Развитие коммуникативных способностей ребенка младшего школьного возраста через народную игру
методическая разработка на тему
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее приведены ряд игр, которые с большим удовольствием и пользой можно использовать как в учебном процессе, в летнем лагере, так и в свободное время в кругу семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_kachestv_rebenka_cherez_narodnuyu_igru.docx | 46.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных способностей ребенка младшего школьного возраста через народную игру
“Умение ребёнка позитивно общаться
позволяет ему комфортно
жить в обществе людей…”
Выготский Л.С.
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных. Характеризуя человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаём и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью
Коммуникативные способности - это комплексное многоуровневое личностное образование, совокупность коммуникативных характеристик личности, а также ее социально-перцептивные и операционно-технические знания и умения, обеспечивающие регуляцию и протекание деятельности общения
Одной из задач Федерального государственного стандарта начального общего образования является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Внимание к этой стороне образования связано с тем, что сегодня основной акцент государства и общества направлен на формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, к решению коммуникативных задач, адаптации к жизни в современном социокультурном пространстве.
Коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения.
Развитие коммуникативных способностей обуславливается тем, как младший школьник усваивает отношения, существующие в обществе. Возникает вопрос, как обеспечить такое усвоение. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Младший возраст, имея новую жизненную позицию, сталкивается с рядом трудностей. В самом начале любого обучения для большинства детей основной трудностью является необходимость волевой саморегуляции поведения. Младшие школьники ещё не умеют рационально организовывать свой труд. Со временем возникают и другие трудности: первоначальная радость знакомства с новыми друзьями может смениться апатией и безразличием. Обычно это результат повторяющихся неудач ребёнка в преодолении сложностей образовательной программы.
Необходимо обучать младших школьников принципам и правилам общения, развивать коммуникативные способности. Это позволит лучше усвоить учебный материал, обзавестись новыми друзьями, не бояться общения с педагогом как с наставником.
Раскрытию особенностей общения младших школьников посвящены исследования отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, B.C. Мухиной, Р.С. Немова, В.Н. Мясищева. Младший школьный возраст определяется авторами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребенка.
Психологи считают, что в возрасте до 7-8 лет в растущем человеке складываются и проявляются до 70% его личностных качеств. Ребенку этого возраста важно включится в сферу общественных отношений, ведь именно под их воздействием осуществляется процесс его общественно-политического, нравственного, физического и эстетического воспитания.
Исследования проводимые в школах показали, что в последние годы появились дети “группы риска”, среди которых есть дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью (беспокойные дети), агрессивностью, конфликтные, застенчивые, замкнутые и имеющие низкий уровень коммуникативной готовности к обучению в образовательном учреждении, будь то школа или учреждение дополнительного образования..
Основной целью данной рекомендации является создание новых форм обучения и воспитания детей через народные игры, способствующих активизации учебного процесса; формирование творческой личности учащихся, способного ставить и решать новые социальные задачи.
Л.В. Знаков говорил: “Обучение, воспитание и развитие - единый процесс. Игра включает в себя все составляющие этого процесса”.
Игра - это одно из средств развития коммуникативных способностей. Она не выступают открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Ребёнка привлекает возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
В процессе игровой и развлекательной деятельности, деятельности по интересам и досуговой деятельности у младшего школьника формируются ценностные ориентации, модели поведения и общения, которые функционируют в обществе, т.е воспитывается коммуникативная культура, которая так необходима для своевременного воспитательного влияния с целью предупреждения младших школьников “коммуникативных проблем”.
Коммуникативная потребность состоит в стремлении ребенка познать самого себя с помощью партнёра по общению и через его посредство.
При этом потребности и мотивы общения, удовлетворяются с помощью определенных средств:
-экспрессивно-мимически (взгляды, улыбки, гримасы, различное выражение лица);
-предметно-действенно (позы, жесты);
-речевым способом.
В процессе игры ребенок учится общаться, сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. Очень любимы детьми подвижные игры. Застенчивым детям обычно не хватает живости и подвижности, участие в таких играх помогают детям активно включиться в детский коллектив, в общую атмосферу жизнерадостности. Как правило, подвижные игры сопровождаются шумными выкриками, смехом, бурным весельем. Все это способствует выплеску детских эмоций, в том числе негативных, раскрепощению и умению выражать свои чувства и переживания.
Игра - это историческое наследие. Наши предки имеют большую педагогическую базу, основанную на народных играх. Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и общению. Игра формирует высокую нравственность. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Ещё в девятнадцатом веке Е. А. Покровский, врач-гигиенист, педагог и этнограф, составил сборник «Детские игры, преимущественно русские» (1887), в котором прежде всего, раскрывается психологическое воздействие игр на развитие восприятия, памяти, воображения ребенка, его находчивости, остроумия, догадливости, смелости, мужестве, желание, обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений.
Велико значение народной игры в нравственном воспитании ребенка. Народные игры носят коллективный характер связи, с чем приучают детей в деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга, в семье способствует установлению интимно-чувственных взаимоотношений между родителями и детьми.
Русские народные подвижные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально - положительную основу для развития патриотических чувств. Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее приведены ряд игр, которые с большим удовольствием и пользой можно использовать как в учебном процессе, в летнем лагере, так и в свободное время в кругу семьи.
«Салочки»
Ход игры:
в игре может принимать участие довольно большое количество детей. Один из них выбирается водящим при помощи считалки. Основное правило игры заключается в том, что водящий должен догнать кого-либо из игроков и коснуться его ладонью – осалить. Дети могут стать недосягаемыми для водящего, если успеют выполнить оговоренное действие.
Существует много разновидностей салочек, например, «салочки-крестики», когда дети могут «закрыться» от водящего, стать недоступными, скрестив на груди руки; «салочки-в-воздухе» – чтобы скрыться от водящего, ребенок должен оторваться от земли – забраться на скамейку, качели, забор; «салочки-в-домике», дети очерчивают вокруг себя круг кусочком мела; «салочки-на-одной-ножке», где ребенок закрывается от водящего, встав на одну ногу; «красные салочки», в которых ребенок прячется от водящего, касаясь рукой предмета красного цвета и т. д.
Вариантов может быть огромное множество, в зависимости от вашей фантазии и фантазии детей. Очень важно подобрать играющих детей по темпераменту – если ваш застенчивый ребенок окажется самым медленным и нерасторопным, он может все время оставаться водящим или вообще выйти из игры.
«Иголочка и ниточка»
Ход игры:
все игроки становятся друг за другом. Один игрок – иголка. Другие игроки – нитка. «Иголка» бегает, меняя направление движения – и прямо, и змейкой, и по кругу, с резкими поворотами и плавно. Остальные игроки должны не отставать и подстраиваться в своих действиях под свою команду.
«Гуси и серый волк»
Ход игры:
игровой зал делится пополам. При помощи считалки выбирается водящий – он будет волком. Остальные дети собираются в одной половине комнаты, педагог говорит слова народной потешки «Гуси-гуси», дети отвечают:
– Гуси-гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так летите!
– Мы не можем.
– Почему?
– Серый волк под горой, не пускает нас домой.
– Ну летите, как хотите, только крылья берегите.
После этих слов дети пытаются перебежать на другую сторону комнаты. Волк, бегая вдоль черты, ловит детей. Пойманных детей волк забирает в свое логово, и они выбывают из игры. Игра продолжается, педагог переходит на другую сторону зала и снова зовет «гусей». Таким образом, игра проводится 2–3 раза, затем при помощи считалки дети выбирают нового водящего.
«Аленушка и Иванушка»
Ход игры:
выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга.
Играющие встают в круг и берутся за руки.
Иванушка должен поймать Аленушку.
Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону.
Движения водящих комичны и иногда неожиданные.
Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку.
Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.
«Утки и гуси»
Ход игры:
дети выбирают ведущего, а остальные садятся на землю в круг.
Ведущий начинает медленно идти с наружной стороны круга, дотрагивается рукой до каждого игрока и говорит слово «утка» или «гусь».
Если игрока назвали уткой, он продолжает спокойно сидеть, если гусем, он вскакивает и догоняет ведущего, пока тот не успел занять свободное место гуся.
Если ведущему это удается, в следующем кону водит «гусь».
«Зайки»
Игра проводиться на открытом пространстве. Из всех игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать га двух ногах. Задача охотника поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой. Но в игре существует одно немаловажное условие, охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на "дереве". В контексте данной игры деревом будет являться любая щепочка или же пенек. Это условие сильно усложняет охотнику жизнь, что часто во время игры приводи его в негодование. Однако, как только удается осалить одного из зайцев, он тут же становится охотником, принимая на себя незавидную обязанность – ловить зайцев.
«У медведя во бору»
Игра для самых маленьких. Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом, для всех остальных участников игры.
Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
После того, как дети произносят эти слова, "медведь" выбегает из берлоги и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать в дом и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и идет в берлогу.
«Наседка и коршун»
Перед началом игры из всех ее участников выбирают 2-ух самых крепких: один назначается коршуном, другой назначается наседкой. Все остальные – это цыплята. Коршун находится в сторонке и по старинным русским правилам вырывает маленькую ямку. За наседкой, друг за другом, становятся цыплята и берут друг друга за талию. После чего матка с цыплятами подходят к коршуну, и матка начинает приговаривать: "Коршун! Что делаешь?" - "Ямочку рою". – "Зачем тебе ямочка?" - "Денежку ищу". – "Зачем тебе денежка?" - "Иголку купить". – "Зачем тебе иголка?" - "Мешочек сшить". – "Зачем мешочек?" - "Камешки класть". – "Зачем камешки?" - "В твоих деток шуркать-буркать". – "За что?" - "Они ко мне в огород лазят". – "Ты бы забор выше делал, а коли не умеешь, так лови их. После чего, коршун старается поймать последнего цыпленка. Наседка защищает своих цыплят, не позволяя осалить последнего цыпленка, который также старается уклониться. Пойманный цыпленок садиться на лавочку, а игра продолжается до тех пор, пока коршун всех не изловит. Игра может проводиться и бег приговора наседки.
«Волк без логова»
Перед началом игры при помощи какой-нибудь детской считалки выбирают двух водящих. Один из них «волк» — он будет убегать. Другой «охотник» — он будет догонять «волка». Все остальные ребята разбиваются на пары и встают в произвольном порядке в помещении. Каждая пара стоит лицом друг к другу, подняв над головой сцепленные руки. Получается волчий «домик» или, по другому, «логово». Когда «волк» убегает от охотника, он может забежать в такое «логово» и составить пару с одним из детей. «Волк» встает между двумя играющими и тот к кому он оказался спиной становится «волком» вместо него. Тот «волк», который все-таки попался «охотнику» становится новым «охотником». А прежний «охотник» встает в любую пару. Один из игроков этой пары становиться новым волком.
Если «охотник» оказался неловким и все никак не может никого поймать, то остановите игру и замените уставшего охотника.
«Волк и овцы»
Перед началом игры выбирают двух водящих «волка» и «пастуха». Для этого вам пригодятся детские считалки. Все остальные игроки «овцы».
У «овец» есть свои «домики-овчарни». Это очерченные с двух противоположных концов площадки границы. Между двумя «овчарнями» расположено «поле». У волка тоже есть свой домик-логово. Его обозначают кругом в центре площадки. В начале игры «волк» находится в своем «логове», «овцы» в одной из «овчарен, а пастух сбоку игровой площадки.
Ребята-«овечки» хором читают стихотворение:
Пастушок, пастушок,
Заиграй в свой рожок!
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
После этого «овечки» выходят пастись на «поле». Пастух ходит между ними и «играет» на «дудочке» (настоящей или воображаемой). В какой-то момент «пастух» прерывает игру и кричит «Волк!». Как только это слово произнесено, «овцы» стараются поскорее убежать в «овчарню». Но возвращаться в ту «овчарню», откуда они вышли нельзя. Нужно обязательно добежать до другой, расположенной на противоположном конце.
«Волк» должен ловить (достаточно просто осалить) «овечек». Пойманная овечка выходит из игры (как вариант, становится новым «волком»). «Пастух» может защитить «овец». Он будет загораживать их от «волка». Но при этом «пастух» не должен хватать волка руками, стараясь его удержать – только загораживать «стадо».
«Платочек»
Перед началом игры нужно выбрать одного водящего. Он получает платочек. Остальные ребята встают в широкий круг. Чем меньше игроков, тем больше должно быть между ними расстояние. Если же в игре принимают участие много народу, то они могут стоять почти «плечо к плечу». Водящий находится с внешней стороны круга. Он обходит круг и незаметно кладет платочек на плечо одного из игроков. После чего продолжает движение в том же направлении. Игрок, заметив, что платочек у него на плече, должен тут же бежать по внешней стороне круга в направлении противоположном водящему. Цель и того и другого – успеть добежать первым и занять свободное место. Тот, кто не успел, будет водить.
В игре есть и свои маленькие хитрости. Например, водящему не стоит бежать сломя голову сразу после того, как он положил платочек на плечо – это привлечет к себе внимание. Ведь, игрок может «зазеваться» и даже не заметить, что ему, оказывается, давно нужно было бежать. А водящий, спокойно обойдя круг, попросит разиню освободить место. Чтобы игра не затягивалась. Можно ввести дополнительное правило – водящий не может делать более одного круга «вхолостую». Если он уже один раз полностью обошел «хоровод», то при повторном обходе обязан положить платочек кому-нибудь из игроков.
Если вы играете в старинную русскую народную игру «Платочек» на лесной полянке, на пляже или в помещении с ковровым покрытием, то игроки могут не стоять, а сидеть в кругу. Правда, это еще больше увеличивает шансы на победу в «беговой дуэли» для водящего. Зато водящий все время меняется и не успевает устать или заскучать.
«Третий лишний»
Перед началом игры любой детской считалкой выбирают двух водящих – «догонялу» и «третьего лишнего». Остальные ребята разбиваются на пары и встают в круг. Игроки в парах стоят один за другим. Образуются как бы два круга – внешний и внутренний. Игроки внутреннего круга – первые номера, внешнего – вторые номера. Расстояние между парами в кругу может быть разное – в зависимости от того, много ли народу играет. Обычно, расстояние это составляет около метра, но если игроков мало, то можно и увеличить его, чтобы круг вышел достаточно большим.
В начале игры «догоняла» и «третий лишний» встают за кругом, с противоположных концов. После этого «догоняла» старается догнать и осалить «третьего лишнего». Спасаясь от погони «третий лишний», может забежать в центр круга и встать перед парой, находящейся слева или справа от него и крикнуть: «Лишний!». Сразу после этого, игрок внешнего круга становиться «третьим лишним» и должен убегать от «догонялы». Чтобы круг не сужался, данная пара, должна сместиться немного назад. Если «догоняле» удалось осалить «третьего», то они меняются ролями, не останавливая ход игры. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест. В народной подвижной игре «Третий лишний» существует ряд несложных правил.
Правила русской народной игры «Третий лишний»
• Никто не может бегать внутри круга;
• Когда «третий лишний» забегает в круг, чтобы встать между парами, он обязан тут же стать перед первым игроком ближайшей к нему пары – слева или справа;
• Осалить нового «третьего лишнего» можно сразу после того, как прошлый водящий встал перед парой и выкрикнул: «Лишний!», даже если тот еще не успел сдвинуться с места;
• «Третий лишний может полностью обегать круг не более двух раз – затем он должен встать перед какой-нибудь парой;
• «Догоняла» и «третий лишний» не могут толкать пары, стоящие в кругу;
• Водящие не имеют право далеко отбегать от круга;
• Водящим можно бегать в любую сторону – как по часовой, так и против часовой стрелки – и менять направление в любой момент по своему желанию.
Есть несколько других русских народных игр, похожих на игру «Третий лишний»
«Засечки» — вариант подвижной игры «Третий лишний»
Играют точно так же, как и в «Третий лишний», но водящий салит (засекает») «третьего лишнего» с помощью прута или, что менее драматично, полотенца. Такое изменение правил облегчает задачу «догонялы». В русской традиции в «Засечки» играли достаточно взрослые парни и девушки.
Игра в жмурки «Слепой козел»
Правила игры точно такие же, как в обыкновенных жмурках. Меняется лишь прелюдия к игре.
После того как выбрали водящего и завязали ему глаза, жмурку подводят к входной двери (или месту, которое дверь будет символизировать – где-то на границе игровой площадки). Жмурка стучит в дверь. Между ним и игроками происходит такой диалог:
Дети: «Кто там?»
Водящий: «Слепой козел»
Дети хором ему отвечают:
Козел слепой.
Не ходи к нам ногой.
Иди в кут,
Где холсты ткут,
Там тебе холстик дадут!
Водящий опять стучит в дверь.
Дети : «Кто там?»
Водящий: «Дядька Апанас!»
Дети: «Дядька Апанас, лови шибче нас!»
После этого все дети разбегаются. Жмурка старается их поймать и узнать.
«Жмурки с колокольчиком»
Все дети встают в круг и берутся за руки. Таким образом, ограничивается игровое пространство. Считалкой выбирают сначала жмурку, а потом того, кого он будет ловить. Жмурке завязывают глаза и ставят в середину круга. Второму ребенку дают в руки колокольчик.
Все дети хором говорят:
Первенчики, другеньчики,
Звенят, звенят бубенчики!
Один, два, три,
Не зевай, лови!
После этих слов игра начинается. Ориентируясь на звук колокольчик, в который должен постоянно звенеть убегающий ребенок, жмурка ловит его. Затем выбирают новую пару и игра повторяется. При этом можно уже не считаться, а поручить и выбор жмурке.
Можно играть и в две-три пары одновременно, если в игре принимает участие большое количество народу. Причем правила можно усложнить. Например, одна пара – с колокольчиком, вторая с трещоткой, а третья с дудочкой. Каждый жмурка должен поймать ребенка именно со «своим» музыкальным инструментом.
Хороводная игра «Каравай»
Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:
Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)
Испекли мы Каравай.
Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)
Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)
Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)
Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)
Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)
Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,
Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)
Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».
Хороводная игра «Пузырь»
Эта игра очень веселая и динамичная. Дети играют в нее с удовольствием. Ребята берутся за руки, образуют круг. Перед началом игры хоровод сходится как можно ближе к центру. Пузырь сдут. Далее «надувают» пузырь, т.е. расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод максимально большим. Хоровод-пузырь «надувается» до тех пор, пока кто-то из участников хоровода не выдержав напряжения, не отпустит руки. Значит, пузырь «лопнул». Игра сопровождается следующим текстом:
Надувайся, пузырь,
Надувайся велик!
Раздувайся, держись,
Да не рвись!
Хороводная игра «Дубок»
Этот хоровод костромской губернии. Дети, встав в хоровод, поют (или ритмично приговаривают) о дубке и, не разрывая рук, показывают движения.
У нас рос дубок
Вот таков,
Вот таков!
(Хоровод двигается по кругу. С последним словом хоровод останавливается)
Корень да его —
Вот так глубок,
Вот этак глубок!
(Дети нагибаются, стараясь достать руками до пола)
Ветки да его —
Вот так высоки,
Вот этак высоки!
(руки поднимают вверх и покачивают ими)
Листья да его —
Вот так широки,
Вот этак широки!
(хоровод расходится, расширяется)
Вместо дубка можно взять любое другое дерево – сосну, клен и т.д.
В этот хоровод можно играть и с водящим. Одного из детей выбирают «дубком». Он встает в центр хоровода. Вместе со всеми ребятами он показывает, какие у него листья, ветки и т.д. В конце «дубок» выбирает из хоровода нового водящих, а сами становятся в хоровод. При этом, он может «присвоить» новому водящим имя другого дерева, например клена, рябины. И тогда петь будут именно про это дерево.
Хороводная игра «Вьюн»
Эта хороводная игра требует довольно серьезной подготовки. Поэтому, скорее это уже не хороводная игра, а номер для выступления на фольклорном празднике. Все участники хоровода встают в круг. Можно взяться за руки. Исполняется песня «Со вьюном я хожу»:
Со вьюном я хожу,
(все участники хоровода двигаются к центру, плавно поднимая руки)
С золотым я хожу,
(хоровод расходится от центра, руки опускаются)
Я не зная, куда вьюн положу,
Я не зная куда вьюн положу.
(участники хоровода поднимают руки вверх и раскачивают ими из стороны в сторону)
Положу я вьюн, положу я вьюн
Положу я вьюн на правое плечо,
Положу я вьюн на правое плечо.
(Левую рука кладут на свое правое плечо, а правой рукой берут левую руку впередистоящего участника хоровода. Хоровод медленно двигается по кругу)
А со правого, а со правого,
А со правого налево положу,
А со правого налево положу
(Хоровод меняет направление движение, меняется положение рук – теперь правая рука на своем левом плече, а левая рука на левом плече соседа)
«Краски»
Русская народная детская игра «Краски» подходит для ребят от 5 до 9 лет. Играть в нее лучше всего на улице, но можно и в просторном помещении.
Первым делом надо выбрать двух водящих: «Продавца» и «Монаха».
После этого «Монах» отходит в сторону, все ребята загадывают, какими «красками» они будут. Цвета «красок» должны быть разные!
Есть несколько вариантов этой русской народной детской игры, но они очень похожи. Различаются только названия одного из водящих «Монах в цветных штанах», «Сенька-поп, толоконный лоб». Если вас смущает упоминание духовных лиц в этой игровой ситуации, то можно выбрать нейтральный вариант «Покупатель, ваш добрый приятель». Суть игры при этом остается неизменной.
«Краски» встают за спиной «Продавца». К ним подходит «Монах», делает вид, что стучит, говорит: «Тук-тук-тук!».
«Продавец» и «Монах» ведут между собой диалог:
«Продавец»: «Кто пришел?
«Монах»: «Монах в цветных штанах!»
«Продавец»: «Зачем пришел?»
«Монах»: «За краской!»
«Продавец»: «За какой?»
«Монах»: «За голубой (красной, оранжевой…. любой цвет)!»
Если «Монах» не угадал, и такой краски нет в «магазине», то «Продавец» выпроваживает его такими словами:
«Скачи по голубой (красной, оранжевой…) дорожке на одной ножке! Там и будет тебе краска!» «Монах» должен совершить «круг почета», проскакав на одной ноге, и вернуться обратно к «магазину». Игра повторяется сначала.
Если «Монах» угадал и такая «краска» есть, то игрок-краска пытается убежать от «Монаха» по дуге, огибая площадку. Задача «краски» — добежать до «магазина», где «Монах» уже не может его ловить.
Если «Монах» сумел догнать «краску», то они должны поменяться ролями. При этом, все игроки вновь выбирают себе цвет «краски». Если «краска» осталась непойманной, то «Монах» остается прежний и опять идет за краской.
Оптимальное количество игроков в этой русской народной детской игре – 7-12 человек. При большем числе участников «краскам» становиться скучно, их редко выбирают.
«Колечко с лентой»
Для игры необходимы колечко и длинная лента. На ленту (или шнур) надевают колечко. Концы сшивают или связывают достаточно аккуратно для того, чтобы колечко свободно проходило через узел. Ребята встают в круг и берутся за ленту двумя руками. В центр круга встает ведущий. Ведущий закрывает глаза и медленно поворачивается вокруг себя, пока дети (или взрослый руководитель игры) говорят такие слова:
«Ты катись, катись, колечко,
К нам на красное крылечко!
Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Я иду кольцо искать!
Пока звучит стишок, ребята быстро передвигают кольцо по шнуру. Когда звучит фраза «Я иду искать!», тот, у кого оказалось кольцо прячет его в кулаке. Теперь водящий может открыть глаза и начать поиск «хранителя» кольца. Можно разрешить водящему угадывать до трех раз, а можно дать только один шанс. Тот ребенок, чье имя назовет вода, должен сразу снять обе руки с ленты. Если водящий отгадал, то тот у кого нашли кольцо будет водить следующий кон.
В эту русскую народную подвижную игру для детей можно играть, если наберется на менее пяти-шести человек – иначе скучно. Если играющих очень много, то стоит надеть на ленту 2-3 кольца, можно выбрать и двух водящих. Игра очень нравится ребятам от 5 до 9 лет. Надо сказать, больше, чем классическая игра в колечко, или камешек.
Литература и интернет ресурсы:
- Менджерицкая Н.В. Воспитателю о детской игре М: Просвещение, 1982
- Литвинова И.Н. Детские народные подвижные игры. М., 1995.
- Русские народные подвижные игры. М., 1986.
- Сайт веселых идей «Каракули» - http://www.karakyli.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие коммуникативной культуры детей младшего школьного возраста на уроках музыки»
Трудности, связанные с адаптациейк новым условиям, к незнакомому для школьников окружению. Недостаточный опыт общения со сверстниками.Многие ребята робкие, поэтому им трудно нал...
Развитие коммуникативных способностей у детей школьного возраста.
Цель: формирование коммуникативных навыков у старших школьников....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста 91.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО
Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В настоящее время физические упражнения широко используются, как эффективное средство развития физических качеств, общего физического развития и профилактики пограничных состояний ч...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ
Данная работа - описание опыта многолетней работы. Её содержание может помочь тем, кто уделяет внимание развитию творческих способностей младшеклассников как на уроке, так и во внеурочное время....
Педагогический опыт: «Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе изготовления изделий в технике вязания крючком»
P { margin-bottom: 0.21cm; } Опыт формировался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области. ...