программа внеурочной деятельности по музыке
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
Данный материал содержит пояснительную записку, календарное планирование и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_po_muzyke_5_kl.doc | 133.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Ахтуба
Калининского района Саратовской области»
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Мир вокального искусства»
учителя музыки
Еловиковой Ларисы Николаевны
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир вокального искусства» составлена с учётом требований нового федерального государственного образовательного стандарта, основана на программе для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, утвержденной Министерством Просвещения 1981г., подготовленной отделом внеклассной и внешкольной работы Главного управления школ Министерства Просвещения под общей редакцией В.И.Лейбсона, программе дополнительного образования «Палитра детских голосов», Усачева Н.П., и «Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (18.06.2003 № 28-02-484/16).
Программа «Мир вокального искусства» предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства.
Важность музыкальных занятий трудно переоценить, поскольку они помогают ребятам не просто реализовывать багаж знаний, полученный на уроках, но и открывают новые стороны данного вида искусства.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков восприятия музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, которые необходимы для успешного художественно-эстетического развития ребёнка.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся 5 класса в условиях ФГОС основного общего образования, обусловлена ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертной исполнительской деятельности.
Общая характеристика курса.
Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в начальной школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий. С самых первых занятий в пении большое внимание уделяется певческой установке, искусству дыхания. Активное положение корпуса способствует мышечной собранности, особенно необходимой в период формирования певческих навыков.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 10-11 лет.
Сроки реализации программы – 1 год, занятия проводятся 1 раза в неделю, 34 занятия в год.
Чередование видов деятельности, присутствие на каждом занятии игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.
Цель данной программы – оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого участника студии, обучение его петь в хоре, формирование его певческой культуры.
Задачи:
.Обучающие:
- · Сформировать минимальную систему знаний по музыкальной грамоте, основам вокала, хорового и сольного пения. Развивать музыкальные способности детей, слух, голос.
- · Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
Обучить детей вокальным навыкам; - · Показать на конкретных примерах применение полезных музыкальных навыков.
Развивающие:
- · Развивать индивидуальность ребенка, его музыкальные и творческие способности.
- · Развить музыкально-эстетический вкус;
Воспитательные:
- · Продолжить нравственное и духовное развитие учащихся через приобщение их к музыкальной культуре.
- · Воспитывать патриотическое чувство через песни военных лет, участие в тематических концертах.
- · Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
- · Привить навыки сценического поведения. Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала.
Основной формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы на занятиях применяется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия планируются с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Содержание программы включает в себя занятия разных типов, на которых решаются вокальные, творческие и воспитательные задачи. Форма проведения варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:
- вокально-хоровая работа;
- занятия по музыкальной грамоте;
- музыкально-ритмические упражнения;
- дыхательная гимнастика.
Описание места курса в учебном плане.
В соответствии с учебным планом на внеурочную деятельность вокальной студии «Мир вокального искусства» в 5 классе отводится 1 внеаудиторный час в неделю, 34 часов в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
- Формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
- формирование эмоциональное отношение к искусству;
- формирование духовно-нравственных оснований;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
- выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
- участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
- применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
познавательные УУД:
- использовать знаково-символические средства для решения задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
- элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- нотную грамоту;
- правильную певческую установку;
- особенности музыкального языка.
- применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
- выражать образное содержание музыки через пластику;
- создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
- исполнять вокально-хоровые произведения.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
К концу обучения дети должны
Знать:
основы вокально-хоровых навыков и умений: певческая установка, дыхание, дирижерский жест, звукообразование, фразировка, строй, ансамбль, качество звука (тембр);
специальную терминологию;
правила поведения в хоровом классе; правила поведения на сцене;
правила работы с микрофоном и другими техническими средствами обучения;
элементарные сведения о строении голосового аппарата и правилах пения;
сведения о культуре исполнительского искусства;
вокально-хоровые упражнения.
Уметь:
чисто интонировать; петь легким, полетным звуком, без надрыва;
пропевать гласные звуки в песне (не деля на слоги);
четко пропевать текст и окончания слов в песне;
передавать образ и характер произведения;
петь в унисон, слушая товарищей;
иметь навыки исполнения на сцене;
слушать и слышать музыку;
анализировать собственное исполнение и своих товарищей;
пользоваться микрофоном, петь под фонограмму;
анализировать произведение.
Владеть:
навыками культурного поведения, общения;
навыками правильного дыхания;
элементарными основами звукообразования, звуковедения;
познакомиться с нотной грамотой,
стать активнее, смелее, трудолюбивее, улучшить свою память, развить воображение, инициативу.
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести ребят к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научить ребенка петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать и растить таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах
Диагностика результатов обучения
Наличие интереса к занятиям в вокально-хоровой студии диагностируется путем наблюдения за ребенком на занятиях во время изучения нового материала и закрепления пройденного.
Наличие творческой активности диагностируется через анализ поведения ребенка на занятиях и при подготовке к ним.
Наличие и степень развития способностей ребенка чувствовать красоту, а также осознавать и выражать свои эмоции и чувства посредством вокально-хорового пения диагностируется через анализ творческих выступлений, концертной деятельности, беседы.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
концерт,
выступления учащихся на мероприятиях в рамках школы,района;
анкета.
Тематический план
№ | Тема | Характеристика УУД | Кол-во часов |
1 | Нотная азбука. | Знакомство с нотной азбукой: ноты, паузы, нотный стан, басовый и скрипичный ключ, динамические оттенки, размер, музыкальные термины. Находить ноты в тексте и на клавиатуре. | 4 |
2 | Работа с аккомпанементом. | Интонирование мелодии; сольное пение; правильная певческая установка; развитие координации между слухом и голосом; умение слышать себя и соотносить свой голос со звучанием инструмента. Реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений, правильное распределение дыхания); выражать образное содержание музыки через пластику; создавать коллективные музыкально-пластические композиции. | 5 |
3 | Работа с фонограммой. | Развитие артикуляционного аппарата; приобретение навыков правильного певческого дыхания, чистого интонирования; развитие мелодического слуха; умение распределять дыхание при исполнении песен различного характера. | 5 |
4 | Работа с микрофоном. | Правильно формулировать гласные и чётко произносить согласные звуки; приёмы работы с микрофоном. Реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений, правильное распределение дыхания); выражать образное содержание музыки через пластику; создавать коллективные музыкально-пластические композиции. | 5 |
5 | Сценическая культура. | Сценическое воплощение художественного замысла исполняемых произведений; знакомство с элементами хореографии; творческое взаимодействие со всеми участниками выступления. | 5 |
6 | Работа над репертуаром. | Повторение пройденных, разучивание и закрепление новых песен, реализовывать свой творческий потенциал; проявлять навыки вокально-хоровой деятельности (исполнение одноголосных произведений, правильное распределение дыхания); выражать образное содержание музыки через пластику; создавать коллективные музыкально-пластические композиции. | 10 |
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Дата по плану | Фактическая дата | Использование нагдядных пособий, ИКТ | Повторение | Примечания |
1 | Вводное занятие. | 1 | - наличие музыкально-воспроизводящей аппаратуры; - наличие микрофонов; - фонотека (аудио - кассеты, компакт-диски ) с различными вокальными произведениями; - фонотека с записями фонограмм; караоке; | ||||
2 | Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего. Нотная азбука | 1 | |||||
3 | Знакомство с голосовым аппаратом. Нотная азбука | 1 | |||||
4 | Диапазон, регистр голоса. Навыки работы с микрофоном. | 1 | |||||
5 | Подготовка к тематическим концертам в школе. Навыки работы с микрофоном. | 1 | |||||
6 | Постановка дыхания. Использование дыхательных упражнений. Работа с аккомпанементом. | 1 | |||||
7 | Знакомство с различной манерой пения. Нотная азбука | 1 | |||||
8 | Постановка голоса. Использование вокальных упражнений. Навыки работы с микрофоном. | 1 | |||||
9 | Выработка чистого унисона. Навыки работы с микрофоном. | 1 | |||||
10 | Работа над артикуляцией, дикцией. Работа с аккомпанементом. | 1 | |||||
11 | Подготовка к тематическим концертам в школе. Навыки работы с микрофоном. | 1 | |||||
12 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. | 1 | |||||
13 | Выразительные средства исполнения. Нотная азбука | 1 | |||||
14 | Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром. | 1 | |||||
15 | Работа над артикуляцией, дикцией. Работа с аккомпанементом. | 1 | |||||
16 | Выработка чистого унисона | 1 | |||||
17 | Выразительные средства исполнения. Сценическая культура. | 1 | |||||
18 | Использование элементов ритмики, сценической культуры. | 1 | |||||
19 | Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром. | 1 | |||||
20 | Подготовка к тематическим концертам в школе. | 1 | |||||
21 | Ансамблевое пение. | 1 | |||||
22 | Обрабатывание исполнительно-сценического образа. | 1 | |||||
23 | Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром. | 1 | |||||
24 | Работа над артикуляцией, дикцией. Работа с аккомпанементом. | 1 | |||||
Использование элементов ритмики, сценической культуры. | 1 | ||||||
25 | Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром. | 1 | |||||
26 | Обрабатывание исполнительно-сценического образа. | 1 | |||||
27 | Ансамблевое пение. Работа с аккомпанементом. | 1 | |||||
28 | Навыки работы с микрофоном. | 1 | |||||
29 | Подготовка к тематическим концертам в школе. | 1 | |||||
30 | Защита проекта «Великие вокалисты прошлого и настоящего» | 1 | |||||
31 | Ансамблевое пение. | 1 | |||||
32 | Вокально-хоровая работа над песенным репертуаром.
| 1 | |||||
33 | Работа над репертуаром. | 1 | |||||
34 | Подводим итоги.Концерт. | 1 |
Материально-техническое обеспечение курса.
Литература учителя:
1. Асафьев Б.О. «О хорошем искусстве» Л., 1980
2. Апраксина О. «Методика музыкального воспитания в школе» М.,1983
3. Добровольская Н., Орлова Н. «Что надо знать учителю о детском голосе» М.,1972
4. «Вопросы вокальной подготовки» Вып. 1-6 М., 1962-1982
5. «Практическое руководство по вокальной работе» М., 1982
6. Ерёменко С.И. «Распевание в детском хоре» Краснодар., 2003
7. Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.,1984
8. Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» М.,1977
9. Д.Б.Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе» М.,1976
10. Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. М.,1978 13.Ф.Такун, А.Шершунов «Розовый слон» М.,2002
11. Абдулин Э. Б. «Теория и практика обучения музыке» Москва 1995 год.
Интернет-ресурсы:
- Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/
- Искусство слышать – http://iskusstvo.my1.ru/
- Классическая музыка – http://classic.ru
- Музыка и я - http://musicandi.ru/
Перечень средств материально-технического оснащения образовательного процесса.
- Печатные пособия.
2.Информационно-коммуникационные средства.
3.Технические средства обучения:
- компьютер
- музыкальный центр
- микрофоны
- Учебно-практическое оборудование:
- фортепиано
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Мы и музыка"
Программа внеурочной деятельности "Мы и музыка" для начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и способствует получению дополнительного образовани...
Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке «Палитра детских голосов»
Весьма действенным средством духовно-нравственного и эстетического воспитания является хоровое искусство. В процессе изучения курса музыкального искусства школьники осваивают основы индивидуальн...
Музыка. Программа внеурочной деятельности в 1-4 классах.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАмузыкального воспитания по внеурочной деятельности«Музыка вокруг тебя» для обучающихся 1-4 классов Возраст детей, на которых рассчитана программа: 6-10 ...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе по музыке
Проектная деятельность по внеурочной деятельности по теме "Музыкальный Петербург" Вданной разработке представлена деятельность и виды проектов по теме :Музыкальный Петербург XVIIIвека(отПетраI...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Народная музыка казачества"
Пояснительная записка к курсу внеурочной деятельности "Народная музыка казачества"...
Программа внеурочной деятельности "В мире музыки и танца" с 1-6 классы по программе Ритмика
Программа внеурочной деятельности "В мире музыки и танца" с 1-6 классы. Ритмика....
Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке 2021-2022 учебный год
Результатами курса внеурочной деятельности «Серебряные нотки» - является приобщение детей к музыкальному искусству через пение, ...