5 класс " Любить . Молиться. Петь. Святое назначение "
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Быкова Инна Николаевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyubit_molitsya_pet_5_klass.doc67.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки.

Тема четверти: «Музыка и изобразительное искусство».

Тема урока: «Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье»

Цель деятельности: Выявить синтез искусств музыки и живописи.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Планируемый результат:

Предметные:

1. закрепить знания: песенность, знаменный распев, песнопения, пение a cappella, музыкальная живопись, живописная 

Метопредметные:

1. развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания;

Личностные:

  1.  формирование музыкальной культуры учащихся через пение и слушание
  2. Воспитывать потребность общения с музыкой, желание слушать ее и исполнять .

Оборудования: Компьютер, проектор, музыкальный центр, доска, портреты, фо-но.

Ход занятия.

Этапы урока. Методы и приемы.

Хронометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

1

Орг. момент (вокальный)

2

- Здравствуйте ребята!

 - Здравствуйте!

Дети приветствуют

Организовать свое рабочее место под руководством учителя

2

Актуализация знаний.

 Слушание.

П.И.Чайковский

 « Утренняя молитва»

6

Продолжаем тему предыдущего урока «Что роднит музыку и И.И.»сегодня мы поподробнее расмотрим этот вопрос на примкрк церковной музыки и живописи.

Скажите пожалуйста каждый верующий человек с чего начинает свой день? – с молитвы.

Послушайте произведение «Утренняя  молитва» и попробуйте вспомнить композитора написавшего это произведение.

Узнали?

Как вы думаете композитор смог передать характер и интонацию утренней молитвы?

А как он смог это сделать. Какими красками вы бы нарисовали картину к этому произведению?

Дети :

Слушают,

Вспоминают,

Отвечают.

 

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге

3

Постановка проблемы

Слушание «Знаменный распев»

9

Я бы хотела чтоб вы мне в конце урока отвеили на вопрос - Как вы понимаете слова русского поэта П. Вяземского: Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье?

 А пока откройте страницу учебника № 82, найдите «Как назывался основной вид древнерусского церковного песнопения?» 

послушайте знаменный распев.

«От какого слова происходило это название?» – Иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси.

Посмотрите на картину на стр 83. какие чувства вызывает это многообразие красок? – ощущение праздника.

Посмотрите как много света. В старину, когда не было электричества, свет исходил от множества свечей.

Скажите какие виды искусства мы можем увидеть на этой картине? – иконопись, архитектура, музыка.

Какова композиция картины?

Напомните мне что такое знаменный рапев? – основной вид древнерусского церковного пения.

Дети ищут ответ на вопрос в течении урока, слушают, отвечают,анализируют.делают выводы.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге

4

.Слушание С.В. Рахманинов «Богородице дево радуйся»

6

От какого слова происходило это название?» – Иконы, песнопения, молитвы – часть духовной культуры Древней Руси.

Посмотрите на картину на стр 83. какие чувства вызывает это многообразие красок? – ощущение праздника.

Посмотрите как много света. В старину, когда не было электричества, свет исходил от множества свечей.

Скажите какие виды искусства мы можем увидеть на этой картине? – иконопись, архитектура, музыка.

Какова композиция картины?

Напомните мне что такое знаменный рапев? – основной вид древнерусского церковного пения.

Переверните страницу. Прочитайте абзац о этой картите.

Как она называется?

 Какие две части композиции?

Какие краски использовал художник?

Что у Богородицы в руках? – покров.

Что это? Покров это красный платок, которым Богородица защищает верующих, бывали случаи когда во время войны верующие видели что небо было красным и  в тот момент они чувствовали защиту  Богородицы. Именно в том месте где был красный покров смерть обходила стороной верующих.

Послушайте произведение и скажите можно ли его сопоставить  к этой картне?

Разбор картины по таблице.

Скажите это произведение было одноголосное или многоголосное?

А на картине изображены несколько людей или один?

Дети слушают, отвечают, анализируют.

делают выводы

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге

5

Пение.

9

ВХТ

Методы

- Поступенное движение вниз,

- скачки,

-ритмические ,

- проговаривание согласных, замыкание фраз.

-графический показ

- показ голосом образное сравнение,

- прохлопывание ритма мелодии,

-ассоциации, собственный показ.

А сейчас эту мелодию мы их пропаем.

Дети поют

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

6

«Аве Мария» Д. Каччини;

10

Откройте стр 86 – 87. как называется картина?

Прочитайте абзац о Мадонне.

Разбор картины по таблице.

Послушайте произведение «Аве Мария»

 какие чувства передает эта музыка,

что сближает  образы произведения и картины?
.Босоногая. Простая. Юная. Мадонна спустилась к людям.

 Тысячные толпы ждут ее появления. И это зрелище людей, страждущих, ищущих ее взгляда, протягивающих к ней руки, остановило на миг Марию. Она потрясена. Вот земля ... и эти люди, которые должны неминуемо убить ее дитя. Она знает об этом. Знает все!
Меланхолично, иронически глядят на род человеческий 
два малыша с крыльями.Ангелы. Они на своем веку уже вдоволь насмотрелись на этих странных, таких нелепых, смешных, а порою страшных людей. Шумных и плаксивых. Вечно просящих чего-то у неба. Всегда недовольных. Потупила взор святая великомученица Варвара. Она тоже слишком хорошо узнала цену людям. Ее смущает шум толпы. Ей немного стыдно. Ведь она тоже была человеком. Папа Сикст, древний старик, поднял умиленный взор к Марии. Он забыл, забыл всю свою суетную жизнь, все бесчисленные грехи свои, и вот здесь, на пороге жизни и смерти, он в первый раз наконец поверил. Поверил в чудо.

Попирая облака босыми ступнями, прижимая к груди сына, взирает на людей мадонна. Ее взор смущен этим зрелищем неустроенности мира, страданий и волнений обитателей земли. Прекрасное, благородное лицо отражает все оттенки изумления. Мария не слышит привычного хора ангелов. Ее слух смущен нестройными голосами жителей Земли. Она еще крепче обнимает сына. Мадонна чувствует его судьбу, и поэтому так широко открыты ее прекрасные, немного печальные глаза, чуть-чуть приподняты тонкие брови, потому такой скорбью осенена ее юная краса.

Дети слушают

отвечают

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Р: Принимают и решают поставленную задачу.

К: Участвуют в учебном диалоге

7

Итог

3

Как вы понимаете слова русского поэта П. Вяземского: Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье?

Все виды искусства и музыка и изобразительное искусство дополняют друг друга, поэтому через музыкальные и художественные произведения идёт сочетание и художественных и музыкальных средств и образ матери становится более понятным, выразительным, разнообразным.

Дети отвечают

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по программе Б.М.Неменского во 2 классе "Образ здания и его назначение".

Каждое здание имеет свой образ. Оказывается, и конструкция здания иего силуэт могут выражать отношение человека к жизни, напрямую зависит от того, с какой целью и для кого оно построено. Дети делают д...

Урок по информатике в 7 классе "Модели объектов и их назначение"

ПредметИнформатикаКласс7Тип урокаизучения и первичное закрепление новых знаний и способов деятельностиТехнология построения урокапроблемно-диалогическая ТемаМодели объектов и их назначениеЦельсоз...

План-конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 7-9 классов на тему "Праздник особого назначения"

Цель мероприятия – изменить отношение подростков к государственному празднику Дню народного единства.Задачи мероприятия:1.  раскрыть историческую и духовно-нравственную суть Дня народного единств...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Приставка. Её назначение в слове"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Приставка. Её назначение в слове"...

Коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке в 6 «а» классе Тема: «Виды магазинов. Их назначение»

ЦелидеятельностипедагогаЦель: познакомить обучающихся с основными видами магазинов и их назначением.Задачи:Коррекционно–образовательные: способствовать развитию представлений о магазинах торговл...