Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Тема: «Оркестр русских народных инструментов»
план-конспект урока по музыке на тему
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Тема: «Оркестр русских народных инструментов»
Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)
Цели:
Образовательный аспект :
· знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)
· развивать способности выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
· овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Развивающий аспект :
· содействовать развитию у школьников логического мышления, музыкальной речи;
· способствовать развитию познавательного интереса;
· развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
· способствовать формированию правильной речи через проблемный диалог;
· создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Воспитательный аспект:
· содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
· активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;
· показать значение народных традиций в жизни, побудить применять эти знания.
Формируемые УУД.
Личностные:
- развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;
- развивать учебную мотивацию;
-самоопределение;
Регулятивные:
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- определять и формулировать цель деятельности;
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
- умение адекватно оценивать свою деятельность
Познавательные:
- Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
- любознательность и познавательная инициатива;
- умение в постановке проблемы и учебной цели;
- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
- Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
- умения обобщать знания и делать выводы;
Коммуникативные:
- умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;
- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах);
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение аргументировать свои высказывания;
- умение четко выражать свои мысли;
- умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.
Ресурсы:
Технические средства обучения:
Компьютер ,колонки
медиапроектор,
фортепиано.
Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point , презентация к уроку.
Формы работы:
Фронтальная
Работа в группах
Индивидуальная
Виды деятельности учащихся:
Слушание музыки
Пение
Инструментальное музицирование
Музыкально –пластическое движение
Музыкальный материал:
Р. н. п. «Ах вы, сени, мои сени»
Р.н.п. «Донцы-молодцы»
Частушки…
Аудиоэнциклопедия. Звучание русских народных инструментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog_karta_uroka_muzyki.docx | 40.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки в 4 классе
по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Подготовила учитель музыки ГБОУ СОШ с.Узюково Кузьмина С.Ю.
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Тема: «Оркестр русских народных инструментов»
Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)
Цели:
Образовательный аспект :
- знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)
- развивать способности выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Развивающий аспект :
- содействовать развитию у школьников логического мышления, музыкальной речи;
- способствовать развитию познавательного интереса;
- развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов;
- способствовать формированию правильной речи через проблемный диалог;
- создать условия для развития у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.
Воспитательный аспект:
- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
- активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся;
- показать значение народных традиций в жизни, побудить применять эти знания.
Формируемые УУД.
Личностные:
- развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность;
- развивать учебную мотивацию;
-самоопределение;
Регулятивные:
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- определять и формулировать цель деятельности;
- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
- умение адекватно оценивать свою деятельность
Познавательные:
- Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
- любознательность и познавательная инициатива;
- умение в постановке проблемы и учебной цели;
- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;
- Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
- умения обобщать знания и делать выводы;
Коммуникативные:
- умение отвечать на поставленный вопрос с достаточной полнотой и точностью;
- умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от товарища (при работе в группах);
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умение аргументировать свои высказывания;
- умение четко выражать свои мысли;
- умение уважительно относиться к позиции другого, объяснять свое несогласие и пытаться договариваться.
Ресурсы:
Технические средства обучения:
Компьютер ,колонки
медиапроектор,
фортепиано.
Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point , презентация к уроку.
Формы работы:
Фронтальная
Работа в группах
Индивидуальная
Виды деятельности учащихся:
Слушание музыки
Пение
Инструментальное музицирование
Музыкально –пластическое движение
Музыкальный материал:
Р. н. п. «Ах вы, сени, мои сени»
Р.н.п. «Донцы-молодцы»
Частушки…
Аудиоэнциклопедия. Звучание русских народных инструментов.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Содержание учебного материала Музыкальный материал |
Орг. Момент. 2 мин. | Настрой на урок с опорой на имеющиеся знания о народном фольклоре | Эмоционально настраиваются на урок | (вход под музыку «Ах вы, сени, мои сени» р.н.п.) Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!» Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться Будем думать, рассуждать Можем мы урок начать!? |
Актуализация знаний. Моделирование проблемной ситуации. 2 мин. | Мотивация учебной деятельности -отгадывают загадку | Размышляют и рассуждают о роли музыки в жизни человека, исходя из жизненного опыта | У: Сегодня, ребята, я приглашаю вас вместе со мной в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы? (слайд 1) И начать хотелось с загадки, отгадав которую вы поймете, о чем же сегодня пойдет речь. Бубен есть, трещотка, дудка, Балалайка, гусли, домра, Есть баян и вот гармошка, Даже расписные ложки, Все играют звонко, дружно, Слушать их не надоест, Отгадать ребята, нужно, Что же это…. (ОРКЕСТР) И так о чем же сегодня пойдет речь??? У: Правильно – об оркестре. Ребята, а что же такое оркестр? (слайд 2) У: ОРКЕСТР – коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах. Оркестры по своему составу, как вы знаете, бывают разные. О каком оркестре идет речь в моей загадке? ( об оркестре нар. инструментах) А что же такое оркестр нар. инструментов? |
Постановка цели и задач урока
2 мин. | Подводит учащихся к определению темы. Назавает цель урока | Вступают в диалог, сотрудничество с учителем | У: И тема нашего урока называется «Знакомство с оркестром русских народных инструментов» Цель нашего урока – познакомиться с историей создания оркестра русских народных инструментов, а так же с русскими народными музыкальными инструментами, их тембровой окраской. |
Первичное усвоение новых знаний 17 мин.
4.Физ. Минутка 2 мин. | Рассказ об истории создания первого оркестра русских народных инструментов Предлагает исполнить песню Организация совместной исполнительской деятельности Знакомство с музыкальными инструментами. | Выражают свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого Проявляют эмоциональную отзывчивость , личностное отношение при исполнении р.н. песни Инсценируют песню, импровизируя танцевальные движения – участвуют в создании музыкально –пластической композиции Отгадывают загадки, знакомятся с изображением инструментов, слушают звучание инструментов. | Учитель: Оркестр возник из маленького ансамбля - "Кружка любителей игры на балалайках" Первый подобный коллектив был создан в 1888г. В Санкт – Петербурге балалаечником В.В, Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и зарубежом получил название «Великорусского оркестра». После Октябрьской революции оркестры рус. нар. инстр. Получили широкое распространение и существуют практически повсеместно.(Слушание) (Слайд 4) Репертуар рус. нар. оркестров включает обычно обработки рус.нар. песен и переложения сочинений. Давайте вспомним одну из них. Сядьте как исполнители: -дыхательное упражнение; - распевание. Исполнение Р.н.п. «Донцы-молодцы» Все инструменты входящие в состав оркестра русских народных инструментов делятся на три группы: Струнно щипковые, духовые, ударные. А сейчас попробуем узнать, какие же русские народные инструменты существуют. А помогут вам в этом загадки , которые выучили мои помощники: 1 ученик: «Ой, звенит она, звенит, Всех игрою веселит. А всего то 3 струны, Ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка Озорная …. (БАЛАЛАЙКА) (Слайд 6) Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18-19 веках была самым распространенным нар.инструментом. Под нее плясали, пели песни. БАЛАЛАЙКА - струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф, на который натянуто 3 струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу. Балалаек целое семейство и большие и маленькие . ( слушание) (Слайд 7) 2 ученик: «Играет, а не гитара. Деревянная, а не скрипка Круглая, а не барабан. Три струны, а не балалайка?» (ДОМРА) (Слайд 8) ДОМРА – струнный щипковый инструмент,с овальным корпусом, с длинным грифом и 3-4 струнами. Звук извлекается с помощью медиатора (спец.маленькая пластиночка, похожая на листок). Этот инструмент – основа народного оркестра. (слушание) (Слайд 9) (Слайд 10) 3 ученик: «Сам Садко на них играл и душевно напевал, Перебрал он много струн, вышел из моря Нептун» (ГУСЛИ) (Слайд 11) ГУСЛИ – Это один из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке. Что из себя представляет инструмент? Доска, похожая на крыло, с натянутыми на нее струнами (от 5 до 12) Их клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором. В далекие давние времена гусляры сказывали – былины. Их называли «баяны» ( слушание) (Слайд 12) 4 ученик: «Приложил к губам я трубку, понеслась по лесу трель, инструмент тот очень хрупкий, называется…… (СВИРЕЛЬ) (Слайд 13) Свирель – деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв, и имеются игровые отверстия. На ней играют преимущественно соло. Изготовляется из дерева с мягкой древесины – орешника, клена или черемухи.(слушание) (Слайд 14) 5 ученик: «Вышел в поле постушок, заиграл его…..(РОЖОК) (Слайд 15) Рожок изготовляется из березы, клена или можжевельника. Звук рожка довольно мягкий, но сильный. (слушание) (Слайд 16) 6 ученик: «В деревнях она живет, очень жалобно поет» (ЖАЛЕЙКА) (Слайд 17) Жалейка – народный духовой инструмент, представляет собой деревянную трубку с боковыми отверстиями. Нижний конец трубки часто вставляется в коровий рог, служащим резонатором. (слушание) (Слайд 18) Физ. Минутка. Мультимедийная заставка. 8 ученик: «Деревянные сестрички, друг о друженьку стучат, всю округу веселят» (ЛОЖКИ) (Слайд 19) Ложки – самый простой, самый распространенный инструмент русского народа.(слушание) (Слайд 20) ТРЕЩОТКИ - представляют собой деревянные пластинки, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. .(слушание) (Слайд 21,22) 9 ученик: «Есть бубенчики на нем, По нему мы громко бьём, С ним сейчас играть мы будем Дайте в руки звонкий…. (БУБЕН) (Слайд 23) БУБЕН – музыкальный ударный инструмент в виде деревянного обруча, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной, иногда в прорези вставляются бряцающие металлические пластинки. Упоминание о инструменте в 10 в. , использ.в ратном деле,а позднее бубном широко пользовались скоморохи. (слушание) (Слайд 24) Рубель-русский народный шумовой инструмент, сделанный из пропаренного и специально высушенного бука, дуба или клёна, извлекают звук из рубеля при помощи специальной палочки. (слушание) (Слайд 25,26) 10ученик: «В руки ты ее возьмешь, То растянешь, то сожмешь! Звонкая, нарядная Русская двухрядная Заиграет только тронь, Как зовут ее…. (ГАРМОНЬ) (Слайд 27) Это очень интересный музык. Инструмент. Он не струнный и не ударный и не духовой. Он клавишно – пневматический. Клавишный – потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует. По бокам у гармони клавиатура с кнопками. А между ними – камера, в который закачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки и она звучит. гармони есть брат – БАЯН. Ни один русский народный праздник не обходится без гармони. |
Повторение ранее изученного материала 3 мин. | Повторение жанра – Частушка. Организация совместной исполнительской деятельности | Исполняют частушки. Осуществляют собственный музыкально- исполнительский замысел в пении и импровизации на муз. инструментах | А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть?, подскажите мне…частушка. Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей). Частушка- это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад, произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок. Кто сочиняет частушки? исполняются они в оживленном темпе, характер частушки- озорной, насмешливый, шутливый. Давайте вспомним, какие частушки мы знаем. Исполним их: сначала девочки поют –мальчики аккомпанируют при помощи ложек, а затем наоборот. |
Закрепление 6 мин. | Знакомит с правилами игры, выполнения задания | Находят и называют отличительные признаки. Определяют на слух, какой инструмент звучит. | Слайд № 12 Ребята! Народные инструменты познакомили нас лишь с небольшой частью русской народной культуры. – А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока. Игра «Третий лишний» - Из ряда слов укажите слово, не соответствующее по какому-либо признаку, ответ должен быть полным: название лишнего слова и почему.
|
Рефлексия (подведение итогов урока) 4 мин. Домашнее задание 2 мин | Подведение итога урока. Объяснение домашнего задания. | Узнают на картинке тот или иной инструмент Самооценка учащихся. | У: И наш урок подошел к концу, сядьте поудобнее. Что мы сегодня узнали в результате нашего урока? Где побывали? А мы сейчас проверим были вы внимательны на уроке. • Слайд 30,31,32,33,34 • Назвать музыкальные инструменты по изображению на картинке, назвать группу, к которой принадлежит каждый инструмент. Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки) У: Молодцы, все назвали верно. Давайте сами оценим свою работу: Кто доволен своей работой? Почему ты доволен? А трудности вам встречались? Как вы их преодолели? А кого вы хотели бы поблагодарить за урок? У: Ребята, я принесла каждому из вас – солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас д.з. Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про муз инструмент, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок . Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Ребята, вы славно все занимались! Хочу сказать спасибо вам! До свидания!. Выход из класса под музыку. |
Заместитель руководителя ОУ_____________________________/ Поздеева Г.А./
МП
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
План-конспект урока музыки во 2 классе по программе Сергеевой Г.П и Е.Д Критской на тему "Русские народные инструменты"
План-конспект открытого урока....
Конспект урока музыки в 5 классе в рамках введения системно-деятельностного подхода ФГОС по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Застывшая музыка. Музыка и архитектура. Рскрытие заимообогощающих связей между различными сферами искусства на примере музыки и архитектуры....
Урок музыки в 5 классе. "Портрет в музыке и Изобразительном искусстве. Скрипка" Программа по музыке Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Слайд № 1. Тема урока .Слайд № 2-3 К какому жанру изобразительного искусства относятся эти картины? Что на них изображено?Слайд № 4. Проблема урока.Слайд № 5.На картине Ботиччини один из ангелов играе...
Презентация "Дж.Гершвин. Симфоджаз". Программа авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной
Знакомство с жанром симфоджаза на примере музыкального произведения Дж.Гершвина. К презентации прилагается видео-материал: Уинтон Марсалис - Джаз в Марсиньяке и Смфония №40 В.А.Моцарта....
Календарно-тематическое планирование 2 кл. к программе "Музыка" (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.)
Календарно-тематическое планирование 2 кл. к программе "Музыка" (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.)...