Конспект урока "Музыкальная драматургия в Увертюре "Эгмонт" Л. Бетховена
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКЕ
для седьмого класса.
Тема четверти: «Музыкальная драматургия».
Тема урока: Противоборство музыкальных образов в одном произведении.
Художественно-педагогическая идея:
«…Нет больше счастья, чем отдаться людям
И высекать огонь в груди у буден –
И ничего не требовать взамен».
Цель: показать, каким образом в увертюре «Эгмонт» Л.Бетховена выражены основной конфликт и основная идея произведения.
Задачи:
- познакомить со строением увертюры;
- развитие эмоционально-образной восприимчивости, интонационного слуха;
- формировать умение воспринимать музыку, размышлять о ней;
- воспитание любви и интереса к музыке и занятиями музыкой, музыкально - эстетического вкуса, музыкальных потребностей;
Музыкальный материал: Л.Бетховен Увертюра «Эгмонт», «Звезды», слова и музыка В.Высоцкого.
Ход урока.
Звучат музыкальные фрагменты: «К Элизе», соната №14 «Лунная», «Симфония№5».
У: Можете назвать автора этих фрагментов?
Д: ответы
У: Что можете сказать об этом композиторе?
Д: ответы
У: обобщает ответы учеников.
- какие произведения этого композитора вы еще знаете?
Д: Эгмонт
- Сегодня мы вернемся к прозвучавшему ранее произведению Л.Бетховена - увертюре «Эгмонт».
- напомните, что такое «увертюра».
Д: ответы
- Вспомните, какие события легли в основу трагедии «Эгмонт» немецкого поэта И. В. Гете.
(Исторические события XVI века, связанные с борьбой нидерландского народа за освобождение от испанского владычества. Эгмонт реальная историческая личность, живший в середине XVI века. Возглавил восстание против испанского короля Филиппа II, но становится жертвой коварных замыслов врагов, поддержавших короля. Перед смертью Эгмонт обратился к народу с призывом бороться за свободу и независимость своей Родины. Гете в своей драме идеализировал образ Эгмонта. И еще больше идеализировал этот образ Бетховен, представив Эгмонта пламенным борцом за свободу своего народа)
Образ Эгмонта был близок идеалам и настроениям Л. Бетховена. Всю силу своих чувств он выразил в увертюре.
У: В музыке Л.Бетховена уже во вступлении зарождается конфликт.
Кого с кем?
Наиграть образ испанского владычества.
(Ребята называют образ. Мрачные, тяжелые аккорды, темп медленный, ритм синкопированный - напоминает испанский танец-шествие сарабанду.)
Наиграть образ нидерландского народа.
- Что мы слышим в музыке? (Стонущие интонации, интонации «вздохов».) Когда вы будете слушать, обратите внимание на самое важное - когда вступление переходит в основную часть: главная (первая) тема этой части незаметно вырастает из второго (угнетенного) образа - темы народа.
Слушание вступления.
- Почему? Что этим хотел сказать Л. Бетховен? (Композитор дает понять - угнетенный народ собирает силы и от стонов переходит к борьбе.)
Слушание.
- Вслед за первой темой, стремительно несущейся вперед, появляется вторая (побочная) - образ завоевателей. Но, обратите внимание, в ней нет былого величия и властности.
Слушание.
- Итак, что происходит в экспозиции? (Два образа сталкиваются, охваченные единым потоком напряженной борьбы.)
Слушание.
- Каков итог борьбы? (Герой погибает, но народ торжествует победу.)
- Сколько частей в увертюре? (Три: в 1-й - излагаются и сопоставляются контрастные образы, во 2-й - разработка и развитие образов, в 3-й - итог противоборства тем.)
- В чем заключается драматургия этого произведения?
Вывод делают сами учащиеся: «Драматургия заключена в остром столкновении двух образов».
Повторное слушание увертюры.
У: Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы считаете, созвучен ли он с увертюрой «Эгмонт»? Чем?
Д: ответы.
У: А увертюра «Эгмонт» актуальна в наше время? Почему?
Д: ответы детей подвести к ВОВ.
У: Я хочу предложить фрагмент стихотворения, в котором действие происходит в госпитале во время ВОВ.
Ученик читает фрагмент стихотворения.
«…В нашу боль, в нашу быль,
Величав и греховен,
Как союзник входил
Неподкупный Бетховен…
И представилась нам
Дом, вихры ребятишек.
Нестерпимая боль
Стала дальше и тише.
И сказал мой сосед,
Как бумага бескровен:
«Видно, русским он был,
Этот самый Бетховен!»
Звучит песня «Звезды» В. Высоцкого.
У: Скажите, кто исполняет песню.
Д: ответы
Учитель рассказывает об авторе песни.
- О чем рассказывает, и какие чувства вызывает эта песня?
- Почему автор называет ее «Звезды»?
Д: ответы
Разучивание и исполнение песни «Звезды» В. Высоцкого.
Музыка Л.Бетховена, как и песня В.Высоцкого учат нас не сдаваться в трудных жизненных ситуациях, быть честными, сильными стойкими.
Я бы посоветовала вам почаще обращаться к такой музыке, которая подскажет ответы на многие вопросы.
Домашнее задание: подумайте, о чем строки Ф. Тютчева «Душа хотела б быть звездой», напишите об этом в своем дневнике музыкальных наблюдений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по музыке на тему" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)
конспект урока по музыке" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)...
Конспект урока "Жизнь и творчество Л.В.Бетховена" 7 класс
Конспект урока "Жизнь и творчество Л.В.Бетховена" 7 класс...
Конспект обобщающего урока по музыки для 6 класса по темам года «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия»
На примере незнакомого ребятам музыкального произведения («Полонез» М. Огиньского) дать представление о том, что восприятие крупного, сложного музыкального произвед...
конспект урока и презентация "Как стать хорошим драматургом" 9 класс УМК "English"
Конспект урока в 9 классе на тему "Как стать хорошим драматургом". Использовал видео-кейс технологию. Видео называется "Top tips for writers"...
План-конспект открытого занятия по хору “ Работа над драматургией музыкального произведения”
Данное открытое занятие поводилось хормейстером Бубновой Н. В. совместно с концертмейстером Величко Т. М.На открытом занятии использовалось упражнеие "Часики" (разработка Величко Т. М.). Дан...
Конспект урока по литературе в 9 классе "Островский. "Бедность не порок". Особенности драматургии
Конспект урока содержит сведения о биографии писателя. На уроке рассматриваются особенности драматургии Островского на примере произведения "Бедность не порок"...
Внеклассное мероприятие посвященное 250- летиюЛ.В.Бетховена «Творческий портрет Л.В.Бетховена»
Людвиг Ван Бетховеннемецкий композитор,пианист, дирижер. Последний представитель венской классической школы - ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наи...