Развития музыкальных способностей в младшем школьном возрасте.
статья по музыке на тему
Доклад на тему " Музыкальные способности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_muzykalnye_sposobnosti.doc | 94.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НЕРЮНГРИНСКОЙ РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОШ № 22 структурное подразделение Дом Детского Творчества п. Беркакит
улица Мусы – Джалиля 15
телефон 8(41147)73-8-13
Педагог дополнительного образования.
Саенко В. С.
Развития музыкальных способностей у детей младшего
школьного возраста.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно, чтобы рядом с ним оказался взрослый, который помог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.
Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждал известный педагог Сухомлинский.
Главное для педагога в развитии музыкального мышления ребенка – это то, что нужно увидеть и определить не только природные задатки к развитию музыкальных способностей, но и распознать такие качества, как одухотворенность, чувственная предрасположенность, любовь к музыке, желание ребенка терпеливо и упорно трудиться на музыкальных занятиях. Именно эти качества в большей степени приводят детей к успехам, позволяют достичь хороших результатов.
Главной задачей музыкального воспитания детей является – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, привитие интереса и любви к ней. Каковы методы и приемы, для того чтобы воплотить в жизнь эту задачу? Методом музыкального обучения можно рассматривать способы организации усвоения содержания предмета, отвечающие целям и ведущим задачам учебного процесса.
Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности обучающихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.
Методы музыкального воспитания | Применение методов |
1. Методы стимулирования музыкальной деятельности. | Применяются для создания той эмоциональной, творческой атмосферы, которая необходима для занятия музыки. |
2. Метод эмоционального воздействия. | Умения педагогов выражать свое отношение к музыкальным произведениям образным словом, мимикой, жестами. |
3. Метод стимулирования музыкальной деятельности. | К методам стимулирования музыкальной деятельности относятся создания проблемно- поисковых ситуаций, когда перед детьми ставятся различные творческие задания. |
4. Метод сравнения. | Наиболее распространенный, потому что его применение позволяет создавать ситуации, вызывающие у ребят интерес. |
Развитие музыкальных способностей обучающихся осуществляется в комплексе и тесной связи с решением образовательных задач. Хотя развитие музыкальных способностей осуществляется как единый процесс, необходимо рассмотреть последовательность их формирования каждой в отдельности.
- Последовательность развития звукового слуха и чувства лада.
Восприятие и воспроизведение звуков по высоте в ярких, образных интонациях, мотивах. Осознание значения лада как средство воплощения музыкального образа.
- Последовательность развития чувства ритма.
Различие сильных и слабых долей в музыке при слушании. Восприятие соотношения различных длительностей на примере не сложных, хорошо знакомых детских песен. Развитие внутреннего ритмического слуха.
- Последовательное развитие чувства музыкальной формы (чувство целого).
Усиление у детей ощущения деления музыкального периода на фразы, предложения через движения под музыку.
Каждый человек, родившийся, получает от матушки- природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться владеть этим инструментом. При обучении пению , надо идти от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительного мастерства.
В работе по пению с детьми на начальном этапе следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить.
На занятиях также используются музыкально-ритмические движении Их главная задача научить ребят эмоционально откликаться на музыку с помощью движения. Педагог наблюдает, как дети двигаются под музыку, определяет их музыкальность. На первоначальном этапе движения должны быть обличены в игровую форму. Любое задание, связанное с движением должно иметь четкую задачу. Дети должны выдерживать закономерности музыкального исполнения (громкая музыка – громко маршировать, тихая – тихо). Методические приемы варьируются в зависимости от содержания игр и объема программных умений и направлены на то, чтобы планомерно систематически развивать детские умения и способности.
В работе с детьми методические приемы многообразны и варьируются в зависимости от следующего:
Наличие различных видов деятельности – музыкальные игры, хороводы, упражнения;
Особенности содержания и построения игры, упражнений и комплекса программных умений, необходимых для успешного усвоения материала.
Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передачи интонации, подражании легко воспринимают образное содержание сказок, песен, музыкальных пьес. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников.
Активным средством развития творческой деятельности обучающихся, являются творческие задания в форме игры. Постепенное усложнения условий игр, их содержание способствует обогащению музыкального опыта и творческих возможностей детей. На музыкальных занятиях важно создать каждому ребенку условия для активного проявления себя в творчестве. Все ребята должны испытать радость творчества, которые развивают эмоциональную отзывчивость на музыку. Пример: (Вы сейчас попробуете вжиться в роль и попробовать сделать звуковую картинку ««В весеннем лесу».
У вас нет музыкальных инструментов, вы будете использовать все что я вам предложу. Используемые материалы: целлофан, карандаши или деревянные палочки, листы бумаги; музыкальные инструменты: треугольник, металлофон.
Я буду вам читать текст, а вы будете его сопровождать звуком. Задание понятно? Давайте попробуем.
Звуковая картина «В весеннем лесу» .
«Идём в лес по лужам» - дети равномерно хрустят целлофаном.
«Бежим» - хрустят в быстром темпе.
«Остановились, прислушались» - пауза.
«Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра.
«Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги.
«Дятел стучит» - карандашами по столу.
Педагог: А теперь, мы с вами попробуем сочинить мелодию к песенке дятла:
«День за днём стучу, стучу:
Тук-тук-тук-тук-тук.
Все деревья я лечу,
Тук-тук-тук-тук-тук ( Раздается стихотворение на команды по желанию каждому). Теперь давайте прослушаем наши мелодии, который получились.)
В изучении музыкальных способностей, использованы необходимые критерии:
1.Развитие познавательной активности в творческой деятельности.
Для характеристики данного критерия выделяются следующие уровни:
Высший: присутствует устойчивый познавательный интерес, отмечается оригинальность мышления, богатое воображение, развитая интуиция, гибкость мышления, способность к рождению новых идей.
Средний: испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, решить самостоятельные задания не может, необходимы педагоги.
Низкий: интереса к творчеству не проявляет. Отсутствует гибкость мышления, воображения, нет навыков самостоятельного решения проблем.
2.Уровень сформированности развития навыков пения.
Для характеристики данного критерия выделяются следующие уровни, разработанные зав. Кафедрой МГУ О.П Рядыновой:
Высший: точно передает мелодию знакомой песни, несложные попевки без сопровождения, поет выразительно. Качество звука- чистый, громкий, протяжный, четкое произношение согласных, отличный вокальный слух, фонационный выдох- 12-17 сек., диапазон си/м-ре/п.
Средний: точно передает мелодию знакомой песни с музыкальным сопровождением, поет недостаточно выразительно. Качество звука – не громкий, не протяжный, средний вокальный слух, не четкое произношение согласных. Фональных выдох – 6-11 сек., диапазон до /1-си/1.
Низкий: интонирует не точно, поет равнодушно. Качество звука – тихий, сиплый, вялая дикция. Фональный выдох 1 – 5 сек., диапазон ре/1/соль/1.
3.Уровень эмоциональной эстетической настроенности.
Высокий: распознает и оценивает свои эмоции и эмоции других людей по мимике и жестам. Проявляет произвольную активность, развиты эмоционально- выразительные движения рук, адекватно использует жесты, высокий уровень включенности в образ.
Средний: видит разные эмоциональные состояния, напряжен общий вид, нечетко выражает свое эмоциональное состояние, пытается выразить мимикой и жестом, не проникая в образ.
Низкий: подавленный, напряженный общий вид, бедная маловыразительная мимика, не в состоянии четко выразить свое эмоциональное состояние. Для определения музыкальных способностей были проведены диагностики: фонационного выхода, диапазона и эмоционально – эстетической настроенности детей.
Для увеличения уровня музыкальных способностей, в течении учебного года проводилась работа над правильным вдохом и выдохом. Для этого детям давались необходимые задания.
Задание 1 . встать прямо, вдохнуть глубоко воздух, затем выдохнуть. Опять вдохнуть и выдохнуть. После этого сделать вдох и мычать с закрытым ртом. Когда звук у вас закончится, поднять руку. У тех ребят, которых средний уровень предлагались дополнительные дыхательные упражнения. У кого низкий уровень – усиленные дыхательные тренировки.
Задание 2. Пропеть гамму от до до соль, постепенное звучание на слоги ла, ма, ку, ду постепенно двигаясь к верхнему регистру.
В качестве проверки уровня развития ритмического слуха служили упражнения, при которых ведущий отбивает ритм загаданной им песней, а остальные пытаются ее отгадать.
В этом возрасте дети в принципе не способны долго удерживать свое внимание на чем то одном, поэтому непременным условием успешной работы с ним будет достаточно частая, но оправданная смена упражнений в течении , одного занятия. В освоении ритмов используются маленькие игры, такие как ритмический спектакль. Проведя такую работу в течении учебного года, на лицо были положительные изменения у ребят.
При целенаправленном и систематическом развитии певческих навыков увеличивается количество детей с высоким уровнем музыкальных способностей. Методологической основой настоящего исследования является деятельный подход в развитии личности, т.е. музыкальные способности развиваются в певческой деятельности.
В настоящее время в развитии образовательного процесса появляются новые средства и методы обучения, ориентированные на использование информационных технологий. В связи с этим становится актуальным новое направление деятельности педагога, такое как разработка информационных технологий обучения, применяемых в искусстве.
Применение ИКТ на занятиях в частности в обучении вокалу, представляет собой набор разнообразных технических и информационных средств, направленных на достижение значительного образовательного результата. Особая актуальность данной технологии связана с тем, что обучение детей вокалу происходит без специального отбора обучающихся, т.е. не учитываются их начальные вокальные данные. Дети имеют разные стартовые возможности.
Целью применения ИК-технологий на моих занятиях является развитие вокальных способностей детей посредством использования современных информационно-технических средств.
А основными преимуществами данной технологии является то, что:
1. учащиеся активно вовлекаются в учебный процесс, наиболее широко раскрываются их способности, активизируется умственная деятельность, а также раскрывается их творческий потенциал;
2. Использование на занятиях вокальной студии ИКТ дает мне возможность наглядно представить учащимся результат своей деятельности, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления;
3. Ожидаемый результат включает в себя развитие вокальных навыков, развитие артистических возможностей, и приобретение навыков в пользовании техническими средствами.
На своих занятиях вокальной студии « Солнышко» . я использую:
- персональный компьютер с возможностью поддерживания программ для воспроизведения и обработки звука и изображения (Aimp, Sound Forge, классический Медиа плеер.), показа презентаций в программе Power Point; использовать ресурсы Интернет;
- аудио аппаратура (микшер, микрофоны, какаоке центр).
- внешние носители (AudioCD, флешпамять), DVD плеер с функцией караоке, телевизор или проектор, цифровая видеокамера.
Компьютер используется как для воспроизведения звука, так и для игровых моментов на занятиях, музыкального сопровождения подвижных игр, прослушивания песен и композиций с дальнейшим обсуждением.
В своей работе я использую следующие компьютерные программы:
Internet Explorer для возможности выхода в Интернет,
PowerPoint для создания своих собственных презентаций, составления проверочных тестов, Word для оформления документации (календарно-тематическое планирование),
С использованием программ для записи звука я имею возможность зафиксировать деятельность обучающихся , и они сами могут легко производить звукозапись своего исполнения и корректировать его. Одним из главных эффектов от этой деятельности является то, что ребенок приобретают культуру слушания, начинают слышать и понимать разницу между хорошей и плохой записью, богатым звучанием или бедной акустикой, а также могут не пассивно, а творчески общаться с аудиоматериалом.
Презентация в Power Point . Презентация - форма подачи материала в виде слайдов. мультимедийные демонстрации, тесты-задания, кроссворды и др. творческие задания. подготовленные мною заранее, позволяют развивать самостоятельную деятельность учащихся, приобрести навыки работы с компьютером (манипуляции мышью, работа с клавиатурой).
Использование ресурсов сети Интернет
Музыкальные сайты
1. http://www.classic-music.ru/index.html Вашему вниманию предлагаются:
- биографии и творческие портреты композиторов и исполнителей классической музыки;
- крупнейшая в Рунете коллекция записей классической музыки в формате mp3. На сегодняшний день в свободном доступе находятся 1215 mp3-файлов; - все фонограммы из собраний частных коллекционеров виниловых дисков Москвы, исполненные до 1971 года;
- Словарь музыкальных терминов и инструментов;
- Cсылки на сайты о классической музыке.
2. http://www.fedorov.ws/index.html Сайт, посвящѐнный итальянской опере! Вашему вниманию предлагаются:
- сведения о лучших произведениях жанра (сюжеты, комментарии-эссе);
- информация об оперных театрах, фестивалях;
- биографии и творческие портреты певцов, дирижѐров, композиторов;
- ссылки на страницы, содержащие записи в mp3;
- каталог ссылок на оперные ресурсы интернета.
3. http://www.posternazakaz.ru/shop/category/180/82/?orderby=views Фото известных композиторов, портеры композиторов.
4.http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=16678&tmpl=com Цель сообщества - наладить сетевое взаимодействие и обмен опытом учителей музыки, педагогов дополнительного образования, создать методическую копилку цифровых образовательных ресурсов по предмету.
Использование аудиоаппаратуры дает дополнительные возможности на занятиях вокалом. Используя микшер, я регулирую уровень звука, подбираю звуковые эффекты, для выделения голосовых контрастов.
Караоке (в переводе с японского – «пустой оркестр») в последнее время получило широкую популярность. В результате на уроке я могу проявить лучшие образцы киномузыки, мультипликации, современные детские песни. Более интенсивно будет формироваться музыкальный вкус детей и их исполнительских способностей. Караоке позволяет мне , заменить стандартное музыкальное сопровождение песни на аккомпанемент эстрадного ансамбля, симфонического или духового оркестра.
Особая роль принадлежит использованию микрофона. Детям нравится чувствовать себя настоящим артистом. Дети учатся приемам работы с микрофон, приобретают навыки сценической культуры. Это становится дополнительным стимулом, для активизации познавательного интереса детей.
Ещё один методический прием использования караоке – конкурсное исполнение – кто лучше споет. Оценка исполнения учитывает и реакцию группы, и оценку самой системы. Кроме того с помощью караоке можно провести целый ряд музыкально- педагогических игр:
- «Угадай мелодию» (команда, угадавшая по нескольким звукам и правильно назвавшая песню, получает право еѐ исполнения)
- «Два рояля» (предлагаю слова из песни, поочерѐдно предоставляя слово каждой команде и постепенно добавляя новые слова. Команда первой угадавшая песню поѐт еѐ под фонограмму).
- «Музыкальный мяч» (одна команда задаѐт вопрос песней, выбранной из перечня караоке (например – С чего начинается Родина?). Другая отвечает ей тоже песней, выбранной из перечня караоке (например – Уголок России – отчий дом).
На занятиях я практикую запись песен в исполнении детей, это дает возможность прослушивать и анализировать исполнение, также данный материал отдается ребенку на флеш-носителе для составления собственного песенного плей-листа. Кроме того ребенок продемонстрирует свои успехи родителям и друзьям, это мотивирует интерес детей к занятиям вокалом.
Видеоаппаратура применяется для просмотра видеоклипов, мультипликационных фильмов, в которых исполняются песни, например, мультфильм «Маша и медведь». После просмотра мультфильма проводится мини-анализ песен (понравились-непонравились, какую будем учить), в дети зарисовывают понравившихся героев и исполняют песню, применив на себя выбранный образ. Видеозапись этих исполнений комментируется, с разбором допущенных типичных ошибок, с целью само- и взаимооценки.
Применение на занятиях компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит педагогу за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
Вокальные занятия с применение ИКТ позволяют разрядить эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс и повысить мотивацию обучения. Что позволяет развивать музыкальные способности детей в современной и интересной для них форме.
Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что родители и педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Роль в развитии детей самого педагога огромна, особенно на начальном этапе. В этот период для ребенка еще не так важен социальный статус среди товарищей, как реакция на его деятельность взрослых: родителей и на втором, не менее важном месте, педагога. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения – не самоцель. Гораздо важнее – пробудить интерес к познанию. Только тогда, когда музыка на занятии перестанет быт звуковым фоном, когда постоянно меняющийся характер, выраженный в ней, дети будут чувствовать и осознавать, выражать в своей исполнительской и творческой деятельности, приобретенные навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.
Список литературы
1 Белкина.В.Н, Васильева.Н.Н.; « Там, где музыка живет»
2. Гульянц. Е. . « Музыкальная грамота»
3. Грузина И.В; « Тетрадь по музыке».
4. Журавленко Н.И.; « Праздники в начальной школе»
5 Крайнова Г; . « Развитие музыкальных способностей у детей».
6. Макшанцева Д.А; « Уроки пения 1-3 классы»,
7. Макшанцева. Е.В. . « Скворушка» сборник музыкально – речевых игр
8. Михайлова М.А, Горбина Е.В; . « Песенки для детей»,
9. Михайлова М.А; « Песенные узоры» Русские народные песни, игры.
10. Медведева.М. А; « Обучаем и развиваем»,
11. Попов. Т.С ; « Музыкальные жанры»;
12. Пляцковский М; . « Музыка»,
13. Полухин.Ю.К . « От пяти до десяти»;
14. Радынова С.М ; .« Слушаем музыку»;
15. Орлова В,С,, « Учите детей петь» .
16. Ригина Г.В ; Нотная хрестоматия ;
17. Ригина Г.В « Музыка» 1 класс ;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста 91.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО
Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В настоящее время физические упражнения широко используются, как эффективное средство развития физических качеств, общего физического развития и профилактики пограничных состояний ч...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Данная работа - описание опыта многолетней работы. Её содержание может помочь тем, кто уделяет внимание развитию творческих способностей младшеклассников как на уроке, так и во внеурочное время....
Развитие коммуникативных способностей ребенка младшего школьного возраста через народную игру
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее приведены ряд игр, которые...
Педагогический опыт: «Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе изготовления изделий в технике вязания крючком»
P { margin-bottom: 0.21cm; } Опыт формировался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области. ...