Путешествие в страну музыки
план-конспект по музыке на тему
Открытое занятие: Конспект Музыкального занятия. Тема: «Путешествие в страну музыки» (подготовительная группа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.doc | 387.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
__________________________________
_______________________________________
Конспект
Музыкального занятия
Тема: «Путешествие в страну музыки»
(подготовительная группа)
Подготовила:
Музыкальный руководитель
I категории
Павлова Галина Викторовна
2015 г.
Тема: Путешествие в страну музыки
Цель:
Формировать у детей знания о музыкальной грамоте.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к музыке ;
- Воспитывать у детей эмоциональной отзывчивость на музыку;
- Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, умение слышать партнера).
Развивающие:
- развивать двигательную активность, фантазию, воображения, импровизацию;
- развивать чувство ритма, звуковысотный и ладотональный слух;
- развивать творческое воображение посредством музыкально-ритмических движений;
- Совершенствовать мелкую моторику рук при аппликации;
Образовательные:
- учить давать характеристику прослушанной пьесе (песне);
- закреплять элементарные понятия музыкальной грамоты - ноты; нотный стан; скрипичный ключ и представление о музыкальных жанрах (марш, танец, песня) .
- формировать певческую культуру посредством пения распевок, песен;
- прививать любовь к музыке.
- учить передавать в движении особенности музыки, двигаться ритмично, соблюдая темп музыки.
Приемы руководства деятельностью детей на занятии:
- Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, Чтение стихотворений, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.
- Приемы организации практической деятельности детей: показ слайдов и наглядного материала, комментирование, моделирование, определение и демонстрация способов изготовления, продуктивная деятельность.
- Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.
- Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с музыкальным руководителем и детьми определение качества продуктивной деятельности, взаимопомощь детей.
Интеграция образовательных областей:
Области | Интеграция | Решаемые задачи |
Художественно-эстетическое развитие | Рассматривание слайдов и наглядного материала аппликация | Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении нот. Формировать у детей эстетический вкус. Стимулировать и переживать персонажам. Развивать самостоятельную творческую деятельность Совершенствовать мелкую моторику рук |
Физическое развитие | Дыхательная и артикуляционная гимнастика Музыкально-ритмические движения Гимнастический танец с лентами | Способствовать развитию слухового и зрительного внимания. Развивать координацию движений, самостоятельно менять движения. Развивать двигательную активность у детей. Закреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы |
Музыкальное развитие | Пение песни «Пригласите песенку» О.В. Смирновой Игра на музыкальных инструментах | Закреплять умение точно интонировать мелодию в пределах октавы. Учить петь песни разного характера выразительнои эмоционально. Передавать голосом кульминацию. |
Познавательное развитие | Математика | Закреплять навыки счета до 7. Различение цветов. Принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе. |
Социально-коммуникативное развитие | Практическая работа по музыкальной грамоте | Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и их самим. Развивать умение самостоятельно действовать при затруднениях обращаться к взрослому за помощью. |
Речевое развитие | Беседа о музыке, композиторе. Чтение стихотворений | Учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве); Прививать умение планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения . Развивать дикцию и артикуляцию |
Метериал: Цветок цветик-семицветик (как наглядный материал), нотный стан, скрипичный ключ, ноты, слайды. Цветной картон, кисточки, клей, салфетки влажные, салфетки сухие, разноцветные ленты по цветам радуги для гимнастического танца. Музыкальные инструменты, синтезатор, портрет композитора Смирновой Ольги Васильевны (композитор-современник).
Музыкальное оформление:
Оформление зала для занятия
- Вальс из К/ф «Берегись автомобиля»
- «Утро» Э. Григ.
- «Полька» П.И. Чайковского.
- Музыкальные семплы (инструменты): Барабан, ложки и т.д. ,
- «Пригласите песенку» О.В. Смирнова
- Слайд оформление
Звучит Спокойная музыка
1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Дети входят в зал, выполняя движения под музыку.
Муз. руководитель.(М.Р,) Здравствуйте, дети! Как ваше настроение?
Ответы детей:
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Знаете, ребята, сегодня утром зайдя в музыкальный зал я увидела, что на ковре блестят какие-то яркие огоньки. Я удивилась, подбежала и успела схватить только один огонек, остальные исчезли. Посмотрите, что у меня осталось в руках. (цветик-семицветик). Ответы детей
Смотрите какой-то цветок. Посмотрите какие у него красивые разноцветные лепестки. Что это за цветок такой? (ответы детей)
Давайте посчитаем лепестки.
Музыкальный руководитель: Сколько лепестков? (Дети считают))
А вы встречали когда-нибудь такой цветок в какой-нибудь сказке? Ответы детей
Наверное, это тот самый волшебный цветок и мне кажется, что этот цветок появился здесь не просто так, он приглашает нас куда-то.
Давайте попробуем закрыть глаза и сказать волшебные слова:
«Лети, лети лепесток через запад на восток, через север через юг, возвращайся сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по нашему вели!... Вели, чтобы мы оказались там, куда зовет нас этот лепесток».
Дети проговаривают слова с закрытыми глазами.
Звучит волшебная музыка.
Открывается нотный стан.
Муз. руководитель: А куда же мы с вами попали?
М.Р.: Да это же музыкальная страна!
Ой, что это? (Показываю на нотный стан) Предположительные ответы детей.
Кто вспомнит, как называется дом, где живут ноты?
Сколько линеек в нотном стане? (5)
Как зовут «короля» всех нот? (Скрипичный ключ)
Сколько нот в музыкальной палитре. 7.
Давайте вместе прочитаем стихотворение…
Семь нот всего запоминай,
А позабудешь, вновь спроси.
Вслух за мною повторяй…
До,ре,ми,фа.соль,ля,си….
Звучит классическая музыка (тихая спокойная)
Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, а наши нотки почему-то грустные. Давайте грустные нотки превратим в веселые (как волшебники)
А для этого нам нужно всем пройти к столикам, взять каждый свою нотку и наклеить правильно улыбку, глазки и реснички.
Молодцы ребята! А теперь посмотрите какие у нас получились веселые красивые ноты. Ответы детей.
Теперь каждый из вас подойдет к мальберту и расположит свою нотку на нотном стане.
Дети читают стихотворение о своей нотке.
Нота «до»
«До» бежит домой по дорожке,
«До» добралась до ворот
Вверх по лесенке идет.
Нота «ре»
Нотка спряталась в норе,
Под первой линеечкой
Нотка «Ре»
Нота «ми»
На линейке первой – «ми»!
Музыканты знают это!
Вот теперь и ты пойми:
Нот других со мною нету!
Нота «фа»
Между первой и второй нотка
«Фа» - в лесу кричит совой!
Нота «соль»
На второй линейке – я,
Нотой «соль» зовут меня.
Нота «ля»
Между второй и третьей я,
«Ля» - запела вся земля!
Нота «си»
Нота «си»! Я – тоньше всех,
Вот и забралась наверх.
Я живу над «ми» и «соль»,
Третья линеечка – адрес мой!
На пяти линейках
Весело и дружно
Ноты все живут.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, - вот как их зовут!
Давайте их споем.
(дети поют гамму)
Хотите еще путешествовать? (ответы детей)
Муз. руководитель: Тогда отрываем второй лепесток.
«Лети, лети лепесток……»
Звучит танцевальная музыка. (Чайковский ПОЛЬКА)
Муз. руководитель: Ребята, слышите, музыка какая-то играет.
Что это за музыка?
М.Р. А какая эта музыка песенная, маршевая или танцевальная? (Танцевальная)
Правильно, мы попали в город танцев, посмотрите, радуга появилась.
В небе радуга-дуга замыкает берега
Расцветая все ясней
Чудо краски светят в ней.
Пусть ответит тот, кто знает
Или сможет сосчитать,
Сколько красок, в ней играет
Моря озаряя гладь. (ответы детей)
В радуге тоже 7 цветов. Давайте произнесем волшебные слова и эти
краски оживут. К.О.Ж.З.Г.С.Ф. (каждый охотник желает знать где живет фазан)
«Танец красок» (Гимнастический танец с разноцветными лентами)
М.Р. Какая радуга красивая появилась у нас! А вам понравилось?
Муз. руководитель: Отправляемся дальше?...
«Лети, лети лепесток……»
Звучит барабанная музыка.
Муз. руководитель: Ой, как интересно, куда же мы попали?
Может нам звучащая музыка подскажет? Как же ее можно назвать?
М.Р. Ребята, давайте послушаем, мы слышим мелодию? (НЕТ)
А что слышится? (Барабан)
Но это тоже музыка.
Мы попали в город ритмических звуков.
а какие звуки бывают? (шумовые и музыкальные)
Все на свете дети знают
Звуки разные бывают
Журавлей прощальный клекот
Самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе.
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка
Тихий шелест ветерка.
Это звуки – шумовые,
Только есть еще другие:
Не шуршащие, не стуки-
Музыкальные есть звуки
А какими бывают музыкальные звуки? (тихие-громкие, высокие-низкие)
Покажите, пожалуйста, на нотном стане, где низкие звуки?
Где высокие?
Муз. руководитель: А сейчас сделаем физминутку:
Мы, ребятки дружно, вместе
Совершаем бег на месте.
Если в сердце не покой,
Громко топнули ногой!
И другой!
А теперь мои хорошие
Громко хлопайте в ладоши!
Вы улыбками со всеми поделитесь! И садитесь!
Музыкальный руководитель:
Ребята, что мы сейчас делали?
Дети. Топали, хлопали, шумели.
Музыкальный руководитель:
Как можно назвать такие звуки?
Дети. Шумы.
А вот мы сейчас посмотрим, какие вы музыканты и как громко умеете играть на муз. инструментах?
«Шумовой оркестр»
Какие вы молодцы!
М.Р. Отправимся дальше в путь?
Закрываем глаза
«Лети, лети лепесток……»
Звучит мелодия песни «Пригласите песенку»
Муз. руководитель: Опять какая – то музыка звучит. Вам она, случайно не знакома? (Знакома)
Что же это? (ПЕСНЯ)
М.Р. Правильно, ведь мы сейчас в стране песен.
А давай вспомним, как мы с вами разучиваем песни. Назовите сколько этапов в разучивании песни? (три)
1 –й этап - ознакомление с песней;
2-й этап – разучивание песни;
3-й этап – закрепление песни.
А расскажите как мы с вами подробнее учим новую песню….
I. Подготовительный этап - Знакомство с песней.
1-й ребенок:
Мы знакомимся с композитором, автором слов, временем создания. Слушаем краткий рассказ о творчестве данного композитора и смотрим иллюстрации, портрет.
Затем слушаем песню и беседуем о песне (о характере, о содержании…)
2- ребенок:
На втором этапе мы разучиваем песню, но сначала подготавливаем голосовой аппарат
Делаем дыхательную и артикуляционную гимнастику.
Дыхательных упражнения: «Цветок», артикуляционной гимнастики на гласных звуках А-У-И-О, распевки по В. Артоболевской.
Артикуляционная гимнастика по методики Е.Е. Емельянова
Пение (разучивание).
Всей группой, подгруппами, по-одному (соло), трио, квартет и т.д.
3-й ребенок:
И на последнем этапе мы громко , дружно, эмоционально, слаженно стараемся спеть
Дети рассказывают своими словами процесс разучивания песни.
Давайте споем песню, которую мы с вами начали изучать:
ПЕСНЯ «Пригласите песенку» О.В. Смирнова
Муз. руководитель: Очень красиво танцуете и про ноты все знаете, и на музыкальных инструментах замечательно играете.
Мне кажется, что даже у нашего семицветика лепестки стали ярче.
М.Р. Отправимся дальше в путь?
Закрываем глаза
«Лети, лети лепесток……»
- Ребята, мы с вами спели песню, но кто её написал мы с вами еще не знаем. А сегодня я вас познакомлю и покажу портрет этого замечательного композитора. Это (женщина) Смирнова Ольга Васильевна. Композитор –современник. Написала очень много песен для младшего и среднего возраста. Издается в электронном издании «Звуки музыки». Она сейчас пишет музыку для других песенок.
Посмотрите, у нас еще остались лепестки на цветке, давайте посчитаем, сколько их. (2)
Муз. руководитель. Только сегодня мы их обрывать не станем, ведь волшебный мир музыки такой огромный и нам еще предстоит много путешествовать по нему и много узнать о музыке, а цветик-семицветик будет нам в этом помогать.
Муз. руководитель: А теперь пора нам возвращаться в детский сад, давайте закроем глаза и попросим цветик унести нас обратно.
Дети закрывают глаза, Цветик унеси нас назад
В наш любимый детский сад.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА, дети открывают глаза.
Муз. руководитель. Вот мы и вернулись из нашего замечательного путешествия.
А вам понравилось?
Скажите, пожалуйста, что больше всего вам запомнилось в
нашем путешествии? (ответы детей.)
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
Какие вы молодцы, я очень довольна нашим занятием в память о
путешествии я хочу вам подарить волшебные нотки .
(Музыкальный руководитель раздает ноты)
Я хочу вас, ребята поблагодарить за такое замечательное занятие и приглашаю вас на следующее. Я вас буду ждать. До свидания!
Список используемой литературы.
- Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду.
Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа
и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Н.А. Морева «Музыкальные занятия и развлечения в дошкольном учреждении»
4. Журнал «Музыкальная палитра» №4 2012 г.
5. Журнал «Колокольчик»№25 2013г.
«Свидетельство о публикации» Серия А № 0000899, дата отправки 21 февраля 2013 г., № квитанции 62502658075633
Процесс разучивания песни:
I. Подготовительный этап - Знакомство с песней.
Вступление.
Задача: познакомить детей с композитором, автором слов, временем создания.
Требования: краткость, выразительность.
Методы и приемы работы: рассказ, демонстрация портретов, рассматривание иллюстраций.
Слушание.
Задача: вызвать у детей интерес к песне.
Требования: эмоциональность, увлеченность.
Методы и приемы работы: личное исполнение музыкального руководителя, исполнение в аудио- и видеозаписи, использование загадок по теме песни, использование игровых упражнений, применение элементов театрализации.
Беседа.
Задача: узнать отношение детей к песне, определить понимание детей содержания и музыкальной характеристики песни.
Требования: создание условий для проявления инициативы и самовыражения детей в высказываниях, внимательное отношение ко всем высказываниям детей, активизация словаря.
Методы и приемы работы: создание проблемы и мотивация для ее решения, объяснение и обсуждение незнакомых слов.
II. Основной этап - Разучивание песни.
Подготовка голосового аппарата (применяется перед каждым разучиванием и исполнением песни).
Задача: разогреть дыхательные и артикуляционные мышцы детей, настроить голосовой аппарат детей на пение, работа над чистой интонацией.
Требования: конкретное задание, яркий личный показ музыкального руководителя.
Методы и приемы работы: применение дыхательных упражнений: «Цветок», «Веселый животик», «Собачка» ( приложение 1), применение артикуляционной гимнастики на гласных звуках А-У-И-О,
Артикуляционно - дыхательные упражнения: «Мяу», «Гав», «Ква-ква», распевание: пропевание попевки с текстом по полутонам.
Пение (разучивание).
Задача: освоить в процессе разучивания основные приемы выразительного исполнения для создания музыкального образа.
Требования: разучивание стихотворной части песни, поэтапное разучивание мелодической линии песни, от сложного к более простому, работа над фразой и чистотой интонации.
Методы и приемы работы: применение прохлопывания ритмического рисунка песни одновременно проговаривая стих песни, показ иллюстраций – подсказок и видеоматериалов по теме песни, пропевание песни по музыкальным фразам вокализом на гласный «А», начиная с фразы вызывающую наибольшую трудность исполнения.
Применение метода звуковысотного показа рукой. Разные варианты работы над песней: пропевание хором (всей группой), подгруппами( 3-4 реб.) и индивидуально (сольно). Прием дирижирования музыкальным руководителем и детьми: вступление и снятие по руке. Метод пропевания мелодии с плавным движением руки.
Впевание.
Задача: формировать качественное звучание при пении всего произведения, развивать эмоционально-музыкальное исполнение песни.
Требования: выразительность, эмоциональность и одушевленность при исполнении песни.
Методы и приемы работы: Пропевание песни целиком, эмоциональный настрой на исполнение средствами иллюстрации: стих, фото- и видео материалы, метод сравнения разных вариантов исполнения с помощью видеозаписи.
III. Заключительный этап - Исполнение песни.
Обязательное исполнение песни для зрителей (дети других групп, родители)
Задача: создание необходимого эмоционального настроя
Требования: умение собраться, эмоционально раскрыться, сосредоточиться на исполняемом произведении, вдохновляющие слова на исполнение песни.
Поощрение: аплодисменты слушателей.
Приложение 1
Дыхательные упражнения:
«Цветок»
- Дети делают вдох носом - нюхают аромат цветка ( можно представить цветком кисть руки собрав все пальцы вместе или предложить нюхать настоящий, искусственный цветок)
Рекомендация: Следить за правильным вдохом «низом живота».
- Выдох ртом – сдуваем лепестки ( представляем, что лепестки лежат на руке и ветерок их сдувает или можно предложить детям подуть на «цветок- вертушку»)
Рекомендация: Следить за активным длинным выдохом, губы собраны трубочкой, при выдохе низ живота подтягивать, воздух выталкивает живот.
«Веселый животик»
Дети кладут руки на живот и на слоге «ха» делают мелкие
выталкивания воздуха «животик смеется».
Рекомендация: Следить за мелким движением мышц живота
«Собачка»
Дети вытаскивают вперед язык, широко открывают рот и делают мелкие
вдох и выдох ртом «собачка бежит», руки имитируют «бегущие лапки
собаки».
Рекомендация: Следить за широко открытым ртом и за мелкими
движениями мышц живота
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальное тематическое занятие в старшей группе «Путешествие в страну музыки»
Это музыкальное занятие для детей 5-6 лет проводится в интересной для детей форме-путешествия, с использованием разннобразных творческих заданий в следующих видах деяетльности: активном слушании, музы...
"Путешествие в страну "Музыка"
На паровозике отправятся обучающиеся в страну "Музыка", чтобы освободить жителей этой страны от колдовства Кощея Бессмертного. Они боролись с колдовскими чарами Кощея Бессмертного с помощью игры...
Путешествие в страну « Музыки».
Путешествие в страну « Музыки»....
Путешествие в страну Музыки
Песни, танцы, игры для старших дошкольников...
Конспект открытого занятия "Путешествие в страну музыки"
Данный материал разработан для музыкальных руководителей. Занятие, проведенное по этому конспекту проходит просто на высоте. Детям очень нравиться "играть в волшебство музыки"....
путешествие по странам музыки
дидактическое пособие...
"Путешествие в страну музыки"
Путешествие в страну музыки...