Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Приставка. Её назначение в слове"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Приставка. Её назначение в слове"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruzanova_m.d_urok_po_teme_pristavka_ee_znachenie_v_slove.docx | 29.36 КБ |
k_uroku.pptx | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Приставка, её назначение в слове»
Учитель: Рузанова М.Д
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цели урока:
Содержательная: формирование знаний о приставке как значимой части слова
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание кластера, исследовательская работа
Планируемые результаты:
Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; планировать пути достижения целей; обучающийся получит возможность научиться выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ
Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя метод наблюдения, устанавливать причинно-следственные связи ; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую( составлять кластер); обучающийся получит возможность научиться делать умозаключения на основе аргументации.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы, научиться работать в паре, оформлять свои мысли в устной форме, работая в паре и группе; обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения не враждебным для одноклассников образом.
Предметные: обучающийся научится давать определение приставки, выделять ее смысловое значение ,выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками, группировать слова по значению приставок; обучающийся получит возможность научиться понимать механизмы образования слов при помощи приставок, определять состав слова.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, лингвистические игры, беседа, работа с текстом, индивидуальная и групповая работа.
Оценка деятельности обучающихся: опрос, наблюдение, самоконтроль, взаимоконтроль.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки.
Демонстрационный материал: презентация, эталоны для самопроверки
Сценарий урока:
1.Орг.момент Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Сегодня ночью розы мне приснились,
Я между ними гуляла не спеша.
Какое это счастье вдруг увидеть
Живые розы, словно гроздья хрусталя.
Ребята, от встречи с вами у меня так приятно на душе, я говорю вам доброе : «Здравствуйте!», и очень хочется услышать от вас в ответ теплое….
Ребята, сегодня вы работаете в группе, а это значит работаете дружно, я предлагаю вам взяться за руки в знак солидарности и единства и ,если вы готовы друг другу помогать, пожмите друг другу руки. Молодцы, отлично. Садитесь.
Давайте сразу определимся с оцениванием сегодня на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки. (приложение 1)Заданий будет не так много. После выполнения оцениваете результат работы всей группы. 1 ошибка-это тоже 5, вы имеете право на ошибку, 2-3 ошибки-4, 4 -5 ошибок -3
Я думаю, что в группе вы работаете часто и правила хорошо знаете. Давайте вспомним только жесты. Взялись за руки и подняли вверх- готовы отвечать, показываем большой палец-согласны с другой группой, скрестили руки- не согласны. Репетируем. Вы шестой класс, вы пятый класс…
Учитель: Вы готовы начать урок?
Ученик: да
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Учитель: Ребята, встречу с вами я сравнила с встречей с какими цветами?
Ученик: с розами
беру цветок
Учитель: А какие цветы вы любите? (ответы детей)
беру другие цветы
Учитель: Что получилось?
Ученик: букет
Учитель: А что такое букет?
Ученик: срезанные или сорванные цветы, подобранные друг к другу
Учитель: Совсем недавно вы изучали «Лексику» и говорили о лексическом значении слов, а я помогла вам сейчас лексическое значение слова букет увидеть. А с точки зрения грамматики, языка букет-это что?
Ученик: слово
Учитель: Ребята, вот я о чем подумала. А почему бы нам любое слово не представлять в виде букета и тогда нам легко будет разбирать его на части-цветочки. А о каких таких частях слова я говорю?
Ученик: морфемы
Учитель: А какой раздел языка мы изучаем?
Ученик: морфемика
-Учитель: Чтобы приступить к изучению нового мы должны посмотреть, а какие знания у нас уже имеются. Настало время поработать с понятиями.
Я предлагаю вам поработать над созданием кластера. В центре букет (слово), разбираем его в стороны на отдельные цветы морфемы, названия их клеем на розовых листочках и соединяем с определением на голубых листочках.( морфема, корень, окончание, суффикс, основа, приставка, морфемика)
-Проверим, насколько вы справились с заданием. Если что-то неверно, можете вносить корректировку. Оцениваем. (Эталон на экране)
3.Выявление места и причины затруднения.
Учитель: А к какой морфеме не было определения.
Ученик: Приставка
Учитель: Почему?
Ученик: Потому что мы еще ее не изучали
4.Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: Какова цель нашей дальнейшей работы?
Ученик: дать определение приставке
Учитель: Как сформулируем тему нашего урока?
Ученик: Приставка
(учитель корректирует и ее значение в слове)
Учитель: Записываем число, классная работа и тему урока. К кластеру еще вернемся.
В течение нескольких секунд сформулируйте вопросы по теме, на которые хотите ответить, мне бы хотелось услышать ваши ожидания от урока.(знать, различать, применять)
Ответы детей
Учитель: Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод вы использовали в случаях, когда не могли что-либо объяснить?
Ученик: Обычно мы использовали метод наблюдения или работу с учебником
5.Реализация построения проекта
Учитель: Ответить на вопросы по теме «Приставка» я предлагаю вам самим.
План исследования общий, на экране. Вы получаете вопросы, на которые отвечаете, исследуя информацию на карточках. Номер карточки соответствует номеру вопроса. Выводите определение. Затем проверяем.
План-исследования (приложение 2)
1.Ответить на вопросы.
2.Использовать примеры.
3.Вывести определение.
Вопросы:
1.Бывают ли слова без приставок?
2.Приставка - значимая часть слова?
3.Для чего служит приставка?
4.Может ли приставка стоять перед любой морфемой?
5.Может ли приставка изменить лексическое значение слова.
6.Может ли в слове быть несколько приставок?
Слова для анализа (Приложение 3)
1.Букет, дом, кошка, собака, класс
3.Съезд, переезд, выезд, наезд
4.Пришел, ушел, перешел, зашел
5. Прибежать, убежать
6. Перепроверить, поназачеркивать, поразмыслить
Учитель: Правильно ли вы сделали вывод о приставке, проверьте по учебнику
Ученик: Да правильно, вывод совпадает с определением в учебнике
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Игра «Снежный ком»
Учитель: Какой следующий этап нашей познавательной деятельности
Ученик: Необходимо закрепить знания, правила и умения
Учитель: Тогда поработаем устно. Работаем фронтально. Тренируемся в образовании новых слов. Поиграем в «Снежный ком»
Вспомним, наш букет. Чтобы родились в нашем саду красивые цветы, сначала нужно посадить рассаду, а потом еще много чего нужно с ней делать.
А что скажите сами. Первый ученик говорит первое слово посадить, а потом, используя возможные приставки, другие ученики по цепочке образуют новые слова.
Ученик: Посадить, высадить, рассадить, пересадить, досадить и др.
Физминутка
С при приставкою присесть,
С по приставкою подняться
С под подпрыгнуть, подмигнуть
С вы вытягиваем руки,
С о опустим их опять
Вот и все настало время
С за зарядку завершать.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учитель: Отгадайте загадку:
Удивительный букет:
Ветки есть, а листьев нет.
Не привык к парадной вазе,
Очищает дом от грязи (веник)
Предлагаю прочитать притчу Л.Толстого про веник. В притче Л.Толстого найдите однокоренные слова, выпишите, выделите, где это возможно приставку и объясните , чем отличается значение слов
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии: они не слушались. Он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили.
Учитель: Чему учит притча?
Учитель: Я желаю вам быть всегда вместе как прутики веника, как морфемы в словах.
Проведем самопроверку по эталону (на экране)
Учитель: Поднимите руки, кто выполнил задания без ошибок? Какие затруднения вы испытывали? Кто допустил ошибки? Как поступить?
Ученик: Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.
Учитель: Молодцы. Не забываем оценивать работу в листах самооценки.
8.Включение нового знания в систему знаний.
Учитель: Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?
Ученик: Можем дать определение приставки, выделить ее в слове, объяснить ее значение, образовать новые слова при помощи приставок.
Учитель: Достаточно ли мы закрепили новое правило?
Ученик: Нет
Учитель: Почему?
Ученик: Мал объем практического применения нового знания.
Учитель: Тогда работаем над следующим заданием. Работаем в группах.
Лингвистическая игра.
-Отгадайте . Работайте с кластером. Пишите под морфемами, а под букетом напишите слово, которое получится.
Взять приставку у слова подморозило
Корень у слова снежок
Суффикс у слова лесник
Окончание у слова снеговики (Подснежники)
-Подснежники скоро появятся.
-Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречают,
Вся же в дневнике или журнале. (Оценка)
Учитель: Проверьте по эталону на экране
9.Рефлексия. Оценивание.
Учитель: Мне понравилось с вами работать, и мне хочется услышать ваше мнение об уроке. Помогла ли я вам ответить на вопросы, которые возникли у вас по теме «Приставка, ее значение в слове»
Возьмите листочки с ромашкой и напишите на каждом лепестке: Мне удалось…Меня удивило… Мне понравилось…Я могу похвалить себя за…
Мне было трудно…
Заполненные листы оценивания сдайте мне.
Домашнее задание:
1) Выучить правило, стр 21 всем
2) Кто усвоил тему, но пока не может объяснить другому, выполните упр 416.
3) Кто научился находить в слове приставку, определять ее значение, образовывать новые слова при помощи приставок и может объяснить тему товарищу, скажите себе « Молодец!» и напишите сочинение-миниатюру «Мой любимый цветок»
-До свидания!
Приложение1
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ
- ошибка «5»
2-3 ошибки «4»
4-5 ошибок «3»
Более 5 ошибок «2»
Этапы урока | Оценка |
1.Актуализация. Создание кластера | |
2. Исследовательская работа | |
3. Игра «Снежный ком» | |
4. Работа с текстом | |
5. Лингвистическая игра |
Средняя оценка:
Приложение 2
Исследовательская работа по теме
«Приставка, её значение в слове»
Вопросы | Ответы |
1.Бывают ли слова без приставок? | |
2.Приставка - значимая часть слова? | |
3.Для чего служит приставка? | |
4.Может ли приставка стоять перед любой морфемой? | |
5.Может ли приставка изменить лексическое значение слова? | |
6.Может ли в слове быть несколько приставок? | |
Вывод: Приставка- |
Приложение 3
Карточка 1
Букет, дом, кошка, собака, класс
Карточка 3
Съезд, переезд, выезд, наезд
Карточка 4
Пришёл, ушёл, перешёл, зашёл
Карточка 5
Прибежать, убежать
Карточка 6
Перепроверить, поназачеркивать, поразмыслить
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Кластер на тему «Морфемы» Корень Приставка Суффикс Окончание
Тема урока « Приставка, её значение в слове»
Хочу узнать…. Буду уметь….
План исследования по теме «Приставка, её значение в слове» 1. Ответить на вопросы, используя информацию на карточках 2.Вывести определение
Игра «Снежный ком» Посадить, ….
Игра «Снежный ком» Посадить, пересадить, подсадить, высадить, рассадить…
Задание: Найдите однокоренные слова, выпишите их, выделите, где это возможно , приставку и объясните, чем отличается значение слов. Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии: они не слушались. Он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту. Они легко переломили.
Сломайте, сломать, ломать, переломили.
Лингвистическая игра Приставка - ПОДМОРОЗИЛО Корень – СНЕЖОК Суффикс – ЛЕСНИК Окончание - СНЕГОВИКИ
ПОДСНЕЖНИКИ
Мне удалось.. Меня удивило… Мне понравилось… Я могу похвалить себя за… Мне было трудно…
Домашнее задание: Стр 21 выучить правило; Задание на выбор: 1. Упр 416. 2. Написать мини-сочинение « Мои любимые цветы»
Спасибо за внимание
ИСТОЧНИКИ Руденко Г. Л., педагог Центра дополнительного образования детей Г . Удачного Республики Саха (Якутия), руководитель студии « Довузовская подготовка. Русский язык» https :// im3-tub-ru.yandex.net/i?id=3eea4fbbdb8e07109d4c76cabd11f680&n=33&h=215&w=237 https:// im3-tub-ru.yandex.net/i?id=0dcb0b44c855cb2676bcfe73d314ca7e&n=33&h=215&w=215 https:// im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ff98939fca7ec6f4f5d52da2c73fd7d2&n=33&h=215&w=186 https:// im3-tub-ru.yandex.net/i?id=e52b375cc14cac704da421ca80236316&n=33&h=215&w=215 https:// im2-tub-ru.yandex.net/i?id=486f5c49b2caa27eff7783176734b441&n=33&h=215&w=344 https:// im3-tub-ru.yandex.net/i?id=4a92e53a6c7f385c08d03ad28199b4db&n=33&h=215&w=215 https:// im0-tub-ru.yandex.net/i?id=78f95f0435c8a4e491b2b1e24327a69f&n=33&h=215&w=215 https:// im2-tub-ru.yandex.net/i?id=09edb0ab1e6e7d0b1135a0e855260926&n=33&h=215&w=258 https:// im2-tub-ru.yandex.net/i?id=08d45e75da0b370a316e7c5b5c37b1db&n=33&h=215&w=215 https:// im1-tub-ru.yandex.net/i?id=02873890fcbaa56af3b5f9341fc1405d&n=33&h=215&w=215 https:// im3-tub-ru.yandex.net/i?id=a724327cb0546336148a9e34ad89b14d&n=33&h=215&w=287 https:// im2-tub-ru.yandex.net/i?id=910479292ebf6d3a0c2538cbb93d55b5&n=33&h=215&w=382 https:// im2-tub-ru.yandex.net/i?id=64f53272d7d392cc48b0a0931b44f1a4&n=33&h=215&w=321 https:// im3-tub-ru.yandex.net/i?id=3bda0985626aa5845bef8fbcc41198a5&n=33&h=215&w=326 https:// im2-tub-ru.yandex.net/i?id=c3bbf7472bb6d62b058d31627d6a5f7d&n=33&h=215&w=269 https:// im0-tub-ru.yandex.net/i?id=774faf4dee12327779b58a5afec31a98&n=33&h=215&w=344
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС Презентация и конспект к уроку русского языка (2 класс). Тема: "Формирование навыка правописания сложных слов"
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока русского языка. 9 класс. Способы подчинительной связи слов в словосочетании
Конспект урока русского языка в 9 классе...
Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова"
Конспект урока Русский язык 5 класс "Морфемный разбор слова" по ФГОС...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"
Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»
Конспект урока русского языка 5 класс Тема: Обобщающее повторение. «Слово и его значения, закрепление и обобщение изученного»...