Конспект урока Русские народные инструменты
план-конспект урока по музыке на тему
Знакомство с инструментами, входящими в состав оркестра русских народных инструментов, с историей их создания, тембровой окраской.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 4-м классе.
Цель:
Знакомство с инструментами, входящими в состав оркестра русских народных инструментов, с историей их создания, тембровой окраской.
Задачи :
Развивающие: Познакомить учащихся со звучанием народных инструментов;
Активизация творческого воображения, фантазии;
Воспитательные :
Прививать любовь к произведениям русской народной музыки, интерес к русской народной песне;
Обучающие :
Познакомить учащихся со звучанием народных инструментов;
Обучить несложным навыкам исполнения музыки на музыкальных инструментах.
Различать звучание между группами инструментов ( струнные, ударные, духовые) Использованы на уроке технология восприятия, технология игровая.
Ход урока
I этап. Организационный момент
У- Здравствуйте, ребята!
Д- Здравствуйте!
Звучит русская народная песня “Светит месяц”
II этап Постановка цели и задач
Ребята, вы прослушали произведение, как вы думаете, композиторская это музыка или народная?
Д-(Народная, )
У-Правильно, ребята. А какие инструменты прозвучали ?
Д-(Русские народные инструменты.)
У- Верно, ребята .Потому что в большинстве своем они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди.И сегодня мы с вами познакомимся с историей создания русских инструментов, их звучанием.
(Звучит балалайка мп3)
У-Треугольная доска,
А на ней три волоска,
Три струны ,а звук какой!
С переливами, живой!
Узнаю его в момент-
Самый русский инструмент.
У-А вот еще интересная загадка про этот инструмент
У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать.
У-О каком инструменте шла речь?
Д-(О Балалайке ).
У-Молодцы, ребята. Конечно ,вы правильно отгадали инструмент и по звучанию и по загадкам. Это -( слайд ) балалайка. О каких признаках этого инструмента говорится в загадках?
Д-(У балалайки три струны, их щиплют рукой. Это струнный инструмент)
У- Верно , это струнный инструмент.
Балайка – это струнный щипковый инструмент. Почему же «щипковый»?
О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет». О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»?
Д-Известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – Свирель, дудка, домра, трещетки, скрипка.
У-Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит» ? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.
У-А теперь мы познакомимся с другим русским инструментом
Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.(Звучит домра мп3)
Что это за музыкальный инструмент?
Д- Это домра!
У-Молодцы, ребята. Это ( слайд) домра. На ней играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.
Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы вы ее назвали?
Д-(называют свои варианты)
У- Называлась она «домришка» : До самой большой под названием «домра басистая». Как вы думаете — какой звук был у маленькой домры?
Д- высокий
У-А у домры басистой?
Д-низкий
У- Домра,как забытая царица,
Что жила когда-то на Руси.
Балалайки старшая сестрица,
Звуком ладным в голубой выси,
Разносила на потеху миру
В скоморошьих озорных руках
Складных песен звонкую сатиру
В старых сказках, баснях и стихах.
У нашей русской домры есть много родственников. У грузин чонгури, у украинцев – бандура, у казахов – домбр, у калмыков – домр, у туркменов – дутар». Домра,чем она похожа на балалайку?
Д-( У нее тоже три струны, корпус у нее тоже деревянный.)
У- А чем домра отличается от балалайки?
Д-(У балалайки треугольный корпус, а у домры он круглый – как половина шара)
У- А теперь речь пойдет о сказочном инструменте. Послушайте загадку:
Сам Садко на них играл
И душевно напевал.
Перебрал он много струн
Вышел из моря Нептун.
Д-(это гусли. )
У- Молодцы. Верно.(слайд) Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше — давным–давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми». Кто же играет на гуслях?
Д-(Гусляр.)
У-В далекие древние времена на праздники приходили гусляры и сказывали- пели былины. Их называли “баяны”.(Слайд)
Мы познакомились со струнной группой русских народных инструментов.
Но вот еще одна загадка:
Приложу к губам я трубку-
Полилась по лесу трель,-
Инструмент тот очень хрупкий
Называется…
Д-(Свирель).(Звучит свирель мп3)
У-Свирель(Слайд) – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопилкой»
Следующая загадка :
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поёт, словно жалуется.
Как называется?
Д-Жалейка.
У-Верно, ребята.(слайд).Звучит жалейка мп3. Жалейка. Русский народный духовой инструмент: тростниковая или деревянная трубка с простым или одинарным язычком и боковыми отверстиями.
Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок
Дополняет наш кружок.(слайд) звучит рожок мп3
Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем вклеенный мундштук. Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. По утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. В прошлом их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой; в настоящее время их вытачивают на токарном станке. Звук у рожка сильный, но мягкий. Извлечение звука на инструменте довольно трудно.Эти русские народные инструменты относятся к группе духовых инструментов.
И последняя группа –это ударные народные инструменты.
С сороками имеет связь его название.
Владеть им может каждый человек,
Имеющий хоть малое призванье!
Д-(трещетки). (слайд)Звучат трещетки мп3
У-Верно.Трещётки — ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Трещётки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещётки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками. Использование трещёток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. Состоят трещётки из набора 18 — 20 тонких дощечек длиной 16 — 18 см., сделанных обычно из дуба и соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек.
У-За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых ярких...
Д-Ложки.(слайд) звучат ложки мп3.
У-С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанью в ладоши, притопыванию, что существовало у всех народах мира с древности.
Ударь ладошкой в бубен смело Играть на нем простое дело.
В оркестре бубен не игрушка Не для потехи погремушка.
Хоть может он шуметь, звенеть И очень многое уметь.
Нужны талант, терпенье, Знанья и чувство ритма и старанье,
Чтобы в оркестре в бубен бить И музыкантом первым слыть,
А если просто ударять Недолго бубен поломать.
И еще один инструмент о котором я хочу рассказать –это бубен.(слайд) Звучит бубен мп3
Бубен — музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольчики , а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.
И сейчас мы с вами исполним русскую , народную песню “Во кузнице…”
Учащимся раздаются инструменты: ложки, трещотки, бубны.
Игра на русских народных инструментах. “Во кузнице…”
Молодцы , ребята.
Вот подходит к концу наш урок. И теперь мы повторим , на какие-же группы делятся русские народные инструменты.
Д-_________________________________
У- Почему эти инструменты называются народными?
Д-________________________________
У вас на партах лежат карточки с названием музыкальных инструментов, с которыми мы сегодня познакомились Выпишите по группам эти инструменты в три столбика –Струнные, духовые, ударные.
А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли были записаны инструменты в группах.
У-Домашнее задание для вас будет творческим- попробуйте создать свой шумовой инструмент .
- А теперь посмотрите на экран, перед вами незаконченные предложения. Продолжите их.
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…
Я хотел бы…
Выставление оценок.
Наш музыкальный урок подошёл к концу. Спасибо всем за работу на уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/28/picture-190365-1359374412.jpg)
Презентация урока "Русские народные инструменты" (Белоусова Е.В.)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/28/picture-190365-1359374412.jpg)
Презентация урока "Русские народные инструменты" (Белоусова Е.В.)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/10/picture-244696-1381387860.jpg)
Конспект урока. Русский народный танец.
КОНСПЕКТ УРОКА. Тема: Русский народный танец. (основные элементы русского народного танца). Тип занятия: изучение и усвоение нового материала (объяснения, показ, демонстрация). Форма за...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/19/picture-738879-1453211332.jpg)
Презентация к уроку "Русские народные инструменты" 4 класс
Понятие оркестр, когда и кем был создан первый оркестр русских народных инструментов. Изображение инструментов краткая характеристика....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-751073-1454822941.jpg)
Конспект урока "Русские народные инструменты" 5 класс
Конспект урока "Русские народные инструменты" 5 класс...
Конспект урока.Русские народные инструменты: гусли, гармонь, балалайка
Знакомство с русскими народными инструментами....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/17/picture-1506542-1705495231.jpg)
Презентация к уроку "Русские народные инструменты
Презентация к уроку "Русские народные инструменты. Ударные, струнные, духовые....