ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья по физкультуре на тему

 Коломыц Николай Владимирович

В настоящее время физические упражнения широко ис­пользуются, как  эффективное средство развития физических качеств, общего физического развития и  профилактики пограничных состояний  человека (В.Л. Найдин, 1988; В.А. Епи­фанов, Г.Л. Апанасенко, 1990) независимо от его возраста. В рамках базового физического воспитания основной формой организации занятий физическими упражнениями является урок, в процессе которого должны решаться образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Вместе с тем, исследования последнего десятилетия убедительно указывают на тот факт, что если первые две задачи физического воспитания  на  школьных уроках физической культуры решаются относительно успешно, то решение оздоровительной - оставляет желать много лучшего (А.Б.Медников, 2000 и др.). Необходимость  решения данной задачи особенно возрастает в периоды, когда формирование и становление организма человека происходит наиболее интенсивно, в частности у детей младшего школьного возраста.

Одной из частных задач оздоровительного характера является развитие физических (двигательных) качеств, как основы нормальной жизнедеятельности человека( Л.П.Матвеев,1991 и др.). Вместе с тем известно, что развитие двигательных качеств происходит гетерохронно, т.е. неодновременною. Причем, периоды естественного интенсивного прироста отдельных физических качеств всегда сменяются периодами, когда прирост этих качеств несколько замедляется. Так, например, один из сенситивных периодов естественного прироста гибкости и силовой выносливости наблюдается в возрасте 9-10 лет, тогда как ускоренный прирост скоростно-силовых качеств - в возрасте 7-8 лет. Здесь необходимо иметь в виду, что в период естественного ускоренного прироста какого-либо физического качества целенаправленное их развитие оказывает наиболее существенный эффект, тогда как в критический период использование этих же заданий будет малоэффективным (А.А.Гужаловский,1988 и др.). Естественно, что эта закономерность обусловливает более тщательный подбор средств физического воспитания с целью развития тех или иных физических качеств в определенном возрасте.

До настоящего времени школьные программы по физической культуре, оговаривая необходимость учета возрастных особенностей развития физических качеств, не содержат методических рекомендаций для практической реализации данного  подхода.

В связи со стойкой тенденцией ослабления здоровья детей на фоне усиления информационной перегрузки в процессе обучения, очевидна необходимость решения проблемы поиска специальных физических упражнений и методик, обеспечивающих эффективное решение оздоровительной задачи в рамках школьных уроков физической культуры, что и обусловливает актуальность данного исследования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА     В  УСЛОВИЯХ  УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Для проверки рабочей гипотезы исследования и проведения педагогического эксперимента были сформированы экспериментальные и контрольная группы. Сравнительный анализ исходных показателей уровня развития физических качеств выявил, что между учащимися разных третьих классов различия отсутствуют (табл.2). Поэтому можно говорить о том, что в начале педагогического

Таблица 2

Исходные показатели уровня развития физических качеств

у школьников 3-х классов, участвовавших в эксперименте

Контрольные

упражнения

Опытные   группы

Достоверность различий

Э1

Э2

К

(  Р  )

1. Прыжок в длину

с места, см

142,0 + 10,0

143,5 +12,5

141,0 + 15,0

>0,05

2. Подтягивание,

к-во раз

2,5  + 3,05

2,5 + 2,8

2,6 + 3,2

>0,05

3. Челнок 3х10, с

9,6 + 0,45

9,6 + 0,4

9,6 + 0,6

>0,05

4. Бег 30м, с

6,5 + 0,5

6,7 + 0,7

6,6 + 0,7

>0,05

5. Наклон вперед, см

8,35 + 1,9

8,15 + 2,2

8,3 + 2,2

>0,05

6. 6-минутный бег, м

944 + 139

886 + 138

858 + 136

>0,05

эксперимента уровень физической подготовленности школьников 9 лет, входящих в состав экспериментальных и контрольной групп, был практически одинаков, т.е. группы были однородными.

     Вместе с тем, сравнительный анализ этих же показателей внутри каждой из опытных групп позволил установить наличие признаков полового диморфизма (табл.3 - 5).

Таблица 3

Исходные показатели физической подготовленности учащихся

экспериментального класса N1 (М ± σ)

Контрольные

упражнения

Единица

измерения

Мальчики

n=14

Девочки

n=14

t

P

1. Прыжок в длину

с места

см

148,0  +  10,0

136,0  +  10,0

2,7

< 0,05

2. Подтягивание

к-во раз

3,6  +    1,9

1,4 +1,2

2,2

<0,05

3. Челнок 3х10м

с

9,1   +   0,7

10,1  + 0,2

2,1

<0,05

4. Наклон вперед

см

5,7    +  1,5

11,0 + 2,3

7,3

<0,001

5. 6-минутный бег

м

961   + 142

926 + 137

0,7

>0,05

6. Бег 30м

с

5,8  +  0,5

6,1  + 0,5

1,7

>0,05

Установленный факт подтверждает целый ряд ранее проведенных исследований, результаты которых говорят о том, что даже начиная с младшего школьного возраста необходимо дифференцировать параметры нагрузки, средства и методы физического воспитания, для мальчиков и девочек

Так, например, в 1-ой экспериментальной группе различия между девочками и мальчиками наблюдались по таким показателям физической подготовленности, как прыжок в длину с места, подтягивание, челночный бег и глубина наклона вперед. Здесь необходимо отметить, что если по последнему тесту результаты девочек превосходили показатели гибкости мальчиков, то по всем остальным - показатели мальчиков были выше, чем у девочек.  

Дальнейший анализ позволил установить, что половые различия по   исследуемым показателям двигательных способностей между мальчиками и девочками 9 лет в каждой из опытных групп несколько отличаются друг от друга. Общей же особенностью является отсутствие половых различий в результатах бега на 30 метров, т.е. скоростных способностях. Другой общей закономерностью

Таблица 4

Исходные показатели физической подготовленности учащихся

экспериментальной группы N2 (М ± σ)

Контрольные

упражнения

Единица

измерения

Мальчики

n=14

Девочки

n=14

t

P

1. Прыжок в длину

    с места

     см

148,0 + 5,0

139,0 + 2,0

2,8

   <0,05

2. Подтягивание

к-во раз

3,6 + 1,4

1,4 + 1,9

2,3

   <0,05

3. Челнок 3х10м

      с

9,5 + 0,4

9,7 + 0,4

1,4

   >0,05

4. Наклон вперед

     см

5,8 + 1,3

10,5 + 3,2

5,3

   <0,001

5. 6-минутный бег

      м

973 + 131

800 + 141

3,6

   <0,01

6. Бег 30м

       с

5,8 + 0,7

6,2 + 0,7

1,6

   >0,05

является тот факт, что в 9 лет девочки имеют большую амплитуду движения в суставах, т.е. гибкость, по сравнению с мальчиками, а мальчики превосходят девочек по уровню развития силовых и скоростно-силовых способностей.

Таблица 5

Исходные показатели физической подготовленности учащихся

 контрольной  группы  (М ±σ)

Контрольные

    упражнения

Единица

измерения  

    Мальчики

        n=14

     Девочки

         n=14

    t

             P

1. Прыжок в длину

    с места

     см

148,0 + 10,0

134,0 + 10,0

2,4

   <0,05

2. Подтягивание

к-во раз

3,7 + 2,5

1,4 + 1,2

2,3

   <0,05

3. Челнок 3х10м

      с

9,5 + 0,6

9,8 + 0,5

1,5

   >0,05

4. Наклон вперед

     см

5,5 + 2.0

11,1 + 2.4

6,9

   <0,001

5. 6-минутный бег

      м

956 + 124

761 + 147

3,8

   <0,01

6. Бег 30м

       с

5,9 + 0,7

6,1 + 0,7

0,8

   >0,05

По окончанию педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование уровня развития физических качеств по программе аналогичной началу эксперимента (табл. 6).

Таблица 6

Сравнительная характеристика показателей физической подготовленности школьников опытных групп после

педагогического эксперимента (М+б)

Контрольные

упражнения

Опытные   группы

Достоверность различий  (  Р  )

Э1

Э2

К

Э1 - Э2

Э1 - К

Э2 - К

1. Прыжок в длину

с места, см

157,5 + 8,0

147,0 + 8,5

144,0 + 9,0

<0,05*

<0,01**

>0,05

2. Подтягивание,

к-во раз

3,0  + 2,0

4,5 + 2,0

3,4 + 2,2

>0,05

>0,05

>0?05

3. Челнок 3х10, с

8,6 + 0,6

8,4 + 0,35

9,2 + 0,6

>0?05

<0,05*

<0,05*

4. Бег 30м, с

5,2 + 0,4

6,3+ 0,5

6,4 + 0,7

<0,05*

<0,01**

>0,05

5. Наклон вперед, см

9,0 + 1,5

11,8 + 0,5

10,6 + 1,0

<0,05*

>0,05

<0,05*

6. 6-минутный бег, м

968 + 95

945+ 67

905 + 105

>0,05

>0,05

>0,05

Сравнительный анализ уровня развития физических качеств учащихся 9 лет, занимавшихся по разным программам, позволил установить существенный прирост показателей  быстроты и взрывной силы, а также ловкости (видимо за счет скоростного компонента) у школьников экспериментальной группы N1, тогда как по другим параметрам физической подготовленности подобного превосходства не отмечается, Известно, что первый сенситивный период  развития быстроты и скоростно-силовых качеств одинаков у мальчиков и девочек  - возраст 7-8 лет. Поэтому упражнения на быстроту движений в возрасте 9-10 лет должны быть малоэффективными с позиции существенного прироста быстроты. Тем не менее, наше исследование показало достоверное улучшение этого двигательного качества в экспериментальной группе N1.Представляется, что причина этого факта кроется в преимущественной направленности средств и методов физического воспитания данной экспериментальной программы на развитие быстроты.    

Здесь следует признать тот факт, что целенаправленные занятия, ориентированные преимущественно на развитие быстроты, даже в критический для этого физического качества период позволяют добиться существенного ее прироста. С другой же стороны, подобная  программа ограничивает возможности учителя эффективно воздействовать на уровень развития других физических качеств, что не может считаться  целесообразным в рамках базового школьного физического воспитания. Подтверждением этого может служить динамика развития гибкости, уровень которой после 7 недель занятий был даже ниже чем у школьников из контрольной группы.

Под воздействием экспериментальной программы, ориентированной на равномерное распределение времени по развитию всех физических качеств, в экспериментальной группе N2 существенно улучшались показатели ловкости и гибкости. Причем, если по показателям ловкости 9-летние школьники из этой группы превосходят своих сверстников лишь из контрольной группы, то по уровню развития гибкости они опережают даже учащихся из экспериментальной группы N1. Лишь  по уровню развития скоростных и скоростно-силовых способностей дети экспериментальной группы N2 уступают школьникам из экспериментальной группы N1.

Содержанием занятий по физической культуре у школьников контрольной группы в течение второй четверти били в основном подвижные игры. Здесь необходимо отметить, что под воздействием занятий у детей контрольной группы в течение второй четверти отмечается положительная динамика показателей физической подготовленности. Вместе с тем, степень прироста показателей развития физических качеств была не столь значительной, в связи с чем девочки и мальчики из контрольной группы практически по всем контрольным упражнениям уступали детям из экспериментальных групп.

В силу вышеизложенного можно говорить о том, что для уроков физической культуры в 3-их классах начальной школы наиболее приемлемой является такая методика построения занятий, когда комплексы средств и методов физического воспитания ориентированы на всестороннее развитие всех физических качеств с учетом, естественно, их сенситивных периодов.

Специально ориентированные комплексы физических упражнений с учетом возрастных особенностей онтогенеза двигательных качеств могут вызывать кумулятивный эффект в улучшении уровня физической подготовленности учащихся начальной школы, что и подтвердилось результатами нашего исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы педагога - хореографа Мачаловой Н.В. по теме "Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца".

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...

Опыт работы педагога - хореографа Мачаловой Н.В. по теме "Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца".

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста   91.1.   Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы - выступление на МО

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста путём вовлечения в коллективно - творческие дела и творческие конкурсы"...

Значение импровизации в развитии музыкально-творческих способностей учащихся младшего школьного возраста в классе фортепиано

Проблема становления и развития музыкально-творческих способностей - одна из центральных и исконных в музыкально–педагогических исследованиях. Решение проблемы музыкальных способностей самым непосредс...

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИГРОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ"

В статье расскрывается понятие "координационные способности" как функции центральной нервной сис­темы. Статья содержит комплекс общеразвивающих упражнений на развитие координационных спо...