Рабочая программа внеурочной деятельности "Народная музыка казачества"
рабочая программа по музыке (5 класс) на тему
Пояснительная записка к курсу внеурочной деятельности "Народная музыка казачества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kult.kazachestva.docx | 44.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10
ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
СОГЛАСОВАНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Протокол заседания методического совета МБОУ СОШ № 10 от 27.08.2014 № 1 | Заместитель директора по УВР __________ Н.Н. Маркова 28.08.2014 | Директор МБОУ СОШ № 10 _________ С.А. Щербачева Приказ от 29.08.2014 № 432 |
Председатель МС | ||
_________ Н.Н. Маркова | ||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Народная музыка казачества»
Предмет Музыка
Класс 5
Учитель Кириченко Л.В.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Народная музыка казачества» для 5 класса разработана на основе:
1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 22.12.2012г.№273- ФЗ
2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введениифедерального государственного образовательного стандарта общего образования».
3.Письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
4. Примерной программы основного общего образования. Музыка. М.: Просвещение, 2010.
5.Программапо преподаванию курса «История донского казачества» в учреждениях дополнительного образования детей и в классах казачьей направленности ОУ. Авторы программы Ратушняк В.Н.,Ратушняк О.В.,Мирук М.В.
6. Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 10.
7. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).
Рабочая программа повнеурочной деятельности«Народная музыка казачества»составленав соответствии с ФГОС основного общего образования. Изучение программы направлено на достижение следующих целей:
- приобщить учащихся к народной культуре родного края как неотъемлемой части духовной культуры России;
- обеспечить преемственность между поколениями через приобщение детей к истокам донской духовной культуры вообще и музыкальной в частности;
- содействовать воспитанию у учащихся интереса к народной музыке.
- формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины миракак неотъемлемой части их духовной культуры
Цели программы наиболее полно отражают заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивают формирование целостного мировосприятия обучающихся, их умение ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
- Дать представление о народной духовной культуре Донского края, её специфике, роли в истории становлении края.
- Показать связь народной культуры прошлого с духовным миром современного молодого человека.
- Воспитать у учащихся интерес к народной музыкальной культуре, потребность в самовыражении в ней.
- Использовать в народной музыкальной культуре её темы, образцы, проблематику в нравственном воспитании учащихся.
- Развивать художественный вкус и эстетическую восприимчивость, способ вдумчивого восприятия музыкальных произведений.
- Воспитать потребность в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию.
Изучение музыкальной культуры донского казачества требует гибкости, движения мысли, Залог творческого успеха лежит в постоянных поисках нового и забытого старого. Музыкальную культуру народа можно понять только на основе исторической действительности.
Главные принципы построения программы– историзм; связь с окружающей жизнью; доступность; глубокое образное раскрытие жизненных проблем; обращение к народной педагогике, к народной мудрости; органическое единство смыслового и образного; бережное отношение к поэтическому слову как к родному слову; обращение к музыкальной классике; импровизационностъ; неожиданность.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение программы«Народная музыка казачества» для 5 класса отводится 34часа, 1 учебный час в неделю.
Тематическое планирование
№ п/п | Изучаемый материал | Количество часов |
1. | Жизнь и быт казаков. | 8 |
2. | Народное творчество. | 8 |
3. | Песня – зеркало истории. | 10 |
4. | Праздники и обряды. | 8 |
Всего | 34 |
В I разделе дети знакомятся с историей жизни донских казаков. Они узнают об укладе их жизни; быте; откуда и почему пришли люда на донские земли; об их занятиях и одежде, об отношении к быту. Это всё отражено в устном и музыкальном народном творчестве.
Во II разделе учащиеся больше узнают о народном творчестве: о ковроделии, оружии, резьбе по дереву; о первых народных музыкальных инструментах. Казаки любили сочинять сказки, прибаутки, сказания. Знакомясь с этими произведениями устного народного творчества, дети узнают об особенностях донских говоров.
Программа III раздела посвящена казачьим песням, как зеркалу истории и природы родного края. Рассказывая о донском крае, звучат народные песни, произведения литературы, живописи, песни, написанные донскими композиторами, лучшие образцы духовной музыки.
Программа последнего раздела рассказывает о праздниках и обрядах донского казачества, возрождаемых в наше время. Дети знакомятся с такими интересными праздниками, как Проводы Зимы (Масленица), Пасха, праздник растительности, узнают о свадебном, поминальном и других обрядах.
В ходе занятий, дети получают новые знания по истории донского края, о народном музыкальном творчестве, знакомятся с произведениями донских композиторов и художников, писателей и поэтов, с архитектурой. Этим они обогащают свой внутренний духовный мир. Учащиеся умеют не только слушать и слышать музыку, но и грамотно, красиво говорить о ней. Правильно подбирают иллюстрации, картины к народным песням, могут проанализировать, сравнить их вместе. Так же хорошо владеют народными музыкальными инструментами, исполняют песни с элементами танцевальных народных движений, поют с выразительной мимикой, жестикуляцией в свободном артистичном общении с другими исполнителями. При создании музыкального образа, дети находят звук, нужную окраску, овладевают навыками народного пения: унисоном, дыханием по фразам и короткое цепное, кантиленой речи, пением а капелла, двуголосием, каноном, расширяют диапазон, поют в свободной народной манере.
Календарно-тематическое планирование (приложение)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. | Печатные пособия | |
1.1. | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. | Д |
1.2. | Примерная программа основного общего образования.Музыка. М. «Просвещение», 2010. | Д |
1.3. | Программапо преподаванию курса «История кубанского казачества» в учреждениях дополнительного образования детей и в классах казачьей направленности ОУ. Авторы программы Ратушняк В.Н.,Ратушняк О.В.,Мирук М.В. Краснодарский край, 2010 год. | Д |
1.4. | Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков). | Д |
2. | Экранно-звуковые пособия | |
2.1. | Презентации по разделам программы. | Д |
2.2. | С/D диски с музыкальными произведениями русских композиторов. | Д |
2.3. | С/D диски с казачьими народными песнями | Д |
2.4. | Музыкальный фильм «Народные праздники». | Д |
2.5. | DVD «Путешествие по Дону». | Д |
2.6. | DVD«Народные музыкальные инструменты». | Д |
2.7. | Музыкальный фильм «Времена года». | Д |
3. | Технические средства обучения | |
3.1. | Телевизор. | Д |
3.2. | Компьютер. | Д |
3.3. | Экран | Д |
3.4 | DVD-плейер. | Д |
3.5. | Магнитофон. | Д |
3.6. | Слайд-проектор. | Д |
4. | Цифровые образовательные ресурсы | |
4.1. | Энциклопедия Кирилла и Мефодия. «Музыка». | Д |
4.2. | Лицензионный диск «Уроки музыки». | |
5. | Демонстрационные пособия | |
5.1. | Портреты ростовских композиторов . | Д |
5.2. | Портреты донских композиторов. | Д |
5.3 | Рисунки казачьих костюмов. | Д |
6. | Музыкальные инструменты | |
6.1 | Фортепиано «Yamaha» | Д |
6.2 | Бубны | П |
6.3 | Деревянные ложки | Ф |
6.4 | Треугольник. Окарина(народный инструмент) | Д |
Условные обозначения
Д- демонстрационный экземпляр,
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух обучающихся),
П– комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько обучающихся (6-7 экз.)
Дополнительная литература
1. Л. Новак. Н. Фрадкина.«Как у нас-то было на тихом Дону».
Историко - этнографический очерк о жизни, быте, походах, праздниках казаков.
2. А. Ригельман.«История о донских казаках».Первый, историк, донского казачества, без его книг не обходится ни одно серьёзное исследование.
3. Г. Науменко.«Фольклорнаяазбука».В книге представлена концепция методики работы с детьми по обучению их народному пению на базе их творческого потенциала. Автор опирается на опыт известных деятелей культуры: Н. К. Мешко, Н. В. Калугина и В. С. Попов.
4. А. Скорик. Р. Тикиджьян.«Казачий Дон. Очерки истории».Освещаются наиболее актуальные проблемы истории и возрождения донского казачества.
5. Т. Горюнова.«На пути к педагогике искусства».Предлагает построение, методику Д. Кабалевского, что необходимо воспитание не музыканта, а человека.
6. Т. Вендрова, И. Пигарева.«Воспитание музыкой».
7. И. Кадобнова, В.О.Усачева, Л. В.Школяр.«Дети и музыка».Представлено самоценное явление вхождения детей в музыкальное искусство.
8. Н. Ширяева.«Праздники пар творчества в школе».Необходимо вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей человеческих отношений с помощью обращения к фольклору.
9. A. Листопадов.Старинная казачья свадьба, Р-н/Д, 1947.
10. П. Громова.Народное творчество Дона, 1952.
11. A. Листопадов.Былинно-песенное творчество Дона, 1948.
12. П. Лебеденко.Сказки Тихого Дона, 1968.
13. В. Маложавенко.Был и я среди донцов, 1984.
14. П. Ковешников.Дон волною серебрится: частушки, пословицы и поговорки Дона.
15. A. Листопадов.Донские лирические песни.
16.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
17. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия, 2012.
18.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности «Народная музыка казачества»
Изучение курса обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:
- чувство гордости за свою родину, донской народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
- признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов
- России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
- смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
- сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
- сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
В программе предусмотрено освоение учащимися музыкальных умений, присущих основным видам музыкальной деятельности и отвечающих их природе.
В слушательской деятельности это умения:
- воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;
- характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания, свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;
- выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;
В исполнительских видах музыкальной деятельности обозначаются умения, связанные с воплощением произведения в собственном исполнении (в пении, игре на музыкальных инструментах, в пластическом интонировании). На первый план выступают умения представлять, каким должно быть звучание данного конкретного произведения в определенном характере, жанре, стиле.
К умениям, связанным с интерпретацией разучиваемых и исполняемых произведений, относятся также умения:
- исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;
- сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;
- оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своем исполнении.
В певческой деятельности предусматривается совершенствование навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, хорового строя и ансамбля (в процессе пения без сопровождения и с сопровождением); координация деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью ).
В музыкально-пластической деятельности осуществляется дальнейшее развитие навыков «перевода» пространственно-временных соотношений в музыке — в зрительно-наглядные, двигательные формы, получающие свое воплощение в ритмопластической интонации.
В слушательской деятельности формируются навыки, связанные прежде всего с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани, а также навыки прослеживания процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия.
Опыт музыкально-творческой учебной деятельности приобретается учащимися в различных видах музыкальной деятельности: в процессе слушания музыки, в вокально-хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. В певческой деятельности творческое самовыражение учащихся формируется в сольном, ансамблевом и хоровом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки; в обогащении опыта вокальной импровизации.
В музыкально-пластической деятельности творческий опыт обогащается посредством воплощения пластическими средствами художественного образа музыкальных произведений более сложных в интонационно-образном отношении и разнообразных по стилю.
В инструментальном музицировании расширение опыта творческой деятельности происходит в процессе игры на элементарных инструментах, импровизации и создания инструментальных композиций на основе знакомых мелодий.
В результате изучения курса ученик должен:
Знать/понимать:
- специфику музыки как вида искусства;
- значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- основные формы музыки;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
- эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
- выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультативного курса «История казачества с древнейших времен до XXI века. Дальневосточное казачество: история, культура, служба, быт»
Авторская программа по преподаванию истории казачества, в том числе дальневосточного, казачьего фольклора, истории культуры и быта направлена на реализацию комплекса важнейших для развития личности це...
Рабочая программа внеурочной деятельности по музыке «Палитра детских голосов»
Весьма действенным средством духовно-нравственного и эстетического воспитания является хоровое искусство. В процессе изучения курса музыкального искусства школьники осваивают основы индивидуальн...
Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе по музыке
Проектная деятельность по внеурочной деятельности по теме "Музыкальный Петербург" Вданной разработке представлена деятельность и виды проектов по теме :Музыкальный Петербург XVIIIвека(отПетраI...
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса "Сокровища русской классической музыки"
В данном документе содержится рабочая программа с УУД...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музыка и мы" 1 класс
Аннотация к программе "Музыка и мы"Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещени...
Программа внеурочной деятельности «Изучаем казачество Дона»
Программа внеурочной деятельности «ИЗУЧАЕМ КАЗАЧЕСТВО ДОНА» составлена для обучающихся 5-7 классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Фольклор кубанского казачества" для 1-4 классов на 2017-2018 уч. год....