Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля
план-конспект урока по музыке на тему

Корепанова Мария Владимировна

Открытый урок по фортепианному ансамблю.

Тема занятия: «Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_ansambl.doc440.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по фортепиано

Тема: «Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля»

Шадрина М.В.

(Корепанова)

Педагог дополнительного

 образования, преподаватель

фортепиано муниципального

бюджетного образовательного

                                                                                 учреждения «СОШ №54»

февраль  2013 г.

Открытый урок по фортепианному ансамблю.

Тема занятия: «Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля».

Цель урока: Раскрыть и выразить образное содержание музыкального произведения через штриховые особенности в условиях занятий фортепианного ансамбля.

Задачи:

  1. Активизация процессов аналитико-синтетической деятельности учащихся для воплощения музыкальных образов.
  2. Работа над звуком (штрихами), как основным средством выразительности музыкального языка. Преодоление исполнительских трудностей.
  3. Приобщение к шедеврам мировой  культуры.

Тип занятия:  комбинированный с использованием ИКТ.

Вид занятия:  систематизации изученного материала.

 

  Интернет ресурсы:

Сайты: classic-online.ru, wikipedia.ru, youtub.ru, belcanto.ru, pedsovet.org, myforte.ru

Зрительный ряд: Таблицы, ноты, рисунки, видео

Материалы и оборудование: фортепиано, ноутбук

Ход урока.

Ученицы: 6кл Зигангирова Юлия, 5кл. Зигангирова Наталья.

Программа:

Карен Хачатурян «Помидор» музыка из балета «Чиполлино»

  1. Введение.

Добрый день уважаемые гости, педагоги, учащиеся. Мы рады вас видеть в нашей аудитории. Позвольте мы начнем наше занятие.

Сегодня мы совершим с вами сказочное путешествие в мир красок!

Нас везде в жизни окружают краски. Посмотрите, есть цветы, желтые и красные,  ваши творческие работы написаны тоже яркими красками.

В музыке есть свои краски - штрихи!

Тема сегодняшнего занятия так и звучит: «Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля».

1.Что такое штрих?

2. Для чего штрихи нужны в музыке?

3. Какую роль, функцию они выполняют?

На эти и другие вопросы мы попытаемся найти ответы, а помогут мне в этом ученицы Зигангирова Юлия, 6кл. и  Зигангирова Наталья 5кл.

  1. Основная часть.

 Итак, вспомним - Что такое штрихи в музыке?

Этот термин произошел от немецкого Strich (черта, линия).

  1. тонкая черта, линия.

А еще штрих в музыке является средством выразительности!

Именно поэтому Цель нашего занятия - раскрыть и выразить образное содержание музыкального произведения через штрихи.

   Мы знаем, что  штрихи относятся к АРТИКУЛЯЦИИ (лат. articulatio, от articulo — расчленяю, членораздельно произношу).

2.  Как вы думаете, что такое Артикуляция?

     Способ исполнения на инструменте или голосом последовательности звуков; определяется слитностью или расчленённостью последних. Шкала степеней слитности и расчленённости простирается от legatissimo (максимальной слитности звуков) до staccatissimo (максимальной краткости звуков).

Существуют разные точки зрения. Одни считают, что условно штрихи можно разделить на 2 зоны:

1. legato - слитность звуков

2. staccato - их краткость

Другие говорят что Артикуляция может быть разбита на 3 зоны - слитность звуков (legato), их расчленённость (non legato) и их краткость (staccato), причём каждая из них включает множество промежуточных оттенков.

3. Где в нашей жизни еще присутствуют штрихи?

- в изобразительном  искусстве

- костюм, одежда, украшения, макияж

- движение, танец.

 Девочки учатся не только в музыкальной школе, но еще они занимаются изобразительным искусством.

      Пожалуйста, покажите и расскажите

 -  где в этих работах присутствуют штрихи?

 - какими  штрихами воплощается образ?

Анализ работ. Как штрихи проявляют себя  в разных видах техник.

  1. А как вы думаете, как старинные композиторы записывали музыку и в том числе ШТРИХИ?

      В произв. для клавишных инструментов вплоть до И. С. Баха А. указывалась редко. В органной музыке одним из первых артикуляционные обозначения применил немецкий композитор и органист С. Шейдт - в своей "Новой табулатуре". ("Tabulatura nova", 1624 от лат. tabula - доска, таблица) он использовал лиги; это нововведение рассматривалось им как "подражание скрипачам". Система обозначений Артикуляции  получила развитие к концу 18 в.

      - Предлагаю совершить  небольшой  экскурс в 16 век.

Прошу обратить внимание на некоторые особенности в записи!

Посмотрим несколько фрагментов,  как выглядела нотная запись в те времена. Что необычного в записи нот?

- 6,7 линейный нотоносец

 - буквенное обозначение нот

 - штрихи: точки, акценты

Уже тогда средствами штриха, композиторы создавали определенные музыкальные образы. А сегодня, в современной записи нот, какие штрихи мы используем?

  1. Рассмотрим штрихи на примере музыки Карена Хачатуряна к балету «Чиполлино»,  выход Помидора со стражниками.

-Через какие средства воплощается образ героя в балете?

Давайте вспомним, эта музыка написана для балета, предлагаю посмотреть отрывок (фрагмент балетной постановки, музыкальный театр Н.Сац). https://www.youtube.com/watch?v=ENGue9tkeeY 

         Картина вторая. На лесной поляне Чиполлино и его друзья строят домик одинокому старику Тыкве. Помидор с двумя стражниками пытается этому помешать. Но не так-то просто справиться с ловким Чиполлино. Посрамленный Помидор вынужден отступить. Друзья достраивают дом и весело танцуют.

Родина наших героев – жаркая Италия. Декорации балета «Чиполлино» были созданы в соответствии с традициями площадного итальянского театра – это и красочные костюмы героев, и оформление сцены на «садово-огородную» тематику. Декорации напоминают незатейливые детские рисунки и создают атмосферу искрящегося юмора и безудержного веселья (художник Левенталь).

  Смотрим Балет.  Мы окунулись с вами в театральную яркую, красочную атмосферу, визуально представили наших героев. Посмотрите, в этом балете синтезируется несколько видов

Движение – язык тела нам раскрывает тот или иной образ.

 6. Какие движения у Помидора и его стражников?

Неуклюжие, чрезмерно большие шаги, важные, и здесь еще немаловажную роль играет ритмическая основа, присутствует синкопа, как характерный элемент нашего героя (Помидора).

7.По мотивам какой сказки создан Балет? (Дж.Родари «Чиполлино»)

 - Как вы считаете, кто главный герой в этой музыке?

      - Какой образ мы должны создать?

Я знаю, вы читали эту сказку, вы с ней хорошо знакомы.

 - Давайте обратимся к литературному источнику

 -Какими литературными штрихами изображен Помидор?

 - зачитывают отрывок из книги (характеристика Помидора)

        Я знаю, вы нарисовали рисунок по мотивам сказки, покажите его.

 Демонстрируют рисунок, размышляют о двух противоположных героях.

8.  Домашнее задание было следующее. В теме выхода Помидора  я просила точно исполнить штрихи и длительности.

А теперь, давайте послушаем, как у вас получилось? (Играют ансамбль 1 раз полностью)

 - Анализируем, что удалось, а что не удалось.

Давайте поиграем в ПРЕВРАЩЕНИЯ!

Волшебной палочкой у нас будет штрих!

     Для чего нужны штрихи в музыке?

Чтобы получить ответ на этот вопрос:

  1. Предлагаю сыграть  только на штрих legato (играют небольшой отрывок).

 -  как изменяется характер музыки?

Девочки размышляют вслух. (Герой стал ленивым, неуклюжим, тяжеловесным, сонным...)

 2. Если мы изменим штрихи в исполнении, на пример  сыграем  только на штрих non legato (играют небольшой отрывок).

 -  как изменяется характер музыки?

Девочки размышляют вслух. Каким теперь предстал перед нами герой?

(бесхарактерный, неопределенный, без эмоциональный и т.д.)

  3. Если мы изменим штрихи в исполнении, на пример  сыграем  только на штрих staccato (играют небольшой отрывок).

-  как изменяется характер музыки?

Девочки размышляют вслух. Какой предстал перед нами герой в новом образе? (комичный, сконфуженный, нелепый и т.д.)

  1. Заключительный этап.

Вывод:

1. Музыка синтетический вид искусства, штрихи сами по себе не смогут раскрыть образ, лишь в купе с другими средствами музыкальной выразительности, такими как ДИНАМИКА, РИТМ, ГАРМОНИЯ и др.,  складывается определенный музыкальный образ.

2. Штрих в музыке следует рассматривать не только  как технический прием, но  в то же время  как средство музыкального выражения. Следовательно, штрих тесно связан с артикуляционной природой и одновременно с эмоционально-образным «произнесением» музыкального материала.

Домашнее задание: Теоретическое.

Предлагаю вам послушать Оркестровую версию исполнения данной музыки. https://yotu.be/-dRBuveYJKA

И дома вы обсудите:

1.  какие новые краски вы услышали в данном исполнении?

2. какие новые средства музыкальной выразительности дает оркестровое звучание?

Практическое.

  1. Ансамблевая синхронность в исполнении музыки.
  2. Точное исполнение штрихов.
  3. Проанализировать динамическую структуру.
  4. Продумать драматургическое развитие в музыке.

Цель урока была достигнута. Ученицы совместными усилиями создавали трактовку музыкального произведения, учились слушать друг друга, развивая чувство партнёрства при игре в ансамбле. Ученицы артистично и музыкально исполнили произведение. В результате использования наглядных материалов расширился музыкальный кругозор учащихся, а также они приобрели опыт публичного выступления.

Спасибо за  плодотворную творческую работу. Занятие окончено.

Использованная литература:

Энциклопедический словарь юного музыканта. – М.: Педагогика, 1985.

Музыкальный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия.    1990

Теория и методика обучения игре на фортепиано. М.: Изд-во ВЛАДОС,2001

Е.М. Тимакин  Воспитание пианиста. - М.:Музыка,2010

Л.М. Седракян Техника и исполнительские приемы фортепианной игры.-                           М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2007

Сказочный ансамбль, сост. О.Бизяева.- Ижевск: Книгоград,2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Развитие навыков восприятия музыкальной интонации как средство познания музыкального образа учащимися,посещающими ОДО общеобразовательной школы"

Методические приемы и наработки как  существенно развить у младших школьников навыков восприятия музыкального образа....

Музыкальные обработки в репертуаре фортепианного ансамбля как средство всестороннего развития учащихся.

Методическая разработка занятия по  программе " Ансамблевое музицирование"расширяет  знания о музыкальных обработках, знакомит с особенностями  терминов: обработка, аранжировка, перелож...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Фортепианный ансамбль" ИМ и МИ.

Программа "Фортепианный ансамбль" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....

Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: "«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения....

Конспект открытого урока "Работа над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля"

Работа над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля. Обучение вести диалог с партнером, понимать его, слушать.Работа над выразительностью звука, вокальными свойствами мелодии, передач...

Методический доклад " Роль штрихов в работе над воплощением музыкального образа"

Методический доклад " Роль штрихов в работе над воплощением музыкального образа"...