Конспект занятия "Русская народная песня. От истоков к современности"
план-конспект на тему
Конспект открытого ханятия в хоровой студии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkr_zan_ilina_m_a.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КОЛПИНСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
(ГБУДО ДТДиМ)
«Русская народная песня.
От истоков к современности».
Конспект открытого занятия по программе «Хор»
для групп 3-5 годов обучения
возраст детей 9-15 лет
Авторы-составители:
педагог дополнительного образования
Ильина Мария Александровна
концертмейстер
Конева Галина Михайловна
методист отдела художественного воспитания
Кустарева Марина Геннадьевна
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка
Методическая тема занятия: внедрение приемов здоровьесбережения в детском хоровом коллективе в процессе разучивания вокально – хоровых произведений.
Методическая цель занятия: демонстрация приемов здоровьесбережения в процессе совместной работы над вокальным репертуаром.
Приемы реализации методической темы занятия:
- Включение в занятие вокальных упражнений, направленных на разогрев и развитие голосовых связок,
- Использование дыхательной гимнастики для профилактики и развития дыхательного аппарата учащихся, формирование правильной певческой установки;
- Чередование видов деятельности на занятии с целью снятия напряжения и утомления.
Тема занятия: | «Русская народная песня. От истоков к современности» |
Цель занятия: | совершенствование навыков коллективного исполнения вокальных произведений на основе народного репертуара. |
Задачи: Обучающие |
|
Развивающие: |
|
Воспитательные: |
|
Вид занятия: | комбинированное занятие: освоение нового материала, повторение пройденного. |
Форма организации детей на занятии: | Групповая (сводный хор старшего состава), подгрупповая. |
Методы обучения: | практический, наглядный, словесный с использованием компьютерных технологий (диалог, рассказ, беседа, вокально-хоровая работа). |
Характеристика группы: | Группа сводного хора старшего состава состоит из 3-х групп по 10 учащихся 3,4,5 годов обучения. Возраст детей: от 9 до 15 лет. |
Продолжительность занятия: | 45 минут. |
Методические материалы, используемые на занятии: | Хоровые партии, мультимедийная презентация к занятию: «Картины народной жизни», «Портреты композиторов». |
Материальное оснащение: | фортепиано. |
Технические средства обучения: | Ноутбук, проектор, колонки, экран. |
Ожидаемые результаты занятия в соответствии с ФГОС:
личностные:
личностные:
- формирование музыкально- образной памяти при работе с демонстрационным материалом;
- развитие личностных эмоционально- образных переживаний при исполнении вокального произведения.
регулятивные:
- развитие умения настраиваться на работу в ходе организационной части занятия;
- развитие навыка саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, умения распределить силы на протяжении всего занятия.
познавательные:
- развитие навыка структурирования знаний;
- формирование навыка осознанного и произвольного построения речевого высказывания.
коммуникативные:
- развитие умения взаимодействовать в коллективе;
- развитие умения выражать свои мысли.
План занятия:
I Организационный момент: приветствие;
II Подготовительный этап: распевание;
III Основной этап: работа над хоровыми произведениями:
- Попурри на темы русских народных песен («Степь да степь кругом», «Пряха», «Солдатушки», «То не ветер ветку клонит», «Из-под дуба, из-под вяза»);
- «О царе Горохе и скоморохе» муз. Я.Дубравина, сл. А.Азизова
IV Контрольно-диагностический этап;
V Рефлексивный
VI Итоговый этап.
Ход занятия
Этапы | Содержание | Время | Примечания | Сопроводительный текст |
Организационный | Организация начала занятия, приветствие, активизация внимания, создание психологического настроя на творческую, плодотворную деятельность. | 2 мин. | Учащиеся располагаются на своих местах. На экране заставка занятия. | Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие будет не совсем обычным для вас, так как к нам пришли гости, и мы постараемся показать им нашу работу. Через неделю у нас будет важное выступление. Вы помните, какое? Ответы учащихся. Мы с вами будем выступать на конкурсе, и я вас прошу сегодня на с максимальной самоотдачей поработать на занятии. |
Подготовительный | Сообщение темы и цели учебного занятия, мотивация учебной деятельности. | 13 мин. | На экране демонстрируются картины народных гуляний. На экране появляется тема занятия. На экране появляется портрет Г.Х. Андерсена. | Мы с вами занимаемся в этом классе хоровым пением. А как вы думаете, как зарождалась культура хорового пения, когда начали складываться песенные и вокальные традиции? Ответы учащихся. Вы правы, пение – это один из древнейших видов творчества, потому что голос у человека был всегда, его не надо было изобретать. Кроме того, в человеке всегда была потребность в самовыражении, в передаче своих чувств. Поэтому, исполнительская вокальная культура и традиции начали складываться в народе. Вспомните, какие в нашем репертуаре есть произведения в народном жанре. Ответы детей. Правильно: Попурри на темы русских народных песен и песня Я.Дубравина «О царе Горохе и скоморохе». Скажите мне, почему вы песню Я. Дуюравина тоже отнесли к народным? Ответы Учащихся: Песня Я. Дубравина – современное произведение, но в ней автор использовал традиционные элементы народной музыки. Сегодня мы будем работать над исполнением этих двух произведений. Кто - нибудь из вас может сформулировать тему нашего занятия? Ответы учащихся. Тема нашего занятия: «Русская народная песня. От истоков к современности». |
Подготовительный | Выполнение упражнений на дыхание, раскрепощение мышц, артикуляцию. На экране заставка занятия. На экране появляется портрет Г.Х. Андерсена. | Прежде, чем нам приступить к работе над произведениями необходимо подготовить себя к пению. Какие связки и мышцы нам необходимо разогреть? Что такое правильная певческая установка? Для чего же нам нужна правильная посадка при пении? К чему ведет неверная певческая установка? Ответы учащихся. Распевание - это специальные упражнения, которые готовят наш голосовой аппарат ( связки ) к пению, помогают нашему голосу быть более красивым и гибким. Любой спортсмен, прежде чем сделать сложное упражнение, делает гимнастику, готовит мышцы своего тела к работе. Так и в пении. Упражнение 1. Пение в унисон гласной ю на одном звуке с гармонической поддержкой. Затем плавный переход с гласной ю, на е, я. Упражнение 2. Пение слогов ма-мэ-ми-мо-му на одном звуке с гармонической поддержкой, при этом каждое новое пропевание этого упражнения должно звучать с разной силой звука ( либо mp, либо mf ). Затем с переходом на два звука, распевая каждую гласную. | ||
Подготовительный | Учащиеся встают со своих мест. На экране появляется портрет Г.Х. Андерсена. | Упражнение 3. Пение гласных и, я, ю на двух звуках без гармонической поддержки. Меняется атака звука ( с мягкой на твердую ), меняется тип звуковедения ( с legato, на non legato и staccato), тип дыхания становится менее глубоким, более коротким и активным, темп становится подвижнее. Упражнение 4. На слог ми -я поступенное движение от I ступени к V и вниз по трезвучию. Данная распевка поется двумя способами: с использованием разных типов звуковедения (legato и staccato) и с чередованием лада (мажор, минор). Можно петь всем хором, можно по партиям. Упражение 5. Полезным упражением является пропевание гаммы: вверх - подвижно, с четкой артикуляцией и быстрой сменой дыхания, вниз по гамме— медленнее, пропевая каждый звук. Упражнение 6. Двухголосное пение (с элементами трехголосия) на гласную ю, на цепном дыхании с гармонической поддержкой и без нее. Молодцы! Теперь вы готовы к работе. Я уже сказала, что сегодня мы будем отрабатывать исполнение двух произведений из нашего репертуара. Как вы думаете, над чем нам следует поработать сегодня. |
основной | Практическая работа | 25 минут | Учащиеся садятся на свои места. На экране слайд «Гусляры» На экране демонстрация картин тяжелой жизни народа Ребята по жесту дирижера встают со своих мест и начинают исполнение песен «Степь да степь», «Пряха» и «То не ветер ветку клонит». Педагог помогает исполнению, контролирует его, Учащиеся высказывают свое мнение об исполнении, указывают на замеченные недостатки; вокально-хоровая работа по партиям и всем хором. На экране изображения солдатской жизни. Ребята исполняют песню «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Из-под дуба, из-под вяза». Педагог контролирует исполнение. Ребята оценивают исполнение. Ребята исполняют всю композицию. На экране портреты композиторов. На экране портрет Я. Дубравина. Ребята по жесту дирижера всают со своих мест и исполняют песню Я.Дубравина «О царе Горохе и скоморохе». Педагог помогает исполнению, контролирует его, во время исполнения указывает на замеченные недостатки. | В репертуаре нашего хора есть Попурри на темы русских народных песен. Все они разнообразны. В них встречается и песенность, и танцевальность, и маршевость. Какие характерные черты народной песни вы можете назвать? Ответы учащихся. Преобладает в народной песне певучесть, распевность. Народные песни почти всегда написаны в куплетной форме. По красоте, выразительности, богатству содержания относятся к самым высоким вершинам музыкального искусства. Народные песни слагались еще в то далекое время, когда музыке никого не учили. Мелодия и слова почти всегда сочинялись одним и тем же человеком. Их не записывали (не знали музыкальной грамоты), а пели по слуху, передавая из уст в уста, от семьи семье, от поколения к поколению. Пропетое слово звучало сильнее и выразительнее, чем сказанное, оно становилось музыкой. Передаваясь из уст в уста, она веками шлифовалась. В ней сохранились лишь самые яркие попевки, мелодические обороты, интонации. В нашем репертуаре есть Попурри на темы русских народных песен. Прежде, чем мы начнем работать над этим произведением, я вам предлагаю разделиться на две команды. Одна – исполнители, вторая- эксперты. На каждой следующей песне вы будете меняться ролями. Эксперты должны будут внимательно слушать исполнение и дать свою экспертную оценку. Какая песня в Попурри звучит первой? Ответ учащихся: «Степь, да степь кругом». О чем эта песня? Какой у нее характер звучания? В каком ладу она написана? Ответы учащихся. Исполнение и обсуждение. Какая следующая песня в композиции? – Ответ детей: «Пряха» О ком поется в этой песне? Похожа ли она по характеру с песней «Степь да степь кругом» (лад, размер)? Ответы учащихся. Исполнение и обсуждение. К какому виду русской народной песни можно отнести и «То не ветер ветку клонит»? Ответ детей: Лирические, протяжные, в которых поется о нелегкой судьбе русского человека. Такие песни требуют широкого распевного звука, хорошей кантилены. Правильное дыхание дает нам возможность ровно и позиционно устойчиво исполнять различные гласные на всех участках диапазона голоса, а это значит одновременно работать над совершенствованием своего тембра. Народные песни с распевом - замечательная школа вокального мастерства. На гласных вырабатывается все лучшие качества голоса (тембр, сила, точность интонации, регистровая ровность). Исполнение и обсуждение песни. А к какому виду русской народной песни можно отнести «Солдатушки, бравы ребятушки»? Ответы учащихся: Солдатская или рекрутская песня. Эта песня совершенно другого характера, исполняется с применением твердой атаки звука и четкой артикуляцией. Исполнение и обсуждение песни. «Из-под дуба, из-под вяза» - это плясовая. Ее трудность в смене темпа от медленного к быстрому и в предельно четкой дикции. Исполнение и обсуждение песни. А теперь попробуем соединить все 5 песен в одно целое хоровое произведение, учитывая все ваши и мои рекомендации, над которыми мы сейчас работали. Когда появились обученные музыканты, они стали записывать народные песни и делать свои обработки. Нередко и композиторские песни похожи по своему характеру на народные. Про такие песни говорят - написаны в народном духе. Почти вся русская народная музыка и выросшая из нее музыка русских композиторов легко поется, или, во всяком случае, ее хочется петь. Народная музыка легла в основу многих произведений великих русских композиторов - Глинки, Чайковского, Мусорского, Бородина, Римского - Корсакова и т.д. Народная песня - зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера его жизни. Народ жив до тех пор, пока живет его культура. А в нашем репертуаре есть произведение современного композитора, который сочинил музыку в народном духе? Да — это музыка Я.Дубравина «О царе Горохе и скоморохе». По каким признакам вы это определили? Ответы учащихся: По мелодическим оборотам, характеру музыки, по куплетной форме, которая многократно повторяется. Исполняя эту песню, нам необходимо следить за пропеванием каждого звука с утрированным произношением текста. Согласные должны быть четкими и ясными. Гласные — река, согласные — берега. В куплете дыхание активное, короткое; в припеве — быстрая смена атаки звука (с мягкой на твердую). |
Контрольно - диагностический | Контроль усвоения материала занятия. | 2 мин. | Ребята, наше занятие подходит к концу. Какие виды русских народных песен вы запомнили? И что же является отличительной особенностью этого жанра? Ответы детей. Распевность. Вся сердечность и широта души русского народа, красота русской природы отражены в русской песне. Народная музыка и выросшая из нее музыка композиторская, отражают настроение, чувства, мысли и характер русского человека. |
Рефлексивный | Впечатление детей о занятии. | 2 мин. | Дети выражают свое отношение к прошедшему занятию. | Прошу вас поделиться мнением о нашем занятии. Рассуждения ребят. |
Итоговый | Подведение итогов, анализ занятия педагогом. | 1 мин. | Спасибо вам за сегодняшнюю активную и плодотворную работу на занятии. В дальнейшем мы с вами продолжим совершенствовать вокально-хоровые и исполнительские навыки. Большое спасибо гостям! |
Аннотация к УМК занятия
по программе «Хор»
3-5 года обучения к теме «Русская народная песня. От истоков к современности»
Название методического материала | «Картины народной жизни» |
Форма методического материала | Мультимедийная презентация |
Раздел и тема программы | Раздел программы: «Народная музыка» Тема занятия: «Русские народные песни» |
Содержательная структура методического материала | Презентация состоит из разделов: «Народное гуляние», «Труд ямщика», «Пряха», «Тяжелый труд русского человека», «Солдатский быт», «Народный праздник», «Портреты композиторов» |
Содержательная нагрузка методического материала | Презентация:
|
Методика применения методического материала | Используется, как наглядное пособие при изложении теоретического материала на занятии. Может использоваться на воспитательных мероприятиях с коллективом детей и при проведении мероприятий для родителей. |
Результативность применения методического материала | Презентация помогает развитию творческого воображения учащихся, усиливает эмоциональное восприятие теоретического материала, излагаемого педагогом, способствует эмоциональной настройке на исполнение вокальных произведений. Помогает воспитанию нравственно-патриотических чувств, возникновению интереса к изучению народного музыкального фольклора, мотивирует на продолжение занятий хорового творчества, способствует активному включению каждого ребенка в творческую деятельность. |
Аннотация к УМК занятия по программе «Хор»
3-5 года обучения к теме «Русская народная песня в детском хоре»
Название методического материала | Сборник «Русские классики», сборник «Русские народные песни для детей» |
Форма методического материала | СD-RW – диск |
Раздел и тема программы | Раздел программы: «Народная музыка». Тема занятия: «Русская народная песня в детском хоре». |
Содержательная структура методического материала | 1 сборник содержит подборку музыкальных произведений великих русских композиторов: М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, Р.Щедрин, А.Даргомыжский. 2 сборник лучшие образцы русских народных песен. |
Содержательная нагрузка методического материала | Прослушивание музыки помогает понять и прочувствовать связь с народным музыкальным творчеством, преемственность в развитии музыкального искусства. Предлагаемый материал способствует более глубокому погружению в тему |
Методика применения методического материала | Данные сборники используются на занятиях в разделах программы «Народная музыка», как методическое пособие, носят универсальный характер, могут использоваться при планировании и подготовке занятий по комплексной программе хоровой студии (учебные курсы «Сольфеджио», «Игра на музыкальном инструменте») |
Результативность применения методического материала | Эффективное применение методического материала позволит создать положительный эмоциональный настрой на занятии; поможет педагогам разнообразить методы и приемы, повысит мотивацию детей к занятиям хоровым творчеством |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект с элементами исследовательской деятельности: "Русский народный костюм: от истоков к современности"
Представлены различные творческие проекты по народному костюму...
Конспект занятия студии ДПИ "Мастер" "Истоки и современное развите народных промыслов"
Выполнение росписи по мотивам хохломы...
Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель.
Открытый урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского...
Тема урока: « Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Хохлома».
Проблема: Развитие познавательного интересаЦели:Образовательные: Познакомить учащихся с бытовыми предметами, расписанными хохломской росписью, проанализировать разнообразие её посудных форм, осо...
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства на тему "Народные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края", 5 класс
Тема урокаНародные промыслы, их истоки и современное развитие. Промыслы нашего края.Цель урокаПродолжить ознакомление учащихся с народными промыслами и промыслами родного края.Задачи урока...
Урок по изобразительному искусству , 5 класс. Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.
Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Сказочная Гжель».Цель: Познакомить учащихся с народным промыслом России &nd...
Урок по изобразительному искусству , 5 класс Из цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Тема: «Городецкая роспись».
Урок по изобразительному искусству , 5 классИз цикла: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.Тема: «Городецкая роспись».Цель: Формирование навыков росписи в традициях народног...