«Музыкальные зарисовки» развитие вокальных навыков на занятии «Сольное (ансамблевое) пение» в интеграции с английским языком
план-конспект урока по музыке по теме

Тип занятия: интегрированное практическое занятие

Цель занятия: способствовать развитию вокальных  навыков пения у воспитанников на занятии «Сольное (ансамблевое) пение»  в интеграции с английским языком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_zarisovki.docx54.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Тверское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»

Открытое занятие

 «Музыкальные зарисовки»

развитие вокальных навыков на занятии

«Сольное (ансамблевое) пение» в интеграции с английским языком

                                                  педагог дополнительного образования

Т. А. Карпенко  

Тверь 2011г.

УТВЕРЖДАЮ

Педагог дополнительного образования

(руководитель дисциплины)

В. Лаврентьев

«10» июня 2011г.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

(результат подведения итогов летней учебной практики суворовцев)

по дополнительной образовательной программе

«Сольное (ансамблевое) пение»

Тема занятия: «Музыкальные зарисовки»: развитие вокальных навыков на занятии

«Сольное (ансамблевое) пение»  в интеграции с английским языком

Тип занятия: интегрированное практическое занятие

Цель занятия: способствовать развитию вокальных  навыков пения у воспитанников на занятии «Сольное (ансамблевое) пение»  в интеграции с английским языком.

Задачи занятия: 

обучающие:

  • сформировать интерес и любовь к пению на иностранном языке;
  • развить систему опорных знаний, умений и навыков музыкальной деятельности на английском языке, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самообразования;
  • развить мотивацию к изучению иностранного языка и исполнению произведений на языке оригинала;
  • развить речемыслительные способности в совокупности с основными навыками звуковедения;
  • познакомить с музыкальной культурой другой страны;
  • дать знания и умения использовать их в самостоятельном знакомстве с музыкой, чтением и пением на английском языке различных технических средств, средств массовой информации, справочной и другой литературы

развивающие:

  • дать возможность совершенствования детской, подростковой эмоциональной сферы, эстетического вкуса, интереса, желания слушать и исполнять музыку на иностранном языке;
  • развивать способности мыслить художественными образами;
  • развивать музыкальное мышление, воображение, фантазию;
  • развивать точность и тонкость различения звука, оттенков музыкальной и словесной  речи на английском языке

воспитательные:

  • приобщить к "золотому фонду" современной музыки;
  • приобщить к широте музыкального вкуса - стремления слушать образы своего народа, образы народа других стран, к желанию познать культуру другого народа;
  • оказать влияние на духовную автономию свободы, как основу индивидуальной художественной культуры;
  • воспитать дисциплинированность, чувство товарищества, вежливость, взаимоуважение;

-   воспитать умение работать в коллективе;

  • воспитать умение сопереживать неудачам и радоваться успехам товарищей;
  • воспитать чувство патриотизма через приобщение к национальной культуре, культуре другого народа.

Группа: средняя, старшая группы вокального ансамбля (7, 8 классы)

Материальное обеспечение занятия: фортепиано, демонстрационно-компьютерный комплекс.

Место проведения: класс музыки

Ход занятия

п/п

Этапы занятия

Время

Работа суворовцев

1

2

3

Вводная часть

Проверка подготовленности суворовцев к занятию.

Технология интегрированного обучения

- ознакомление с планом занятия и постановка проблемы;

- дробление проблемы на отдельные задачи;

Изложение материала по вопросам: «Мелодика английского предложения», «Нисходящий тон», «Восходящий тон», «Звукообразование в английском языке»

- анализ полученных результатов, формулировка выводов.

Основная часть

Отработка практических навыков

Элементы технологий формирования певческой культуры

 (Г.П. Стулова, Г. Струве, Д.Б. Кабалевский, В.В. Емельянова)

(с элементами игровых технологий)

Пение учебно-тренировочного материала  с использованием различных форм звукообразования: интонационные упражнения, скороговорки (tongue twister), варианты фонетических попевок, рифмовок.

Работа над песней Wind of change («Ветер перемен») (Scorpions): определение трудностей перевода, произношения, интонационных, ритмических, ансамблевых сочетаний.

Элементы информационно-коммуникационных технологий

Использование программы «MICROSOFT POWERPOINT»

Подбор, обсуждение фото ряда. Определение лучших работ. Составление коллективного «Узорика» (художественное видение перевода текста) из лучших индивидуальных образцов сопровождения фото ряда.

Пение соло (в дуэтах, терцетах, квартетах) (различных ансамблевых группах).

Заключительная часть

Подведение итогов

Рефлексия

10 мин

30

мин

5 мин

Докладывать о готовности группы к занятию

Участвовать в обсуждении, внимательно слушать, анализировать, запоминать

Практическая часть занятия

Принимать участие в обсуждении.

Выразительно читать текст по фразам, объединяя фразы в предложения, используя специфику речевой интонации.

Петь упражнения, анализируя интонационные, ритмические, ансамблевые сочетания.

Исполнять произведение с применением знаний правил при звукообразовании

Педагог дополнительного образования  ___Карпенко Т.А.________________________

(подпись, фамилия и.о.)

План подготовки и проведения:

Цель занятия: способствовать развитию вокальных  навыков пения у воспитанников на занятии «Сольное (ансамблевое) пение»  в интеграции с английским языком.

Цель формирует следующие задачи:

обучающие

развить систему опорных знаний, умений и навыков музыкальной деятельности на английском языке обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самообразования:

  • сформировать интерес и любовь к пению на иностранном языке;
  • развить мотивацию к изучению иностранного языка и исполнению произведений на английском;
  • развить речемыслительные способности в совокупности с основными навыками звуковедения;
  • познакомить с музыкальной культурой другой страны;
  • дать знания и умения использовать их в самостоятельном знакомстве с музыкой, чтением и пением на английском языке различных технических средств, средств массовой информации, справочной и другой литературы.

развивающие

  • дать возможность совершенствования детской, подростковой эмоциональной сферы, эстетического вкуса, интереса, желания слушать и исполнять музыку на иностранном языке;
  • развивать способности мыслить художественными образами;
  • развивать музыкальное мышление, воображение, фантазию;
  • развивать точность и тонкость различения звука, оттенков музыкальной и словесной  речи на английском языке.

воспитательные

  • приобщить к "золотому фонду" современной музыки;
  • приобщить к широте музыкального вкуса - стремления слушать образы своего народа, образы народа других стран, к желанию познать культуру другого народа;
  • оказать влияние на духовную автономию свободы, как основе индивидуальной художественной культуры;
  • воспитать дисциплинированность, чувство товарищества, вежливость, уважения;

-     воспитать умение работать в коллективе;

  • воспитать умение сопереживать неудачам и радоваться успехам товарищей;
  • воспитать чувство патриотизма, через приобщение к национальной культуре, культуре другого народа.

Ожидаемые результаты инновации:

- формирование и автоматизация практических навыков использования лингвистических знаний на разных уроках;

 - повышение информационной культуры суворовцев;

 - рост мотивации обучающихся;

 - повышение качества образования.

Критерии оценки реализации инновации:

- активная творческая работа как на занятиях «Сольное (ансамблевое) пени», так и на уроках английского языка;

 - пробуждение у учащихся интереса к учебе;

 - практическое применение навыка соединения знаний, полученных на уроках английского языка с умениями использовать полученные знания на «Сольном (ансамблевом) пении»;

Результат мероприятия по содержанию: обучающиеся владеют элементами технологической компетентности в виде системы представлений о качественном звукообразовании на английском языке, понятиях, выражениях, дирижёрских жестах.

Результат занятия по способу деятельности: пользуются навыками самостоятельной работы с оригинальными лингвистическими источниками получения информации, понимают на слух аутентические тексты в рамках изучаемой тематики, исполняют песню вокальной группой в единой динамической, вокальной манере, ведут дискуссию по тематике исполняемой песни, знают основные понятия музыкальной речи, составляют последовательный перевод «в картинках», владеют диапазоном звучания в пределах октавы.

Содержание занятия реализуется на основе следующих методов:

- наглядно-иллюстративный;

- проблемно-поисковый;

- коммуникативно - ориентированный;

- информационно-коммуникационный;

- коллективное осмысление.

Основополагающими принципами построения занятия являются принципы: культуросообразности, коммуникативной направленности, функциональности обучения, индивидуально-личностного подхода, ценностно-смысловой направленности, прочности и осознанности усваиваемых знаний  в обучении пению на иностранном языке.

Формы организации занятия:

- практические занятия (игровые, творческие);

- ролевые (словесно-лингвистические, музыкальные);

- индивидуальные и групповые формы работы.

Средства осуществления занятия:

Видеозаписи, наглядный дидактический, музыкальный материал.

Принципы отбора материала:

- коммуникативная направленность;

- доступность и посильность (степень сложности материала определена          уровнем овладения учащимися английским языком, навыками звуковедения, шириной имеющегося диапазона звучания голоса);

- научность;

- наглядность;

- гражданская значимость;

- духовно-нравственное содержание.

Знание материала помогает включаться в диалог культур, способствует реализации  коммуникативно - ориентированного обучения.

При изучении материала применяются такие приемы работы, как:  

- демонстрация видеофрагментов: работа над «Узорником» - художественном изображении содержания (построчного перевода текста песни с английского языка);

- фронтальная беседа.

Критериями успешного освоения материала, сформированности социокультурных умений является приобретение следующих компетенций:

коммуникативной:

 -   понимание содержания изучаемого материала;

 - осознание взаимосвязи исторических, общественных процессов и их отражение в музыке;

-  обмен мнениями, впечатлениями, высказывание собственного отношения к содержанию текста на английском языке;

культурно-познавательной:

- использование литературоведческих словарей, энциклопедий, справочников, интернет;

- интерпретация литературоведческой информации;

 социально-нравственной:

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество;
-  формирование эстетического и музыкального вкуса;

-  формирование критического мышления.

Проверка усвоения материала осуществляется в форме  заключительного выступления: исполнения песни на английском языке «Wind of change» «Ветер перемен» из репертуара группы Scorpions, а также представления индивидуальных работ-презентаций «Узорников» с отображением подтекстовки песни с переводом и представление общего результата совместного творчества.

Подготовительный этап:

1. сбор информации – подготовка видео и аудио материалов;

2. обработка  собранных материалов;

3. создание аудиовизуальной информации в последовательности (презентация)

Оформление: аудиовизуальная информация.

Оборудование: демонстрационно-компьютерный комплекс.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Применение технологий

- технология интегрированного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии

(А.П.Ершов, Д.В. Зарецкий, А.Н. Колмогоров);

- технологии формирования певческой культуры

(Г.П. Стулова, Г. Струве, Д.Б. Кабалевский, А.В. Емельянова).

Интеграция занятия с другими предметами

Английский язык

Пение в ансамбле:

-ансамбль частный;

-ансамбль ритмический;

-ансамбль динамический;

-ансамбль унисонный

Вокально-ансамблевая работа.

Пение учебно-тренировочного материала

 

Пение произведения

«Wind of change  («Ветер перемен”)

Показ видеофрагментов репетиций, исполнения песен  на английском языке;

Использование упражнений на английском языке в качестве учебно-тренировочного материала, пение: фонетических попевок,  рифмовок, упражнений на английском языке

Беседы с ведением диалогов на английском языке

  отработка:

- фонетических попевок,;

- рифмовок

- произношение текста из данной песни;

- исполнение песни

Информатика

Составление «Узорника»

- подбор фото ряда сопровождающего текст на английском языке;

- использование программы

MICROSOFT POWERPOINT

Хореография

Пение произведения

Исполнение элементов сценического движения во время исполнения песни

Вид группы - профильный.

Набор воспитанников - свободный.

Группа формируются по результатам тестирования и прослушивания

Сценарий проведения занятия

Приветствие (по форме доклада)

Педагог определяет, объявляет тему занятия, цель и задачи

Педагог. Сегодня у нас непростое занятие. К его проведению мы готовились: провели активную работу по подготовке заключительной части в группе и индивидуально.

Педагог. С какими из предметов, по вашему мнению, интегрировано наше сегодняшнее занятие?

Фронтальная беседа

Технология интегрированного обучения

В результате беседы - обсуждения воспитанники приходят к выводу, аргументируют ответ, называют предметы: английский язык, хореография, информатика.

Педагог: Мы начинаем занятие с действия, которое в равной степени относится и к спортсменам, и к музыкантам. Без чего атлет не выйдет на соревнования, музыкант – на сцену?

В результате беседы - обсуждения воспитанники приходят к выводу, аргументируют ответ: разминка.

Педагог: Что может и должен разминать певец перед выступлением или началом вокального занятия? Как называется инструмент у вокалиста?

В результате беседы - обсуждения воспитанники приходят к выводу, аргументируют ответ: голос.

Педагог: Несомненно, голос – инструмент, к которому нужно относиться бережно, не подвергая опасности криком, чрезмерным напряжении при пении.

Педагог: Прежде чем распевать голос, нам необходимо привести в рабочее положении наш аппарат, участвующий в звукообразовании. Назовите, какие органы участвуют в организации звукообразования?

В результате беседы - обсуждения воспитанники приходят к выводу, аргументируют ответ: дыхание, положение корпуса тела, головы, рот, нёбо, язык и т.д.

Педагог предлагает встать и выполнить упражнения, известные воспитанникам, из дыхательной системы Стрельниковой.

Технологии формирования певческой культуры

(с элементами игровых технологий)

Педагог: Давайте настроимся на вокальную работу и, прежде всего, «разговорим» наш аппарат.

Использование технологии интегрированного обучения

На доске: Упражнение-игра (солист – группа):

What’s the time, Mr. Wolf?
It’s eight o’clock! Time to get up. I’m so hungry
What’s the time, Mr. Wolf? .
It’s nine o’clock! Time for breakfast

Попевка  (тренировочное упражнение на отработку английской интонации)

Сome to dinner, come to dinner Ding-Dong-Bell, Ding-Dong-Bell

Soup meat and potato, soup meat and potato Ding-Dong-Bell

Беседа – обсуждение

Мелодика английского предложения.

В английском языке, как и в русском языке, имеются две основные речевые мелодии, два тона: нисходящий и восходящий. Нисходящий тон выражает законченность высказывания (в повелительном и повествовательном предложении). Восходящий тон употребляется при перечислении, в вопросительных предложениях.

На доске:

Cкороговорки (tongue twister):

Sally sells sea shells by the sea shore.

Rubber baby buggy bumpers

Red lolly, yellow lolly.

The soldier's shoulder surely hurts!

What noise annoys an oyster most?
A noisy noise annoys an oyster most.

Great gray goats

Whenever the weather is cold.
Whenever the weather is hot.
We'll whether the weather,
whatever the weather,
whether we like it or not.

Six thick thistle sticks.

It’s ten o’clock! Time to brush my sharp sharp teeth
What’s the time, Mr. Wolf?

Фонетические упражнения:

[i:]  dee-deed-deep              [e] ten-pen-let               [i] pit-lit-fit

     

 be – been –beet                  led- bell- net                 tin-dip-it

       me - meed – meet              bed- vent- men              bit- wit- sit

[ai] my- mine-type

      by- five-life  

It’s eleven o’clock! Time to get dressed.  I’m so handsome


What’s the time, Mr. Wolf? .
It’s two o’clock! Time to read a book
What’s the time, Mr. Wolf? .
It’s three o’clock! Time to clean the dining room
What’s the time, Mr. Wolf? .
It’s four o’clock! Time for snack
What’s the time, Mr. Wolf? .
It’s five o’clock! Time to set the table

What’s the time, Mr. Wolf? .
It’s dinner time!

Смотрим, работаем с транскрипцией, повторяем, закрепляем, поём:

Попевка – мультфильм:

Teddy Bear, Teddy Bear,
Look around, look around,
Teddy Bear, Teddy Bear,
Touch the ground, touch the ground,
Teddy Bear, Teddy Bear,
Switch off the light, switch off the light,
Teddy Bear, Teddy Bear,  
Say “Good night”,  say ”Good night”.

Слова с переводом и транскрипцией

слово

транскрипция

перевод

Teddy Bear

['tedi] [bɛə]

плюшевый медвежонок

look around

[luk] [ə'raund]

посмотри вокруг

touch the ground

[tʌtʃ] [graund]

дотронься до земли

switch off the light

[switʃ] [ɔf] [lait]

выключи свет

Say “Good night”

[sei] [gud] [nait]

скажи спокойной ночи

Работа над песней Wind of change «Ветер перемен» (Scorpions)

Использование (элементов) технологии формирования певческой культуры

Текст на доске  Wind of change “ Ветер перемен” (Scorpions)

  1. I follow the Moskva

        down to Gorky Park listening

        to the wind of change

        An August-summernight,

        soldiers passing by listening to the wind of change.

                Идя вдоль Москвы-реки

                К Парку Горького, я слышу, как дует ветер перемен.

                Август. Летняя ночь.

                Мимо проходят солдаты, слушая, как дует ветер перемен.

  1. The world is closing in,

        did you ever think

        that we could be so close, like brothers?

        The future's in the air

        I can feel it everywhere

        blowing with the wind of change.

                Мир становится теснее.

                Разве мы могли подумать,

                что однажды станем друг другу близкими, как братья?

                Мир застыл в ожидании нового,

                Всё пропитано этим ощущением,

                его принёс ветер перемен.

        Take me to the magic of the moment

        on a glory night,

        where the children of tomorrow dream away

        in the wind of change.

                Помоги мне хоть на мгновение окунуться в волшебство

                той славной ночи,

                Где наши дети будут мечтать,

                овеянные ветром перемен.

  1. Walking down the street.

        Distant memories

        are buried in the past forever.

        I follow the Moskva

        down to Gorky Park listening to the wind of change

                Я иду вдоль по улице.

                Далёкие воспоминания навсегда остались в прошлом.

                Идя вдоль Москвы-реки

                К Парку Горького, я слышу, как дует ветер перемен.

  1. The wind of change

        blows straight into the face of time,

        like a stormwind that will ring the

        freedom bell for peace of mind.

        Let your Balalaika sing

        what my guitar wants to say

        Take me to the magic...

                Ветер перемен

                Дует в лицо времени,

                Как штормовой ветер, который заставит зазвенеть

                Колокол свободы во имя душевного спокойствия людей.

                Пусть ваша балалайка пропоёт о том,

                Что хочет сказать моя гитара…

                Помоги мне хоть на мгновение…

Слушаем, работаем над сложными сочетаниями, представляющими трудность.

Вариант фонетической  попевки к 1 куплету

[au]

Down, down

Round, around

Down to Gorky Park

Вариант фонетической попевки к 3 куплету:

 [i:]

Dream, dream it’s my dream

To visit Moscow is my dream.

Great dream, nice dream.

Sure, I’ll fulfill my dream.

Составление «Узорника»

Использование (элементов) информационно-коммуникационных технологий

Воспитанники предлагают свои варианты подтекстовки, ранее приготовленные в качестве выполнения ими работы по самоподготовки (эмоциональное выражение перевода текста, каждой её строки).

Определяем лучшие варианты для представления песни в «картинках» в качестве совместного творческого проекта.

Исполняем песню Wind of change “ Ветер перемен” стоя, выполняя сценические движения – синхронное покачивание в сторону каждой из линий в противоположном направлении от линии стоящей впереди.

Педагог: Наше занятие было очень продуктивно и затрагивало предметы из образовательного цикла. С какими предметами интегрировало наше занятие?

В результате беседы - обсуждения воспитанники приходят к выводу, аргументируют ответ, перечисляя дисциплины.

Педагог: Мне очень понравилось сегодня наше занятие. А Вам понравилось занятие?

У вас есть возможность показать своё настроение. Пожалуйста, выберите смайлик, наиболее полно выражающий настроение оставшееся после нашего занятия (грустный, весёлый или очень радостный) и приклейте его магнитом к доске при выходе из класса.

Спасибо, на этом наше занятие окончено.

Приложение 1

Коллективный результат творческой деятельности:

«Узорник»

(синоним слова «Калейдоскоп»)

по теме: «Мелодические зарисовки»: развитие вокальных навыков на занятии

«Сольное (ансамблевое) пение» в интеграции с английским языком

на текст песни Wind of change “ Ветер перемен” (Scorpions)

 (художественное видение перевода текста песни)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокальных навыков и творческих способностей на уроках музыки

"Ах, голос! Как он чист, силён и ровен. Душа открыта настежь в нём. Как он прекрасен, благороден, что в сердце трепетно моём..." ...

Развитие вокальных навыков

Статья "Развитие вокальных навыков и музыкальных способностей у обучающихся"....

Дыхательные упражнения для развития вокальных навыков у детей с нарушением слуха

«Дыхательные упражнения дляразвития вокальных навыков у детейс нарушением слуха»....

Мастер-класс «Музыкальные упражнения как средство развития вокальных навыков»

Мастер-класс «Музыкальные  упражнения  как средство развития вокальных навыков»...

Развитие исследовательских навыков младших школьников во внеурочной и урочной деятельности по английскому языку

В статье обобщается методический опыт  по развитию исследовательских навыков младших школьников во внеурочной и урочной деятельности по английскому языку....

Статья «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования»

В статье «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования» уделено внимание развитию одаренной личности на примере вок...