на аппликатуре правой руки. Некоторыми исполнителями-гитаристами рекомендуется использование большого пальца в ломаном нисходящем арпеджио для ясности артикуляции.  

Побочная и заключительная партии в этом разделе отсутствуют и не разрабатываются, что в других произведениях сонатной формы разных авторов - вполне обычное явление.

                                         Реприза

 Фактура и динамика всех партий части сохранена такой же, как в экспозиции, в неизмененом виде,за ислючением тонального плана.

  7 цифра. Главная партия здесь почти полностью идентична экспозиционной, но значительно сокращена.

 То же самое можно сказать и о связующей партии ( 8 цифра). Главное отличие - вторая половина связующей партии звучит несколько иначе, хотя ритмический рисунок не изменён, и завершатся отклонением в ля мажор.

 9 цифра. Побочная партия написана, в отличие от экспозиции, в основной тональности - ре мажоре. На этом существенные отличия заканчиваются.

10 цифра Заключительная партия, кроме четырех первых тактов (уменьшенные септаккорды на  piano  с разрешением одного в ми минор, другого в ре мажор), в репризе звучит более оптимистично, чем в экспозиции. В ней закрепляется основная, тёплая и радостная, тональность ре мажор.

Так празднично, на f, заканчивается 1 часть сонаты Ре мажор.

На заключительном этапе освоения произведения необходимо провести работу над формой и содержанием сонаты, учесть жанровые особенности произведения.

Сонатина – циклическое произведение, сочетающие разные характеры, и все это надо охватить в целом ученику. Большое значение для развития ученика имеет работа над сонатой - одной из самой важных форм музыкальной литературы. Сонатины знакомят учащихся с особенностями музыкального языка, воспитывают чувство формы, ритмическую устойчивость исполнения. Малейшая неточность звукоизвлечения, невнимание к штрихам, передерживание или недодерживание отдельных звуков при исполнении сонатин становятся особенно заметными и нетерпимыми. Вследствие этого сонатины особенно полезны для воспитания таких качеств, как ясность игры и точность выполнения всех деталей текста. При исполнении сонатин отчетливо проявляется основная трудность воплощение сонатной формы – выявление контрастных образов и наряду с этим соблюдение единства целого.

     Также очень важно благодаря пониманию общего «сценария» произведения определить общую кульминацию и вести к ней развитие музыкальной мысли. Уметь моментально перестраиваться с одного образа на другой и собрать воедино, охватить единым взглядом все произведение целиком.

        

                                     III.  Заключительная часть

Значение творчества Ф. Карулли, как композитора, наложило отпечаток на развитие гитарной музыки. Небольшая часть его наследия, дошедшего до нас, помогает в педагогическом плане овладению гитарным искусством учащихся.

Произведение может быть использовано в репертуаре выпускных классов ДШИ. Работа над данной сонатиной, может помочь учащимся в ощущении формы, воспитании чувства пульсации, моторики, умение перестраиваться на разнообразный характер тем и передавать трансформацию тематических линий.

Классические произведения - это основа музыкальной культуры. Весьма важно воспитать нужное отношение к искусству и к занятию им; уже это может благотворно сказаться на формировании мировоззрения ученика, привить любовь к музыке, используя, как образцы, произведения классической музыки.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов

  1. Алексеев.А.Д./ Методика обучения игре на фортепиано/ А. Алексеев.- М.,1978.
  2. Ковба.В.В. Вопросы методики преподавания игры на классической гитаре/ В.Ковба.- Челябинск, 2009.
  3. http://www.belcanto.ru/italy.html
  4. http://musstudent.ru/biblio/81-music-history.html
  5. http://baza- referat.ru/ Итальянская инструментальная музыка   XVII  начала XVIII века
  6. https://ru.wikipedia


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Работа над произведениями крупной формы в младших классах ДМШ (на примере "Сонатины Фа мажор" Ф.Кулау, 1 часть)"

В данном конспекте отражено,что характерно для произведений крупной формы,что они воспитывают,что такое сонатина и сонатная форма. Предложен более профессиональный анализ исполняемого произведения, ко...

Анализ эпического произведения малой формы (на примере рассказа В.Шукшина "Обида") Литература 11 класс (2 урока)

Дать ряд приемов, с большей или меньшей эффективностью применимых в комплексном анализе текста малой эпической формы практически любого образца....

РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КРУПНОЙ ФОРМЫ С УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КРУПНОЙ ФОРМЫ С УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ...

РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КРУПНОЙ ФОРМЫ (Начальные классы ДМШ) Научно-методическая разработка

Работа над произведениями крупной формы занимает особое место в музыкально-исполнительском развитии учащихся фортепианного отделения. Сочинениям крупной формы свойственно большее, по сравнению с ...

Первоначальный этап работы над произведениями крупной формы с учащимися младших и средних классов Детской музыкальной школы.

Краткий анализ трудностей, с которыми сталкивается ученик при работе над произведениями крупной формы на первоначальном этапе обучения игре на фортепиано.Методический анализ работы над первыми Сонатин...

Открытый урок на тему: «Работа над крупной формой на примере разбора сонаты Й. Гайдна Ре мажор №50, 1я часть»

развитие и совершенствование навыков работы над произведениями крупной формы в процессе обучения игре на фортепиано...