Конспект урока "Русские народные куклы"
методическая разработка (6 класс) по теме
Конспект обобщающего занятия "Русские народные куклы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_kukly.doc | 286 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Русские народные куклы»
Цель:
- Выяснить значение кукол в жизни людей.
Задачи:
- изучение истории возникновения народных кукол
- изучение видов кукол
- изготовление образца русской куклы
- воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям
- развитие коммуникативной компетенции
- развитие мелкой моторики детей
Ход занятия
Добрый день ребята!
На наших занятиях мы работали над проектом «Русские народные куклы».
Сегодня мы проведём итоговое занятие по этой теме.
(слайд актуальность)
В наше время на прилавках магазинов мы видим бесконечное множество красивых кукол, но они сделаны на фабриках и поэтому не несут душевной теплоты.
Кукла, созданная руками мастера, индивидуальна в своём роде. У неё своя история создания и свой неповторимый образ. Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол.
(слайд цели и задачи)
Цель нашего проекта: выяснить значение кукол в жизни людей.
Задачи над которыми мы работали были :
- изучение истории возникновения народных кукол
- изучение видов кукол
- изготовление образца русской куклы
- воспитание чувства патриотизма, уважения к национальным традициям
(слайд Бартрам Н.Д.)
Но прежде, чем мы начнём разговор о кукле, хочу сказать вам несколько слов о нашем замечательном земляке, художнике, педагоге и коллекционере – Николае Дмитриевиче Бартраме.
Почему мы говорим об этом человеке?
Дело в том, что Николай Дмитриевич, родился в Льговском крае, тогда это Льговский уезд, д. Семёновка и в 1918 году организовал первый в России музей игрушки. Он всю свою жизнь собирал и изучал детскую игрушку, в том числе, конечно, и народную куклу. А также собирал предметы старинного быта. Музей игрушки открылся в 1921 году и пользовался большой популярностью у детей, по посещаемости его превосходила только Третьяковская галерея. Это был настоящий мир детства, игрушки здесь можно было трогать и брать в руки. Николай Дмитриевич очень любил детей и дети отвечали ему взаимностью, называли даже «Дядя Музей». Будучи талантливым педагогом, сам водил экскурсии и учил ребятишек мастерить игрушки, прямо в музее. Музеем Н.Д. Бартрам руководил до самой смерти и безвозмездно передал в музей большую часть своей коллекции. Музей игрушки и до сих пор жив и поныне находится в Сергиевом Посаде.
А сейчас предлагаю вашему вниманию отрывок из документального фильма «Приключение Болвашки», где снялся сам Николай Дмитриевич Бартрам.
(смотрим фильм)
Итак, кукла, что это, для чего она нужна?
На эти и другие вопросы нам ответит группа «Исследователей»
(Приглашаю: Ларину Элю, Вовченко Алексея и Лаптева Кирилла)
(слайды КУКЛА) Ларина Эля
(слайд появление куклы) Вовченко Алексей
(слайд кукол делали из разных материалов)
(слайды тряпичная кукла) Лаптев Кирилл
Об игровых куклах нам расскажет:
Будяков Володя, Белина Лена и Иванова Вика
(слайды игровые куклы)
Обрядовые куклы, - о них нам поведает группа
Грищенко Игоря и Клименко Юлии
(слайды обрядовые куклы) Грищенко Игорь
Клименко Юлия
Куклы – обереги: рассказывает группа
Ануфриева Сергея и Конюховой Вероники
(слайды куклы - обереги)
(7 слайдов)
Группа Социологов выполнила свою работу, провела социологический опрос среди детей начальной школы № 4
Приглашаю Шуршина Диму, руководителя группы.
(слайды социологический опрос)
В ходе соцопроса выяснилось, что меньше всего дети знают куклу -Куватку.
(слайды кукла-кувадка)
Давайте на практической части занятия мы её изготовим.
Работать вы будем по технологическим картам, которые лежат на ваших столах.
Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что все необходимое для работы у вас есть и находиться под рукой. Давайте посмотрим, что же вам будет нужно для изготовления этой куклы. Все ли необходимое лежит на столе?
Как вы уже слышали, в старину ткань для изготовления куклы не резали, а рвали. И даже иногда нитки перекусывали зубами (Пеленашка). Мы же с вами немного отойдем от традиций, и в работе для отрезания ниток и ткани будем использовать ножницы. А так как это режущий предмет, вспомним правила безопасной работы с ними.
(вспоминают правила безопасной работы с ножницами)
Самостоятельная работа с таблицами
Технологическая карта
«Изготовление народной тряпичной куклы - «Кувадки»
№ | Выполняемая операция | Графическое изображение | Инструменты и принадлежности |
1. | Начинаем с большого лоскутка. Мысленно делим его пополам по длинной стороне. Два раза сворачиваем ткань по направлению к центру с одной и другой стороны. Сгибаем ткань по мысленной центральной линии (как книгу закрываем). Теперь перегибаем полученный скруток-столбик пополам. Сильно проглаживаем его пальцами, придавая плоскую форму. Тело куклы готово. |
| цветная ткань, нить |
2. | Точно так же готовим лоскуток поменьше, только не перегибаем его пополам. Плюс, чуть отступив, нитками (в три витка) туго обкручиваем каждый из концов заготовки. Получаются символические манжеты на ручках будущей Кувадки. Нитки завязываем и обрываем. Длинные «хвостики» прячем в складках ткани. |
| цветная ткань, нить |
3. | Осталось только соединить разрозненные кукольные детальки. Большую заготовку-тело опять мысленно делим пополам – в этом месте будет «талия», нижняя граница. Верхнюю часть еще раз мысленно делим пополам и намечаем «шейку», верхнюю границу. Между пластами ткани, ориентируясь на отметки-границы вставляем деталь ручек Кувадки. Фиксируем нитью, обвивая «шею», «талию» и, словно военной портупеей, крест-накрест «грудь» и «спину». Завязываем, концы нитки обрываем, а «хвостики» опять прячем в складках ткани. Вот и все дела! Оберег готов. | Детали куклы, нити |
Здоровье сберегающие технологии:
Ребята вы, наверное, устали. Давайте встанем и немножко разомнёмся.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали это деревья в лесу
Руки согнули, брызги стряхнули – ветер сбивает росу
В стороны руки – дружно помашем, это к нам птицы летят
Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад.
Пожалуйста, сели.
Итак, ребята, а теперь подведём итоги и рассмотрим таблицу.
(слайд с таблицей)
И какие же мы с вами можем сделать выводы?
(слайд Выводы)
Давайте ещё раз вспомним, какие мы с вами делали куклы.
И теперь, ребята, если вам понравилось занятие, выкладываем вырезанные из ткани куклы в красных сарафанах, если нет, то в тёмных.
Всех благодарю за внимание, всем спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урокарусского языка "Эссе"
Конспект урока русского языка для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"...
план-конспект урока по теме "Народные куклы-мотанки" 8 класс (региональный компонент)
разработка урока...
Конспект урока по технологии и презентация "Народная кукла Навыхвалку"
Урок в 5 классе по ФГОС знакомство с народной тряпичной куклой и изготовление куклы на выхвалку. Принимал участие в муниципальном этапе конкурса "Учитель года России- 2016" 2 место....
Конспект урока по технологии «Изготовление народной куклы «Мартинички».
Урок - творческая мастерская, используется для ознакомления с детей с историей народной куклы, выполнение куклы на основе традиционной технологии....
Конспект беседы «Народная кукла русского народа»
Конспект бес...
Конспект внеурочного занятия «Народная кукла Вербница (Пасха)»
Конспект внеурочного мероприятия. Занятие проводится на неделе перед Вербным воскресеньем в рамках работы творческого объединения "Рукоделие"...
Конспект открытого занятия "Знакомство с народной куклой".
заинтересовать обучающихся деятельностью творческого объединения и пробудить интерес к занятиям по дополнительной образовательной программе «Куклы по календарю»....
Комментарии
Алышенко Татьяна Александровна
Понятно, доступно и интересно.