Конспект урока "Оркестр русских народных инструментов" 2 класс
план-конспект урока по музыке на тему

Крупа Наталья Викторовна

Конспект урока "Оркестр русских народных инструментов" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Оркестр русских народных инструментов

«Все хорошо в своем роде!»  - народная мудрость.

Цель: Познакомить детей с жанрами русской народной песни. На примере русских народных песен из рабочей тетради раскрыть векторную направленность их образного содержания.

ЗАДАЧИ:

  • Приобщение учащихся к русской музыкальной культуре, знакомство с жанром русской песни,
  • Закреплять инструментально-исполнительские навыки,
  • Развитие целостного мировосприятия учащихся, развитие эмоционально-осознанного восприятия музыки,
  • Воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств: любознательность, познавательный интерес к изучению истории, культуры нашего края, к традициям и истокам народной мудрости.

Тип урока: Углубление в тему.

Оформление класса:

Плакаты:

  • Выдающийся русский философ И.А. Ильин: «Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение»
  • «Все хорошо в своем роде!» – народная мудрость.
  • народные костюмы,
  • народные инструменты,
  • шумовые инструменты,
  • народные старинные игрушки,
  • мультимедийный проектор.

Рекомендации по работе над музыкальными произведениями:

  • Для более целостного восприятия музыкального образа произведения, перед его разучиванием можно охарактеризовать и раскрыть образы героев разучиваемых песен.
  • Особое внимание требует работа над ритмическим и штриховым ансамблем, в ходе которого можно использовать прием «гиперболы» – преувеличения (например, акценты, укорочение длительностей при стаккато и т.д.) в плясовой песне «Веселый сапожник». Мягкое маркатто с одновременным ударом вниз в детской песенке «Козлик»
  • В песне «Во поле березонька стоял» особое внимание требует работа над кантиленностью  звуковедения, ритмическим ансамблем.
  • Особое внимание может потребовать работа над ровностью тембра и фразировкой.

Учебно-музыкальная деятельность; методы и приемы работы:

  • метод эмоциональной драматургии,
  • Наглядно-слуховой метод,
  • Метод контрастного сопоставления образов,
  • Презентация по теме урока.

ХОД УРОКА

Дорогие дети! Сегодня к нам пришло много гостей: ансамбль русских народных инструментов, солисты ансамбля Аня и Алена, ученица 6 класса Анна Краснощёкова. Все вместе мы  – маленькие и большие, объединившись в большой оркестр русских народных инструментов, будем творить, исполнять, слушать замечательные русские народные песни.

Тема нашего урока «Жанры русских народных песен»

Наша Родина славится богатым устным народным поэтическим творчеством. Особое место в жизни россиян занимает песня. Песня – это бесценное богатство нашей Родины.

Жизнь дает для песни
Образы и звуки:
Даст ли она радость,
Даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный,
Тьму ли без рассвета  –
То и отразится в песне у поэта.

Я предоставляю слово Анне Краснощёковой

Выступление Анны:

«Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьём ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты звучала?
Пролетели утки –
Урони ли дудки.
Пролетели гуси –
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну, а песня?

С песней
На Руси родились!»

Народная песня – это не НАПЕВ СО СЛОВАМИ, а часть жизни человека и момент её исполнения очень ответствен, так как, по существу это момент передачи опыта поколений.

На протяжении многих веков народы мира сочиняли песни как летопись своей жизни. В них радости и печали, удачи и трудности, обряды и игры, воспоминания о прошлом и мечты о будущем связаны с образами родной природы.

Замечательные слова о русской песне сказал философ Иван Александрович Ильин: "Русская песня глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение".

Что такое ПЕСНЯ, из самого слова видно  – ПЕСНЯ  – то, что ПОЮТ.

  • Поют в одиночку и вместе, для себя и для других, за деньги и бесплатно.
  • Поют о том, как любят, и о том, как не любят, в шутку и в серьёз, и со смехом - обо всём на свете и как душе угодно.
  • Поют на эстраде, дома, в лесу, в горах и даже в общественном транспорте.
  • Поют под оркестры, под гитары, под гармошки, под барабаны, под хлопки в ладоши и топанье ног и без всякого сопровождения тоже.
  • Поют во всех уголках земли, на всех языках и наречиях, громко и тихо, весело, яростно, ласково, грустно.

Потому что ПЕСНЯ - это очень просто.

Просто, как дважды два  – четыре.

А в ПЕСНЕ  – Запев плюс Припев равняется КУПЛЕТ,

А два куплета  – это уже ПЕСНЯ!

 Главное в ПЕСНЕ, чтобы на слух и на язык легко ложилась, чтобы по нраву пришлась!

Жанры русской народной песни:

Слово жанр – французское слово и буквально означает род, порода.

Русские народные песни по жанру бывают:

  • Былины,
  • Хороводные,
  • Наигрыши,
  • Плясовые,
  • Солдатские,
  • Частушки,
  • Лирические,
  • Протяжные,
  • Трудовые,
  • Исторические,
  • Песни о природе, родном крае. Родине,
  • Бытовые,
  • Колыбельные,
  • Детский фольклор,
  • Игровые,
  • Колядки,
  • Масленичные.
  • Заклички,
  • и другие.

Вопрос  – Ожидаемый ответ:

Что такое  – ЖАНР? (Слово жанр  – французское слово и буквально означает род, порода.)

Ребята, послушайте в исполнении ансамбля русских народных инструментов и солистки Анны  русскую народную песню «Субботея».

Русская народная песня «Субботея»

Вопросы  – Ожидаемые ответы:

  • Как вы считаете, какой жанр этой песни? (жанр  – плясовая)
  • Как вы пришли к такому выводу? (Эта песня веселая, задорная, быстрая, яркая. Ноги сами в пляс идут.)
  • Ребята, откройте ваши рабочие тетради и скажите, какая из песен на первой странице по жанру плясовая?! («Веселый сапожник»)
  • Какие средства выразительности мы будем использовать в песне, чтобы создать жанр плясовой? (Песня звучит весело, громко и быстро. То есть средства выразительности в музыке  – это характер, темп, динамику, фразировку (это то, на что мы будем обращать внимание при игре на этом уроке, так как средств выразительности намного больше).
  • Всю ли песню следует играть громко? (Нет. Только начало пляски играется громко. В каждом предложении своя динамика. Это необходимо для выразительной игры.)

Физкультминутка. Игра «Веселый музыкант»

Дети, существуют не только музыкальные народные инструменты, но и шумовые или ударные инструменты. Они служат для украшения пьесы, подчеркивают ее ритмический рисунок. Сейчас мы будем играть на шумовых инструментах.

К шумовым инструментам относятся: погремушки, ложки, бубен, бубенцы, копытца и др. Раздать детям шумовые инструменты. Объяснить ход игры: Под музыку «Веселого сапожника»  по руке дирижера встает и играет тот участник игры, на кого укажет дирижер. Встает только один ребенок, другие сидят и ждут, команды дирижера. Если оби руки подняты вверх, то встать и играть нужно всем. Руки вниз – все сели. Игра продолжается пока не остановит дирижер.

Дети, в нашей рабочей тетради есть еще русские народные песни. В каких жанрах они написаны?

Ожидаемые ответы: «Во саду ли, в огороде» – шуточная, «Во поле береза стояла» – хороводная, «Козлик» – детский фольклор.

Песня «Во поле березонька стояла» по жанру хороводная. Эта песня-хоровод исполнялась девушками и парнями на празднике Троица. В Троицу символом праздника является белоснежная березка, которую, как и ёлочку на Рождество, наряжают. Только наряд березки – это яркие ленты. Вокруг наряженной березоньки водили хороводы. Куплеты звучат они напевно, спокойно, тихо, медленно.

Обратите внимание: что приемы игры в хороводе отличаются от пляски. Эта песня играется на тремоло.

Итак, чтобы получился хоровод, мы будем использовать такие средства выразительности: темп – медленно, штрихи – легато, играя спокойно. Песня проигрывается два раза.

Работа над данным произведением.

Сравните звучание пляски и хоровода:

Исполнить и пляску, и хоровод, почувствовать различия в жанрах.

Еще одна песня, которую мы сегодня исполним – это «Козлик»

Работа над данным произведением.

Ожидаемые ответы: Жанр этой песни – детский фольклор.

Детский фольклор – в нем лежат истоки того, что называют «Национальным самосознанием, патриотизмом, национальным характером», так как это начало постижения народных традиций.

Ведущее место среди жанров детского фольклора принадлежит играм и считалкам. В них много веселья, но одновременно они способствуют физическому, умственному и эмоциональному развитию ребенка.

Народные игрушки – это тоже фольклор. Старинные игрушки дошли до наших дней и в них с удовольствием играют дети. Показать игрушки – дать посмотреть.

К детскому фольклору относятся – попевки, потешки, прибаутки.

Итак, жанр песни «Козлик"»– детский фольклор. И звучание ее как детский разговор, простое и лаконичное. Мелодический рисунок этой народной песни органично связан с рельефом выразительной интонации человеческой речи.

Обратите внимание: звучание мягкое, ударом вниз. Песенка спокойного характера, ласковая, игривая, в трехдольном размере. Играть песенку следует со всеми повторами.

А теперь я открою вам маленький секрет: очень часть зарубежные инструменты и песни так приходились по нраву русским людям, что те считали их исконно русскими: например, гармошка – стала символом России, а родилась в Германии. Так и песня «Козлик»  написан Моцартом, а стала русской детской песенкой – так она подписывается в наших музыкальных учебниках.

Подведение итогов.

Итак, сегодня мы работали над жанрами и образами в русских народных песнях.

С какими жанрами народных песен мы познакомились?

Ожидаемый ответ:

  • Плясовая,
  • Хороводная,
  • Детский фольклор,
  • Шуточная и т.д.

Вывод.

Мы узнали, что от жанра зависит очень многое, когда мы работаем над музыкальным образом. Жанр подсказывает, какие средства выразительности нам необходимо использовать в песне, чтобы создать тот или иной образ.

Оценки за урок.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Русский народный танец.

КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Русский народный танец. (основные элементы русского народного танца). Тип занятия: изучение и усвоение нового материала (объяснения, показ, демонстрация). Форма за...

Конспект урока "Русская народная сказка "Царевна лягушка". Послушание и своеволие".

Интегрированный урок литературы и основ православной культуры...

Конспект урока "Русские народные куклы"

Конспект обобщающего занятия "Русские народные куклы"....

Конспект урока Русские народные инструменты

Знакомство с инструментами, входящими в состав оркестра русских        народных инструментов, с историей их создания, тембровой окраской....

план-конспект урока "Русская народная вышивка" 5 класс

Познакомить учащихся с образами и мотивами в орнаментах русской народной вышивки, на примере рушника. Учащиеся познакомятся с образами и мотивами в орнаментах русской народной вышивки, на примере рушн...

Конспект занятия "Русские народные посиделки"

Конспект воспитательного занятия  для учащихся начальной школы....

Конспект занятия "Русская народная песня. От истоков к современности"

Конспект открытого ханятия в хоровой студии....