Технологическая карта конструирования урока по теме: "Опера "Иван Сусанин""
план-конспект урока по музыке на тему
Из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_urok_zabolotskaya_i.v._opera_ivan_susanin_7_klass_.doc | 87.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОРЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ
ПРОГРАММА «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОО»
И.В. Заболотская
Технологическая карта конструирования урока усвоения новых знаний.
Предмет – музыка.
Класс – 7
Тема «Опера «Иван Сусанин»».
________________________________________________________________________________________
Планируемые образовательные результаты:
1. Предметные: в результате урока учащиеся смогут
- уметь распознавать этапы оперного спектакля;
- определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму (графическому изображению);
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности.
2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут
регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.
коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.
познавательные: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы;
- узнавать характерные черты отдельных оперных номеров;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
- извлекать информацию и делать логические выводы;
- ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.
3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут
- проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям;
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- уметь участвовать в коллективно – творческой деятельности.
__________________________________________________________________________________________
Словарь урока:
Опера – вид музыкально-театрального действия, который основан на слиянии слова, музыки и сценического действия. В основе оперы лежит либретто.
Этапы оперного спектакля: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка.
_______________________________________________________________________________________
Ресурсы урока:
- рабочие листы для учащихся (на каждого ученика или на пару);
- листы самооценки (на каждого ученика);
- по возможности ОУ – мультимедийная техника: компьютер, проектор.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | время | |
1 этап Орг. момент | - приветствует учащихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем столе | не более 1 мин. | ||
2 этап. Мотивация | - Напевает мелодию хора «Родина моя» и «Полонез» из оперы «Иван Сусанин», задает вопросы классу: 1.В каком крупном произведении могут столкнуться (конфликтовать) два совершенно разных по эмоциональному строю и музыкальному языку фрагмента? Формулирование темы урока: как вы думаете, какой проблеме будет посвящен наш урок? «Опера «Иван Сусанин»» | - участвуют в обсуждении; - отвечают на проблемные вопросы; - формулируют предполагаемую тему урока | не более 2 мин. | |
3 этап. Целепола- гание и планирование | - Формулирует цель урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты). Планируемые результаты: после урока вы сможете - дать определение понятию «опера»; - перечислять этапы оперного спектакля; - освоить элементы нотной грамоты: легато, стаккато, пунктирный ритм, акценты, паузы, длительности нот, размер, динамика; - выполнить проект по слушанию и анализу фрагмента из оперы; - высказать свое мнение по поводу вашего отношения к оперному жанру; - исполнить фрагменты из оперы в правильной певческой позиции. | - отвечают на вопросы «Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока», «Какие вопросы касаются темы оперной музыки и могут войти в план урока?» | не более 2 мин | |
3 этап. Актуализация знаний. | - Организует распевание класса, используя мелодии из оперы «Иван Сусанин». - Проверяет поэтапно домашнее задание, опрашивает учащихся. - Организует оценивание выполнения домашнего задания, обращаясь к листу самооценки | - отгадывают кроссворды по теме: «Опера»; - слушают сообщение с презентацией; - рассматривают распечатки фотографий оперных певцов; - исполняют ансамблем у доски знакомый фрагмент из оперы. | не более 10 мин. | |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | время | |
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) | 1. Проводит поэтапно упражнение «Этапы оперного спектакля» - Организует работу с понятиями: опера, экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. - Организует работу с учебником по осваиванию новых элементов нотной записи. | - участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы; - сравнивают варианты ответов, делают выводы; - выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в тетрадях. | не более 5мин. | |
6 этап. Включение нового знания в систему знаний. | 3. Организует самостоятельную работу в парах по прослушиванию и анализу фрагментов из оперы. | - просматривают видеозапись фрагментов из оперы «Иван Сусанин» и угадывают этапы оперного спектакля: Экспозиция (хор «Родина моя»); Завязка («Полонез»); Развитие (Хор поляков «Устали мы»); Кульминация (Ария Ивана Сусанина); Развязка (хор «Славься»). - работают в малых группах (или парах) над проектом; - анализируют реальные социальные условия; - планируют и осуществляют учебную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата; - проводят презентацию результатов работы групп, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы. | 10 мин. | |
- Организация проверки выполнения задания (презентация результатов работы групп). | по 2 мин. на одно выступление | |||
7 этап. Рефлексия и оценивание. | Проверяет результат: -в результате урока учащиеся смогли - дать определение понятию «опера»; - перечислить этапы оперного спектакля; - освоить элементы нотной грамоты: легато, стаккато, пунктирный ритм, акценты, паузы, длительности нот, размер, динамика; - высказать свое мнение по пройденной теме. - организация самооценивания или взаимооценивания | - заполняют оценочные таблицы | 2-3 мин. | |
8 этап. Домашнее задание. | - Дает рекомендации учащимся (индивидуально) по подготовке домашнего задания к следующему уроку, предлагает на выбор по изученной теме: - сделать кроссворд; - подготовить сообщение или презентацию; - рассказать о нотных знаках; - исполнить фрагмент из оперы «Иван Сусанин» | 1 мин. |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложении 1
слова
музыки
сценического действия
Приложение 2
Алгоритм выполнения проекта.
Цель: сделайте анализ музыкального произведения
Для этого Вам необходимо:
1 шаг. Прослушать произведение и определить композитора и название.
2 шаг. Определить жанр прослушанного произведения: танец или марш, песня или романс, кантата или опера, балет или мюзикл, симфония или соната.
3 шаг. Определить характер, лад, темп, динамику, форму (куплетная, 1-частная и т.д.), фактуру (одноголосная или многоголосная), исполнителя, образ музыкального произведения.
4. Записать ответ в тетради.
5. Подготовить устное выступление (презентацию) для остальных участников занятия. Определите выступающего (-их) от пары или группы.
Приложение 3
. Лист самооценки.
№ | Критерии оценки (базовый уровень) | выполнение | Критерии оценки (повышенный уровень) | выполнение |
1 | отвечал на поставленный вопрос (или вопросы) | конструировал вопрос (или вопросы) или сочинял мелодию к тексту | ||
2 | слушал и анализировал музыку | разбирался в нотной записи | ||
3 | исполнял песню соло, ансамблем или хором | исполнял песню с использованием танцевальных движений, ритмического сопровождения, музыкальных инструментов |
Критерии оценивания:
- 8 – 9 баллов – 5;
- 7 – 6 баллов – 4;
- 5 – 4 баллов - 3;
- Меньше 3 баллов -2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА ИСТОРИИ в 9 КЛ составлена согласно требованиям ФГОС...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ
Технологическая карта урока...
технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде зовательной
Эта технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Одна и две буквы н в страдательных причастиях прошедшего времени и отглагольных прилагательных" по новым ФГОС с учетом УУД....
технологическая карта конструирования урока в современной информационной образовательной среде
Вашему вниманию предлагаю методические рекомендации по написанию технологических карт уроков русского языка и литературы в рамках новых ФГОС....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ. САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Место проведения урокаТип урокаФормы организации учебной деятельностиМетоды обученияПриемыОборудованиеАктуальность использования средств ИКТЦель урокаЗадачи урокаВид используемых на уроке средств ИКТ ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА. Технология ведения дома. 5 класс. Тема урока: "Бутерброды и горячие напитки"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА. Технология ведения дома. 5 класс. Тема урока: "Бутерброды и горячие напитки"...