Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО
статья на тему
Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно—творческие дела и творческие конкурсы» |
Выступление в рамках Августовской педагогической конференции работников образования Туркменского муниципального района |
Ломонос Ольга Сергеевна учитель начальных классов МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры Туркменского района |
26.08.2014 |
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны,
если тронуть их рукой, они красиво зазвучат».
Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека. Любому обществу нужны одаренные люди, задача общества в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности. Учитель, в свою очередь, на уроках должен создать условия успешной работы. Выбор методов и форм работы должны обеспечивать комфортные бесконфликтные условия для самореализации личности.
“ Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец.»
И.А.Крылов
Вряд ли кто-нибудь не согласиться с советом Ивана Андреевича. Но как узнать, к чему ты «сроден», на что способен? Ответ на этот вопрос, оценка собственных способностей имеют важный практический результат, напрямую влияют на жизнь человека. Вместе с тем самооценка сильно подвержена влиянию окружающих. И ребенок с раннего детства слышит оценки взрослых: - этот ребенок способный, другой - неспособный, а третий способный, но лентяй и т. д. Житейские представления о способностях опираются на следующие заблуждения:
- способности, если они есть, рано или поздно проявятся, «талант пробьет себе дорогу»;
- одни люди ни на что не способны, другие способны на все.
Подобные стереотипы не только ошибочны с научной точки зрения, но и вредны. Если человек в самом начале своего пути считает себя неспособным (а что ему остается, если он часто слышит о себе такую характеристику), он теряет веру в себя, в свой успех в настоящем, обесценивает свое будущее; он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремиться.
Каждый человек на что-то способен, то есть в каждом ребенке заложены природой разнообразные задатки, которые могут проявляться и развиваться только в деятельности. Именно способности определяют качество деятельности, ее успешность и уровень достижений.
Бесталанных людей не бывает. Самый страшный упрек, который может быть брошен человеку, - это обвинение его в бесталанности. Нет абсолютно универсальных людей, одинаково талантливо выполняющих любую работу. Каждый оказывается более способным в одном деле и менее способным в каком-то другом. Важно просто определить те области деятельности, в которых ребенок более способен. От этого в конечном итоге зависит и уровень развития государства, и психическое здоровье человека. Грамотная оценка своих способностей – залог правильного решения своих проблем, показатель успешности (удовлетворенности) человека в жизни.
Способности, как и другие свойства личности, не только проявляются в деятельности, но формируются в ней. Не бывает способностей, оторванных от человеческого труда, от деятельности личности. До того момента, как человек приступил к деятельности. Мы можем говорить, скорее, не о способностях, а о задатках. Каждую особенность можно развить, если есть желание. Главное, чтобы это делалось целенаправленно и регулярно. И конечно, лучше развивать их с младшего возраста, потому что возможности обучения с возрастом падают. Например, если автоматизм управления автомобилем у ребенка 10 лет вырабатывается за 4 часа, то у взрослых – только за 50 часов. Премудрости сложного производства подросток может постичь за 1-2 года , в то время как взрослый –за 10 лет. Исследования показывают, что 95% детей в возрасте 2-4 лет обладают высокими творческими способностями, для них характерно любопытство, творческое воображение.
Если сравнивать интересы, склонности, способности и талант, как свойства личности, то можно заменить их такими выражениями:
интересы можно выразить так – «Я ХОЧУ ЗНАТЬ»
склонности - « Я ХОЧУ ДЕЛАТЬ»
способности - « Я МОГУ ДЕЛАТЬ»
талант – «Я ДЕЛАЮ ЛУЧШЕ, ЧЕМ МНОГИЕ ДРУГИЕ»
гениальность - « Я ДЕЛАЮ ЛУЧШЕ ВСЕХ, ЗА РЕДКИМ ИСКЛЮЧЕНИЕМ»
Но наша работа, во многом ориентирована не на редкие проявления природной одаренности, а на создание возможностей развития даже очень скромных способностей, поддержку заинтересованности ребенка в занятии творчеством.
Исходя из всего выше сказанного, первостепенная задача родителей и учителей – заметить в ребенке те или иные склонности.
Это, конечно, проявляется в деятельности на уроке, в выполнении домашних заданий. В выполнении дополнительных заданий, которые предлагаются как задания «по желанию», так же проявляются склонности учеников (например, по технологии рефераты и презентации на тему: «История автомобилестроения», «Особенности движения в разных странах», «Кулинария как часть культуры разных стран мира», « История костюма»).
На этом этапе работы самое главное - предложить ребенку, как можно больше различных видов деятельности, где он мог бы попробовать свои силы. Необходимо предоставлять больше возможностей детям проявлять свои способности.
Очень важно поддерживать ребенка в его стремлении. Одобрение педагога, уверенность в успехе ученика, поддержка и понимание родителей, дают потрясающие результаты.
Иногда бывает так, что ребенок не обладая очевидными склонностями, проявляет интерес к какой-то деятельности, и со временем показывает очень хорошие результаты.
Поэтому, вторая задача педагогическая - не оставлять без внимания таких учеников, и всячески поддерживать их интерес к предмету.
Например, привлекая их к творческим конкурсам и выставкам творческих работ, может быть пока, в рамках класса и школы (школьные конкурсы рисунков, выставки декоративно-прикладного творчества). А так же, предоставляя им творческие задания, которые могут выполняться самостоятельно и направлены на то, чтобы сделать их интерес более глубоким.
Третья задача педагога, на мой взгляд, при работе с детьми, которые имеют выраженные склонности и способности, помогать ребенку их развивать. А это значит - трудиться, не останавливаясь на достигнутом уровне.
Если же своевременно не развивать способности, то постепенно они атрофируются. Конечно, при наличии сильного характера, целеустремленности, воли, можно будет наверстать упущенное. Но не все дети таковыми качествами обладают. И мы, учителя, не должны упустить это прекрасное время - детство. Каждый человек имеет значительные творческие резервы, которые обычно остаются не использованными. Нам всегда нужно помнить об этом. На этом этапе работы необходимо помочь сформировать ребенку адекватную самооценку своих способностей. В этом помогают различные конкурсы школьные и районные, областные, олимпиады по предметам, где учащиеся имеют возможность сравнить свои успехи и достижения с уровнем подготовки других детей. И наши ученики успешно участвуют в таких конкурсах.
Развивать способности помогают различные творческие задания, сложность которых повышается. Если говорить о технологии, то метод творческих проектов, как раз и направлен на развитие способностей учеников. А поскольку, проекты - это всегда интегрированные творческие работы, то ребенок развивается в разных видах деятельности (начиная от эскиза будущего изделия, экономических расчетов на выполнение работы, построения выкроек и схем, часто историческим освещением выбранной темы и заканчивая изготовлением самого изделия.) Учитель в такой деятельности лишь направляет, консультирует ученика, а основную работу ученик делает самостоятельно. Оказывать давление в такой работе с ребенком не целесообразно, необходимо давать свободу ребенку, так как ,
способность творчески решать проблему, принимать нестандартные решения
ученику легче, чем взрослому человеку, который часто оказывается в плену стереотипов.
Являясь классным руководителем и одновременно педагогом дополнительного образования, у меня появилась возможность создать комплексную программу воспитания учащихся начальной школы под названием «Дети солнца» (авторская программа). Программа носит комплексный характер, т.к. она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования, образования основного и дополнительного. Кроме того, у программы есть единый связующий стержень – развитие творческого потенциала. Комплексность программы диктует многообразие видов деятельности, охватывающей уроки и внеурочные занятия, работу педагога с классом, а также дополнительное образование. Любой творческий и неравнодушный к детской судьбе педагог сегодня скажет, что дополнительное образование в школе должно быть. Обучение в системе дополнительного образования, я считаю, имеет большое значение. Кроме того, мои учащиеся обучаются в музыкальной школе по классу фортепиано, посещают кружок вокала, рисования. Несколько ребят занимаются в спортивной секции. Очень важно, что кружки посещают как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. Здесь они проявляют смекалку, логическое мышление, музыкальные и артистические способности. Получается, что школа стала для них вторым домом.
Вся воспитательная система класса направлена на развитие творческого потенциала, создания условий для успеха. Именно в начальных классах ученик познаёт, что такое добро и зло, милосердие и сострадание. Здесь ребёнок приобретает первых товарищей. Как воспитать в ребёнке верность дружбе, умение жить среди ровесников, ценить дружбу? Дети всегда должны быть весёлыми, всем интересующимися, чтобы глаза их всегда горели и на уроках и после школы. Очень важно чтобы нашим детям нравилось учиться, жить жизнью класса и школы. И они счастливы, что школа для них – это большой дом, где никого не назовут «трудным», где каждый может быть самим собой. От того, как построена воспитательная система зависит проявление познавательной активности, желания узнать что-то новое.
Ключевыми понятиями, которые характеризуют воспитательную систему класса, являются: творчество, индивидуальность, самостоятельность, доброта, активность, коллектив. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, а затем превратились в ценностные личности каждого ребенка.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Формы работы носят диалоговый и проблемный характер. Я взяла на вооружение главные принципы дополнительного образования: добровольность участия и деятельностный принцип проведения занятий. Ребята хотят участвовать во всех делах. Свои творческие достижения, способности и умения в дополнительном образовании они демонстрируют не только в своём объединении, но и во время общешкольных дел – на выставках, праздниках, соревнованиях. Такая работа поднимает статус дополнительного образования и сближает его с учебно-воспитательным процессом школы.
Воспитательная система построена, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую. Учитывается также актуальная проблема – взаимодействие семьи и школы. Родители принимают самое активное участие в подготовке и проведении всех мероприятий: оказывают помощь детям добрым советом и поддержкой, шьют костюмы, помогают в написании сочинений, разучивании стихов, организовывают поездки. На многих этих мероприятиях родители присутствуют сами.
Как целостен отдельный ребенок во всем многообразии его потребностей и способностей, так и образование обязано быть комплексным, обеспечивающим полноценное развитие ребенка во всем богатстве его запросов и интересов. А это возможно только при тесном сотрудничестве всех участников образовательно-воспитательной деятельности.
Методы и формы работы: анкетирование, оформление портфолио, интеллектуальные игры, конкурсы, выставки, соревнования, аукционы, экскурсии, встречи с интересными людьми, устные журналы, праздники.
Для классного руководителя очень важно создать такие условия для успешного развития учащихся, чтобы добиться оптимальных результатов обучения и воспитания. Думаю, что такое возможно только на основе педагогической поддержки каждого ученика, его индивидуальности. В первую очередь надо вести постоянный контроль за качеством образования, отслеживать уровень обученности и воспитанности учащихся. В этом мне помогает мониторинг, в систему которого входит своевременная диагностика учащихся на протяжении всего учебного года.
Система контроля и оценивания учебной работы школьника не может ограничиваться только одной целью – проверкой усвоения знаний, выработки умений и навыков. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить пути совершенствования.
Работая в начальной школе я поняла, что классному руководителю нельзя стоять в стороне от всех событий, которые происходят вокруг. Жизнь не стоит на месте, всё вокруг меняется, а значит, меняются и дети. Без изменения не может оставаться и учитель, скорее наоборот, нам следует постоянно забегать в завтра и послезавтра, обновлять себя так же, как и дети. Это значит находиться в постоянном творческом поиске. Нужно создать творческую обстановку, выстроить для каждого ребёнка лесенку, по которой он поднимется к вершине знаний. И к вершине этой надо стремиться, без этого не возможно творчество, а без творчества жизнь теряет смысл. Что же такое творчество и творческая личность? Я долго искала подходящие выражения и у меня получилась вот такая формула:
Т – терпимость. Мне кажется, учитель, как и каждый человек, работающий с детьми, должен обладать таким важным качеством, как терпимость. Мы учим детей понимать друг друга, а сами мы этим качеством обладаем? Как бывает трудно сдерживать себя в некоторых ситуациях! Но потом понимаешь: все люди разные, нельзя их мерить одной меркой, нужно принимать их такими, какие они есть.
В – вера в самого себя, в свои силы и возможности.
О – открытость и честность.
Р – радость от успеха.
Ч – чувство юмора. Ш. Амонашвили писал: «Чаще приглашать на уроки Момуса – бога смеха и шуток, чтобы прогнать с уроков Морфея – бога сна».
Е – естественность и искренность, быть самим собой. Дети это чувствуют, тогда и будут доверять.
С – самостоятельность и нестандартное мышление, способность решать проблемы самостоятельно, отстаивать свою точку зрения.
Т – тактичность.
В – вовлечённость в деятельность, любознательность, вдохновение, желание работать лучше, чем вчера.
О – ответственность. И не просто за будущее детей. Мы формируем то, какой будет наша страна. Эту ответственность мы должны воспитать и в детях.
В ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и несовершенными ни были результаты этих стремлений. Ведь за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные проявления его хрупких чувств и несформировавшихся еще мыслей. Он, может быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
Формирование творческих способностей учащихся приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.
Одно из обязательных условий работы – это сотрудничество и сотворчество педагога с ребёнком, создание тёплой атмосферы психологической безопасности, в которой, безусловно, принимается ценность каждого человека. Всё это способствует развитию творческих способностей ребят, формирует у него такие личностные качества, как инициативность, ответственность, способность мыслить нестандартно.
И подвести итог хотелось бы следующим высказыванием Джефа Раскина:
« Даже самый слабый из нас обладает присущим только ему талантом, который при своей кажущейся незначительности станет настоящим подарком для всего человечества, если им умело распорядиться».
И в этом мы призваны помочь нашим ученикам!
Литература
- Волков А.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ: Союз, 1997.
- Иванова Н.В. Возможные приёмы сотрудничества младших школьников с учителями и родителями во внеурочной деятельности.// Нач. школа. - 2006. - № 3. – С. 16 – 20.
- Максимова С.В., Камышева И.В. Развитие творческой активности учащихся.// Управление начальной школой. – 2010. - № 2. – С. 15 – 21.
- Матюшкин А.М., Аверина И.С. Развитие творческой активности школьников. М.: Педагогика, 1991.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974.
- Шараборова Ю.Д. Взаимовлияние дополнительного образования и внеурочной деятельности.// Классный руководитель. – 2002. - № 6. – С. 111 – 113.
- Щуркова Н.Е. Профессиональное мастерство классного руководителя. М.: Айрис – пресс, 2007.
- Щуркова Н.Е. За гранью урока: О внеклассной работе со школьниками. М.: ЦГЛ, 2004.
- Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младших школьников. Методическое пособие для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1974.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста 91.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...
Влияние изобразительного искусства на творческие способности детей младшего школьного возраста
Влияние изобразительного искусства на творческие способности детей младшего школьного возраста...
«Диагностика творческих способностей детей младшего школьного возраста»
Ряд предлагаемых методик диагностики творческих способностей ребенка позволит педагогам определить уровень развития творческого мышления детей младшего школьного возраста...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Данная работа - описание опыта многолетней работы. Её содержание может помочь тем, кто уделяет внимание развитию творческих способностей младшеклассников как на уроке, так и во внеурочное время....
Педагогический опыт: «Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе изготовления изделий в технике вязания крючком»
P { margin-bottom: 0.21cm; } Опыт формировался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области. ...
Выпускная квалификационная работа "Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе изготовления изделий в технике вязания"
ВКР "Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе изготовления изделий в технике вязания"...
«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём привлечения в творческие конкурсы»
laquo;Творчество во всех видах деятельности, связанных с потребностями ребенка, – необходимое условие эффективности образования». С.Т. Шацкий Как часто педагоги не уделяют ...