Технологическая карта конструирования урока по теме: "Опера "Иван Сусанин""
план-конспект урока по музыке на тему

Звягинцева Марина Васильевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_urok_zabolotskaya_i.v._opera_ivan_susanin_7_klass_.doc87.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОО»

И.В. Заболотская

Технологическая карта конструирования урока усвоения новых знаний.

Предмет – музыка.

Класс – 7

Тема  «Опера «Иван Сусанин»».

________________________________________________________________________________________

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут

- уметь распознавать этапы оперного спектакля;

- определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму (графическому изображению);

- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности.

2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут

регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.

коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.

познавательные: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы;

- узнавать характерные черты отдельных оперных номеров;

- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

- извлекать информацию и делать логические выводы;

- ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.

3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут

- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;

- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

 - уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности.

__________________________________________________________________________________________

Словарь урока:

Опера – вид музыкально-театрального действия, который основан на слиянии слова, музыки и сценического действия. В основе оперы лежит либретто.

Этапы оперного спектакля: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.

_______________________________________________________________________________________

Ресурсы урока:

- рабочие листы для учащихся (на каждого ученика или на пару);

- листы самооценки (на каждого ученика);

- по возможности ОУ – мультимедийная техника: компьютер, проектор.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

1 этап

Орг. момент

- приветствует учащихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем столе

не более

1 мин.

2 этап.

Мотивация

- Напевает мелодию хора «Родина моя» и «Полонез» из оперы «Иван Сусанин», задает вопросы классу:

1.В каком крупном произведении могут столкнуться (конфликтовать) два совершенно разных по эмоциональному строю и музыкальному языку фрагмента?

Формулирование темы урока: как вы думаете, какой проблеме будет посвящен наш урок?

«Опера «Иван Сусанин»»

- участвуют в обсуждении;

- отвечают на проблемные вопросы;

- формулируют предполагаемую тему урока

не более

2 мин.

3 этап. Целепола-

гание и планирование

- Формулирует цель урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).

Планируемые результаты: после урока вы сможете

- дать определение понятию «опера»;

- перечислять этапы оперного спектакля;

- освоить элементы нотной грамоты: легато, стаккато, пунктирный ритм, акценты, паузы, длительности нот, размер, динамика;

- выполнить проект по слушанию и анализу фрагмента из оперы;

- высказать свое мнение по поводу вашего отношения к оперному жанру;

- исполнить фрагменты из оперы в правильной певческой позиции.

- отвечают на вопросы

«Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока»,

«Какие вопросы касаются темы оперной музыки и могут войти в план урока?»

не более

2 мин

3 этап.

Актуализация знаний.

- Организует распевание класса, используя мелодии из оперы «Иван Сусанин».

- Проверяет поэтапно домашнее задание, опрашивает учащихся.

- Организует оценивание выполнения домашнего задания, обращаясь к листу самооценки

- отгадывают кроссворды по теме: «Опера»;

- слушают сообщение с презентацией;

- рассматривают распечатки фотографий оперных певцов;

- исполняют ансамблем у доски знакомый фрагмент из оперы.

не более

10 мин.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

время

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

1. Проводит поэтапно упражнение «Этапы оперного спектакля»

- Организует работу с понятиями: опера, экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.

- Организует работу с учебником по осваиванию новых элементов нотной записи.

- участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы;

- сравнивают варианты ответов, делают выводы;

- выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в тетрадях.

не более 5мин.

6 этап. Включение нового знания в систему знаний.

3. Организует самостоятельную работу в парах по прослушиванию и анализу фрагментов из оперы.

- просматривают видеозапись фрагментов из оперы «Иван Сусанин» и угадывают этапы оперного спектакля:

Экспозиция (хор «Родина моя»);

Завязка («Полонез»);

Развитие (Хор поляков «Устали мы»);

Кульминация (Ария Ивана Сусанина);

Развязка (хор «Славься»).

- работают в малых группах (или парах) над проектом;

- анализируют реальные социальные условия;

- планируют и осуществляют учебную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата;

-  проводят презентацию результатов работы групп, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы.

10 мин.

- Организация проверки выполнения задания (презентация результатов работы групп).

по 2 мин. на одно выступление

7 этап. Рефлексия и оценивание.

Проверяет результат:

 -в результате урока учащиеся смогли

- дать определение понятию «опера»;

- перечислить этапы оперного спектакля;        

- освоить элементы нотной грамоты: легато, стаккато, пунктирный ритм, акценты, паузы, длительности нот, размер, динамика;

- высказать свое мнение по пройденной теме.

- организация самооценивания или

взаимооценивания

- заполняют оценочные таблицы

2-3 мин.

8 этап.

Домашнее задание.

- Дает рекомендации учащимся (индивидуально) по подготовке домашнего задания к следующему уроку, предлагает на выбор по изученной теме:

- сделать кроссворд;

- подготовить сообщение или презентацию;

- рассказать о нотных знаках;

- исполнить фрагмент из оперы «Иван Сусанин»

1 мин.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложении 1

слова

        музыки

сценического действия

Приложение 2

Алгоритм выполнения проекта.

Цель: сделайте анализ музыкального произведения

Для этого Вам необходимо:

1 шаг. Прослушать произведение и определить композитора и название.

2 шаг. Определить жанр прослушанного произведения: танец или марш, песня или романс, кантата или опера, балет или мюзикл, симфония или соната.

3 шаг. Определить характер, лад, темп, динамику, форму (куплетная, 1-частная и т.д.), фактуру (одноголосная или многоголосная), исполнителя, образ музыкального произведения.

4. Записать ответ в тетради.

5. Подготовить устное выступление (презентацию) для остальных участников занятия. Определите выступающего (-их) от пары или группы.

Приложение 3

. Лист самооценки.

Критерии оценки

(базовый уровень)

выполнение

Критерии оценки

 (повышенный уровень)

выполнение

1

отвечал на поставленный вопрос (или вопросы)

конструировал вопрос (или вопросы) или сочинял мелодию к тексту

2

слушал и анализировал музыку

разбирался в нотной записи

3

исполнял песню соло, ансамблем или хором

исполнял песню с использованием танцевальных движений, ритмического сопровождения, музыкальных инструментов

Критерии оценивания:

  • 8 – 9 баллов – 5;
  • 7 – 6 баллов – 4;
  • 5 – 4 баллов  - 3;
  • Меньше 3 баллов -2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА ИСТОРИИ в 9 КЛ составлена согласно требованиям ФГОС...

технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде зовательной

Эта технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных" по новым ФГОС с учетом УУД....

технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде

Вашему вниманию предлагаю методические рекомендации по написанию технологических карт уроков русского языка и литературы в рамках новых ФГОС....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ. САМОАНАЛИЗ УРОКА.

Место проведения урокаТип урокаФормы организации учебной деятельностиМетоды обученияПриемыОборудованиеАктуальность использования средств ИКТЦель урокаЗадачи урокаВид используемых на уроке средств ИКТ ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА. Технология ведения дома. 5 класс. Тема урока: "Бутерброды и горячие напитки"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА. Технология ведения дома. 5 класс. Тема урока: "Бутерброды и горячие напитки"...