план-конспект урока "Русская народная вышивка" 5 класс
план-конспект урока по мхк (5 класс) на тему

Перевозникова Елена Владимировна

Познакомить учащихся с образами и мотивами в орнаментах русской народной вышивки, на примере рушника. Учащиеся познакомятся с образами и мотивами в орнаментах русской народной вышивки, на примере рушника и выполнят работу на альбомном листе маркерами,  изображая орнамент русской народной вышивки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_vyshivka_5_klass.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

План урока

На основе системно-деятельностного  метода обучения

Тема урока: Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Тип урока: комбинированный

Цель урока: (для учителя): Познакомить учащихся с образами и мотивами в орнаментах русской народной вышивки, на примере рушника

Планируемый результат (для учащихся): учащиеся познакомятся с образами и мотивами в орнаментах русской народной вышивки, на примере рушника и выполнят работу на альбомном листе маркерами,  изображая орнамент русской народной вышивки.

Учащиеся будут знать: символическое значение образов и мотивов в русской народной вышивке, народные традиции и их, важное,  значение для человека. 

Задачи урока:

Воспитывающая: эмоциональное-ценностное отношение к декоративно-прикладному искусству; эстетические чувства; уважение к традициям и  культуре русского народа.  

Развивающая: формирование  художественной культуры учащихся через восприятие и деятельностное освоение образно-выразительного языка искусства.

Обучающая: освоить язык орнамента на материале русской народной вышивки, уметь самостоятельно выстроить орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы.

Оборудование и материалы:

1. Презентация «Русская народная вышивка»

2. Таблица с изображением знаков-символов.

3. Опорные слова: рушник, орнамент, ленточный орнамент, комбинированный орнамент

4. Художественные материалы для работы.

5. ТСО (компьютер, мультимедийное оборудование).

План урока:

1. Беседа о символическом значении полотенца в жизни русского человека.

2. Текущий контроль умения и знания приемов работы с художественными средствами.

3. Постановка художественной задачи.

4. Практическое выполнение задания.

5. Подведение итогов. Выставка работ.

Ход урока.

     СЛАЙД 1

Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучать роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека.

    Проверьте,  как организовано ваше «рабочее место»  на парте должны лежать: альбом, карандаш, маркеры и фломастеры красного, учебник.

    СЛАЙД 2

Рассмотрите представленные репродукции и определите главную тему, объединяющую эти произведения?

СЛАЙД 3

- В каждой из них изображены полотенца, рушники.

СЛАЙД 4

Тема нашего урока: Русская народная вышивка.

Откройте стр. 44.

       СЛАЙД 5

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц-рукодельниц. Женщины в русской деревне пряли, ткали, вышивали, даря дивные узоры всем на радость. Праздничные одежды, скатерти, столешники, края покрывал - подзоры, концы полотенец - все было украшено тканым или вышитым орнаментом.

Стихотворение -стр. 44

Она шила, красна девица,

Все по плису и по бархату,

По узорной красной ленточке,

Она шила, красна девица,

Все приданое немалое.

СЛАЙД 6

 Каждый момент жизни, сколько бы он ни длился (день ли, месяц, или год), оформлялся особыми правилами поведения, обрядами и одеждой.

Одна из них - простая вещь – полотенце или рушник.

СЛАЙД 7

- Как вы думаете, от какого слова произошло слово рушник?

- ручник - руки.                                                      

 А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь.

СЛАЙД 8

- Вспомните, когда вы используете полотенце?

- Используется ли полотенце в каких-нибудь праздниках или обрядах?

- На свадьбах, при встрече жениха и невесты, и дорогих гостей с хлебом-солью.

У наших далеких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой: утром – от ночных страхов и ужасов, вечером – от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом, где узор создавал композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером, наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат. В разнообразии русской вышивки встречается знаки, несущие в себе символику – солярные знаки.

Повторение пройденного материала.

СЛАЙД 9

- Где вы видели изображения солярных знаков?

СЛАЙД 10

Русская крестьянская одежда и утварь: прялки и гребни, валек и трепало, детские люльки, игрушки, резьба на украшениях русской избы.

- Для чего покрывались орнаментами эти предметы?

Основная функция орнаментов славян – обереговая. 

Здесь можно привести пример:  «обыденное» полотенце, которое за одну ночь или один день вышивало все село, пытаясь оградить людей или животных от мора или стихийных бедствий: засухи, града.

СЛАЙД 11

Что такое - орнамент?

СЛАЙД 12

-Узор, повтор и чередование составляющих его элементов. Ритм, повторяется как будто нанизываются бусы.

Покрывая узорами чистое полотно, мастерицы как бы переписывали созданные нашими предками своеобразные «письмена». Эти родовые письмена полны значений, накопившихся за многие века и тысячелетия.

СЛАЙД 13

 Вслушаемся в слово узор: оно звучит примерно так же, как "Зарница", "Зарево". Поэму на белом полотенце рдеет орнамент как заря!

С чем символизируется белый цвет?

Белый цвет связан в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Не случайно фон на тканях мастерицы называли "земля". Белый цвет льняного полотна олицетворял собой женское начало.

С чем символизируется красный цвет?

Красный цвет, впустив другие цвета в орнамент вышивки, был главным. Символ огня, жизни, красоты, силы, олицетворял собой мужское начало.

СЛАЙД 14

С диска примеры.

Типы орнаментов.

Ленточный орнамент - декоративные элементы создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением.

Комбинированный орнамент - совмещение разных изображений – животных и растений, а так же одновременное использование красного и черного цвета ниток .

СЛАЙД 15

Проведем эксперимент, увеличим изображение вышивки.

Что мы видим?

Ромбы, треугольники, кресты, квадраты, круги так полны таинственного смысла!

- Как называются эти символы?

- Солярные знаки.

СЛАЙД 16

Рассмотрим стр. учебника 45. Репродукция «Встреча весны». Какие изображения используются в вышивке?

Богиня Макош - символ женского начала, символ плодородия, солнечные солярные знаки, всадники на конях-символы солнца. Обратите внимание, руки подняты вверх – символизируют приход весны. Здесь мы видим использование комбинированного орнамента.

Найдите, на какой странице изображена репродукция Дерева жизни. Стр.48.

СЛАЙД 17

Рассмотрим домашнее задание. Каждая группа заготовила загадку. Попробуем их разгадать.

Дети изображают элементы - символы с помощью жестов. Остальные должны угадать их.  Солнце, вода, земля, птица, всадник, конь, женская фигура (макош).

СЛАЙД 18

Постановка художественной задачи.

Помните, как в сказке говорят: "Скатертью дорога". Почему?

- Чтобы дорога была гладкой, удачной.

Поэтому вы и используйте в своей работе знаки-обереги, знаки-символы.

А теперь каждый из вас пусть выполнит свой эскиз вышитого полотенца.

По окончании работы мы сложим все эскизы в одну дорожку, чтобы ваша дорога была счастливой, удачливой.

Практическое выполнение задания.

Постараемся создать композицию из знаков-символов.

СЛАЙД 19

Вопросы для выявления усвоения темы урока

  1. Ребята, давайте вспомним, с какой целью вышивали изображения на одежде и рушниках?

2. Какие цвета использовали в русской народной вышивке? Почему выбирали именно эти цвета?

3. Что называется комбинированным орнаментом? Какие еще виды орнамента присутствовали в вышивке?

4. От какого народного слова появилось выражение «ручник»?

 Подведение итогов.

В конце урока на доске организуется экспресс-выставка готовых работ.

 Вывод.

Традиция вышивания сохраняется и сегодня. Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью людей. Вышивка живет как элемент женской одежды, как узорное украшение на полотенцах и других вещах, как самостоятельное произведение искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературе 5 класс. Русская народная сказка «Царевна - лягушка»

Цель  урока: Знакомство с жанром сказка; подробное изучение русской народной  сказки «Царевна-лягушка»Задачи:- обучающие:  Дать понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки ...

План-конспект открытого занятия «Народные промыслы Подмосковья. Павловские платки. Искусство цветочного орнамента»

Народные промыслы сохранились в разных уголках Подмосковья. На занятиях объединения "Край родной" по теме: "Народные промыслы Подмосковья. Павловские платки. Искусство цветочного орнамента" обучающиес...

План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."

План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...

План-конспект урока изо в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"

Познакомить учащихся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки)...

План-конспект урока музыки во 2 классе на тему"Русские народные музыкальные инструменты"

План-конспект урока музыки во 2 классе на тему"Русские народные музыкальные инструменты" с учетом ФГОС...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...