"Творчество А. С. Пушкина в музыкальных произведениях" программа элективного курса для 8-9 классов
методическая разработка по музыке (8, 9 класс) на тему

Филатова Светлана Юрьевна

"Творчество А. С. Пушкина в музыкальных произведениях" программа элективного курса для 8-9 классов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Современная цивилизация постепенно переходит от узкопрофессионального знания к универсальной образовательной парадигме, в рамках которой человек, стремящийся стать полноценной духовной личностью, обязан обладать многими компетентностями. Поэтому в настоящее время взаимодействие различных видов знания стало важнейшей образовательной, гуманитарной задачей школы.

 Литература как один из важнейших предметов школьной программы всегда изучалась в интеграции с другими общеобразовательными дисциплинами – историей, музыкой, обществознанием и д.т.  Метапредметный курс «Произведения А.С.Пушкина в музыке» является первым в задуманном цикле элективных курсов для учащихся предпрофильных и профильных гуманитарных классов и призван, используя средства анализа как музыкального, так и литературного произведения, сформировать представление учащихся о неповторимости каждого произведения искусства, стимулировать творческий потенциал обучаемых.

Сближение музыки и литературы видится неслучайным. И художественная литература, и музыка воздействуют на человека через эмоции. Когда речь заходит о поэзии,  мы невольно переходим на музыкальную терминологию: созвучие, гармония, интонация, мелодика…   Да и ритмическую организацию, подчинение определенному размеру стихи взяли у музыки. Союз этих двух искусств - мощное средство для эстетического, нравственного воспитания, для развития фантазии, образного мышления.

 Многие литературные произведения из школьной программы имеют свои музыкальные прочтения. Однако творчество А. С. Пушкина предоставляет богатейший материал для осуществления метапредметного подхода. Тонкое чувство прекрасного, интуиция художника, психологическое чутье позволяют композиторам понять литературное произведение  точно, глубоко и представить свою интерпретацию знакомого читателю сюжета.

Наиболее эффективным видится ведение элективного курса «Произведения  А. С. Пушкина  в музыке» в 8-9-х классах гуманитарного предпрофиля с целью расширения и углубления  основного курса литературы Кроме того актуальность введения данного элективного курса в период профессионального самоопределения обучаемых обусловлена необходимостью дальнейшего развития художественного восприятия  искусства у средних и старших классов. Именно в классических музыкальных произведениях, созданных композиторами под впечатлением шедевров русской литературы, заключен богатейший потенциал духовно-нравственного воспитания учащихся,  однако  классические музыкальные произведения   зачастую не только непонятны, но и неизвестны современным школьникам.

Цель курса: 

через приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры сформировать личностное отношение учащихся к музыке и литературе как  к сложному и многогранному диалогу искусств.

Задачи курса:

  • показать учащимся значение творчества А. С. Пушкина для развития русского музыкального искусства;
  • с целью максимально глубокого раскрытия художественного образа изучить яркие литературно-музыкальные параллели;
  • продолжить работу по формированию навыков сопоставительного и комплексного анализа произведений искусства;
  • развивать нравственные, культурные, творческие способности учащихся, прививать чувство прекрасного, пробуждая интерес к различным видам искусства.

   Виды деятельности.

В рамках изучения предложенного курса предполагается организация следующих видов коллективной, групповой и индивидуальной деятельности:

  • прослушивание и анализ музыкальных произведений,
  • создание письменных работ на основе восприятия музыкальных произведений,
  • сопоставление  литературных и музыкальных произведений,
  • анализ особенностей воплощения литературного сюжета в музыке и его переосмысления,
  • исполнение музыкальных произведений учащимися и др.

Для реализации курса руководствуемся следующими подходами:

  • культурологический подход;
  • диалогический подход;
  • практико-деятельностный подход;
  • личнoстно - ориентированный подход.

Основной формой организации занятий является классно-урочная.

Результаты обучения.

В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны

 знать и понимать: 

- музыкальные произведения,  созданные на сюжеты  А. С. Пушкина;

-  особенности музыкальных произведений;

уметь:

- оперировать при анализе ключевыми музыкальными и литературными понятиями, определениями и терминами.

Контроль деятельности учащихся.

 Контроль деятельности учащихся проводится по итогам их творческих работ: письменных работ для всего класса, краткосрочных проектов для группы учащихся,  долгорочных  проектов для способных и одаренных учащихся.

Программа представляет собой цикл занятий, рассчитанный на 12 ч.  в 8-9 предпрофильных гуманитарных классах.

Содержание курса.

Введение

Специфика средств художественной выразительности музыки и литературы.  Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.  Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Тема 1. Творчество А. С. Пушкина в романсах и песнях.

Стихи А. С. Пушкина - источник вокального творчества.  Прозрачность и чистота первого «пушкинского» романса М. Глинки «Не пой,   красавица,   при  мне…».  Романс «Я помню чудное  мгновенье» - шедевр камерной лирики.  

Тема 2. А. С. Пушкин и оперные произведения.

       Произведения А.С.Пушкина  в  музыке М.И.Глинки,  Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского. Произведения оперного искусства,  созданные на тексты  произведений Пушкина  («Руслан и  Людмила»,  «Борис  Годунов»,  «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане»).  Особенности воплощения  литературного  сюжета  в музыке.  Переосмысление сюжета литературного произведения, особенности  музыкального воплощения  образов.

Тематическое планирование.

занятия

Название занятия

Кол -во

часов

Краткое содержание темы.

Темы творческих работ и индивидуальных проектов

Введение

1

Литература и музыка

Специфика средств художественной выразительности музыки и литературы.  Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.  Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.

Тема 1. Творчество А. С. Пушкина в романсах и песнях.

2-3

Творчество А. С. Пушкина в романсах и песнях разных композиторов.

2ч.

Романсы разных композиторов на стихи Пушкина. Музыкальность стихотворений Пушкина. Первый «пушкинский» романс М.Глинки «Не пой,   красавица,   при  мне…»   Необычайная прозрачность и чистота мелодии.

История появления стихотворения и романса «Я помню чудное мгновение». Романс «Я помню чудное  мгновенье» - шедевр камерной лирики. Волнение, восторженность, красота и плавность мелодии. «Пушкинские» черты романсов . Светлый взгляд на жизнь, вера в непреходящую ее ценность. Гармоничное мировосприятие.

Задание по выбору: подготовить видеоролик «Я помню чудное мгновенье…»;

сочинить романс (песню) на стихи А. С. Пушкина или подобрать музыкальное сопровождение для любимого стихотворения поэта.

Тема проекта: "Единого прекрасного жрецы" (музыкальная Пушкиниана А.С. Даргомыжского) (задание для продвинутых учащихся)

Тема 2. А. С. Пушкин и оперные произведения.

4-5.

Пушкинские мотивы в творчестве  Н.А.Римского-Корсакова.

Н. А. Римский-Корсаков опера «Золотой петушок»

2ч.

Неразрывность человеческой души с красотой природы.

Опера «Золотой петушок» - жесткая сатира на Россию «воевод», на невежественных царских советников. История создания оперы.

Подготовить презентацию (видеоролик) на тему: «К тайнам мастерства Н. А. Римского- Корсакова».

Творческая работа на тему:

«Сказочник из Тихвина».

6-7.

Пушкинские мотивы в творчестве  Н.А.Римского-Корсакова.

Н. А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане».

2ч.

Неразрывность человеческой души с красотой природы. Фольклорные традиции в русской литературе и музыке.

Опера «Сказка о царе Салтане» - ярчайший пример неразрывного единства поэзии, живописи и музыки. История создания оперы «Сказка о царе Салтане. Сопоставление двух произведений. Новые действующие лица в опере.

Письменная работа на тему: «Письмо Н. А. Римскому- Корсакову».

8-9.

Опера «Руслан и Людмила» - вершина «сотворчества» двух великих художников.

2ч.

Фольклорные традиции в русской литературе и музыке.

«Мое игривое творение» (А.С.Пушкин).

Реалистическая основа сказочных образов поэмы Пушкина в  былинно-эпической опере Глинки.

Глубина раскрытия образов  героев средствами оперной драматургии. Музыкальная       выразительность образов.

Постижение характера героини посредством музыкальных изобразительных средств.

Отражение высоких этических идеалов русского народа, его вера в победу добра и справедливости, неиссякаемая любовь к родной земле.

Презентация (видеоролик) «По страницам удивительной жизни» ( о биографии и творчестве М.И.Глинки).

Тема проекта: «Созвучие муз в творениях А.С. Пушкина и М.И. Глинки» (задание для продвинутых учащихся).

10-11.

Драма А.С.Пушкина «Борис Годунов» и  одноименная историко-трагическая опера М.П.Мусоргского

2ч.

М.П.Мусоргский – «Гоголь в музыке».

История создания оперы «Борис Годунов».

Опера «Борис Годунов» - вершина творчества Мусоргского и один из шедевров русской музыкальной классики.

Образы Пимена и Бориса в драме А.С.Пушкина и опере М.П.Мусоргского.

Партия Бориса в исполнении Ф.Шаляпина.

Подготовить презентацию (видеоролик) на тему: «К истории создания оперы «Борис Годунов» или

«Герои оперы «Борис Годунов».

Тема группового проекта: «Любимая музыка А.С. Пушкина».

12.

Итоговое занятие

По страницам любимых произведений А.С.Пушкина и музыкального искусства.

Творческая работа свободной формы.

Литература  в помощь  учащимся.

 Васина-Гроссман В. «Первая книга о музыке», 1988, «Музыка», Москва.

 Даттел Е .Л. «Музыкальное путешествие», 1970, «Просвещение», Москва.

Зарубин В. И. Большой театр.- М.: Эллис Лак, 1994.

Майкапар А. Шедевры русской оперы.-М.:КРОН-ПРЕСС,1998.

С. Шлифштейн. «Глинка и Пушкин», 1950, Музгиз, Москва.

Литература  в помощь учителю.

Асафьев Б. В. Русская музыка XIX  и  начало ХХ века. - Л.: Музыка, 1979.- 344 с.

Васина-Гроссман В.А. Описание: Михаил Иванович Глинка. -М.: Музыка;, 1982. - 101с.

Майкапар А.  М.И.Глинка «Я помню чудное мгновенье…» //Искусство. Первое сентября.- № 15, 2006.

Майкапар А. Музыкальные жанры: Опера //Искусство. Первое сентября.- № 2, 2009.

Медушевский В.  Суть музыки -  устремленность к высшему смыслу жизни. //  Искусство в школе.-  №6,  2001.

Пирязева Е. Литература и музыка – диалог искусств // Искусство. Первое сентября.- № 19, 2008.

 А.Н. Воспоминания о Михаиле Ивановиче Глинке. - Л.: Музыка, 1984.- 55 с.

Соболева Г.Г. Русский романс. Знание ,1980-112с.

Таршина Е. Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов // Искусство. Первое сентября.- № 23, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс в 9-м классе «Музыкальное искусство с Древних времён до начала XX века».

Пояснительная записка.О том, что такое музыка во всеобщем понимании, мы можем прочесть во многих литературных изданиях, связанных с музыкой. По этой теме существует огромное количество статей. Традици...

Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»

Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки кГИА   по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...

рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы

Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....

Английская и американская литература. Элективный курс для профильных гуманитарных классов (10-11 класс)

Основной целью программы является знакомство учащихся с развитием английской литературы, литературными направлениями и течениями, творчеством наиболее известных писателей и литературных деятелей...

Перевод медицинских текстов. РП для элективного курса в профильных медицинских классах (10-11 класс)

Данная программа разработана как  курс для учащихся 10-х и 11-х классов медицинского профиля. Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы в соответствии сФГОС ....