Программа внеурочной деятельности "Мы и музыка"
рабочая программа (музыка) на тему
Программа внеурочной деятельности "Мы и музыка" для начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и способствует получению дополнительного образования в сфере музыкального искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности "Мы и музыка" | 39.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖДЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
«Утверждаю» Директор школы: ________________ Приказ № ______ от «__» __________ 2013г. | «Согласовано» с заместителем директора по УВР ______________
| «Рассмотрено» на заседании кафедры _________________
Протокол № ____ от «__» ___________ 2013г. |
Программа внеурочной деятельности
(общекультурное направление)
Кружок «Мы и музыка»
Срок реализации программы: 4 года
Учитель музыки:
Минчева Людмила Николаевна
первая категория
Эксперт:
_____________________________
______________________________
______________________________
2013 – 2014 учебный год
Программа внеурочной деятельности «Мы и музыка» для начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и способствует получению дополнительного образования в сфере музыкального искусства.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях развития общества и модернизации образования особую актуальность приобретает совершенствование воспитательно – образовательной работы. Появляются новые программы, разрабатываются современные методики, формируется педагогическая среда, внедряющая инновационные технологии.
Программа внеурочной деятельности «Мы и музыка» основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально – хоровая работа и пластическое интонирование. Занятия проводятся один раз в неделю.
Программа знакомит с тремя основными направлениями музыкальной культуры – народным, классическим и духовным. Одна и та же тема изучается на примере всех трёх направлений. В этой параллельности ярче ощущается единство всей музыкальной культуры и специфика основных её направлений.
Программа построена по концентрическому методу. Темы первого года обучения повторятся в последующих классах более углублённо и расширенно.
Принцип построения программы тематический.
При этом решается целый ряд проблем:
- Психологическая: « Музыка – часть меня, я – часть музыки».
Новые ощущения себя активизирует восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству, возникновению непроизвольного внимания.
- Образовательная: помогает постичь сложные музыкальные понятия – фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на изменение эмоционального плана, понять построение музыки.
Цель программы:
- Воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.
- Развитие креативности учащихся.
- Формирование исполнительских навыков в области пения, музицирования, инсценирования.
- Овладение практическими умениями и навыками художественно - творческой деятельности.
Задачи:
- Создание условий для самовыражения детей, актуализация их личностных качеств.
- Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как музыкальной грамотности, интереса к народным традициям, культурным ценностям родного края.
- Развитие у детей творческого начала, поощрение самостоятельности, инициативы, импровизационных способностей.
- Развитие певческого диапазона голоса, формирование его естественного звучания.
- Совершенствование деятельности голосового аппарата, формирование правильного дыхании, дикции, артикуляции в пении.
Общая характеристика учебного процесса
Реализацию целевого назначению программы обеспечивают следующие принципы обучения:
- Занятия строятся согласно логике творчества – от творческой до достижения творческого результата.
- Занятия строятся таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все обучающиеся.
- Занятия строятся так, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы.
- Занятия на только повышают общую музыкальную культуру, способствуют, проявлению индивидуального творческого начала, но и в значительной степени способствуют развитию всестороннему развитию обучающихся и формированию мировоззрения.
Основные виды учебной деятельности школьников:
Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения.
Это хоровое и ансамблевое пение, пластическое и музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера.
Помимо этого дети учатся размышлять о музыке, импровизировать – (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая импровизация). В процессе обучения они рисуют на темы полюбившихся музыкальных произведений.
- Слушание музыки. Опыт эмоционально – образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально - слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов и жанров.
- Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально – хоровых умений и навыков для передачи музыкально – исполнительского замысла, импровизации.
- Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).
- Музыкально – пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально – личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально – пластических композиций. Танцевальные импровизации.
- Драматизация музыкальных произведений. Театральные формы музыкально –творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры – драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью выразительности различных искусств.
Методы музыкального воспитания:
- Художественное, нравственно – эстетическое познание музыки.
- Интонационно – стилевое постижение музыки.
- Эмоциональная драматургия.
- Концентричность организации музыкального материала.
- «Забегание вперёд» и возвращение к пройденному.
- Создание «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.).
- Игры.
Художественный контекст (выход за пределы музыки).
Методы обучения:
- Музыкальное сопровождение как методический приём. Педагог своими пояснениями, примером может помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые маленькие исполнители проявляют в пении.
- Наглядно - зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию. (Практическое исполнение песен педагогом, видеозаписи исполнителей, наглядность в обучении певческому дыханию).
- Словесный метод - с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.
- Социо - игровой метод: у младших школьников игра - ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке является групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки – путешествия, уроки – игры, урок – экскурсия, уроки – концерты.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно – педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
Место предмета в учебном плане:
В соответствии с учебным планом в 1 классе на учебный курс «Музыка и мы» отводится 33 часа (из расчета – 1 час в неделю).
В соответствии с учебным планом во 2-м классе на учебный курс «Музыка и мы» отводится 34 часа (из расчета – 1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета:
- Развитие устойчивого интереса к музыкальным занятиям.
- Побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров.
- Развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко
выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения.
- Формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове,
пластике, а так же – мимике.
- Развитие певческих умений и навыков ( координации между слухом и голосом,
выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение
песен.
- Развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и
пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
- Формирование навыков элементарного музицирования на простейших
инструментах.
- Освоение элементов музыкальной грамотности как средства осознания
музыкальной речи.
Требования к детям: наличие чувства ритма, музыкального слуха, чистота интонирования.
Желаемый результат:
Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, уметь эмоционально исполнить её. Расширять певческий диапазон детей, учиться точно передавать мелодию, петь индивидуально, подгруппами, коллективно. Дети должны использовать песню в самостоятельной деятельности, изъявлять желание участвовать в концертах, на утренниках, в театрализациях.
Итог творческих достижений:
- участие в постановке представлений и фольклорных праздников, где представлены различные жанры народного и авторского песенного творчества. Именно там дети могу применить все свои умения, навыки сольного, ансамблевого и хорового пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.
Тематическое планирование курса «Мы и музыка»
(1ч в неделю; всего 135 ч)
Тематическое планирование | Основные виды учебной деятельности учащихся |
«Мы и музыка» - 33ч | Определять характер и настроение музыки. Выявлять отличительные черты песни, марша, танца. Разучивать песни с инсценировкой и драматизацией по группам. Исполнять с ритмическими хлопками, с танцевальными движениями. Имитировать игру на музыкальных инструментах, передавая характер музыки в пластическом интонировании. |
« Мир детства в музыке» - 9ч. | Характеризовать содержание и выразительные средства музыки. Выявлять особенности русской музыки, выразительные средства скороговорки, отношение автора к героям миниатюры. Определять настроение картины, цветовую палитру, особенности композиции, основную идею песни. Сравнивать пьесы (интонационно – образный анализ). Моделировать воплощение образа (разыгрывание танцевальными движениями). |
«Рождественские образы в музыке» - 7ч | Характеризовать содержание и выразительные средства музыки Исполнять рождественские и святочные песни. Участвовать в праздниках народного календаря. |
«Образы игрушек, животных и птиц в музыке» - 11ч | Характеризовать содержание и выразительные средства музыки. Определять характер и настроение музыки. Разучивать песни с инсценировкой и драматизацией по группам. Составлять пластические этюды. |
«Сказочные образы в музыке» - 7ч | Определять характер и настроение музыки. Разучивать песни с инсценировкой и драматизацией по группам. Исполнять с ритмическими хлопками, с танцевальными движениями. Имитировать игру на музыкальных инструментах, передавая характер музыки в пластическом интонировании. Составлять пластические этюды. |
«Картины природы в музыке» - 9ч | Определять изобразительные возможности музыки. Подбирать варианты названий программных произведений с заданием выбрать самое точное из них. Сочинять дома стихи, рассказы о прослушенной музыке. |
«Образ человека в искусстве» - 7ч | Знакомиться с отражением чувств и переживаний в произведениях великих композиторов. Определять характер и настроение музыки. Характеризовать содержание и выразительные средства музыки. |
Патриотическая тема в искусстве» - 11ч | Знакомиться с характерными произведениями (старинные русские гимны, былины). Воспитывать патриотические чувства. Исполнять с ритмическими хлопками, с танцевальными движениями. Разучивать песни с инсценировкой и драматизацией по группам. |
«Пасхальная тема в искусстве» - 7ч | Знакомиться с характерными произведениями (пасхальные детские песни). Знакомиться с разновидностями колокольных звонов. Разучивать песни с инсценировкой и драматизацией по группам. |
«Музыкальный пейзаж» - 8ч | Знакомиться с ладовым колоритом музыкальных произведений. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту. Развивать наглядно – образное мышление. |
«Легенды в музыке» - 8ч | Определять характер и настроение музыки. Развивать наглядно – образное мышление. Разучивать песни с инсценировкой и драматизацией по группам. |
Библейские образы в музыке» - 11ч | Знакомиться с характерными произведениями (евангельские и библейские образы в русской и западно- европейской музыке). Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Разучивать песни с инсценировкой и драматизацией по группам. |
«Комическое в музыке» - 7ч | Характеризовать содержание и выразительные средства музыки. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Разучивать песни с инсценировкой. |
Содержание учебного курса «Мы и музыка»
1-й класс
(1 час в неделю, всего – 33ч)
Раздел 1. «Мы и музыка» - 33ч.
Содержание: Знакомство с темой. Характер и образы музыки. Темп, динамика. Мелодия, лад: мажор, минор. Умение определять и выражать в пластике настроение музыки: радостное, весёлое, торжественное, серьёзное. Умение выбирать характер движений. Осознания влияния в музыке на образ и выражение его в пластике и движении.
Динамические оттенки - форте и пиано, выражение их голосом и движением.
Восприятие того или иного характера мелодической линии – задушевного, певучего, лирического, плясового, задорного. Восприятие контрастного характера музыкальных произведений, ладового колорита (мажор, минор). Песня. Танец. Танцевальные элементы народов мира. Марш. Времена года в музыке. Утренняя и вечерняя природа. Закрепление представлений детей об изменениях в природе. Воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту природы. Развитие внимания. Развитие наглядно – образного мышления: мыслительных операций анализа, сравнения, общения. Формирование интереса к совместному выполнению заданий, развитие навыков совместной деятельности. Метроритм. Строение музыкального произведения (форма).Образные упражнения и игры. Музыкальные инструменты. Понятие тембра.
Содержание учебного курса «Мы и музыка»
2-й класс
(1 час в неделю, всего – 34ч)
Раздел 1. «Мир детства в музыке» - 8 ч.
Содержание: Знакомство с темой. Дети слушают и поют шуточные и колыбельные песни, пестушки и потешки, прибаутки и небылицы, заклички и считалки, а так же слушают произведения, в которых они использованы.
Раздел 2. «Рождественские образы в музыке. » - 8 ч.
Содержание: Дети узнают о новых образах в музыке на примере вокальной композиции «Аве, Мария» Шуберта, Баха - Гуно, Каччини, Брамса, а также о жанре молитвы. Знакомство с темой «Рождество» проходит на примере симфонического вступления «Святый вечер» к опере Н.Римского - Корсакова «Ночь перед Рождеством» и фортепианного цикла Ф.Листа «Рождественская ёлка». Дети принимают участие в подготовке и проведении праздника Новый Год.
Раздел 3. «Образы игрушек, животных и птиц в музыке. » - 11 ч.
Содержание: Дети знакомятся с музыкальным миром игрушек, животных и птиц на примерах «Детских игр» Ж. Бизе, «Детского уголка» К. Дебюсси, фрагментами из фортепианной сюиты Э. Вилла – Лобоса «Мир ребёнка», «Детских сцен» Р.Шумана, «Карнавала животных»
К.Сен-Санса, пьес для клавесина Ж.Рамо и Ф. Куперена, а также участвуют в проведении праздника Масленицы.
Раздел 4. «Сказочные образы в музыке» - 7ч.
Содержание: Дети открывают для себя сказочные образы в музыке Э. Грига, А. Лядова, М. Мусоргского, Н. Римского – Корсакова, И. Стравинского. Дети знакомятся также с сюжетами французских сказок в фортепианном цикле М.Равеля.
Содержание учебного курса «Мы и музыка»
3-й класс
(1 час в неделю, всего – 34ч)
Раздел 1. «Картины природы в музыке» - 8ч
Содержание: Дети знакомятся с изобразительными возможностями музыки (лес, море, метель в произведениях Н.Римского – Корсакова и Ф.Листа).
Раздел 2.«Образ человека в искусстве» - 8ч
Содержание: Здесь привлечены произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Россини, Шумана, Шопена, Глинки, Мусоргского, Прокофьева.
Раздел 3. Патриотическая тема в искусстве» - 11ч
Содержание: Звучат старинные русские гимны, происходит знакомство с жанрами многолетий, былинами, музыкой, посвящённой великим героическим страницам русской истории.
Раздел 4. «Пасхальная тема в искусстве» - 7ч
Содержание: Дети поют пасхальные детские песни, слушают пасхальную музыку П.Чайковского, С.Рахманинова, колокольный звон, знакомятся с его основными разновидностями, а так же примерами колокольного звона из опер Н.Римского - Корсакова.
Содержание учебного курса «Мы и музыка»
4-й класс
(1 час в неделю, всего – 34ч)
Раздел 1. «Музыкальный пейзаж» - 8ч
Содержание: Дети знакомятся с понятием «музыкальный пейзаж» как основой музыкального образа. Изучаются прелюдии К.Дебюсси, «Времена года» А.Вивальди, музыка из балета «Золушка» С.Прокофьева.
Раздел 2. «Легенды в музыке» - 8ч
Содержание: Происходит знакомство с темой на примерах произведений Н.Римский – Корсакова, Р.Вагнера, А.Лядова.
Раздел 3. «Библейские образы в музыке» - 11ч
Содержание: Тема посвящена евангельским и библейским образам в русской и западно – европейской музыке. Дети узнают об основных жанрах русской и западно – европейской духовной музыке.
Раздел 4. «Комическое в музыке» - 7ч
Содержание: На музыкальных примерах прослеживаются разновидности комического – шутка,насмешка, ирония, гротеск.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
- Д. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?», М., «Просвещение», 1990.
- Рекомендации к практическим занятиям по методике музыкального
воспитания, «Волгоград»,1993.
- Чудесная дудка. Сказки народов мира, М., «Просвещение», 1993.
- М. Андреева, С. Конорова «Первые шаги в музыке», М., «Просвещение».1994.
- Т. Вендрова, И. Писарева «Воспитание музыкой», М., «Просвещение»,1995.
- И. Каплунова, И. Новоскольцева «Русские народные песни», С. Петербург, 2003.
- Е. Критская, Г. Сергеева, Т. Шмагина «Методическое пособие по музыке», М., «Просвещение», 2008.
- MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»
10. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76- f453-552f31d9b164
12. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
14. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
15. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке «Палитра детских голосов»
Весьма действенным средством духовно-нравственного и эстетического воспитания является хоровое искусство. В процессе изучения курса музыкального искусства школьники осваивают основы индивидуальн...
Музыка. Программа внеурочной деятельности в 1-4 классах.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАмузыкального воспитания по внеурочной деятельности«Музыка вокруг тебя» для обучающихся 1-4 классов Возраст детей, на которых рассчитана программа: 6-10 ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Народная музыка казачества"
Пояснительная записка к курсу внеурочной деятельности "Народная музыка казачества"...
программа внеурочной деятельности по музыке
Данный материал содержит пояснительную записку, календарное планирование и т.д....
Программа внеурочного курса "Мир музыки"
Программа внеурочного курса "Мир музыки"...
Программа внеурочной деятельности "В мире музыки и танца" с 1-6 классы по программе Ритмика
Программа внеурочной деятельности "В мире музыки и танца" с 1-6 классы. Ритмика....
Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке 2021-2022 учебный год
Результатами курса внеурочной деятельности «Серебряные нотки» - является приобщение детей к музыкальному искусству через пение, ...