Конспект урока "Музыкальная драматургия в Увертюре "Эгмонт" Л. Бетховена
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Бардина Наталия Геннадиевна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7klass2.doc36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКЕ

для седьмого класса.

Тема четверти: «Музыкальная драматургия».

Тема урока: Противоборство музыкальных образов в одном произведении.

Художественно-педагогическая идея:

«…Нет больше счастья, чем отдаться людям

И высекать огонь в груди у буден –

И ничего не требовать взамен».

Цель: показать, каким образом в увертюре «Эгмонт» Л.Бетховена выражены   основной конфликт и основная идея произведения.

Задачи:

  • познакомить со строением увертюры;
  • развитие эмоционально-образной восприимчивости, интонационного    слуха;
  • формировать умение воспринимать музыку, размышлять о ней;
  • воспитание любви и интереса к музыке и занятиями музыкой, музыкально - эстетического вкуса, музыкальных потребностей;

Музыкальный материал: Л.Бетховен Увертюра «Эгмонт», «Звезды», слова и музыка В.Высоцкого.

Ход урока.

Звучат музыкальные фрагменты: «К Элизе», соната №14 «Лунная», «Симфония№5».

У: Можете назвать автора этих фрагментов?

Д: ответы

У: Что можете сказать об этом композиторе?

Д: ответы

У: обобщает ответы учеников.

- какие произведения этого композитора вы еще знаете?

Д: Эгмонт

- Сегодня мы вернемся к прозвучавшему ранее произведению Л.Бетховена - увертюре «Эгмонт».

- напомните, что такое «увертюра».

Д: ответы

- Вспомните, какие события легли в основу трагедии «Эгмонт» немецкого поэта И. В. Гете.

(Исторические события XVI века, связанные с борьбой нидерландского народа за освобождение от испанского владычества. Эгмонт реальная историческая личность, живший в середине XVI века. Возглавил восстание против испанского короля Филиппа II, но становится жертвой коварных замыслов врагов, поддержавших короля. Перед смертью Эгмонт обратился к народу с призывом бороться за свободу и независимость своей Родины. Гете в своей драме идеализировал образ Эгмонта. И еще больше идеализировал этот образ Бетховен, представив Эгмонта пламенным борцом за свободу своего народа)

Образ Эгмонта был близок идеалам и настроениям Л. Бетховена. Всю силу своих чувств он выразил в увертюре.

У: В музыке Л.Бетховена уже во вступлении зарождается конфликт.

Кого с кем?

Наиграть образ испанского владычества.

(Ребята называют образ. Мрачные, тяжелые аккорды, темп медленный, ритм синкопированный - напоминает испанский танец-шествие сарабанду.)

Наиграть образ нидерландского народа.

-  Что мы слышим в музыке? (Стонущие интонации, интонации «вздохов».) Когда вы будете слушать, обратите внимание на самое важное - когда вступление переходит в основную часть: главная (первая) тема этой части незаметно вырастает из второго (угнетенного) образа - темы народа.

Слушание вступления.

-  Почему? Что этим хотел сказать Л. Бетховен? (Композитор дает понять - угнетенный народ собирает силы и от стонов переходит к борьбе.)

Слушание.

- Вслед за первой темой, стремительно несущейся вперед, появляется вторая (побочная) - образ завоевателей. Но, обратите внимание, в ней нет былого величия и властности.

Слушание.

-  Итак, что происходит в экспозиции? (Два образа сталкиваются, охваченные единым потоком напряженной борьбы.)

Слушание.

- Каков итог борьбы? (Герой погибает, но народ торжествует победу.)

-  Сколько частей в увертюре? (Три: в 1-й - излагаются и сопоставляются контрастные образы, во 2-й - разработка и развитие образов, в 3-й - итог противоборства тем.)

- В чем заключается драматургия этого произведения?

Вывод делают сами учащиеся: «Драматургия заключена в остром столкновении двух образов».

Повторное слушание увертюры.

У: Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы считаете, созвучен ли он с увертюрой «Эгмонт»? Чем?

Д: ответы.

У: А увертюра «Эгмонт» актуальна в наше время? Почему?

Д: ответы детей подвести к ВОВ.

У: Я хочу предложить фрагмент стихотворения, в котором действие происходит в госпитале во время ВОВ.

Ученик читает фрагмент стихотворения.

«…В нашу боль, в нашу быль,

Величав и греховен,

Как союзник входил

Неподкупный Бетховен…

И представилась нам

Дом, вихры ребятишек.

Нестерпимая боль

Стала дальше и тише.

И сказал мой сосед,

Как бумага бескровен:

«Видно, русским он был,

Этот самый Бетховен!»

Звучит песня «Звезды» В. Высоцкого.

У: Скажите, кто исполняет песню.

Д: ответы

Учитель рассказывает об авторе песни.

- О чем рассказывает, и какие чувства вызывает эта песня?

- Почему автор называет ее «Звезды»?

Д: ответы

Разучивание и исполнение  песни «Звезды» В. Высоцкого.

Музыка Л.Бетховена, как и песня В.Высоцкого учат нас не сдаваться в трудных жизненных ситуациях, быть честными, сильными стойкими.

Я бы посоветовала вам почаще обращаться к такой музыке, которая подскажет ответы на многие вопросы.

Домашнее задание: подумайте, о чем строки Ф. Тютчева «Душа хотела б быть звездой», напишите об этом в своем дневнике музыкальных наблюдений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по музыке на тему" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)

конспект урока по музыке" О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии" ( 7 класс)...

Конспект урока "Жизнь и творчество Л.В.Бетховена" 7 класс

Конспект урока "Жизнь и творчество Л.В.Бетховена" 7 класс...

Конспект обобщающего урока по музыки для 6 класса по темам года «Музыкальный образ», «Музыкальная драматургия»

На примере незнакомого     ребятам музыкального произведения («Полонез» М. Огиньского) дать представление о том, что восприятие крупного, сложного музыкального произвед...

конспект урока и презентация "Как стать хорошим драматургом" 9 класс УМК "English"

Конспект урока в 9 классе на тему "Как стать хорошим драматургом". Использовал видео-кейс технологию. Видео называется "Top tips for writers"...

План-конспект открытого занятия по хору “ Работа над драматургией музыкального произведения”

Данное открытое занятие поводилось хормейстером Бубновой Н. В. совместно с концертмейстером Величко Т. М.На открытом занятии использовалось упражнеие "Часики" (разработка Величко Т. М.). Дан...

Конспект урока по литературе в 9 классе "Островский. "Бедность не порок". Особенности драматургии

Конспект урока содержит сведения о биографии писателя. На уроке рассматриваются особенности драматургии Островского на примере произведения "Бедность не порок"...

Внеклассное мероприятие посвященное 250- летиюЛ.В.Бетховена «Творческий портрет Л.В.Бетховена»

Людвиг Ван Бетховеннемецкий композитор,пианист, дирижер. Последний представитель венской классической школы - ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наи...