Музыка. Программа внеурочной деятельности в 1-4 классах.
учебно-методический материал по музыке на тему
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
музыкального воспитания по внеурочной деятельности
«Музыка вокруг тебя»
для обучающихся 1-4 классов
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 6-10 лет
Срок реализации программы: 4 года
Составитель программы:
учитель искусства (музыки)
Казимирская Г.Б.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нет человека, который не любит музыку. Сердце каждого ребенка открыто для музыки. Надо только верить, что все дети талантливы.
Очень важно, какую мы предлагаем музыку детям. Маленький ребенок, начиная свое знакомство с музыкой с относительно простых мелодий, незаметно для себя оказывается на пути, который приведет его к пониманию всего лучшего. Пройти этот путь позволяет тесная связь музыки с жизнью, с другими видами искусства. Музыка должна пробуждать в ребёнке чувство радости, стремления двигаться, улыбаться. Ведь именно те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее.
Данная программа составлена с учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения. Программа музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыка вокруг тебя» поможет младшим школьникам творчески войти в удивительный мир музыки, полный чарующих разнообразных звуков.
В основу музыкальной деятельности положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы, музыки, изобразительного искусства и вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить музыкальный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Новизна программы в том, что она позволяет в условиях ОУ через внеурочную деятельность расширить возможности образовательной области «Искусство»; программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока и ориентирована на развитие творческих и музыкальных способностей младших школьников.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
2. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края.
3. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
5. Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
6. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств.
7. Развитие творческих способностей младших школьников.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей от 6 до 10 лет. Занятия проводятся по 1 академическому часу 1 раз в неделю, 34 часа в год. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения; - эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру; - положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой; - основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями; - уважение к чувствам и настроениям другого человека. | - понимания значения музыкального искусства в жизни человека; -нравственно-эстетических переживаний музыки; - начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений; - первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности; - эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.
|
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок; - выполнять действия в устной форме; - осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности. | - понимать смысл инструкции учителя и заданий; - воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении; - выполнять действия в опоре на заданный ориентир; - выполнять действия в громкоречевой форме.
|
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- осуществлять поиск нужной информации; - расширять свои представления о музыке; - ориентироваться в способах решения исполнительской задачи; - использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в том числе карточки ритма; - читать простое схематическое изображение; - различать условные обозначения; - сравнивать разные части музыкального текста; - соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями. | - осуществлять поиск нужной дополнительной информации; - работать с дополнительными текстами и заданиями; - соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия); - соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения.
|
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; - исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.); - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; - принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений; - следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности. | - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения; - следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности; - понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их; - контролировать свои действия в групповой работе; - проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
|
К концу 4 года занятий ребёнок
ЗНАЕТ:
1. Что такое музыка.
2. Чем отличается музыка от других видов искусств.
3. С чего зародилась музыка.
4. Какие виды музыкальной деятельности существуют.
5. Кто создаёт музыкальные произведения.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных музыкальных средствах исполнения.
2. О вокально-хоровой деятельности (распевания).
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
УМЕЕТ:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
2. Образно мыслить.
3. Концентрировать внимание.
4. Ощущать себя в музыкальном пространстве.
ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками).
2. Элементарного музыкального мастерства.
3. Образного восприятия музыкального произведения.
4. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к музыкальным инструментам, голосу, ответственность перед коллективом.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Применение на занятиях как коллективной, так и индивидуальной формы работы, организация индивидуальных, ансамблевых, коллективных выступлений, возможность импровизации помогают сделать занятия яркими, запоминающимися и максимально реализовать поставленные задачи.
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: овладение теоретическими и практическими знаниями, участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованные представления музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.
В начале и в конце учебного года проводится диагностика учащихся, где они отвечают на теоретические вопросы в игровой форме, выполняют анкеты, тесты, практическую работу по основам вокального искусства. Для сопоставимости результатов используется единая 10-бальная система оценивания для всех видов подготовки. Оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия: качество исполнения изучаемых на занятиях песен, попевок, распевок и работы в целом; уровень творческой деятельности. Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятиях.
Тематическое планирование и содержание деятельности
Учебно-тематический план обучения
№ п/п | Темы занятий | Общее количество часов | Часы теоретических занятий | Часы практических занятий |
Первый год | ||||
1. | Звуки окружающего мира | 6 | 1 | 5 |
2. | Разбудим голосок | 3 | 1 | 2 |
3. | Развитие голоса | 4 | 1 | 3 |
4. | Музыка вокруг тебя | 9 | 3 | 6 |
5. | Фольклор | 4 | 1 | 3 |
6. | Творчество | 4 | 1 | 3 |
7. | Радуга талантов | 3 |
| 3 |
Второй год | ||||
1. | Шумовые и музыкальные звуки | 3 | 1 | 2 |
2. | Развитие и охрана голоса | 3 | 1 | 2 |
3. | Звучащий мой голос | 7 | 2 | 5 |
4. | Музыка и ты | 9 | 3 | 6 |
5. | Ансамбль | 5 | 1 | 4 |
6. | Творчество | 3 |
| 3 |
7. | Радуга талантов | 4 |
| 4 |
Третий год | ||||
1. | Звуки, живущие в единстве | 5 | 2 | 3 |
2. | Развитие и охрана голоса | 3 | 1 | 2 |
3. | Я красиво петь могу | 6 | 2 | 4 |
4. | Мир музыки | 8 | 2 | 6 |
5. | Тайны инструментов | 5 | 1 | 4 |
6. | Творчество | 3 |
| 3 |
7. | Радуга талантов | 4 |
| 4 |
Четвёртый год | ||||
1. | Мир волшебных звуков | 5 | 1 | 4 |
2. | Развитие и охрана голоса | 3 |
| 3 |
3. | Звучит, поёт моя душа | 6 | 1 | 5 |
4. | Пусть музыка звучит | 8 | 3 | 5 |
5. | Три оркестра | 5 | 2 | 3 |
6. | Творчество | 3 |
| 3 |
7. | Радуга талантов | 4 |
| 4 |
Календарно-тематическое планирование работы на первый год обучения
Nп/п | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | Тема: «Звуки окружающего мира» Вводное занятие. Музыкальная игра «Звуки вокруг нас» | Групповая игра | 1 | Презентация музыкальной игры |
2 | «Деревянные звуки». Ритмические игры и упражнения. | Групповая и индивидуальная игра | 1 |
|
3 | «Стеклянные звуки». Ритмические игры и упражнения. | Групповая и индивидуальная игра | 1 |
|
4 | «Металлические звуки». Ритмические игры и упражнения. | Групповая и индивидуальная игра | 1 |
|
5 | «Шуршащие звуки». | Групповая игра | 1 |
|
6 | «Звуки природы» | Групповая и индивидуальная работа на улице | 1 | |
7 | Тема: «Разбудим голосок». Распевание. | Групповая игра | 1 | |
8 | «Вокальная гимнастика» | Вокально-хоровые и дыхательные упражнения | 1 |
|
9 | Упражнение на развитие дыхания | Парная и индивидуальная деятельность | 1 |
|
10 | Тема: Развитие голоса» Вокально-хоровая работа | Сольная и хоровая деятельность | 1 |
|
11-12 | «Волшебные нотки» | Вокально-хоровая деятельность | 2 |
|
13 | «Музыкальные бусы» | Групповая игра | 1 |
|
14 | Тема: «Музыка вокруг тебя» Встреча с юными музыкантами Школы искусств | Групповая | 1 | Выход в ДШИ г.о. Кохма или концерт ДШИ на базе МБОУ СОШ №7 г.о. Кохма |
15 | «Я хочу услышать музыку» | Работа в ансамбле | 1 |
|
16 | «Музыка осени» | Групповое и индивидуальное занятие | 1 |
|
17 | «Музыка зимы» | Групповое и индивидуальное занятие | 1 |
|
18 | «Музыка весны» | Групповое и индивидуальное занятие | 1 |
|
19 | «Музыка лета» | Групповое и индивидуальное занятие | 1 |
|
20 | Конкурс «Музыка природы» | Музыкальная игра (занятие на улице) | 1 |
|
21 | «Мир музыки» | Групповая игра | 1 |
|
22 | Концерт для родителей | Актовый зал | 1 | МБОУ СОШ №7 |
23 | Тема: «Фольклор» Работа в парах. Сочинение частушек. | Парная деятельность. | 1 |
|
24 | Знакомство с русскими народными песнями | Хоровая деятельность | 1 |
|
25-26 | Музыкальные игры | Групповая игра (занятие на улице) | 2 |
|
27 | Тема: «Творчество» Музыкально-театрализованная импровизация. | Групповая и индивидуальная работа | 1 |
|
28 | «Я маленький композитор». | Работа в парах | 1 |
|
29 | «Детский оркестр». Игра на музыкальных инструментах | Групповая и индивидуальная работа | 1 |
|
30 | Презентация «Музыкальные инструменты» | Просмотр презентации | 1 |
|
31 | Тема: «Радуга талантов» Репетиция концерта | Актовый зал | 1 |
|
32 | Генеральная репетиция концерта | Актовый зал | 1 |
|
33 | Отчетный концерт «Радуга талантов» | Актовый зал | 1 | МБОУ СОШ №7 г.о. Кохма |
Календарно-тематическое планирование работы на втором году обучения
Nп/п | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | Тема: «Шумовые и музыкальные звуки» Вводное занятие. Музыкальная игра «Угадай мелодию» | Групповая игра | 1 | Презентация музыкальной игры |
2 | Ритмические игры и упражнения на шумовых инструментах. | Групповая и индивидуальная игра | 1 |
|
3 | «Музыкальные движения». Развитие двигательных способностей ребёнка. | Групповая игра | 1 |
|
4 | Тема: «Развитие и охрана голоса» | Групповая игра | 1 |
|
5 | «Вокальная гимнастика» | Вокально-хоровая работа | 1 |
|
6 | Упражнение на развитие дыхания. | Парная и индивидуальная деятельность. | 1 | |
7 | Тема: «Звучащий мой голос» | Сольная и хоровая деятельность | 1 | |
8-9 | Разучивание детских песен. | Занятие в классе | 2 |
|
10-11 | Работа над музыкальной сказкой «Бременские музыканты» | Групповое и индивидуальное занятие | 2 | Выбор главных героев |
12-13 | «Голос нежнейший и тончайший инструмент» | Групповая игра | 2 |
|
14 | Тема: «Музыка и ты». Встреча с музыкантами. | Групповая | 1 | Посещение Владимирской филармонии |
15-16 | Музыкальный конкурс «Музыкальные загадки» | Групповая игра | 2 |
|
17-18 | «Музыка-здоровье-жизнь» | Групповая деятельность | 2 |
|
19 | «Я хочу услышать музыку» | Работа в ансамбле | 1 |
|
20 | «Композитор –исполнитель –слушатель» | Музыкальная игра | 1 |
|
21 | «Мир музыки» | Групповая игра | 1 |
|
22 | Концерт для родителей | Актовый зал. | 1 |
|
23 | Тема: «Ансамбль» | Игра в ансамбле | 1 |
|
24 | Русские народные песни и инструменты | Хоровая и исполнительская деятельность | 1 |
|
25-26 | Ансамбль русских народных инструментов | Групповая игра | 2 |
|
27 | Презентация «Тайны народного оркестра» | Просмотр презентации | 1 |
|
28 | Тема: «Творчество» «Я маленький композитор». Игра на музыкальных инструментах | Работа в парах | 1 |
|
29-30 | Музыкальные игры русского народа | Групповая игра (на свежем воздухе, в зале) | 2 |
|
31 | Тема: «Радуга талантов» Репетиция концерта | Актовый зал. | 1 |
|
32 | Генеральная репетиция концерта | Актовый зал. | 1 |
|
33 | Отчетный концерт «Радуга талантов» | Актовый зал. | 1 | Концерт в МДОУ д/сад «Родничок» г.о. Кохма |
34 | Отчетный концерт «Радуга талантов» | Близлежащие населённые пункты | 1 | Выездные концерты (м.Лесное, м.Горино г. Иваново) |
Календарно-тематическое планирование работы на третьем году обучения
Nп/п | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | Тема: «Звуки, живущие в единстве» Вводное занятие. Музыкальная игра «Проще простого» | Групповая игра | 1 | Презентация музыкальной игры |
2 | «Звукоряд» | Групповая и индивидуальная игра | 1 |
|
3 | «Волшебные нотки» | Групповая игра | 1 |
|
4-5 | «Хоровое сольфеджио» | Групповая и индивидуальная деятельность. | 2 |
|
6 | Тема: «Развитие и охрана голоса» | Групповая игра | 1 |
|
7 | «Вокальная гимнастика». | Вокально-хоровые и дыхательные упражнения | 1 |
|
8 | Упражнение на развитие дыхания. | Парная и индивидуальная деятельность. | 1 | |
9 | Тема: «Я красиво петь могу» Вокально-хоровая работа | Сольная и хоровая деятельность | 1 | |
10 | Разучивание детских песен. | Занятие в классе | 1 |
|
11-12 | Работа над музыкально-театрализованной сказкой | Групповое и индивидуальное занятие | 2 | Выбор главных героев |
13-14 | «Мой голос - мой инструмент» | Сольная деятельность | 2 |
|
15 | Тема: «Мир музыки» | Групповая | 1 | Посещение музыкального театра г. Иваново |
16 | Игра «Музыкальное лото» | Групповая игра | 1 |
|
17-18 | «Музыкальный букварь» | Групповое и индивидуальное занятие | 2 |
|
19 | «Я хочу услышать музыку» | Работа в ансамбле | 1 |
|
20 | «Я - композитор, я - исполнитель, я - слушатель» | Музыкальная игра | 1 |
|
21 | «Мир музыки» | Групповая игра | 1 |
|
22 | Концерт для родителей | Актовый зал | 1 |
|
23 | Тема: «Тайны инструментов» | Сольная и ансамблевая деятельность | 1 |
|
24 | Инструменты симфонического оркестра | Исполнительская деятельность | 1 |
|
25-26 | «Три оркестра» | Групповая игра | 2 |
|
27 | Презентация «Тайны симфонического оркестра» | Просмотр презентации | 1 |
|
28 | Тема: «Творчество» Игра на музыкальных инструментах | Работа в парах | 1 |
|
29-30 | Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы музыку?» | Групповая и парная игра | 2 |
|
31 | Тема: «Радуга талантов» Репетиция концерта | Актовый зал | 1 | Концерт в МДОУ «Детский сад» |
32-34 | Концертная деятельность |
| 3 | Выездные концерты |
Календарно-тематическое планирование работы на четвёртом году обучения
Nп/п | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | Тема: «Мир волшебных звуков» Вводное занятие. Музыкальная игра «Два рояля» | Групповая игра | 1 | Презентация музыкальной игры |
2-3 | «Звуки моей души» | Групповая и индивидуальная деятельность | 2 |
|
4 | «Музыкальные часы» | Групповая игра | 1 |
|
5 | Музыкальный «Семицветик» | Групповая и индивидуальная деятельность. | 1 |
|
6 | Тема: «Развитие и охрана голоса» Распевание. | Групповая игра | 1 |
|
7 | «Вокальная гимнастика» | Вокально-хоровые и дыхательные упражнения | 1 |
|
8 | Упражнение на развитие дыхания. | Парная и индивидуальная деятельность. | 1 | |
9 | Тема: «Звучит, поёт моя душа» Вокально-хоровая работа | Сольная и хоровая деятельность | 1 | |
10-11 | Разучивание детских песен. | Занятие в классе | 2 |
|
12-13 | Музыкальная сказка | Групповое и индивидуальное занятие | 2 | Выбор главных героев |
14 | «Душа поёт» | Сольная деятельность | 1 |
|
15 | Тема: «Пусть музыка звучит» | Групповая | 1 | Посещение филармонии |
16 | Игра «Музыкальное лото» | Групповая игра | 1 |
|
17-18 | «Великие классики» | Групповое и индивидуальное занятие | 2 |
|
19 | «Я слышу музыку» | Работа в ансамбле | 1 |
|
20 | «Путешествие в страну музыки» | Музыкальная игра | 1 |
|
21 | «Мир музыки» | Групповая игра | 1 |
|
22 | Концерт для родителей | Актовый зал | 1 |
|
23 | Тема: «Три оркестра» | Сольная и ансамблевая деятельность | 1 |
|
24 | Симфонический оркестр | Исполнительская деятельность | 1 |
|
25 | Народный оркестр | Групповая игра | 1 |
|
26 | Эстрадный оркестр | Групповая игра | 1 |
|
27 | Презентация «Тайны трёх оркестров» | Просмотр презентации | 1 |
|
28 | Тема: «Творчество» | Работа в парах | 1 |
|
29-30 | Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы музыку?» | Групповая и парная игра | 2 |
|
31 | Тема: «Радуга талантов» Репетиция концерта | Актовый зал | 1 |
|
32-34 | Концертная деятельность |
| 3 | Выездные концерты |
Содержание деятельности
Занятия внеурочной деятельности «Музыка вокруг тебя» ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»
Содержание
На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения на кружке, охрана голоса, инструктаж учащихся. В конце занятия проводится музыкальная игра.
«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки. Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.
Формы – беседа, прослушивание звуков природы, групповые игры.
2. Тема «Разбудим голосок»
Содержание
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
3. Тема «Развитие голоса»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
4. Тема «Музыка вокруг тебя»
Содержание
Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы – экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов.
5. Тема «Фольклор»
Содержание
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми, праздниками русского народа и народными инструментами, всё это расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Ансамбль. Народный оркестр. Чем похожи «Три оркестра».
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, народных песен.
6. Тема «Творчество»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Формы – творческие игры, конкурсы.
7. Тема «Радуга талантов»
Содержание
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок.
По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно изготавливаются декорации, костюмы для музыкально-театрализованных представлений. Подготовка сольных партий. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
Формы – творческий отчёт, концертная деятельность.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий.
Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, концерты, праздники, встречи с музыкантами Владимирской областной филармонии, Школы искусств, творческие отчёты. Совместные просмотры и обсуждение концертов, музыкальных спектаклей. Выступление с концертными программами перед родителями, ветеранами войны и труда, малышами детского сада.
Постановка музыкальных номеров к школьным праздникам, тематическим концертам, театральные постановки музыкальных сказок, литературно-музыкальные композиции, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и развитие творческих способностей.
Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что дети научатся коллективной работе, работе с партнером, общаться со зрителем, научатся вокально-хоровой работе над выразительным исполнением песен, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети научатся играть на шумовых инструментах, выразительно исполнять народные песни и попевки, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создавать музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети смогут привнести элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.
Следует стараться, чтобы маленьких детей не отпугнуть чем-то слишком серьёзным, что может показаться им утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации со всем, что им привычно и приятно. Использовать как можно больше сказки и больше фантазии. Не уставая, будить воображение ребёнка, связывая сказку, фантазию с музыкой. Не уставая, рассказывать и показывать, «колдовать» вокруг музыки.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы по внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо оборудование: музыкальные инструменты, музыкальный центр (караоке), магнитофон, микрофоны, компьютер, портреты композиторов, репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы, записи музыкальных произведений по программе на электронных носителях.
Кабинет, в котором проходят занятия, должен хорошо проветриваться, ежедневно должна проводиться влажная уборка.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература
- «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений».Авторы: Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов,М.«Просвещение»2011
- Учебная программа по музыке Г.С. Ригиной. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.
- «Мир вокального искусства» 1-4 классы - программы, разработки занятий, методические рекомендации. Автор-составитель Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- «Комплексные занятия по развитию творческих способностей школьников»: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д., 2004г.
- «Первые уроки музыки» - Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. Автор: Домогацкая И.Е., 2003г.
- «Музыкальные игры для детей», автор: Образцова Т.Н., 2005 г.
- «Развитие музыкальных способностей детей», автор: Михайлова М.А. 1997г
- «Первые уроки музыки и творчества». Автор: Е.И.Юдина, Москва "Аквариум" – 1999 г.
Рекомендуемая литература для воспитанников и родителей
- «Музыкальный букварь», автор И.В.Кошмина – М.:ОЛИСС, ДЕЛЬТА, 2005
- «Как Рыжик научился петь» / Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автор: Абелян Л. – М., 1989.
- «Первые шаги в музыке». Авторы: Конорова Е., Андреева М. – М.: «Советский композитор», 1991.
- Поёт детская хоровая студия «Веснянка»: песни для детей младшего, среднего и старшего возраста: Учебно-методическое пособие/ Авторы-составители Л.П. Дугакова, Л.В. Алдакова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
- «Хоровое сольфеджио: методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов». Авто: Струве Г. – М., 1988.
- «Путешествие по Музыкальной стране». Автор: Крайнова Г.– Саратов, «Научная книга», 1996.
- «С кисточкой и музыкой в ладошке». Авторы: Басина Н.Э., Суслова О.А. – М.: Линка-Пресс, 1997.
Перечень Интернет-ресурсов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vn.deyat-ti_v_1-4_klassakh_muzyka_vokrug_tebya.doc | 302.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
музыкального воспитания по внеурочной деятельности
«Музыка вокруг тебя»
для обучающихся 1-4 классов
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 6-10 лет
Срок реализации программы: 4 года
Составитель программы:
учитель искусства (музыки)
Казимирская Г.Б.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нет человека, который не любит музыку. Сердце каждого ребенка открыто для музыки. Надо только верить, что все дети талантливы.
Очень важно, какую мы предлагаем музыку детям. Маленький ребенок, начиная свое знакомство с музыкой с относительно простых мелодий, незаметно для себя оказывается на пути, который приведет его к пониманию всего лучшего. Пройти этот путь позволяет тесная связь музыки с жизнью, с другими видами искусства. Музыка должна пробуждать в ребёнке чувство радости, стремления двигаться, улыбаться. Ведь именно те звуки, которые он слышит, откладываются в его подсознании и влияют на будущее.
Данная программа составлена с учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения. Программа музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыка вокруг тебя» поможет младшим школьникам творчески войти в удивительный мир музыки, полный чарующих разнообразных звуков.
В основу музыкальной деятельности положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где школьник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы, музыки, изобразительного искусства и вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить музыкальный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Новизна программы в том, что она позволяет в условиях ОУ через внеурочную деятельность расширить возможности образовательной области «Искусство»; программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока и ориентирована на развитие творческих и музыкальных способностей младших школьников.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.
Задачи внеурочной деятельности:
- Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
- Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края.
- Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
- Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
- Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
- Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств.
- Развитие творческих способностей младших школьников.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 4 года обучения. Возраст детей от 6 до 10 лет. Занятия проводятся по 1 академическому часу 1 раз в неделю, 34 часа в год. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения; - эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру; - положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой; - основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями; - уважение к чувствам и настроениям другого человека. | - понимания значения музыкального искусства в жизни человека; -нравственно-эстетических переживаний музыки; - начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений; - первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности; - эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни. |
Регулятивные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; - планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок; - выполнять действия в устной форме; - осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности. | - понимать смысл инструкции учителя и заданий; - воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении; - выполнять действия в опоре на заданный ориентир; - выполнять действия в громкоречевой форме. |
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- осуществлять поиск нужной информации; - расширять свои представления о музыке; - ориентироваться в способах решения исполнительской задачи; - использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в том числе карточки ритма; - читать простое схематическое изображение; - различать условные обозначения; - сравнивать разные части музыкального текста; - соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями. | - осуществлять поиск нужной дополнительной информации; - работать с дополнительными текстами и заданиями; - соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия); - соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения. |
Коммуникативные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»: | «Выпускник получит возможность для формирования» |
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки; - исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.); - учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки; - принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений; - следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности. | - выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения; - следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности; - понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их; - контролировать свои действия в групповой работе; - проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки. |
К концу 4 года занятий ребёнок
ЗНАЕТ:
1. Что такое музыка.
2. Чем отличается музыка от других видов искусств.
3. С чего зародилась музыка.
4. Какие виды музыкальной деятельности существуют.
5. Кто создаёт музыкальные произведения.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных музыкальных средствах исполнения.
2. О вокально-хоровой деятельности (распевания).
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
УМЕЕТ:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
2. Образно мыслить.
3. Концентрировать внимание.
4. Ощущать себя в музыкальном пространстве.
ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками).
2. Элементарного музыкального мастерства.
3. Образного восприятия музыкального произведения.
4. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к музыкальным инструментам, голосу, ответственность перед коллективом.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Применение на занятиях как коллективной, так и индивидуальной формы работы, организация индивидуальных, ансамблевых, коллективных выступлений, возможность импровизации помогают сделать занятия яркими, запоминающимися и максимально реализовать поставленные задачи.
Основными показателями выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся являются: овладение теоретическими и практическими знаниями, участие в концертах, в школьных мероприятиях, выступление на тематических праздниках, родительских собраниях, классных часах, театрализованные представления музыкальных сказок, сценок из жизни школы и творческие работы.
В начале и в конце учебного года проводится диагностика учащихся, где они отвечают на теоретические вопросы в игровой форме, выполняют анкеты, тесты, практическую работу по основам вокального искусства. Для сопоставимости результатов используется единая 10-бальная система оценивания для всех видов подготовки. Оценка деятельности осуществляется в конце каждого занятия: качество исполнения изучаемых на занятиях песен, попевок, распевок и работы в целом; уровень творческой деятельности. Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребёнка на занятиях.
Тематическое планирование и содержание деятельности
Учебно-тематический план обучения
№ п/п | Темы занятий | Общее количество часов | Часы теоретических занятий | Часы практических занятий |
Первый год | ||||
1. | Звуки окружающего мира | 6 | 1 | 5 |
2. | Разбудим голосок | 3 | 1 | 2 |
3. | Развитие голоса | 4 | 1 | 3 |
4. | Музыка вокруг тебя | 9 | 3 | 6 |
5. | Фольклор | 4 | 1 | 3 |
6. | Творчество | 4 | 1 | 3 |
7. | Радуга талантов | 3 | 3 | |
Второй год | ||||
1. | Шумовые и музыкальные звуки | 3 | 1 | 2 |
2. | Развитие и охрана голоса | 3 | 1 | 2 |
3. | Звучащий мой голос | 7 | 2 | 5 |
4. | Музыка и ты | 9 | 3 | 6 |
5. | Ансамбль | 5 | 1 | 4 |
6. | Творчество | 3 | 3 | |
7. | Радуга талантов | 4 | 4 | |
Третий год | ||||
1. | Звуки, живущие в единстве | 5 | 2 | 3 |
2. | Развитие и охрана голоса | 3 | 1 | 2 |
3. | Я красиво петь могу | 6 | 2 | 4 |
4. | Мир музыки | 8 | 2 | 6 |
5. | Тайны инструментов | 5 | 1 | 4 |
6. | Творчество | 3 | 3 | |
7. | Радуга талантов | 4 | 4 | |
Четвёртый год | ||||
1. | Мир волшебных звуков | 5 | 1 | 4 |
2. | Развитие и охрана голоса | 3 | 3 | |
3. | Звучит, поёт моя душа | 6 | 1 | 5 |
4. | Пусть музыка звучит | 8 | 3 | 5 |
5. | Три оркестра | 5 | 2 | 3 |
6. | Творчество | 3 | 3 | |
7. | Радуга талантов | 4 | 4 |
Календарно-тематическое планирование работы на первый год обучения
Nп/п | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | Тема: «Звуки окружающего мира» Вводное занятие. Музыкальная игра «Звуки вокруг нас» | Групповая игра | 1 | Презентация музыкальной игры |
2 | «Деревянные звуки». Ритмические игры и упражнения. | Групповая и индивидуальная игра | 1 | |
3 | «Стеклянные звуки». Ритмические игры и упражнения. | Групповая и индивидуальная игра | 1 | |
4 | «Металлические звуки». Ритмические игры и упражнения. | Групповая и индивидуальная игра | 1 | |
5 | «Шуршащие звуки». | Групповая игра | 1 | |
6 | «Звуки природы» | Групповая и индивидуальная работа на улице | 1 | |
7 | Тема: «Разбудим голосок». Распевание. | Групповая игра | 1 | |
8 | «Вокальная гимнастика» | Вокально-хоровые и дыхательные упражнения | 1 | |
9 | Упражнение на развитие дыхания | Парная и индивидуальная деятельность | 1 | |
10 | Тема: Развитие голоса» Вокально-хоровая работа | Сольная и хоровая деятельность | 1 | |
11-12 | «Волшебные нотки» | Вокально-хоровая деятельность | 2 | |
13 | «Музыкальные бусы» | Групповая игра | 1 | |
14 | Тема: «Музыка вокруг тебя» Встреча с юными музыкантами Школы искусств | Групповая | 1 | Выход в ДШИ г.о. Кохма или концерт ДШИ на базе МБОУ СОШ №7 г.о. Кохма |
15 | «Я хочу услышать музыку» | Работа в ансамбле | 1 | |
16 | «Музыка осени» | Групповое и индивидуальное занятие | 1 | |
17 | «Музыка зимы» | Групповое и индивидуальное занятие | 1 | |
18 | «Музыка весны» | Групповое и индивидуальное занятие | 1 | |
19 | «Музыка лета» | Групповое и индивидуальное занятие | 1 | |
20 | Конкурс «Музыка природы» | Музыкальная игра (занятие на улице) | 1 | |
21 | «Мир музыки» | Групповая игра | 1 | |
22 | Концерт для родителей | Актовый зал | 1 | МБОУ СОШ №7 |
23 | Тема: «Фольклор» Работа в парах. Сочинение частушек. | Парная деятельность. | 1 | |
24 | Знакомство с русскими народными песнями | Хоровая деятельность | 1 | |
25-26 | Музыкальные игры | Групповая игра (занятие на улице) | 2 | |
27 | Тема: «Творчество» Музыкально-театрализованная импровизация. | Групповая и индивидуальная работа | 1 | |
28 | «Я маленький композитор». | Работа в парах | 1 | |
29 | «Детский оркестр». Игра на музыкальных инструментах | Групповая и индивидуальная работа | 1 | |
30 | Презентация «Музыкальные инструменты» | Просмотр презентации | 1 | |
Тема: «Радуга талантов» Репетиция концерта | Актовый зал | 1 | ||
32 | Генеральная репетиция концерта | Актовый зал | 1 | |
33 | Отчетный концерт «Радуга талантов» | Актовый зал | 1 | МБОУ СОШ №7 г.о. Кохма |
Календарно-тематическое планирование работы на втором году обучения
Nп/п | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | Тема: «Шумовые и музыкальные звуки» Вводное занятие. Музыкальная игра «Угадай мелодию» | Групповая игра | 1 | Презентация музыкальной игры |
2 | Ритмические игры и упражнения на шумовых инструментах. | Групповая и индивидуальная игра | 1 | |
3 | «Музыкальные движения». Развитие двигательных способностей ребёнка. | Групповая игра | 1 | |
4 | Тема: «Развитие и охрана голоса» | Групповая игра | 1 | |
5 | «Вокальная гимнастика» | Вокально-хоровая работа | 1 | |
6 | Упражнение на развитие дыхания. | Парная и индивидуальная деятельность. | 1 | |
7 | Тема: «Звучащий мой голос» | Сольная и хоровая деятельность | 1 | |
8-9 | Разучивание детских песен. | Занятие в классе | 2 | |
10-11 | Работа над музыкальной сказкой «Бременские музыканты» | Групповое и индивидуальное занятие | 2 | Выбор главных героев |
12-13 | «Голос нежнейший и тончайший инструмент» | Групповая игра | 2 | |
14 | Тема: «Музыка и ты». Встреча с музыкантами. | Групповая | 1 | Посещение Владимирской филармонии |
15-16 | Музыкальный конкурс «Музыкальные загадки» | Групповая игра | 2 | |
17-18 | «Музыка-здоровье-жизнь» | Групповая деятельность | 2 | |
19 | «Я хочу услышать музыку» | Работа в ансамбле | 1 | |
20 | «Композитор –исполнитель –слушатель» | Музыкальная игра | 1 | |
21 | «Мир музыки» | Групповая игра | 1 | |
22 | Концерт для родителей | Актовый зал. | 1 | |
23 | Тема: «Ансамбль» | Игра в ансамбле | 1 | |
24 | Русские народные песни и инструменты | Хоровая и исполнительская деятельность | 1 | |
25-26 | Ансамбль русских народных инструментов | Групповая игра | 2 | |
27 | Презентация «Тайны народного оркестра» | Просмотр презентации | 1 | |
28 | Тема: «Творчество» «Я маленький композитор». Игра на музыкальных инструментах | Работа в парах | 1 | |
29-30 | Музыкальные игры русского народа | Групповая игра (на свежем воздухе, в зале) | 2 | |
31 | Тема: «Радуга талантов» Репетиция концерта | Актовый зал. | 1 | |
32 | Генеральная репетиция концерта | Актовый зал. | 1 | |
33 | Отчетный концерт «Радуга талантов» | Актовый зал. | 1 | Концерт в МДОУ д/сад «Родничок» г.о. Кохма |
34 | Отчетный концерт «Радуга талантов» | Близлежащие населённые пункты | 1 | Выездные концерты (м.Лесное, м.Горино г. Иваново) |
Календарно-тематическое планирование работы на третьем году обучения
Nп/п | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | Тема: «Звуки, живущие в единстве» Вводное занятие. Музыкальная игра «Проще простого» | Групповая игра | 1 | Презентация музыкальной игры |
2 | «Звукоряд» | Групповая и индивидуальная игра | 1 | |
3 | «Волшебные нотки» | Групповая игра | 1 | |
4-5 | «Хоровое сольфеджио» | Групповая и индивидуальная деятельность. | 2 | |
6 | Тема: «Развитие и охрана голоса» | Групповая игра | 1 | |
7 | «Вокальная гимнастика». | Вокально-хоровые и дыхательные упражнения | 1 | |
8 | Упражнение на развитие дыхания. | Парная и индивидуальная деятельность. | 1 | |
9 | Тема: «Я красиво петь могу» Вокально-хоровая работа | Сольная и хоровая деятельность | 1 | |
10 | Разучивание детских песен. | Занятие в классе | 1 | |
11-12 | Работа над музыкально-театрализованной сказкой | Групповое и индивидуальное занятие | 2 | Выбор главных героев |
13-14 | «Мой голос - мой инструмент» | Сольная деятельность | 2 | |
15 | Тема: «Мир музыки» | Групповая | 1 | Посещение музыкального театра г. Иваново |
16 | Игра «Музыкальное лото» | Групповая игра | 1 | |
17-18 | «Музыкальный букварь» | Групповое и индивидуальное занятие | 2 | |
19 | «Я хочу услышать музыку» | Работа в ансамбле | 1 | |
20 | «Я - композитор, я - исполнитель, я - слушатель» | Музыкальная игра | 1 | |
21 | «Мир музыки» | Групповая игра | 1 | |
22 | Концерт для родителей | Актовый зал | 1 | |
23 | Тема: «Тайны инструментов» | Сольная и ансамблевая деятельность | 1 | |
24 | Инструменты симфонического оркестра | Исполнительская деятельность | 1 | |
25-26 | «Три оркестра» | Групповая игра | 2 | |
27 | Презентация «Тайны симфонического оркестра» | Просмотр презентации | 1 | |
28 | Тема: «Творчество» Игра на музыкальных инструментах | Работа в парах | 1 | |
29-30 | Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы музыку?» | Групповая и парная игра | 2 | |
31 | Тема: «Радуга талантов» Репетиция концерта | Актовый зал | 1 | Концерт в МДОУ «Детский сад» |
32-34 | Концертная деятельность | 3 | Выездные концерты |
Календарно-тематическое планирование работы на четвёртом году обучения
Nп/п | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | Тема: «Мир волшебных звуков» Вводное занятие. Музыкальная игра «Два рояля» | Групповая игра | 1 | Презентация музыкальной игры |
2-3 | «Звуки моей души» | Групповая и индивидуальная деятельность | 2 | |
4 | «Музыкальные часы» | Групповая игра | 1 | |
5 | Музыкальный «Семицветик» | Групповая и индивидуальная деятельность. | 1 | |
6 | Тема: «Развитие и охрана голоса» Распевание. | Групповая игра | 1 | |
7 | «Вокальная гимнастика» | Вокально-хоровые и дыхательные упражнения | 1 | |
8 | Упражнение на развитие дыхания. | Парная и индивидуальная деятельность. | 1 | |
9 | Тема: «Звучит, поёт моя душа» Вокально-хоровая работа | Сольная и хоровая деятельность | 1 | |
10-11 | Разучивание детских песен. | Занятие в классе | 2 | |
12-13 | Музыкальная сказка | Групповое и индивидуальное занятие | 2 | Выбор главных героев |
14 | «Душа поёт» | Сольная деятельность | 1 | |
15 | Тема: «Пусть музыка звучит» | Групповая | 1 | Посещение филармонии |
16 | Игра «Музыкальное лото» | Групповая игра | 1 | |
17-18 | «Великие классики» | Групповое и индивидуальное занятие | 2 | |
19 | «Я слышу музыку» | Работа в ансамбле | 1 | |
20 | «Путешествие в страну музыки» | Музыкальная игра | 1 | |
21 | «Мир музыки» | Групповая игра | 1 | |
22 | Концерт для родителей | Актовый зал | 1 | |
23 | Тема: «Три оркестра» | Сольная и ансамблевая деятельность | 1 | |
24 | Симфонический оркестр | Исполнительская деятельность | 1 | |
25 | Народный оркестр | Групповая игра | 1 | |
26 | Эстрадный оркестр | Групповая игра | 1 | |
27 | Презентация «Тайны трёх оркестров» | Просмотр презентации | 1 | |
28 | Тема: «Творчество» | Работа в парах | 1 | |
29-30 | Кроссворды, ребусы «Знаете ли вы музыку?» | Групповая и парная игра | 2 | |
31 | Тема: «Радуга талантов» Репетиция концерта | Актовый зал | 1 | |
32-34 | Концертная деятельность | 3 | Выездные концерты |
Содержание деятельности
Занятия внеурочной деятельности «Музыка вокруг тебя» ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»
Содержание
На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения на кружке, охрана голоса, инструктаж учащихся. В конце занятия проводится музыкальная игра.
«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки. Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.
Формы – беседа, прослушивание звуков природы, групповые игры.
2. Тема «Разбудим голосок»
Содержание
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
3. Тема «Развитие голоса»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
4. Тема «Музыка вокруг тебя»
Содержание
Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами, экскурсии в театр, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы – экскурсии, постановка музыкальных сказок, концертов.
5. Тема «Фольклор»
Содержание
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми, праздниками русского народа и народными инструментами, всё это расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Ансамбль. Народный оркестр. Чем похожи «Три оркестра».
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, народных песен.
6. Тема «Творчество»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Формы – творческие игры, конкурсы.
7. Тема «Радуга талантов»
Содержание
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок.
По итогам кастинга на лучшие музыкальные и актерские способности выбираются главные исполнители музыкальных сказок, сольных партий. Коллективно изготавливаются декорации, костюмы для музыкально-театрализованных представлений. Подготовка сольных партий. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
Формы – творческий отчёт, концертная деятельность.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий.
Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, концерты, праздники, встречи с музыкантами Владимирской областной филармонии, Школы искусств, творческие отчёты. Совместные просмотры и обсуждение концертов, музыкальных спектаклей. Выступление с концертными программами перед родителями, ветеранами войны и труда, малышами детского сада.
Постановка музыкальных номеров к школьным праздникам, тематическим концертам, театральные постановки музыкальных сказок, литературно-музыкальные композиции, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и развитие творческих способностей.
Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что дети научатся коллективной работе, работе с партнером, общаться со зрителем, научатся вокально-хоровой работе над выразительным исполнением песен, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети научатся играть на шумовых инструментах, выразительно исполнять народные песни и попевки, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создавать музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети смогут привнести элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.
Следует стараться, чтобы маленьких детей не отпугнуть чем-то слишком серьёзным, что может показаться им утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации со всем, что им привычно и приятно. Использовать как можно больше сказки и больше фантазии. Не уставая, будить воображение ребёнка, связывая сказку, фантазию с музыкой. Не уставая, рассказывать и показывать, «колдовать» вокруг музыки.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы по внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо оборудование: музыкальные инструменты, музыкальный центр (караоке), магнитофон, микрофоны, компьютер, портреты композиторов, репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием программы, записи музыкальных произведений по программе на электронных носителях.
Кабинет, в котором проходят занятия, должен хорошо проветриваться, ежедневно должна проводиться влажная уборка.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Литература
- «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений».Авторы: Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов,М.«Просвещение»2011
- Учебная программа по музыке Г.С. Ригиной. Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011.
- «Мир вокального искусства» 1-4 классы - программы, разработки занятий, методические рекомендации. Автор-составитель Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009.
- «Комплексные занятия по развитию творческих способностей школьников»: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д., 2004г.
- «Первые уроки музыки» - Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. Автор: Домогацкая И.Е., 2003г.
- «Музыкальные игры для детей», автор: Образцова Т.Н., 2005 г.
- «Развитие музыкальных способностей детей», автор: Михайлова М.А. 1997г
- «Первые уроки музыки и творчества». Автор: Е.И.Юдина, Москва "Аквариум" – 1999 г.
Рекомендуемая литература для воспитанников и родителей
- «Музыкальный букварь», автор И.В.Кошмина – М.:ОЛИСС, ДЕЛЬТА, 2005
- «Как Рыжик научился петь» / Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Автор: Абелян Л. – М., 1989.
- «Первые шаги в музыке». Авторы: Конорова Е., Андреева М. – М.: «Советский композитор», 1991.
- Поёт детская хоровая студия «Веснянка»: песни для детей младшего, среднего и старшего возраста: Учебно-методическое пособие/ Авторы-составители Л.П. Дугакова, Л.В. Алдакова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
- «Хоровое сольфеджио: методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов». Авто: Струве Г. – М., 1988.
- «Путешествие по Музыкальной стране». Автор: Крайнова Г.– Саратов, «Научная книга», 1996.
- «С кисточкой и музыкой в ладошке». Авторы: Басина Н.Э., Суслова О.А. – М.: Линка-Пресс, 1997.
Перечень Интернет-ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности для 1-4 классов " Корригирующая гимнастика"
Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательног...
Авторская программа. Внеурочная деятельность "Мастерская доброты". 3 класс
Программа внеурочной деятельности продолжает занятия учащихся начальной школы по предметам "Крупицы доброты" (1 класс) и "Дорогой добра" (2 класс). Нагрузка - 1 час в неделю. программа разработана в с...
Программа внеурочной деятельности "Создаём игры", 5 класс
Программа «Создаём игры» разработана на основе авторской программы « Создаём игры вместе» Чепасова П.А. для организации внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности . в рамках ФГО...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" 5 класс и 6 класс
Программа «Наглядная геометрия» является подготовительной работой перед изучением систематического курса геометрии. В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально...
Методика развития скоростно-силовых качеств учащихся кадетских классов при реализации программы внеурочной деятельности «Камандарм» (5- 9 классы)
Упражнения для воспитания скоростно-силовых качеств....
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5-9 классах "Решение расчетных задач по неорганической химии" для 8а класса
Рабочая программа элективного курса “Решение типовых расчетных задач по химии” предназначена для учащихся 8 классов общеобразовательной школы.Содержание курса включает в себя практические ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе 8 класс " Проектная деятельность по литературе"
Одно из приорететных направлений внеурочной деятельности является проектная деятельность....