Педагогический опыт: «Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе изготовления изделий в технике вязания крючком»
опыты и эксперименты по теме

Сорокина Алла Николаевна

Опыт формировался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области. Новоуколовская средняя общеобразовательная школа находится дальше всех из школ, расположенных к районному центру. Единственным производством сельчан является сельское хозяйство. Большая часть родителей обучающихся имеют среднее и среднее специальное образование. Несмотря на это, родители понимают важность качественного образования детей, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Данные психолого-педагогических исследований, проведённых в объединении, показали, что обучающиеся, не имеющие возможности самореализоваться, занимают в учебном процессе пассивную роль, теряют интерес к получению знаний. Результаты диагностики у обучающихся младшего школьного возраста по определению исходного уровня самореализации в учебно-познавательной деятельности показали, что только 10 % обучающихся находится на высоком уровне. Не всегда желаемое качество знаний, недостаточный уровень воображения, неустойчивые творческие навыки, и лишь участие в творческих конкурсах побудили в условиях модернизации современного образования искать пути решения проблемы.

Таким образом, была взята тема опыта «Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе изготовлений изделий в технике вязания крючком».

Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты и восприимчивы и любопытны. Для развития творческих способностей детей необходимо создать ситуацию заинтересованности. Дополнительное образование направлено на то, чтобы дети не только запоминали факты, усваивали правила и определения, но и обучались рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия.

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Именно занятия в объединениях художественной направленности приучает ребенка к мысли, что окружающий мир постоянно меняется и содержит бесконечно много самой различной информации. Обучение вязанию крючком потенциально содержит в себе все те компоненты деятельности, которые и определяют пути поиска нужных решений в самых различных ситуациях. А как превратить обучение детей младшего возраста основам декоративно прикладного творчества в осознанное, интересное для ребенка дело? Как ввести детей в таинственный мир искусства?

Для этого необходимо сделать выполнение учебных заданий осмысленными и интересными. Детям любого возраста нужно и важно знать, что они трудятся не напрасно и то, что они делают, кому-то необходимо.

Исходя из понимания термина "творческие способности", которые предполагают стремление ребенка мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес, открывать новое.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_sorokinoy_a.n.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Сорокина Алла Николаевна

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАТИ

Тема педагогического опыта:

«Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе изготовления изделий в технике вязания крючком»

                                                                   Автор опыта:

                                                                   Сорокина Алла Николаевна

  педагог дополнительного образования  

МБУ ДО «Дом детского творчества»

Красное  - 2016

Содержание:

  1.                                                                                                                                                                                                                                                        
  1. Информация об опыте ………………………………………………. 2

  1. Технология опыта  ……………………………………………………7

  1. Результативность опыта …………………………………………….13

  1. Библиографический список ……………………………………….. 16

  1. Приложение к опыту ……………………………………………….. 17

 

                                                              Раздел I

Информация об опыте

Условия возникновения, становления опыта 

   Опыт формировался на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Новоуколовская  средняя  общеобразовательная  школа» Красненского района Белгородской области. Новоуколовская средняя общеобразовательная школа находится дальше всех из школ, расположенных к районному центру. Единственным производством сельчан является сельское хозяйство. Большая часть родителей обучающихся имеют среднее и среднее специальное образование. Несмотря на это, родители понимают важность качественного образования детей, развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.  

Данные психолого-педагогических исследований, проведённых в объединении, показали, что обучающиеся, не имеющие возможности самореализоваться, занимают в учебном процессе пассивную роль, теряют интерес  к получению знаний. Результаты  диагностики у обучающихся младшего школьного возраста по определению исходного уровня  самореализации  в учебно-познавательной деятельности показали, что только 10 % обучающихся  находится на высоком уровне.  Не всегда желаемое качество знаний,  недостаточный уровень воображения, неустойчивые творческие навыки, и лишь участие в творческих конкурсах  побудили в  условиях модернизации современного образования искать пути решения проблемы.  

Таким образом, была взята тема опыта «Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе изготовлений изделий в технике вязания крючком».

     Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты и восприимчивы и любопытны. Для развития творческих способностей детей необходимо создать ситуацию заинтересованности.  Дополнительное образование направлено на то, чтобы дети не только запоминали факты, усваивали правила и определения, но и обучались рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия.  

     Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

     Именно занятия в объединениях художественной направленности  приучает ребенка к мысли, что окружающий мир постоянно меняется и содержит бесконечно много самой различной информации. Обучение вязанию крючком потенциально содержит в себе все те компоненты деятельности, которые и определяют пути поиска нужных решений в самых различных ситуациях. А как превратить обучение детей младшего возраста основам декоративно прикладного творчества в осознанное, интересное для ребенка дело? Как ввести детей в таинственный мир искусства?

      Для этого необходимо сделать выполнение учебных заданий осмысленными и интересными. Детям любого возраста нужно и важно знать, что они трудятся не напрасно и то, что они делают, кому-то необходимо.

     Исходя из понимания термина "творческие способности", которые предполагают стремление ребенка мыслить оригинально, нестандартно, самостоятельно искать и принимать решения, проявлять познавательный интерес, открывать новое.

Актуальность опыта 

В нынешних условиях социально значимым фактором всестороннего развития детей становится творческое развитие. В процессе обучения декоративно – прикладному творчеству обучающиеся не только приобретают знания, активно включаются в творческую деятельность, но и приобщаются к эстетической культуре своего народа.

     Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями: Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь.  Способностью, которая позволяет эффективно реализовать эту цель, является творческое мышление, креативность. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. В настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности. Младший школьный возраст является наиболее удачным периодом для развития творческого мышления. Большинство ученых (Дж. Гилфорд, Б. Олмо, 3. И. Калмыкова, А. 3. Рахимов) утверждают, что творческое мышление следует развивать у человека уже со школьной скамьи с помощью методов, побуждающих учащихся к активному творческому мышлению, к гибкости суждений, быстроте и оригинальности ответов.

     Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает  педагогу дополнительного образования методики, стимулирующие творческое развитие обучающихся. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса.

Творчество – то, что рождается свободно, по   внутреннему побуждению, из глубины индивидуальности каждого человека.

Развитие творческих способностей – важнейшая задача современного образования, ведь этот принцип пронизывает все этапы развития личности ребёнка, побуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация  материалов,  первоисточников и т.п.

Результаты научных исследований позволяют утверждать, что деятельность обучающихся в современной школе должна иметь творческий,  поисковый  характер. «Ребёнок должен работать по своей воле, а не потому, что кто-то заставляют его это делать…»[7]

Автор считает, что любая разумная педагогика должна идти «от ребёнка», в том числе от его потребности и познавательной деятельности. Желание узнать интерес к новому – этот бесценный дар человека - должен бережно взращиваться педагогом. Желание – это качество, родственное самой жизни. Нет желания – нет жизни. Если кто-то гасит этот дар у маленького человека, он лишает его жизненных сил. И Алла Николаевна, как педагог дополнительного образования, стремится к максимальному развитию в себе способности поддержать у ребенка интерес к тому делу, которым он занимается.

Ведущая педагогическая идея опыта 

Организация интересных содержательных занятий, обогащение детей яркими впечатлениями, которые послужат основой для возникновения и воплощения замыслов и будут материалом, необходимым для развития творческого воображения.

Длительность работы над опытом.

Работа по данной проблеме охватывает период с января 2012 года по май 2016 года и включает в себя 3 этапа:

1 этап

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, анализ опыта организации различных видов декоративно прикладной деятельности на занятиях в объединениях, подбор диагностического и мониторингового инструментария, выявление обоснования комплекса педагогических условий для развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста.

2 этап

Организация условий для развития творческого воображения у детей младшего  школьного возраста, создание системы занятий по декоративно прикладной деятельности с применением различных методов и приёмов, в рамках учебно-воспитательного процесса.

3 этап

Выяснение результативности используемой технологии, проведение мониторинга определения качества и уровня сформированности     творческого воображения, обработка и анализ полученных данных.

Диапазон опыта - представлен дидактической системой работы педагога  по созданию единого учебно-воспитательного пространства для развития творческого воображения, которое включает в себя разнообразные занятия: обычные, нетрадиционные, интегрированные, а также различные мероприятия, игровые программы, тестирование, конкурсы, выставки, экскурсии.

 

   Теоретическая база опыта 

Для работы использовались современные технологии, относящиеся к гуманистически ориентированным и предусматривающие учет и развитие индивидуальных и личностных творческих особенностей обучающихся, которые были описаны в трудах философов: А.А.Мелик-Пашаева В.С.Библера, педагогов, психологов В.И.Андреева, Л.С. Выготского, А. Маслоу, Р.Хенви, Е.В. Бондаревской, А.А.Плигина, В.А.Сластелина, И.С.Якиманской. Из анализа научных работ следует, что творчество присуще человеку и проявляется во всех видах его деятельности. Само творчество порождается деятельностью, а в деятельности проявляется активность. Творчество начинается там, где педагог вместе с ребенком открывает ранее открытые знания, когда переживает сам процесс познания: рождения новых идей, развитие замысла, претворение его в жизнь. По мнению В.А.Сластелина  творчество это целенаправленная деятельность человека по созданию новых ценностей, имеющих общественное значение. Максимальное раскрытие творческой способности в психолого-педагогической литературе рассматривается как самореализация. Творческая способность, так же, как и творческий потенциал – интегративная характеристика личности.

Развитие творческого потенциала обуславливает развитие личности обучаемых в урочной и кружковой деятельности, а также на объективно формальном уровне - рост значения показателей – обученности, воспитанности, здоровья. Е.В.Бондаревская считает, что уровень развития творческого потенциала определяются суммарными результатами нахождения врожденных творческих возможностей личности и результата взаимодействия потенциала интеллекта с окружающей средой.

При конструировании темы опыта автором были использованы следующие понятия:  творчество, самореализация, личность.

 В толковом словаре  русского языка под редакцией С.И. Ожегова данные понятия трактуются следующим образом: [9]

1. Творчество - то, что рождается свободно, по внутреннему побуждению, из глубины индивидуальности каждого человека.

2. Самореализация – это «раскрытие человеческой природы» (О.С. Газман). Процесс самореализации включает постановку обучающимися перед собой цели, владение способами её достижения, реализацию принятых намерений.

3. Творческая самореализация обучающихся есть процесс и
результат самоосуществления их творческих потенциальных
возможностей в учебно-познавательной деятельности.

  1. Личность  - это  внутреннее    определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания (В. С. Соловьёв)

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в определении эффективных путей для развития творческих способностей детей, раскрытия их индивидуальности через разработку системы занятий по программе дополнительного образования.

Раздел II

Технология описания  опыта

                                                                                                                                                                      Уважай себя, будь самим собой

                                                                   и дети воздадут тебе должное.

                                                                                                    А. Маркуша

                 Постановка целей и задач  педагогической деятельности

      Цель данного педагогического опыта - способствовать творческой самореализации личности через выполнения творческих работ, развитие индивидуальной, всесторонне и творчески развитой личности.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач: 

1) создать условия для формирования и развития познавательного интереса, опираясь на прежний опыт и знания учащихся;

2) формировать у воспитанников познавательные, коммуникативные и исследовательские компетенции;

3) способствовать освоению новых форм поиска переработки и анализа информации;

4) создать условия для самореализации каждого ученика в творческих  и исследовательских проектах, необходимых для дальнейшего образования.

Организация учебно-воспитательного процесса

Организация воспитательного процесса основана на технологии личностно ориентированного подхода, в соответствии, с чем выстраивается структура занятия. Педагог создаёт ситуацию, которая помогает увидеть, насколько важно и необходимо знание нового материала. В основе работы  лежит принцип единства и оптимальной взаимосвязи репродуктивной и  учебно-познавательной деятельности, направленной как на получение необходимых знаний, так и на самоизменение, саморазвитие. При этом особое внимание педагог уделяет здоровьесбережению воспитанников: Для снятия усталости  педагог применяет   физкультминутки, продолжительность которых зависит   от  этапа урока. Если продолжительность 1 этапа составляет 18-20 минут, то перед практической частью проводится  физкультминутка, где дети могут снять усталость с мышц спины и шеи, начать практическую часть отдохнувшими. Если же 1-я и 2-я часть занятия длится  всего 10-15 минут, то сразу переходят  к практической части, а после 10-15 минут вязания   педагог проводит  физкультминутку в сочетании с гимнастикой для глаз. (Приложение 1) Гимнастика для глаз обязательно проводится в середине практической работы, через 10-15 минут после ее начала, в конце занятия – этап рефлексии.

Автор опыта считает, что доброжелательный  климат на занятии, атмосфера взаимопонимания и психологического комфорта  способствуют позитивному воздействию на духовное и физическое здоровье детей  учебного процесса; создают на занятие образовательную  среду, в которой будет раскрепощаться мышление ребёнка, умеющего видеть необычное в обычном, а привычное в новом. Это позволит вывести ребенка на новый уровень интеллектуального творчества, поможет стать конкурентноспособным в высокотехнологичном мире.

Особое внимание автор уделяет на развитие творческих способностей. Решая проблему по созданию оптимальной образовательной среды для развития творческих способностей, автор за центральную фигуру принимает ребенка. У каждого ребёнка от природы есть задатки. Осуществляя на занятиях личностно-ориентированный подход, педагог стремится раскрыть в каждом обучающемся его природные задатки.

Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения     

Автор опыта считает, что работу по развитию творческих способностей нужно начинать    с анализа  образца  и,  применяя  различные формы и методы анализа,  углублять  знания обучающихся. Содержание работы определяется в процессе деятельности и реализуется через формы, методы и средства, оптимальные для решения поставленных задач. Данная  работа проводится поэтапно.

На первом этапе – «Работа по образцу».  Очень многое зависит от первого задания, которое руководитель предлагает воспитанникам. Оно даётся понятным, доступным для выполнения, интересным, обязательно небольшим по объему.

Педагог предлагает ряд заданий и упражнений, требующих проведения анализа образца, закрепляются умения и навыки.  Поэтому объяснение педагог  начинает с анализа того действия, которому хочет  научить. В то же время обучение даже простейшим двигательным навыкам содействует развитию умственных способностей. В процессе занятия Алла Николаевна  использует практические и словесные методы. В начале занятия проводит беседу, где под её руководством дети осмысливают новый материал, устанавливают связь между теорией и практикой. Во время занятия проводится объяснение последовательности выполнения работы.  Так как  целью преподавателя является развить индивидуальные возможности ребят, то в практической части делается акцент на эвристический метод. Суть его заключается в том, что детям не даётся конкретное решение задачи занятия. В данном случае это включает выбор материала работы, технологии изготовления изделия.   Чаще всего на этом этапе обучения Сорокина А.Н. использует схемы. Схема – это образец, и, работая со схемами, обучающиеся проводят анализ, закрепляют знания условных обозначений. Готовое изделие – это тоже очень хороший образец, обучающиеся учатся работать, выполняя все детали по образцу. (Приложение 2)

Через подражание, качественное копирование нужно неуклонно вести ребёнка к творчеству. Известный психолог В.Н.Дружинин считает, что именно подражание является главным механизмом формирования креактивности, но в, то, же время при выполнении заданий по образцу не следует ограничивать обучающихся жесткими рамками «Делай так и не иначе!».

Выполнение заданий и упражнений на втором этапе – «Работа по условию» - требует от детей активности. Сорокина А.Н. предлагает несколько условий, которые ребенок должен учесть при изготовлении изделия. Например: Нужно связать игрушку, у которой 8 ног и одна голова. Здесь же закрепляются полученные знания и умения, оттачиваются навыки. Если на первом этапе обучающиеся работали по образцу, то на втором этапе  показываются только отдельные  фрагменты или  детали. (Приложение 3) Обучающиеся, используя эти фрагменты и   уже  накопленные  знания,  начинают  задумываться,  как  лучше  выполнить работу.  Занятия носят  художественно-творческий характер, что, прежде всего, предполагает создание ребёнком изделия, выражающего индивидуальные желания и умения. Занятия художественно-творческого характера исключают работу по образцу, развивая индивидуальные возможности. Вместе с тем преподаватель помогает ребятам вызвать в воображении соответствующий образ, который не может возникнуть на пустом месте. Поэтому предлагаются  образцы не для копирования, а для того, чтобы пробудить фантазию, актуализировать имеющиеся умения.

И если ребенку это удается, то обязательно нужно его поощрять, даже если предложенный им способ более трудоёмкий. Похвала стимулирует творческое саморазвитие. 

На третьем этапе – «Работа по собственному замыслу», или «Творческая работа» - задания предусматривают самостоятельную постановку задачи и поиска её решения. На этом этапе дети не видят готового образца изделия и создают его самостоятельно.

Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Чем они полнее, тем меньше должен быть контроль со стороны руководителя.  

Деятельность ребёнка всегда носит репродуктивно-воспроизводящий характер, когда усваивается опыт, накопленный предшествующими поколениями, и лишь за тем, отталкиваясь от этого, ребёнок начинает действовать, проявляя собственное, самобытное творчество. На этом этапе работы обучающиеся составляют творческие проекты и работают по ним.      (Приложение 4)

Каждый из видов деятельности изначально ориентирован на творчество. Здесь не только существенно расширяются знания ребёнка, но и обеспечивается возможность успеха в избранной среде деятельности, что способствует развитию качеств личности. Творческая деятельность позволяет ребёнку приобрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности, успешности, а, следовательно, внутренней и социальной защищённости по отношению к постоянно меняющемуся миру, позволяет ребёнку быть более жизне- и конкурентоспособным.

В процессе своей работы педагог убедился, что после изучения каждого модуля (раздела) необходимо проводить итоговое занятие для систематизации у воспитанников знаний и умений, активизации их творческой деятельности и самостоятельности. (Приложение 5) Автором опыта разработаны задания по всем модулям программы для воспитанников первого и второго года обучения.  

На каждом занятии необходимым условием для успешного обучения является увлечённость вязанием, интерес к занятиям. Ведь интерес – это стимул к учению вообще и приобщению к вязанию в частности. Под влиянием интереса в детях развивается наблюдательность, обостряется работа воображения, восприятия, усиливается внимание, сосредоточенность. На занятия большое внимание Алла Николаевна уделяет формированию этого интереса к вязанию. И чтобы обучающимся было интересно заниматься повторением, автор вводит в занятия игровые элементы, меняет виды и формы контроля, используя тестирование, работу по карточкам.  (Приложение 6)

Другие формы учебных занятий

Игра в основном используется у обучающихся младшего школьного возраста. В игре дети включаются в работу. Например, игра «Лишнее условное обозначение» используя эту игру, педагог закрепляет знания у детей условных обозначений, обучающиеся не только показывают лишнее, но и говорят какое как называется. Игра  способствует формированию у школьников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Также в свое работе Алла Николаевна использует занятия-соревнования, конкурсы, викторины и т.п.  (Приложение 7)  В каждом задании должна быть «изюминка». Важно заинтересовать детей, увлечь за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Педагогу следует поощрять любую полезную инициативу. Подбадривать и поддерживать сомневающихся.

Для развития творческих способностей в  программе автора использую такой раздел, как вязание картин. При выполнении этой работы, обучающиеся самостоятельно выбирают тематику картины, делают рисунок, подбирают нити по цвету, навязывают цепочки и выполняют работу.  (Приложение 8) Педагог приучает  кружковцев к самостоятельной работе. Придумав рисунок, ребенок самостоятельно переводит  его на выбранный материал и приступает к работе.

 Данилов М. А. отмечал, «активность и самостоятельность учащихся должна проявляться не только в классе, на уроке, но и в практической деятельности, в работе над собой и, в частности, в определении своего места, своей сферы и роли служения обществу». В этом плане ведущую роль призвано сыграть проблемное обучение.

Для активизации активизация процессов мышления, Сорокина А.Н. предлагает   проблемное задание - это задание практическое или теоретическое, которое вызывает познавательную потребность в новом неизвестном знании, служащим для наиболее эффективного выполнения действия, приводящего к решению задачи, достижению цели. Проблемные ситуации создаются не только при постановке непосредственно проблем и проблемных вопросов, но и при творческом, самостоятельном выборе обучающимися рационального способа действия, приема выполнения учебного задания. Данные положения учитываются  в процессе обучения детей вязанию, поскольку именно этот вид занятий часто характеризуется процедурами репродуктивного характера.

Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения вязанию обеспечивает постоянное включение детей в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем. Это неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности. 

 В процессе занятия Алла Николаевна  использует практические и словесные методы. В начале занятия проводит беседу, где под её руководством дети осмысливают новый материал, устанавливают связь между теорией и практикой. Во время занятия проводится объяснение последовательности выполнения работы.  Так как  целью преподавателя является развить индивидуальные возможности ребят, то в практической части делается акцент на эвристический метод. Суть его заключается в том, что детям не даётся конкретное решение задачи занятия. В данном случае это включает выбор материала работы, технологии изготовления изделия.

В разработке занятия педагог  применяет программированный метод, который осуществляется с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Сущность программированного метода заключается в том, что после передачи педагогом информации, дети решают практическую задачу. Здесь преподаватель передаёт информацию с учётом индивидуальных особенностей детей. Для средних и сильных детей даётся задание более сложное. Они  работают самостоятельно, прибегая к помощи технологических карт и таблиц. Отстающим детям младшего школьного возраста даётся возможность осуществить задачу занятия через изготовление изделия более простой вязкой. Основная задача педагога заключается в организации работы по изготовлению изделия и оказании индивидуальной помощи отстающим детям. Темы для занятий подбираются с учётом возраста детей, их возможностей и желаний.

Так же в своей работе педагог использует демонстрационные методы, реализующие принципы наглядности обучения, помогают детям во время занятия воспринять конкретные образы изучаемых объектов, облегчают усвоение материала. Использование пособий преподаватель сопровождает  объяснением, что делает обучение более доходчивым, пробуждает в детях творческую инициативу.  Для успешного развития творческих способностей немало важную роль играет наглядность. На кружковом занятии применяются следующие виды наглядных пособий: демонстрация различных реальных предметов; показ изделий и макетов; изображение предметов, процессов; условие изображения. С помощью наглядностей педагог широко опирается  на чувственно-практический опыт детей, непосредственное восприятие ими предметов и трудовых процессов. Наглядность обеспечивает  яркое эмоциональное запоминание детьми живых образов, возбуждает  детское воображение, творческую фантазию, стремление к глубокому познанию вещей, явлений. (Приложение 9)

 Сорокина А.Н. считает, что каким бы ни было по своей форме занятие, главное, чтобы оно было интересным для обучающихся, ставило перед ними конкретные задачи и помогало находить их решение, давало простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на  полученных  знаниях  и  умениях.

Восхождение к великой цели, получение высоких творческих результатов доступно каждому – это главная мысль, которая должна повторяться на каждом этапе занятия.        

Для реализации своего опыта Алла Николаевна оптимально использует учебный кабинет, соответствующий современным требованиям: кабинет  технологии оснащён сенсорной доской «SMART», компьютером, мультимедиапроектором, принтером со встроенным сканером, что  позволяет максимально использовать образовательные ресурсы для оптимизации и повышения интереса воспитанников к обучению. Использование информационно коммуникационных технологий даёт возможность не только широко применять готовые ИКТ - ресурсы, но и создавать для уроков новые мультимедийные продукты (презентации, тесты, плакаты, таблицы и прочее).

             

Раздел III

Результативность опыта

Таким образом, проведенный опыт показал, что развитие творческих способностей в процессе кружковой работы ведет к активизации познавательной деятельности обучающихся, к саморазвитию личности, к раскрытию её творческого потенциала.

Используемая система дает возможность проявить себя любому  ребенку, при этом формы работы выбирают для себя сами дети. Так, например, одни дети  работают по образцу, другие же выбирают – работу по условию, а третьи работают по собственному замыслу. Воспитанники объединения имеют прочные, глубокие знания по предмету, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно решать возникающие проблемы, применять полученные  знания  на практике. Использование данной технологии позволяет добиться 100% успеваемости и роста качества знаний.  Ежегодно  обучающиеся Аллы Николаевны приминают участие на районных и областных конкурсах и добиваются высоких результатов. В  2012-2016 учебных  годах  были заняты следующие места:

Название конкурса

Место

2012-2013 учебный год

1.

Районная выставка-конкурс «Зимняя фантазия».  

2

2.

Районный этап открытого международного историко-краеведческого конкурса «Морской венок славы: моряки но службе Отечеству»  

1

3.

Региональный этап межрегионального конкурса на лучшее знание государственной символики России среди обучающихся в образовательный учреждениях Белгородской области, посвященном 1150-летию зарождения российской государственности.  

Победи

тель

4.

Районный этап межрегионального конкурса на лучшее знание государственной символики России среди обучающихся в образовательный учреждениях Белгородской области, посвященном 1150-летию зарождения российской государственности.  

3

5.

Районный этап межрегионального конкурса на лучшее знание государственной символики России среди обучающихся в образовательный учреждениях Белгородской области, посвященном 1150-летию зарождения российской государственности.  

1

6.

Районный (заочный) этап XIIВсероссийского конкурса детского художественного творчества «Адрес детства - Россия»  

1

7.

Областной заочный творческий конкурс «Мой отчий край», посвященном 70-летию битвы на Курской дуге       

1

8.

II Всероссийский творческий конкурс «Талантоха»  

2

2013-2014 учебный год

1.

Районный этап межрегионального конкурс на лучшее знание государственной символики России среди обучающихся в ОУ   

2

2.

IV Всероссийский творческий конкурс «Талантоха»

Лауреат

3.

Районная выставка-конкурс «Зимняя фантазия».

2

4.

Районный конкурс «Зеркало природы»

2

2014-2015 учебный год

1.

Районный конкурс «Заслон огню»

1

2.

Районная выставка «Цветы как признание…», посвященная  Дню учителя в 2014 году

3

3.

IX Всероссийский творческий конкурс «Талантоха»

3

4.

Всероссийский творческий конкурс «Осеннее вдохновение»

1

5.

Районная выставка-конкурс новогодних букетов и композиций «Зимняя фантазия»

1

6.

О проведении регионального этапа

межрегионального конкурса на лучшее знание государственной символики России среди обучающихся в образовательных учреждениях, посвященного 20-летию празднования Дня государственного флага России 

3

7.

Муниципальный этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета 2015»

2

8.

Районный Пасхальный фестиваль   детского

творчества

1

9.

Районный Пасхальный фестиваль   детского

творчества

3

10.

Всероссийский дистанционный конкурс для детей и педагогов «Золотая рыбка»  

Победитель I степени

2015-2016 учебный год

1.

Районная выставка-конкурс  новогодних букетов и композиций «Зимняя фантазия»

1

2.

Районная выставка «Цветы как признание…»    

3

3.

Районный конкурс декоративно-прикладного творчества «Рукотворная краса Белогорья»

3

4.

Районный конкурс декоративно-прикладного творчества «Рукотворная краса Белогорья»

2

5.

Районный Пасхальный конкурс-фестиваль детского творчества «Радость души моей»

3

6.

Районный конкурс «Под мирным небом России»

3

Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня творческих способностей обучающихся. Для  их диагностики использовалась методика, подготовленная М.И. Рожковым, Ю.С. Тюнниковым, Б.С. Алишевым и Л.А. Воловичем. Сравнительный анализ проводился с воспитанниками младшего школьного возраста и среднего возраста. Замеры осуществлялись по четырем критичность: чувство новизны, критичность, способность преобразовать структуру объекта, направленность на творчество. Авторы выделяют три уровня творческой активности детей: низкий – от 0 до 1; средний – от 1 до 1,5; высокий от 1,5 до 2. В ходе диагностики выявлялась динамика творческого развития обучающихся:

Диагностируемые критерии

младший школьный

возраст

Средний школьный возраст

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Чувство новизны

68%

25%

7%

53%

37%

10%

Критичность

68%

20%

12%

58%

24%

18%

Способность преобразовать структуру объекта

65%

25%

10%

52%

33%

15%

Направленность на творчество

50%

35%

15%

45%

30%

25%

       Работа в направлении развития творческого мышления позволяет в значительной мере повысить мотивацию учения и результативность  технологической подготовки школьников в целом.

Цели, стоящие перед  Аллой Николаевной в начале опыта   достигнуты. Отсюда можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы по данной теме с целью достижения более высокой активизации познавательной деятельности обучающихся. В будущем предстоит еще долгая, серьезная работа в целях совершенствования выбранных   подходов, методов, средств. Но уже   сейчас педагог видит, что значительно возрос познавательный интерес к вязанию, продвинутость уровня знаний, умений и навыков, у детей появилось желание работать не только на занятиях, но и дома.  

  Алла Николаевна   ежегодно  проводит  неделю детского творчества. Ее обучающиеся принимали и принимают активное участие в районных мероприятиях.

  Алла Николаевна   делится своим опытом в рамках сетевого взаимодействия  с педагогами дополнительного образования.

Вывод: результаты опыта свидетельствуют о том, что автором были созданы необходимые условия для развития творческих способностей,  о чём свидетельствует эффективность образовательного процесса.

Библиографический список

1.

Алиева Л.B., Новикова Л.И, Сельская школа в воспитательном пространстве села. [Текст]2001, №1.

2.

Вульфов, Б. З. Педагогика рефлексии. / [Текст] Изд. 2-е. М.: «Изд-во Магистр», 1999. –112 с.

3.

Даль В.И. Пословицы русского народа (сборник) М.: 1957 – 991с.

4.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. [Текст] Вып. 1. - М.: Искусство, 1985.-89с.

5.

Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком – М.: Просвещение 1984. – 143с.

6.

Кучер Н.И., Программы дополнительного  художественного образования детей [Текст] М.: Просвещение, 2005.-78с.

7.

 Ракитин В.И. О пользе и «бесполезности» изобразительного искусства. Изобразительное искусство в школе [Текст] № 4. 2003.-34с.

8.

Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка  [Текст]– М.: Изобраз. искусство 2008.-81с.

9.

Сашко Л.Н. Секреты педагогического мастерства [Текст] // Дополнительное образование. 6. 2005. 31с.

10.

Чижик Т.Б. Вязание крючком – Харьков, 2009. – 284с.

11.

Щуркова, Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики.- Краснодар,1993.

12

Якиманская, И.С. Технология личностно – ориентированного образования./ Якиманская И. С., отв.ред.М.А.Ушакова –М:Сентябрь,2000.

Приложение

1. Приложение № 1 – Физкультминутки, гимнастика для глаз

2. Приложение № 2 - Схемы и готовые изделия

3. Приложение № 3 - Фрагменты деталей работы

4. Приложение № 4 - Рекомендации по написанию проекта. Разработка творческого проекта

5. Приложение № 5 – Конспект занятия по теме: «Основные приемы вязания»

6. Приложение № 6 – Виды карточек

7. Приложение № 7 – Викторина: «Мастерство тому даётся, кто весь делу    отдаётся».

8. Приложение № 8 - Конспект занятия по теме: «Разработка авторских изделий (картина)»

9. Приложение № 9 – Наглядные пособия

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Воображение и фантазия - выжнейшая сторона жизни для полноценного развития творческой личности. В статье рассматривается значимость и нелбходимость развития этой психической функции средствами театрал...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста   91.1.   Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

Обобщенный педагогический опыт: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень ча...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ МУЗЫКИ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

Данная работа - описание опыта многолетней работы. Её содержание может помочь тем, кто уделяет внимание развитию творческих способностей младшеклассников как на уроке, так и во внеурочное время....

Выпускная квалификационная работа "Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе изготовления изделий в технике вязания"

ВКР  "Развитие творческих способностей обучающихся младшего школьного возраста в процессе изготовления изделий в технике вязания"...

«Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём привлечения в творческие конкурсы»

laquo;Творчество во всех видах деятельности, связанных с потребностями ребенка, – необходимое условие эффективности образования». С.Т. Шацкий Как часто педагоги не уделяют ...