Занятие по ансамблевому музицированию "Информационное поле как предпосылка для интерпретации музыкального образа"
методическая разработка (7 класс) по теме

Мельник Светлана Матвеевна

Цель занятия: активизация познавательной деятельности, привлечение информационных и электронных ресурсов для расширения музыкального и общекультурного кругозора учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_s_kompyuternymi_tehnologiyami_gavot.doc59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ Гимназия № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга

Открытое занятие по ансамблевому музицированию

Тема занятия:

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ

КАК ПРЕДПОСЫЛКА ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА

Педагог дополнительного образования: Мельник Светлана Матвеевна

Учащиеся: Трошков Юрий, Глебов Сергей

Санкт-Петербург

2013

Цели занятия:

  1. активизация познавательной деятельности: привлечение информационных электронных ресурсов для расширения музыкального и общекультурного кругозора учащихся;
  2. ознакомление с электронными музыкальными энциклопедиями; формирование навыков использования электронных ресурсов;
  3. развитие интеллектуальной активности учащихся, коммуникативных способностей, повышение мотивации к обучению.

Задачи занятия:

  1. Создать информационный блок, используя электронные интернет-энциклопедии — Википедия, «Личности Петербурга» и ЕОМI (интернет-энциклопедия музыкальных инструментов); YouTube и сайт mp3tune.net
  2. Осмыслить, проанализировать полученную информацию и придти к верному представлению и пониманию музыкального образа пьесы.

План занятия:

  1. найти информацию об опере С. Баневича «История Кая и Герды»;
  2. определить жанровую направленность «Танца разбойников»;
  3. найти информацию о происхождении и жанровых особенностях гавота;
  4. гавот в исторической ретроспективе: Ж.Б. Люлли, Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, (аудио и видеозаписи — поиск на YouTubeи на сайтах классической музыки);
  5. познакомиться с инструментарием старинной музыки (интернет-энциклопедия EOMI);
  6. гавот в творчестве С.Прокофьева (балет «Золушка», Классическая симфония, фортепианные пьесы) – поиск аудио и видеозаписей на YouTube и сайте mp3tune.net
  7. дать музыкальную характеристику пьесе С. Баневича «Танец разбойников»;
  8. значение инструментовки в создании музыкального образа.


Ход занятия:

Учитель: «Музыка только тогда хороша, когда она создаёт какие-то образы» — это высказывание Александра Фёдоровича Гедике, известного русского музыканта. Яркая, выразительная, убедительная интерпретация — цель каждого исполнителя.

 Интерпретация — это личностное видение, понимание, представление музыкального образа, выраженное в музыкальном исполнении. Интересная интерпретация вызывает у слушателей эмоциональное восприятие музыки, с яркими слуховыми и зрительными ассоциациями.

Интерпретация опирается на процесс вживания и осмысливания исполняемого произведения, умение анализировать и синтезировать музыкальный текст, определяя его структурно-смысловую логику. Задача исполнителя – вникнуть в замысел автора, почувствовать эмоциональное содержание музыки, стиль и характер исполнения.

Для понимания образного содержания произведения, его художественной идеи необходимо владеть многогранной информацией о времени создания, литературном источнике (если есть программа), жанровых и стилистических особенностях пьесы.

Используя компьютер как источник информации, будем решать эту задачу.

Воспользуемся интернет-энциклопедиями — Википедия, «Личности Петербурга», EOMI (энциклопедия музыкальных инструментов), YouTube и сайтом mp3tune.net

Что можно узнать об авторе и написанной им пьесе? Открываем энциклопедию Википедия и вводим в строку поиска наши данные.

Воспользуемся также ссылкой на энциклопедию «Личности Петербурга».

Ученик: Сергей Баневич — петербургский композитор. Его оперы «История Кая и Герды», «Городок в табакерке» и «Фердинанд Великолепный», мюзикл «Приключения Тома Сойера», музыкальная феерия «Стойкий оловянный солдатик» с большим успехом идут на сценах ведущих российских театров. Он один из главных детских композиторов России.

«Танец разбойников» — сцена из 2-го действия оперы «История Кая и Герды». С. Баневич написал оперу в 1979 году, и уже в 1980 году она была впервые поставлена Кировским театром (ныне Мариинским). Это романтическая опера в 2-х действиях, созданная по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева».

Учитель: Краткое содержание оперы можно прочесть на сайте — www.opera-novosibirsk.ru — сайт Новосибирского театра оперы и балета. Там же можно посмотреть фотогалерею сцен из спектакля.

Очень важно для выразительного исполнения понимать жанровую основу пьесы. Ориентируясь на размер, особенности ритмики можно определить, что пьеса написана в жанре гавота. Найдём информацию об этом танце в Википедии — вводим в строку поиска «гавот» (ru.wikipedia.org/wiki/Гавот)

Ученик: Гавот (фр.gavotte, буквально танец гавотов) — французский танец.

Тактовый размер гавота — Alla breve (2/2, 4/4), с затактом в 1/2 (2/4); каждые два такта образуют одну группу, заканчивающуюся всегда на сильном времени; движение умеренное; наименьшие длительности нот — восьмые. Первоначально развился как быстрый народный хороводный танец.

Учитель: На этой же странице Википедии мы видим ссылки на видеозаписи этого танца на YouTube. Посмотрим и дадим музыкальную характеристику старинным гавотам.

Ученик: Гавот как народный танец звучит жизнерадостно, энергично. Гавоты, написанные для исполнения в дворцовых залах совсем другие — грациозны, изящны, мелодия мягкая по очертаниям.

Учитель: Французские композиторы-клавесинисты Ф.Куперен, Ж.Ф.Рамо создали замечательные образцы этого танца. В XVII веке гавот был введён Жаном-Батистом Люлли в репертуар придворной и салонной музыки и стал часто встречаться в качестве составной части сюиты, следуя, как правило, за сарабандой. Послушаем в аудиозаписи гавоты этих композиторов. Воспользуемся сайтом – mp3tune.net

Для более точного представления о том, как звучали гавоты Ф. Куперена, Ж. Ф. Рамо, Ж. Б. Люлли познакомимся с инструментами того времени. Откроем энциклопедию EOMI (сайт — eomi.ws) и найдём страницу, где представлен старинный клавишный инструмент — клавесин. Какой характер звучания клавесина?

Ученик: Звучание клавесина негромкое, лёгкое, серебристое, очень подходящее для выражения изящного, грациозного характера старинных танцев.

Учитель: Жанр гавота не исчез со временем, его можно встретить в произведениях П. Чайковского, А. Глазунова и особенно — С. Прокофьева (в симфонической, фортепианной музыке, балетах). Но используется гавот уже скорее в качестве стилизации.

Композиторы XX века С. Прокофьев, И. Стравинский, Д. Шостакович используют в своём творчестве традиционные музыкальные формы и жанры, но наполняют их новым содержанием, используя музыкальный язык своего времени.

Обратимся к творчеству С. Прокофьева. Найдём на YouTube и сайте mp3tune.net  гавоты из его произведений — из «Золушки», Классической симфонии, фортепианные гавоты.

Послушаем гавот из балета «Золушка». Какова его музыкальная характеристика, каким образным содержанием он наполняется?

Ученик: В музыке много юмора, шутки, так и представляешь двух недалёких сестёр Золушки.

Учитель: Верно, С.Прокофьев — мастер музыкального портрета, его балеты, оперы наполнены очень выразительными музыкальными характеристиками. Образы сестёр Золушки раскрыты в гротескном преломлении через жанр гавота. Гавот, танец прошлых веков, используется для того, чтобы подчеркнуть характер сестёр — застывший, негибкий, туповатый, ограниченный. Тяготение к проявлению насмешливого, пародийного очень характерно для С. Прокофьева. Юмор, сарказм, гротеск, буффонада, эксцентрика – реакция на негативные стороны жизни. Композитор применяет на редкость эффективные средства: скопление диссонирующих созвучий (энергия диссонантности), использование огромного звукового поля (множество скачков по разным регистрам), смещение метроритмических ударений (метроритмические «неожиданности» – акценты, синкопы), непривычные мелодические обороты, гармонические последования и сочетания, невероятные фактурные преобразования, динамические противопоставления, интересные колористические комбинации (тембровые переключения, красочная инструментовка). От традиционного танца композитор сохранил лишь ритмическую основу. Образ создаётся новым мелодическим и гармоническим языком.

 Мы проследили эволюцию этого танцевального жанра во времени, и теперь путём сравнения, сопоставления попробуем дать музыкальную характеристику «Танцу разбойников».

Ученик: Гавоты Прокофьева и нашу пьесу «Танец разбойников» объединяют близкие музыкальные характеристики. Это тоже сценка-портрет, написанная с юмором и иронией. Энергичное начало — «агрессия» передаётся динамикой ff, смещением метроритмических ударений – много синкоп. Широко охватывается клавиатурное пространство, противопоставляются регистры – от густого, плотного нижнего регистра до прозрачных, звонких звучаний. Тема звучит всё насмешливее, уходя в высокий регистр. Преобладает отрывистое  звукоизвлечение – штрихи staccato, non legato. Много диссонирующих созвучий, неожиданных тональных отклонений.

Учитель: Для музыкально-образной характеристики большое значение имеет инструментовка. Подумаем, какие инструменты симфонического оркестра здесь можно использовать, чтобы создать такой гротескный образ?

Ученик: Было бы неплохо использовать медные духовые, особенно с низким звучанием, что очень соответствует авторской ремарке «Grave».

Учитель: Верно, туба очень выразительна в этой роли. И, конечно, нужна струнная группа, чтобы подчеркнуть выразительность штрихов, передающих танцевальные движения. Послушаем аранжировку нашей пьесы.

ВЫВОД:

  1. Информационная подготовка даёт возможность путём сравнения, сопоставления приходить к пониманию художественной идеи, образного содержания произведения, осознанию того, что хотел выразить композитор и как он это сделал. Это необходимая предпосылка для яркой, убедительной интерпретации.
  2. Активные поиски нового знания оптимизируют учебный процесс. Создаются условия для развития музыкального мышления, расширяется круг художественных впечатлений, обогащается музыкальный кругозор учащихся. Повышается мотивация детей к обучению, создаётся творческий микроклимат в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ансамблевая игра в классе домры – важнейшее звено музыкального воспитания учащихся ДШИ

В статье рассматриваются особенности игры в ансамбле в класе домры. Ансамблевая игра – важнейшее звено музыкального воспитания учащихся ДШИ. Не стоит недооценивать данный вид работы. Он интересен...

"Интерпретация музыкального произведения"

Работа над музыкальным произведением является творческим процессом, многообразие которого связано как с художественными особенн...

«Музыкальные зарисовки» развитие вокальных навыков на занятии «Сольное (ансамблевое) пение» в интеграции с английским языком

Тип занятия: интегрированное практическое занятиеЦель занятия: способствовать развитию вокальных  навыков пения у воспитанников на занятии «Сольное (ансамблевое) пение»  в интеграции с англи...

Конспект открытого занятия и презентация на тему "Творческая интерпретация музыкального репертуара клуба любителей песни «Музыка души»"

Открытое занятие в форме мастер-класса - это мини-концерт, где на примере исполнения разных песен показаны приемы аранжировки....

Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля

Открытый урок по фортепианному ансамблю.Тема занятия: «Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля»....