Занятие по ансамблевому музицированию "Информационное поле как предпосылка для интерпретации музыкального образа"
методическая разработка (7 класс) по теме
Цель занятия: активизация познавательной деятельности, привлечение информационных и электронных ресурсов для расширения музыкального и общекультурного кругозора учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_kompyuternymi_tehnologiyami_gavot.doc | 59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ Гимназия № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга
Открытое занятие по ансамблевому музицированию
Тема занятия:
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ
КАК ПРЕДПОСЫЛКА ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА
Педагог дополнительного образования: Мельник Светлана Матвеевна
Учащиеся: Трошков Юрий, Глебов Сергей
Санкт-Петербург
2013
Цели занятия:
- активизация познавательной деятельности: привлечение информационных электронных ресурсов для расширения музыкального и общекультурного кругозора учащихся;
- ознакомление с электронными музыкальными энциклопедиями; формирование навыков использования электронных ресурсов;
- развитие интеллектуальной активности учащихся, коммуникативных способностей, повышение мотивации к обучению.
Задачи занятия:
- Создать информационный блок, используя электронные интернет-энциклопедии — Википедия, «Личности Петербурга» и ЕОМI (интернет-энциклопедия музыкальных инструментов); YouTube и сайт mp3tune.net
- Осмыслить, проанализировать полученную информацию и придти к верному представлению и пониманию музыкального образа пьесы.
План занятия:
- найти информацию об опере С. Баневича «История Кая и Герды»;
- определить жанровую направленность «Танца разбойников»;
- найти информацию о происхождении и жанровых особенностях гавота;
- гавот в исторической ретроспективе: Ж.Б. Люлли, Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, (аудио и видеозаписи — поиск на YouTubeи на сайтах классической музыки);
- познакомиться с инструментарием старинной музыки (интернет-энциклопедия EOMI);
- гавот в творчестве С.Прокофьева (балет «Золушка», Классическая симфония, фортепианные пьесы) – поиск аудио и видеозаписей на YouTube и сайте mp3tune.net
- дать музыкальную характеристику пьесе С. Баневича «Танец разбойников»;
- значение инструментовки в создании музыкального образа.
Ход занятия:
Учитель: «Музыка только тогда хороша, когда она создаёт какие-то образы» — это высказывание Александра Фёдоровича Гедике, известного русского музыканта. Яркая, выразительная, убедительная интерпретация — цель каждого исполнителя.
Интерпретация — это личностное видение, понимание, представление музыкального образа, выраженное в музыкальном исполнении. Интересная интерпретация вызывает у слушателей эмоциональное восприятие музыки, с яркими слуховыми и зрительными ассоциациями.
Интерпретация опирается на процесс вживания и осмысливания исполняемого произведения, умение анализировать и синтезировать музыкальный текст, определяя его структурно-смысловую логику. Задача исполнителя – вникнуть в замысел автора, почувствовать эмоциональное содержание музыки, стиль и характер исполнения.
Для понимания образного содержания произведения, его художественной идеи необходимо владеть многогранной информацией о времени создания, литературном источнике (если есть программа), жанровых и стилистических особенностях пьесы.
Используя компьютер как источник информации, будем решать эту задачу.
Воспользуемся интернет-энциклопедиями — Википедия, «Личности Петербурга», EOMI (энциклопедия музыкальных инструментов), YouTube и сайтом mp3tune.net
Что можно узнать об авторе и написанной им пьесе? Открываем энциклопедию Википедия и вводим в строку поиска наши данные.
Воспользуемся также ссылкой на энциклопедию «Личности Петербурга».
Ученик: Сергей Баневич — петербургский композитор. Его оперы «История Кая и Герды», «Городок в табакерке» и «Фердинанд Великолепный», мюзикл «Приключения Тома Сойера», музыкальная феерия «Стойкий оловянный солдатик» с большим успехом идут на сценах ведущих российских театров. Он один из главных детских композиторов России.
«Танец разбойников» — сцена из 2-го действия оперы «История Кая и Герды». С. Баневич написал оперу в 1979 году, и уже в 1980 году она была впервые поставлена Кировским театром (ныне Мариинским). Это романтическая опера в 2-х действиях, созданная по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева».
Учитель: Краткое содержание оперы можно прочесть на сайте — www.opera-novosibirsk.ru — сайт Новосибирского театра оперы и балета. Там же можно посмотреть фотогалерею сцен из спектакля.
Очень важно для выразительного исполнения понимать жанровую основу пьесы. Ориентируясь на размер, особенности ритмики можно определить, что пьеса написана в жанре гавота. Найдём информацию об этом танце в Википедии — вводим в строку поиска «гавот» (ru.wikipedia.org/wiki/Гавот)
Ученик: Гавот (фр.gavotte, буквально танец гавотов) — французский танец.
Тактовый размер гавота — Alla breve (2/2, 4/4), с затактом в 1/2 (2/4); каждые два такта образуют одну группу, заканчивающуюся всегда на сильном времени; движение умеренное; наименьшие длительности нот — восьмые. Первоначально развился как быстрый народный хороводный танец.
Учитель: На этой же странице Википедии мы видим ссылки на видеозаписи этого танца на YouTube. Посмотрим и дадим музыкальную характеристику старинным гавотам.
Ученик: Гавот как народный танец звучит жизнерадостно, энергично. Гавоты, написанные для исполнения в дворцовых залах совсем другие — грациозны, изящны, мелодия мягкая по очертаниям.
Учитель: Французские композиторы-клавесинисты Ф.Куперен, Ж.Ф.Рамо создали замечательные образцы этого танца. В XVII веке гавот был введён Жаном-Батистом Люлли в репертуар придворной и салонной музыки и стал часто встречаться в качестве составной части сюиты, следуя, как правило, за сарабандой. Послушаем в аудиозаписи гавоты этих композиторов. Воспользуемся сайтом – mp3tune.net
Для более точного представления о том, как звучали гавоты Ф. Куперена, Ж. Ф. Рамо, Ж. Б. Люлли познакомимся с инструментами того времени. Откроем энциклопедию EOMI (сайт — eomi.ws) и найдём страницу, где представлен старинный клавишный инструмент — клавесин. Какой характер звучания клавесина?
Ученик: Звучание клавесина негромкое, лёгкое, серебристое, очень подходящее для выражения изящного, грациозного характера старинных танцев.
Учитель: Жанр гавота не исчез со временем, его можно встретить в произведениях П. Чайковского, А. Глазунова и особенно — С. Прокофьева (в симфонической, фортепианной музыке, балетах). Но используется гавот уже скорее в качестве стилизации.
Композиторы XX века С. Прокофьев, И. Стравинский, Д. Шостакович используют в своём творчестве традиционные музыкальные формы и жанры, но наполняют их новым содержанием, используя музыкальный язык своего времени.
Обратимся к творчеству С. Прокофьева. Найдём на YouTube и сайте mp3tune.net гавоты из его произведений — из «Золушки», Классической симфонии, фортепианные гавоты.
Послушаем гавот из балета «Золушка». Какова его музыкальная характеристика, каким образным содержанием он наполняется?
Ученик: В музыке много юмора, шутки, так и представляешь двух недалёких сестёр Золушки.
Учитель: Верно, С.Прокофьев — мастер музыкального портрета, его балеты, оперы наполнены очень выразительными музыкальными характеристиками. Образы сестёр Золушки раскрыты в гротескном преломлении через жанр гавота. Гавот, танец прошлых веков, используется для того, чтобы подчеркнуть характер сестёр — застывший, негибкий, туповатый, ограниченный. Тяготение к проявлению насмешливого, пародийного очень характерно для С. Прокофьева. Юмор, сарказм, гротеск, буффонада, эксцентрика – реакция на негативные стороны жизни. Композитор применяет на редкость эффективные средства: скопление диссонирующих созвучий (энергия диссонантности), использование огромного звукового поля (множество скачков по разным регистрам), смещение метроритмических ударений (метроритмические «неожиданности» – акценты, синкопы), непривычные мелодические обороты, гармонические последования и сочетания, невероятные фактурные преобразования, динамические противопоставления, интересные колористические комбинации (тембровые переключения, красочная инструментовка). От традиционного танца композитор сохранил лишь ритмическую основу. Образ создаётся новым мелодическим и гармоническим языком.
Мы проследили эволюцию этого танцевального жанра во времени, и теперь путём сравнения, сопоставления попробуем дать музыкальную характеристику «Танцу разбойников».
Ученик: Гавоты Прокофьева и нашу пьесу «Танец разбойников» объединяют близкие музыкальные характеристики. Это тоже сценка-портрет, написанная с юмором и иронией. Энергичное начало — «агрессия» передаётся динамикой ff, смещением метроритмических ударений – много синкоп. Широко охватывается клавиатурное пространство, противопоставляются регистры – от густого, плотного нижнего регистра до прозрачных, звонких звучаний. Тема звучит всё насмешливее, уходя в высокий регистр. Преобладает отрывистое звукоизвлечение – штрихи staccato, non legato. Много диссонирующих созвучий, неожиданных тональных отклонений.
Учитель: Для музыкально-образной характеристики большое значение имеет инструментовка. Подумаем, какие инструменты симфонического оркестра здесь можно использовать, чтобы создать такой гротескный образ?
Ученик: Было бы неплохо использовать медные духовые, особенно с низким звучанием, что очень соответствует авторской ремарке «Grave».
Учитель: Верно, туба очень выразительна в этой роли. И, конечно, нужна струнная группа, чтобы подчеркнуть выразительность штрихов, передающих танцевальные движения. Послушаем аранжировку нашей пьесы.
ВЫВОД:
- Информационная подготовка даёт возможность путём сравнения, сопоставления приходить к пониманию художественной идеи, образного содержания произведения, осознанию того, что хотел выразить композитор и как он это сделал. Это необходимая предпосылка для яркой, убедительной интерпретации.
- Активные поиски нового знания оптимизируют учебный процесс. Создаются условия для развития музыкального мышления, расширяется круг художественных впечатлений, обогащается музыкальный кругозор учащихся. Повышается мотивация детей к обучению, создаётся творческий микроклимат в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ансамблевая игра в классе домры – важнейшее звено музыкального воспитания учащихся ДШИ
В статье рассматриваются особенности игры в ансамбле в класе домры. Ансамблевая игра – важнейшее звено музыкального воспитания учащихся ДШИ. Не стоит недооценивать данный вид работы. Он интересен...
"Интерпретация музыкального произведения"
Работа над музыкальным произведением является творческим процессом, многообразие которого связано как с художественными особенн...
«Музыкальные зарисовки» развитие вокальных навыков на занятии «Сольное (ансамблевое) пение» в интеграции с английским языком
Тип занятия: интегрированное практическое занятиеЦель занятия: способствовать развитию вокальных навыков пения у воспитанников на занятии «Сольное (ансамблевое) пение» в интеграции с англи...
Конспект открытого занятия и презентация на тему "Творческая интерпретация музыкального репертуара клуба любителей песни «Музыка души»"
Открытое занятие в форме мастер-класса - это мини-концерт, где на примере исполнения разных песен показаны приемы аранжировки....
Открытое занятие по теме «Работа над исполнительскими приемами для создания художественного образа в детских музыкальных произведениях»
Занятие проводилось по предмету общее фортепиано для учащихся 10 лет....
Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля
Открытый урок по фортепианному ансамблю.Тема занятия: «Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля»....
Методическая разработка сценария открытого занятия педагога доп.образования Гончарука В.Е. – литературно-музыкальное путешествие по музыкальным образам «Музыкальный калейдоскоп»
Разработка сценария тематического направления в области театрального искусства....