Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля
план-конспект урока по музыке на тему
Открытый урок по фортепианному ансамблю.
Тема занятия: «Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 440.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок по фортепиано
Тема: «Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля»
Шадрина М.В.
(Корепанова)
Педагог дополнительного
образования, преподаватель
фортепиано муниципального
бюджетного образовательного
учреждения «СОШ №54»
февраль 2013 г.
Открытый урок по фортепианному ансамблю.
Тема занятия: «Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля».
Цель урока: Раскрыть и выразить образное содержание музыкального произведения через штриховые особенности в условиях занятий фортепианного ансамбля.
Задачи:
- Активизация процессов аналитико-синтетической деятельности учащихся для воплощения музыкальных образов.
- Работа над звуком (штрихами), как основным средством выразительности музыкального языка. Преодоление исполнительских трудностей.
- Приобщение к шедеврам мировой культуры.
Тип занятия: комбинированный с использованием ИКТ.
Вид занятия: систематизации изученного материала.
Интернет ресурсы:
Сайты: classic-online.ru, wikipedia.ru, youtub.ru, belcanto.ru, pedsovet.org, myforte.ru
Зрительный ряд: Таблицы, ноты, рисунки, видео
Материалы и оборудование: фортепиано, ноутбук
Ход урока.
Ученицы: 6кл Зигангирова Юлия, 5кл. Зигангирова Наталья.
Программа:
Карен Хачатурян «Помидор» музыка из балета «Чиполлино»
- Введение.
Добрый день уважаемые гости, педагоги, учащиеся. Мы рады вас видеть в нашей аудитории. Позвольте мы начнем наше занятие.
Сегодня мы совершим с вами сказочное путешествие в мир красок!
Нас везде в жизни окружают краски. Посмотрите, есть цветы, желтые и красные, ваши творческие работы написаны тоже яркими красками.
В музыке есть свои краски - штрихи!
Тема сегодняшнего занятия так и звучит: «Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля».
1.Что такое штрих?
2. Для чего штрихи нужны в музыке?
3. Какую роль, функцию они выполняют?
На эти и другие вопросы мы попытаемся найти ответы, а помогут мне в этом ученицы Зигангирова Юлия, 6кл. и Зигангирова Наталья 5кл.
- Основная часть.
Итак, вспомним - Что такое штрихи в музыке?
Этот термин произошел от немецкого Strich (черта, линия).
- тонкая черта, линия.
А еще штрих в музыке является средством выразительности!
Именно поэтому Цель нашего занятия - раскрыть и выразить образное содержание музыкального произведения через штрихи.
Мы знаем, что штрихи относятся к АРТИКУЛЯЦИИ (лат. articulatio, от articulo — расчленяю, членораздельно произношу).
2. Как вы думаете, что такое Артикуляция?
Способ исполнения на инструменте или голосом последовательности звуков; определяется слитностью или расчленённостью последних. Шкала степеней слитности и расчленённости простирается от legatissimo (максимальной слитности звуков) до staccatissimo (максимальной краткости звуков).
Существуют разные точки зрения. Одни считают, что условно штрихи можно разделить на 2 зоны:
1. legato - слитность звуков
2. staccato - их краткость
Другие говорят что Артикуляция может быть разбита на 3 зоны - слитность звуков (legato), их расчленённость (non legato) и их краткость (staccato), причём каждая из них включает множество промежуточных оттенков.
3. Где в нашей жизни еще присутствуют штрихи?
- в изобразительном искусстве
- костюм, одежда, украшения, макияж
- движение, танец.
Девочки учатся не только в музыкальной школе, но еще они занимаются изобразительным искусством.
Пожалуйста, покажите и расскажите
- где в этих работах присутствуют штрихи?
- какими штрихами воплощается образ?
Анализ работ. Как штрихи проявляют себя в разных видах техник.
- А как вы думаете, как старинные композиторы записывали музыку и в том числе ШТРИХИ?
В произв. для клавишных инструментов вплоть до И. С. Баха А. указывалась редко. В органной музыке одним из первых артикуляционные обозначения применил немецкий композитор и органист С. Шейдт - в своей "Новой табулатуре". ("Tabulatura nova", 1624 от лат. tabula - доска, таблица) он использовал лиги; это нововведение рассматривалось им как "подражание скрипачам". Система обозначений Артикуляции получила развитие к концу 18 в.
- Предлагаю совершить небольшой экскурс в 16 век.
Прошу обратить внимание на некоторые особенности в записи!
Посмотрим несколько фрагментов, как выглядела нотная запись в те времена. Что необычного в записи нот?
- 6,7 линейный нотоносец
- буквенное обозначение нот
- штрихи: точки, акценты
Уже тогда средствами штриха, композиторы создавали определенные музыкальные образы. А сегодня, в современной записи нот, какие штрихи мы используем?
- Рассмотрим штрихи на примере музыки Карена Хачатуряна к балету «Чиполлино», выход Помидора со стражниками.
-Через какие средства воплощается образ героя в балете?
Давайте вспомним, эта музыка написана для балета, предлагаю посмотреть отрывок (фрагмент балетной постановки, музыкальный театр Н.Сац). https://www.youtube.com/watch?v=ENGue9tkeeY
Картина вторая. На лесной поляне Чиполлино и его друзья строят домик одинокому старику Тыкве. Помидор с двумя стражниками пытается этому помешать. Но не так-то просто справиться с ловким Чиполлино. Посрамленный Помидор вынужден отступить. Друзья достраивают дом и весело танцуют.
Родина наших героев – жаркая Италия. Декорации балета «Чиполлино» были созданы в соответствии с традициями площадного итальянского театра – это и красочные костюмы героев, и оформление сцены на «садово-огородную» тематику. Декорации напоминают незатейливые детские рисунки и создают атмосферу искрящегося юмора и безудержного веселья (художник Левенталь).
Смотрим Балет. Мы окунулись с вами в театральную яркую, красочную атмосферу, визуально представили наших героев. Посмотрите, в этом балете синтезируется несколько видов
Движение – язык тела нам раскрывает тот или иной образ.
6. Какие движения у Помидора и его стражников?
Неуклюжие, чрезмерно большие шаги, важные, и здесь еще немаловажную роль играет ритмическая основа, присутствует синкопа, как характерный элемент нашего героя (Помидора).
7.По мотивам какой сказки создан Балет? (Дж.Родари «Чиполлино»)
- Как вы считаете, кто главный герой в этой музыке?
- Какой образ мы должны создать?
Я знаю, вы читали эту сказку, вы с ней хорошо знакомы.
- Давайте обратимся к литературному источнику
-Какими литературными штрихами изображен Помидор?
- зачитывают отрывок из книги (характеристика Помидора)
Я знаю, вы нарисовали рисунок по мотивам сказки, покажите его.
Демонстрируют рисунок, размышляют о двух противоположных героях.
8. Домашнее задание было следующее. В теме выхода Помидора я просила точно исполнить штрихи и длительности.
А теперь, давайте послушаем, как у вас получилось? (Играют ансамбль 1 раз полностью)
- Анализируем, что удалось, а что не удалось.
Давайте поиграем в ПРЕВРАЩЕНИЯ!
Волшебной палочкой у нас будет штрих!
Для чего нужны штрихи в музыке?
Чтобы получить ответ на этот вопрос:
1. Предлагаю сыграть только на штрих legato (играют небольшой отрывок).
- как изменяется характер музыки?
Девочки размышляют вслух. (Герой стал ленивым, неуклюжим, тяжеловесным, сонным...)
2. Если мы изменим штрихи в исполнении, на пример сыграем только на штрих non legato (играют небольшой отрывок).
- как изменяется характер музыки?
Девочки размышляют вслух. Каким теперь предстал перед нами герой?
(бесхарактерный, неопределенный, без эмоциональный и т.д.)
3. Если мы изменим штрихи в исполнении, на пример сыграем только на штрих staccato (играют небольшой отрывок).
- как изменяется характер музыки?
Девочки размышляют вслух. Какой предстал перед нами герой в новом образе? (комичный, сконфуженный, нелепый и т.д.)
- Заключительный этап.
Вывод:
1. Музыка синтетический вид искусства, штрихи сами по себе не смогут раскрыть образ, лишь в купе с другими средствами музыкальной выразительности, такими как ДИНАМИКА, РИТМ, ГАРМОНИЯ и др., складывается определенный музыкальный образ.
2. Штрих в музыке следует рассматривать не только как технический прием, но в то же время как средство музыкального выражения. Следовательно, штрих тесно связан с артикуляционной природой и одновременно с эмоционально-образным «произнесением» музыкального материала.
Домашнее задание: Теоретическое.
Предлагаю вам послушать Оркестровую версию исполнения данной музыки. https://yotu.be/-dRBuveYJKA
И дома вы обсудите:
1. какие новые краски вы услышали в данном исполнении?
2. какие новые средства музыкальной выразительности дает оркестровое звучание?
Практическое.
- Ансамблевая синхронность в исполнении музыки.
- Точное исполнение штрихов.
- Проанализировать динамическую структуру.
- Продумать драматургическое развитие в музыке.
Цель урока была достигнута. Ученицы совместными усилиями создавали трактовку музыкального произведения, учились слушать друг друга, развивая чувство партнёрства при игре в ансамбле. Ученицы артистично и музыкально исполнили произведение. В результате использования наглядных материалов расширился музыкальный кругозор учащихся, а также они приобрели опыт публичного выступления.
Спасибо за плодотворную творческую работу. Занятие окончено.
Использованная литература:
Энциклопедический словарь юного музыканта. – М.: Педагогика, 1985.
Музыкальный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия. 1990
Теория и методика обучения игре на фортепиано. М.: Изд-во ВЛАДОС,2001
Е.М. Тимакин Воспитание пианиста. - М.:Музыка,2010
Л.М. Седракян Техника и исполнительские приемы фортепианной игры.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2007
Сказочный ансамбль, сост. О.Бизяева.- Ижевск: Книгоград,2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа "Развитие навыков восприятия музыкальной интонации как средство познания музыкального образа учащимися,посещающими ОДО общеобразовательной школы"
Методические приемы и наработки как существенно развить у младших школьников навыков восприятия музыкального образа....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/08/picture-272901-1373269898.jpg)
Музыкальные обработки в репертуаре фортепианного ансамбля как средство всестороннего развития учащихся.
Методическая разработка занятия по программе " Ансамблевое музицирование"расширяет знания о музыкальных обработках, знакомит с особенностями терминов: обработка, аранжировка, перелож...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/15/picture-830577-1476524643.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Фортепианный ансамбль" ИМ и МИ.
Программа "Фортепианный ансамбль" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/11/picture-977896-1518354820.jpg)
Открытый урок:" Художественное воплощение музыкального образа в работе над произведениями различных форм в младших классах ДМШ"
Открытый урок по фортепиано...
Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: "«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»
Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения....
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/02/picture-1515014-1709381283.jpg)
Конспект открытого урока "Работа над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля"
Работа над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля. Обучение вести диалог с партнером, понимать его, слушать.Работа над выразительностью звука, вокальными свойствами мелодии, передач...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/30/picture-629147-1459344156.jpg)
Методический доклад " Роль штрихов в работе над воплощением музыкального образа"
Методический доклад " Роль штрихов в работе над воплощением музыкального образа"...