Конспект занятия "Русская народная песня. От истоков к современности"
план-конспект на тему

Конспект открытого ханятия в хоровой студии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkr_zan_ilina_m_a.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КОЛПИНСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

(ГБУДО  ДТДиМ)

       

       

       

«Русская народная песня.

От истоков к современности».

Конспект  открытого занятия по программе «Хор»

для групп 3-5 годов обучения

возраст детей 9-15 лет

Авторы-составители:

педагог дополнительного образования

Ильина Мария Александровна

концертмейстер

Конева Галина Михайловна

методист отдела художественного воспитания

Кустарева Марина Геннадьевна

                                                                         

Санкт-Петербург

2016

Пояснительная записка

 Методическая тема занятия: внедрение приемов здоровьесбережения в детском хоровом коллективе  в процессе разучивания вокально – хоровых произведений.

Методическая цель занятия: демонстрация приемов здоровьесбережения в процессе совместной работы над вокальным репертуаром.

Приемы реализации методической темы занятия:

  • Включение в занятие вокальных упражнений, направленных на разогрев и развитие голосовых связок,
  • Использование дыхательной гимнастики для профилактики и развития дыхательного аппарата учащихся, формирование правильной певческой установки;
  • Чередование видов деятельности на занятии с целью снятия напряжения и  утомления.

Тема занятия:

«Русская народная песня. От истоков к современности»

Цель занятия:

совершенствование навыков коллективного исполнения  вокальных произведений на основе народного репертуара.

Задачи:

Обучающие

  • формирование культуры здорового образа жизни;
  • формирование навыка правильной работы голосового аппарата;
  • совершенствование  навыка коллективного хорового исполнительства;
  • расширение представлений об истоках  русской народной песенной культуры;
  • закрепление знаний о разновидностях народных песен; народных традициях в творчестве современных композиторов.

Развивающие:

  • развитие интереса к хоровому творчеству и мотивации к занятиям в хоровой студии;
  • развитие музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, чистоты интонации, ладово-гармонического слуха);
  • развитие ассоциативно – образного мышления;
  • развитие артистических и эмоциональных качеств.

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к культурным традициям своего народа, к его обычаям, заветам, воплощенным в народном творчестве;
  • воспитание коммуникативных навыков, культуры общения;
  • формирование  мотивации к занятиям в хоре;
  • воспитание чувства коллективной ответственности.

Вид занятия:

комбинированное занятие: освоение нового материала, повторение пройденного.

Форма организации детей на занятии:

Групповая (сводный хор старшего состава), подгрупповая.

Методы обучения:

практический, наглядный, словесный с использованием компьютерных технологий (диалог, рассказ, беседа, вокально-хоровая работа).

Характеристика группы:

Группа сводного хора старшего состава состоит из

3-х групп по 10 учащихся 3,4,5 годов обучения.

Возраст детей: от 9 до 15 лет.

Продолжительность занятия:

45 минут.

Методические материалы, используемые на занятии:

Хоровые  партии, мультимедийная презентация к занятию: «Картины народной жизни»,  «Портреты композиторов».

Материальное оснащение:

фортепиано.

Технические средства обучения:

Ноутбук, проектор, колонки, экран.

Ожидаемые результаты занятия в соответствии с ФГОС:

личностные:

личностные:

  • формирование музыкально- образной памяти при работе с демонстрационным материалом;
  • развитие личностных  эмоционально- образных переживаний при исполнении вокального произведения.

регулятивные:

  • развитие умения настраиваться  на работу в ходе организационной части занятия;
  • развитие навыка саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, умения распределить силы на протяжении всего занятия.

познавательные:

  • развитие навыка структурирования знаний;
  • формирование навыка осознанного и произвольного построения речевого высказывания.

коммуникативные:

  • развитие умения взаимодействовать в коллективе;
  • развитие умения выражать свои мысли.

План занятия:

I    Организационный момент: приветствие;

II   Подготовительный этап: распевание;

III Основной этап: работа над хоровыми произведениями:

  • Попурри на темы русских народных песен («Степь да степь кругом», «Пряха», «Солдатушки», «То не ветер ветку клонит», «Из-под дуба, из-под вяза»);
  • «О царе Горохе и скоморохе» муз. Я.Дубравина, сл. А.Азизова

IV  Контрольно-диагностический этап;

V  Рефлексивный

VI  Итоговый этап.


Ход занятия

Этапы

Содержание

Время

Примечания

Сопроводительный текст

Организационный

Организация начала занятия, приветствие, активизация внимания, создание психологического настроя на творческую, плодотворную деятельность.

2 мин.

Учащиеся располагаются на своих местах.

На экране заставка занятия.

Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие будет не совсем обычным для вас, так как к нам пришли гости, и мы постараемся показать им нашу работу. Через неделю у нас будет важное выступление. Вы помните, какое?

Ответы учащихся.

Мы с вами будем выступать на конкурсе, и я вас прошу сегодня на с максимальной самоотдачей поработать на занятии.

Подготовительный

Сообщение темы и цели учебного занятия, мотивация учебной деятельности.

13 мин.

На экране демонстрируются картины народных гуляний.

На экране появляется тема занятия.

На экране появляется портрет Г.Х. Андерсена.

Мы с вами занимаемся в этом классе хоровым пением. А как вы думаете, как зарождалась культура хорового пения, когда начали складываться песенные и вокальные традиции?

Ответы учащихся.

Вы правы, пение – это один из древнейших видов творчества, потому что голос у человека был всегда, его не надо было изобретать. Кроме того, в человеке всегда была потребность в самовыражении, в передаче своих чувств. Поэтому, исполнительская вокальная культура и традиции начали складываться в народе. Вспомните, какие в нашем репертуаре есть произведения в народном жанре.

Ответы детей.

Правильно: Попурри на темы русских народных песен и

песня Я.Дубравина «О царе Горохе и скоморохе».  Скажите мне, почему вы песню Я. Дуюравина тоже отнесли к народным?

Ответы Учащихся: Песня Я. Дубравина – современное произведение, но в ней автор использовал традиционные элементы народной музыки.

 Сегодня мы будем работать над исполнением этих двух произведений. Кто - нибудь из вас может сформулировать  тему нашего занятия?

Ответы учащихся.

Тема нашего занятия: «Русская народная песня. От истоков к современности».

Подготовительный

Выполнение упражнений на дыхание, раскрепощение мышц, артикуляцию.

На экране заставка занятия.

На экране появляется портрет Г.Х. Андерсена.

Прежде, чем нам приступить к работе над произведениями необходимо подготовить себя к пению.

Какие связки и мышцы нам необходимо разогреть?

Что такое правильная певческая установка? Для чего же нам нужна правильная посадка при пении? К чему ведет неверная певческая установка?

Ответы учащихся.

Распевание - это специальные упражнения, которые готовят наш голосовой аппарат ( связки ) к пению, помогают нашему голосу быть более красивым и гибким. Любой спортсмен, прежде чем сделать сложное упражнение, делает гимнастику, готовит мышцы своего тела к работе. Так и в пении.

Упражнение 1. Пение в унисон гласной ю на одном звуке с гармонической поддержкой. Затем плавный переход с гласной ю, на е, я.

Упражнение 2. Пение слогов ма-мэ-ми-мо-му на одном звуке с гармонической поддержкой, при этом каждое новое пропевание этого упражнения должно звучать с разной силой звука ( либо mp, либо mf ). Затем с переходом на два звука, распевая каждую гласную.

Подготовительный

Учащиеся встают со своих мест.

На экране появляется портрет Г.Х. Андерсена.

Упражнение 3. Пение гласных и, я, ю на двух звуках без гармонической поддержки. Меняется атака звука ( с мягкой на твердую ), меняется тип звуковедения   ( с legato, на non legato и staccato), тип дыхания становится менее глубоким, более коротким и активным, темп становится  подвижнее.

Упражнение 4. На слог ми -я поступенное движение от I ступени к V и вниз по трезвучию. Данная распевка поется двумя способами: с

использованием разных типов звуковедения (legato и staccato)  и с чередованием лада (мажор, минор). Можно петь всем хором, можно по партиям.

Упражение 5. Полезным упражением является пропевание гаммы: вверх  - подвижно, с четкой артикуляцией и быстрой сменой дыхания, вниз по гамме— медленнее, пропевая каждый звук.

Упражнение 6. Двухголосное пение (с элементами трехголосия) на гласную ю, на цепном дыхании с гармонической поддержкой и без нее.

Молодцы! Теперь вы готовы к работе.

Я уже сказала, что сегодня мы будем отрабатывать исполнение двух произведений из нашего репертуара.

Как вы думаете, над чем нам следует поработать сегодня.

основной

Практическая работа

25 минут

Учащиеся садятся на свои места.

На экране слайд «Гусляры»

На экране демонстрация картин тяжелой жизни народа

Ребята по жесту дирижера встают со своих мест и начинают исполнение песен «Степь да степь», «Пряха» и «То не ветер ветку клонит».

Педагог помогает исполнению, контролирует его,

Учащиеся высказывают свое мнение об исполнении, указывают на замеченные недостатки;  вокально-хоровая работа по партиям и всем хором.

На экране изображения солдатской жизни.

Ребята исполняют песню «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Из-под дуба, из-под вяза».  Педагог контролирует исполнение. Ребята оценивают исполнение.

Ребята исполняют всю композицию.

На экране портреты композиторов.

На экране портрет Я. Дубравина.

Ребята по жесту дирижера всают со своих мест и исполняют песню Я.Дубравина «О царе Горохе и скоморохе». Педагог помогает исполнению, контролирует его, во время исполнения указывает на замеченные недостатки.

В репертуаре нашего хора есть Попурри на темы русских народных песен. Все они разнообразны. В них встречается и песенность, и танцевальность, и маршевость. Какие характерные черты народной песни вы можете назвать?

Ответы учащихся.

Преобладает в народной песне певучесть, распевность. Народные песни почти всегда написаны в куплетной форме. По красоте, выразительности, богатству содержания относятся к самым высоким вершинам музыкального искусства. Народные песни слагались еще в то далекое время, когда музыке никого не учили. Мелодия и слова почти всегда сочинялись одним и тем же человеком. Их не записывали (не знали музыкальной грамоты), а пели по слуху, передавая из уст в уста, от семьи семье, от поколения к поколению. Пропетое слово звучало сильнее и выразительнее, чем сказанное, оно становилось музыкой. Передаваясь из уст в уста, она веками шлифовалась. В ней сохранились лишь самые яркие попевки, мелодические обороты, интонации.

В нашем репертуаре есть Попурри на темы русских народных песен. Прежде, чем мы начнем работать над этим произведением, я вам предлагаю разделиться на две команды. Одна – исполнители, вторая- эксперты.  На каждой следующей песне вы будете меняться ролями. Эксперты должны будут внимательно слушать исполнение и дать свою экспертную оценку.

Какая песня в Попурри звучит первой?

Ответ учащихся: «Степь, да степь кругом».

О чем эта песня? Какой у нее характер звучания? В каком ладу она написана?

Ответы учащихся. Исполнение и обсуждение.

Какая следующая песня в композиции? –

Ответ детей: «Пряха»

О ком поется в этой песне? Похожа ли она по характеру с песней «Степь да степь кругом» (лад, размер)?

Ответы учащихся. Исполнение и обсуждение.

К какому виду русской народной песни можно отнести и «То не ветер ветку клонит»?

Ответ детей: Лирические, протяжные, в которых поется о нелегкой судьбе русского человека.

Такие песни требуют широкого распевного звука, хорошей кантилены. Правильное дыхание дает нам возможность  ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные на всех участках диапазона голоса, а это значит одновременно работать над совершенствованием своего тембра.

Народные песни с распевом - замечательная школа вокального мастерства. На гласных вырабатывается все лучшие качества голоса (тембр, сила, точность интонации, регистровая ровность).

Исполнение и обсуждение песни.

А к  какому виду русской народной песни можно отнести «Солдатушки, бравы ребятушки»?

Ответы учащихся: Солдатская или рекрутская песня.

Эта песня совершенно другого характера, исполняется с применением твердой атаки звука и четкой артикуляцией.

Исполнение и обсуждение песни.

«Из-под дуба, из-под вяза» - это плясовая. Ее трудность в смене темпа от медленного к быстрому и в предельно четкой дикции.

Исполнение и обсуждение песни.

А теперь попробуем соединить все 5 песен в одно целое хоровое произведение, учитывая все ваши и мои рекомендации, над которыми мы сейчас работали.

Когда появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни и делать свои обработки.  Нередко и композиторские песни похожи по своему характеру на народные. Про такие песни говорят - написаны в народном духе. Почти вся русская народная музыка и выросшая из нее музыка русских композиторов легко поется, или, во всяком случае, ее хочется петь. Народная музыка легла в основу многих произведений великих русских композиторов - Глинки, Чайковского, Мусорского, Бородина, Римского - Корсакова и т.д.

Народная песня - зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера его жизни. Народ жив до тех пор, пока живет его культура.

А в нашем репертуаре есть произведение современного композитора, который сочинил музыку в народном духе? Да — это музыка Я.Дубравина «О царе Горохе и скоморохе». По каким признакам вы это определили?

Ответы учащихся: По мелодическим оборотам, характеру музыки, по куплетной форме, которая  многократно повторяется.

Исполняя эту песню, нам необходимо следить за пропеванием каждого звука с утрированным произношением текста. Согласные должны быть четкими и ясными. Гласные — река, согласные — берега. В куплете дыхание активное, короткое; в припеве — быстрая смена атаки звука (с мягкой на твердую).

Контрольно - диагностический

Контроль усвоения материала занятия.        

2 мин.

Ребята, наше занятие подходит к концу. Какие виды русских народных песен вы запомнили? И что же является отличительной особенностью этого жанра?

Ответы детей.

Распевность. Вся сердечность и широта души русского народа, красота русской природы отражены в русской песне. Народная музыка и выросшая из нее музыка  композиторская, отражают настроение, чувства, мысли и характер русского человека.

Рефлексивный

Впечатление детей о занятии.

2 мин.

Дети выражают свое отношение к прошедшему занятию.

Прошу вас поделиться мнением о нашем занятии.

Рассуждения ребят.

Итоговый      

Подведение итогов, анализ занятия педагогом.        

1 мин.                

Спасибо вам за сегодняшнюю активную и плодотворную работу на занятии. В дальнейшем мы с вами продолжим совершенствовать вокально-хоровые и  исполнительские навыки.

Большое спасибо гостям!



Аннотация к УМК занятия

по программе «Хор»

3-5 года обучения к теме «Русская народная  песня. От истоков к современности»

Название методического материала

«Картины народной жизни»

Форма методического материала

Мультимедийная презентация

Раздел и тема программы

Раздел программы: «Народная музыка»

Тема занятия: «Русские народные песни»

Содержательная структура методического материала

Презентация состоит из разделов:

«Народное гуляние», «Труд ямщика», «Пряха», «Тяжелый труд русского человека», «Солдатский быт», «Народный праздник», «Портреты композиторов»

Содержательная нагрузка методического материала

Презентация:

  • знакомит с особенностями русской народной культуры, народного  быта и творчества.
  • демонстрирует портреты великих русских композиторов: М.И. Глинки, Н.А. Римского – Корсакова, А.П. Бородина, П.И. Чайковского.
  • звуковые файлы народной музыки: песня «То не ветер ветку клонит» в исполнении Казачьего хора и хора Сретенского монастыря, «Из под дуба, из под вяза» в исполнении ансамбля народных инструментов.

Методика применения методического материала

Используется, как наглядное пособие при изложении теоретического материала на занятии. Может использоваться на воспитательных мероприятиях с коллективом детей  и при проведении мероприятий для родителей.

Результативность применения методического материала

Презентация помогает развитию творческого воображения учащихся, усиливает эмоциональное восприятие теоретического материала, излагаемого педагогом, способствует эмоциональной настройке на исполнение вокальных произведений.  Помогает воспитанию нравственно-патриотических  чувств, возникновению интереса к изучению народного музыкального фольклора, мотивирует на продолжение занятий хорового творчества, способствует активному включению каждого ребенка в творческую деятельность.

        


Аннотация к УМК занятия по программе «Хор»

3-5  года обучения к теме «Русская народная песня в детском хоре»

Название методического материала

Сборник  «Русские классики», сборник «Русские народные песни для детей»

Форма методического материала

СD-RW – диск

Раздел и тема программы

Раздел программы: «Народная музыка».

Тема занятия: «Русская народная песня в детском хоре».

Содержательная структура методического материала

 1 сборник содержит подборку  музыкальных произведений великих русских композиторов:  М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, Р.Щедрин, А.Даргомыжский. 2 сборник лучшие образцы русских народных песен.

Содержательная нагрузка методического материала

Прослушивание музыки помогает понять и прочувствовать связь с народным музыкальным творчеством, преемственность в развитии музыкального искусства. Предлагаемый материал способствует более глубокому погружению в тему

Методика применения методического материала

Данные сборники используются на занятиях в разделах программы «Народная музыка», как методическое пособие, носят универсальный характер, могут использоваться при планировании и подготовке  занятий по комплексной программе хоровой студии (учебные курсы «Сольфеджио», «Игра на музыкальном инструменте»)

Результативность применения методического материала

Эффективное применение методического материала позволит создать положительный эмоциональный настрой на занятии; поможет педагогам разнообразить методы и приемы, повысит мотивацию детей к занятиям хоровым творчеством



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель.

Открытый урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского...

Тема урока: « Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Хохлома».

Проблема: Развитие познавательного интересаЦели:Образовательные: Познакомить учащихся с бытовыми предметами, расписанными хохломской росписью, проанализировать разнообразие её посудных форм, осо...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс

Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление  учащихся с народными промыслами и промыслами  родного края.Задачи урока...

Урок по изобразительному искусству , 5 класс. Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.

Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Сказочная Гжель».Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России &nd...

Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Городецкая роспись».

Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Городецкая роспись».Цель: Формирование навыков росписи в традициях народног...