Развитие познавательных способностей детей младшего школьного возраста
статья на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvit.poznav.sposobnostey.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие познавательных способностей

 детей младшего школьного возраста»

                                                             Дунина Ирина Анатольевна

                                           педагог дополнительного образования

                                           

В наше время проблемой является тот факт, что многие учащиеся не испытывают интереса к учебе. Развитие познавательных способностей учащихся можно считать одной из глобальных проблем современного образования. А от того, как будет сформирована познавательная способность учащихся, будет зависеть эффективность образования в целом. Заинтересованный ребенок учится намного лучше.

Одним из способов развития познавательной способности является применение нетрадиционных занятий. В своей практике я использую занятия такие как: урок творчества, урок-игра, урок-состязание, урок взаимообучения и др. Состязательность и проведение различных игр позволяют детям ярче проявить свои знания, способности, увлечься учебой, получать и усваивать большое количество информации, способствуют приобретению навыков принятия решений в разнообразных ситуациях, улучшают отношения между учащимися, повышают самооценку детей.

В процессе работы я убедилась, что систематическое использование разнообразных дидактических средств так же приводит к развитию познавательных способностей учащихся. Одно из таких средств – тестовые задания.

Помогают мне и введение в учебный процесс элементов проблем, которые повышают активность учащихся. Для создания проблемной ситуации должно быть поставлено практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть новые знания или действия.

Так же я применяю терминологические кроссворды, головоломки. Например, используя данные буквы заполнить клетки терминами, которые связаны с ручной обработкой бумаги. Ответ: ножницы, гладилка, шило.

Кроме дидактических средств, использую на занятиях различные  дидактические приемы. Например: работа в парах или группах, предварительное обговаривание вопроса с товарищем, формулировка единого ответа; практическое изображение предмета обсуждения или его изображение (рисунок, схема).

Прием «Сообщи о своем Я» - ребенок предварительно высказывает свое мнение о выполнении чего-либо «Я бы выполнил это так…», «Я бы начал работу с такого-то действия».

Применяя прием «Отгадай загадку» в начале занятия я предлагаю загадку (это что-то интересное, необычное, удивительное). Отгадка откроется при работе над новым материалом.

Очень хорошо действует прием «Не пропусти ошибку» - объясняя учебный материал, специально допускается ошибка. За внимательность ребята поощряются. Радости и восторгу в таких случаях нет предела.

Применяю я и дидактические игры. Например, игра «Машины» проводится для формирования групп. По команде «Начали» все двигаются хаотично.  По команде «Машины – 3» объединяются в тройки. Здесь важна быстрота реакции. Такое начало занятия вызывает интерес. Не возникает обиды, что педагог неправильно поделил детей.

Важным элементом при развитии познавательных способностей является использование различных методов и приемов мотивации и стимулирования деятельности учащихся.

Стимулирование может быть:

Эмоциональным – создание ситуации успеха, поощрение.

Познавательным – выполнение творческих заданий, исследовательская работа.

Социальным – создание ситуации взаимопомощи (работа в группах, парах, организация само- и взаимопроверки, развитие желания быть полезным).

Мотивация является основным условием интерактивного обучения. Педагог должен выявлять проблемы и потребности обучающихся, а затем целенаправленно и в системе использовать методы стимулирования деятельности детей.

Подбирая учебный материал к занятиям часто использую различные исторические сведения, стихи, пословицы, поговорки, сказки. Сказки не только рассказываю сама, но и предлагаю сочинить учащимся. Лучшие работы оформляются в кабинете. Конечно, не у всех учащихся получаются идеальные работы, но похвалить за смекалку, выдумку, творчество нужно каждого. Пусть каждый ребенок почувствует себя автором, творцом, созидателем. Только при таком подходе ребенок вновь захочет выполнить другую работу.

Подобные задания развивает творческую способность, стимулируют исследовательскую работу, умение работать со справочной литературой, желание проявить себя в разных ролях и ситуациях. Важно отметить, что развивается речь учащихся, а только при хорошо развитой речи идет полноценное развитие их мышления и воображения.

Опираясь на свой опыт, я могу сделать вывод, что процесс развития познавательной активности учащихся должен быть целенаправленным, систематическим, планомерно организованным и осуществляться на основе личностно-ориентированного подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие самостоятельности детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании»

Статья  педагога дополнительно\го образования Центра  детского (юношеского)  Технического творчества Московского района Санкт-Петербурга    «Развитие самостоятельности детей м...

«Эмоциональное развитие ребенка в младшем школьном возрасте»

Данный блок занятий «Эмоция» проводится с подгруппой детей не более 5-6 человек, рассчитан на 3 занятия и ориентирован на педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста в процессе разв...

Роль игры в развитии воображения в младшем школьном возрасте

Влияние игры на личность ребенка. Переход от игровой деятельности к учебной. Методика Е.А. Панько "Придумай игру"...

Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста.

Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста.     Рука  настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспом...

Курсовая работа "Брейк данс как средство развития гибкости в младшем школьном возрасте"

Рассмотрена история развития брейк данса Особенности развития гибкости в младшем школьном возрасте Брейк-данс как средство развития гибкости Анализ проведения эксперимента...

Мастер класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»

Мастер класс «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»...

Занятие по развитию речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Тема: Составление описательного рассказа по портрету, с опорной на                таблицу – алгоритм.Цели: - Закрепить умение дете...