Конспект открытого занятия и презентация на тему "Творческая интерпретация музыкального репертуара клуба любителей песни «Музыка души»"
методическая разработка по теме

Валеева Юлия Леонидовна

Открытое занятие в форме мастер-класса - это мини-концерт, где на примере исполнения разных песен показаны приемы аранжировки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

в форме мастер-класса

 педагога дополнительного образования,

руководителя клуба любителей песни «Музыка души»

Валеевой Ю.Л.

Тема: Творческая интерпретация музыкального репертуара клуба любителей песни «Музыка души».

Цель: поделиться опытом с  руководителями других музыкальных коллективов методами обработки песен.

Задачи:

  •    Познакомить участников мастер-класса с репертуаром коллектива «Музыка души» и с этапами работы над ним;
  •    Продемонстрировать приемы работы над песней.

Необходимое оборудование: 

  • видеопроектор;
  • экран;
  • ноутбук;
  • колонки;

       Инвентарь:

  • гитары – 3 шт.;
  • аккордеон;
  • шумовые инструменты;
  • ширма для проведения игры «Угадай, какой инструмент?»;

Ход мастер-класса.

До начала мастер-класса

  • демонстрируется слайд-шоу о жизни клуба любителей песни «Музыка души»,
  • раздаются сборники песен, необходимые для работы на мастер-классе.

   

Вступительное слово методиста ОМЦ Абдуллаевой С.В. (5 мин.)

Вступительное слово Ю.Л. Валеевой: (3 мин.)

 Здравствуйте, коллеги!

По профессии я не музыкант, но музыка – это часть моей жизни: она вдохновляет меня, заряжает энергией, окрыляет. И это я стараюсь передать детям, опираясь на их душевные качества. Моя цель  - приобщить детей к музыке, научить их чувствовать ее, привить им любовь к прекрасному. Среди бардов есть немало людей без музыкального образования, при этом их песни никого не оставят равнодушным. Как поется в песне у Булата Окуджавы:

А душа уж это точно, ежели обожжена

Справедливей, милосерднее и праведней она. ...

Я не ставлю цель научить вас чему-то,  хотелось бы поделиться с вами частичкой своей души. Надеюсь сегодняшний мастер-класс по представлению моего опыта не оставит вас равнодушными.                                                                                                        

     Итак, тема нашего мастер-класса «Творческая интерпретация музыкального репертуара клуба любителей песни «Музыка души»».  Сразу хочу сказать о нашем репертуаре. Наш коллектив называется «Клуб любителей песни», и это значит, что мы поем любые песни, которые нам нравятся: это и детские песни,  песни из кинофильмов и мультфильмов, песни рок-исполнителей, военные песни. Но основу нашего репертуара составляет бардовская песня, так как мы ориентируемся на условия конкурса ЮТ М жанр «авторская песня». Именно об интерпретации бардовской песни мы и будем говорить.

Интерпретация в искусстве — индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения. По образному выражению Антона Григорьевича  Рубинштейна, “исполнение — второе творение”.

 Основная часть мастер-класса:

За время существования нашего коллектива, а нам всего 2 года, у нас накопился некоторый опыт по обработке песен. И мы с удовольствием им с вами поделимся.

Кратко расскажу об этапах работы над песней.

  • Сначала мы коллективно слушаем песни, я стараюсь подобрать несколько вариантов исполнения одной и той же  песни, вместе мы обсуждаем и выбираем тот или иной  вариант, а может быть совмещаем оба исполнения;  

прослушиваем два варианта песни Л. Ваксмана «Птенцы»

  • затем идет вокальная и инструментальная работа, которая включает в себя разучивание вокальных партий песни, работа над аккомпанементом, аранжировку, работу над эмоциональной выразительностью, иногда инсценировку, таким образом, мы пробуем разными способами превратить песню в театральный номер.

Итак, аранжировка (от фр. приводить в порядок, устраивать) —  это украшение музыки, благодаря аранжировке песня может приобрести яркие краски и получить новую жизнь. После аранжировки произведение может звучать совершенно по-новому.

      Работая над аранжировкой песни, мы можем

  • Самое простое – это использовать повторы, как, например,  в песне «Алые паруса» («У синего моря, где бушуют бураны»).

Эта песня хороша при знакомстве с группой детей, т.к. для ее исполнения не нужно знать слова песни, она хорошо сплачивает коллектив, раскрепощает ребят, у детей появляется первое представление о вас как о педагоге.

  • Или можем использовать эффект «эхо». 

Песня Олега Митяева «Фрагмент».

  • Использовать вокализы – пение без слов, подголоски. 

Стихи В. Павлинова, музыка Александра Васина «Холода».  

  • использовать различные средства музыкальной выразительности - это те средства выразительности, благодаря которым исполнитель может передавать свои чувства и образы через звук, через игру на инструменте.

    Беседа с детьми о музыкальных средствах выразительности.

  • Темп (от итальянского tempo – «время») – это степень скорости исполнения и характер движения музыкального произведения.

 В песне «Лошади в океане» еще используется речитатив (спросить у ребят, что такое речитатив) – певучий, выразительный  разговор. 

Стихи Б.Слуцкого, муз. В.Берковского, «Лошади в океане».

  • Динамические оттенки - (от греческого dinamikos –  «силовой») - в музыке это все, что касается силы (громкости) музыкального звучания. Умелое использование этого выразительного средства помогает раскрыть эмоциональное содержание сочинения.
  • Особенно хочу остановиться на ритмическом украшении песни.

               Ритм - это чередование коротких и длинных звуков.

      Многие современные музыкальные критики отмечают, что актуальная сегодня музыка отличается от музыки прежних лет в первую очередь использованием ударно-шумовых инструментов. Вот и мы в аранжировках песен стараемся использовать различные шумовые инструменты. В нашей школе собрана достаточно большая коллекция шумовых инструментов. Сейчас  я вам их продемонстрирую, для этого мы с вами сыграем в игру «Угадай, какой инструмент?»

За ширмой лежат инструменты, учителя должны на слух определить, какой инструмент звучит (бубен, колотушка, марракас, треугольник, «шум дождя»)

Южно-американский инструмент в виде полой трубки из кактуса, заполненной мелкой галькой. Высота звука зависит от длины трубки. Внутри - неровная структура и при вращении трубки галька перекатывается со звуком, похожим на шум дождя. Согласно легенде, индейцы Чили создали rain stick, чтобы вызывать дождь.                                                                                          

В нашей коллекции есть два инструмента «Дождь» и «Ливень».

Шумовые инструменты играют в ансамбле значительную роль. Их звучание придает яркий своеобразный колорит, динамическую мощь, ритмическую четкость и упругость. Работая над аранжировкой песни, мы подбираем шумовые инструменты в зависимости от характера песни. Вот, например, в песне «На далекой амазонке» было такое оформление… Кроме шумовых инструментов в этой песне используются ладони. «На далекой Амазонке».

  • Тембр – окраска звучания инструмента.

В этом году мы впервые применяем  тембровое обогащение в аранжировке. Я имею ввиду использование других музыкальных инструментов. Конечно, это можно сделать лишь при условии подготовленности ребят. В нашем коллективе занимается девочка, которая уже 8 лет учится играть на аккордеоне, и мы решили использовать этот инструмент в наших песнях. «Осенний вальс».

  • В аранжировке очень важен аккомпанемент – это часть музыкальной ткани, которая, сопровождает, поддерживает, дополняет голос или солирующий инструмент.

 Мы используем различные приемы аккомпанемента: арпеджио (перебор), расгеадо (в простонародье «бой»), бас-аккорд и др.

Песня Вероники Долиной « А хочешь, я выучусь шить»,

 исполняет Денисова Алина

Спросить у девочки, какие приемы аккомпанемента она использовала.

Кроме аккордового аккомпанемента иногда мы используем вторую партию гитары.  

  • Бывают такие песни, в которых есть маленькие сольные партии.

Песня  Ю. Харченко «Трамвайчик».

  • Конечно, при аранжировке песни  мы можем транспонировать произведение, если оригинальная тональность неудобна для голоса.

Транспонирование -  перенесение всего сочинения или его части на другую (по отношению к базовой) высоту.

  • А также для  разнообразия песен используем модуляцию - переход из одной тональности в другую.

Песня В.Высоцкого «Друг», исполняет Ильин Сергей

  • Кроме всего прочего, работая над аранжировкой песни, в нее можно включить вступление, проигрыш и заключение. 

    Сейчас мы с ребятами работаем над песней Леонида Семакова «Осенний вальс». Ребята, давайте сейчас попробуем сделать нашу песню более выразительной, в этом нам помогут венки из кленовых листьев и наши гости, которые станцуют вальс под нашу песню.

Заключение:

    Сегодня мы постарались с вами исполнить песню так, чтобы ее автор смог гордиться своим произведением. Песня приобрела оттенок осени, стала более красивой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс педагога дополнительного образования Руководителя клуба любителей песни «Музыка души» Валеевой Ю.Л.

Слайд 2

Тема мастер-класса: Творческая интерпретация музыкального репертуара клуба любителей песни «Музыка души».

Слайд 3

Интерпретация в искусстве — индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения.

Слайд 4

Этапы работы над песней. коллективное прослушивание песни вокальная и инструментальная работа

Слайд 5

Аранжировка (от фр. приводить в порядок, устраивать) — это украшение музыки, благодаря аранжировке песня может приобрести яркие краски и получить новую жизнь.

Слайд 6

Повторы «Алые паруса»

Слайд 7

Эффект « Эхо» «Фрагмент» Олег Митяев

Слайд 8

Подголоски Вокализ – пение без слов « Холода » Стихи В. Павлинова Музыка А. Васина

Слайд 9

Средства музыкальной выразительности – это те средства выразительности, благодаря которым исполнитель может передавать свои чувства и образы через звук, через игру на инструменте.

Слайд 10

Темп (от итальянского tempo – «время») – это степень скорости исполнения и характер движения музыкального произведения. Речитатив – певучий, выразительный разговор. «Лошади в океане» музыка Виктора Берковского, слова Бориса Слуцкого

Слайд 11

Динамические оттенки – (от греческого dinamikos – «силовой») в музыке это все, что касается силы (громкости) музыкального звучания.

Слайд 12

Ритм – это чередование коротких и длинных звуков. «На далекой Амазонке» музыка В.Берковского и М.Синельникова, слова Р.Киплинга, перевод С.Маршака

Слайд 13

Тембр – окраска звучания инструмента.

Слайд 14

Аккомпанемент – это часть музыкальной ткани, которая, сопровождает, поддерживает, дополняет голос или солирующий инструмент. «А хочешь, я выучусь шить» Вероника Долина исполняет Денисова Алина

Слайд 15

Сольные партии «Трамвайчик» Юрий Харченко

Слайд 16

Транспонирование - перенесение всего сочинения или его части на другую (по отношению к базовой) высоту.

Слайд 17

Модуляция - переход из одной тональности в другую. «Друг» Владимир Высоцкий исполняет Ильин Сергей

Слайд 18

Вступление, проигрыш и заключение «Осенний вальс» Леонид Семаков


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фото отчет клуба любителей песни «Музыка души» Мастер-класс педагога дополнительного образования , руководителя клуба любителей песни «Музыка души» Валеевой Ю.Л.

Слайд 2

Задорная песня «Алые паруса».

Слайд 3

Песня Олега Митяева «Фрагмент»

Слайд 4

Две партии гитары в песне

Слайд 5

Антон ответственный за технику

Слайд 6

Игра «Угадай, какой инструмент»

Слайд 7

Люди улыбаются, значит, им понравилось…

Слайд 8

Наша любимая песня «Трамвайчик»

Слайд 9

Алина уже два года учится в колледже, но продолжает заниматься в клубе

Слайд 10

Наши концертмейстеры

Слайд 11

«Лошади в океане» - грустная песня

Слайд 12

А сейчас мы все отправляемся на далёкую Амазонку

Слайд 13

Получился настоящий осенний вальс

Слайд 14

Спасибо Маше и Владику за танец

Слайд 15

Вот такая у нас осень!

Слайд 16

Все довольны, все с подарками

Слайд 17

Душевные отзывы коллег


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия хоровой студии "Доминанта" СПКК по теме "Интонационный ансамбль в песне".

Занятие в форме сводной репетиции младшей и старшей возрастных групп. Обучающиеся - кадеты 5-7 и 10,11 классов. Занятие имеет практическую направленность: подготовка к смотру-конкурсу кадетской песни ...

Конспект открытого занятия "Музыка и песни для детей" объединения «Клуб любителей песни»

Открытое занятие для ребят любого возраста.Это занятие очень удобно использовать в качестве первого, ознакомительного.  Песня очень удобна тем, что детям не надо знать ее слова, надо просто повто...

Сценарий концерта "Время музыки" клуба любителей песни "Музыка души"

Сюжет сценария - это путешествие во времени девочки Тани. В концерте использованы разные песни. Таня, попадая во временные отрезки, оказывается свидетельницей некоторых исторических и сказочных событи...

Конспект занятия клуба любителей песни «Музыка души»

Конспект занятия на тему: "Музыкальные жанры и стили", где рассматриваются некоторые музыкальные направления....

Литературно-музыкальный урок « В этой песне вся душа» (русская народная песня и хакасский тахпах)

Цели урока: 1) Раскрыть своеобразие песен.2) Показать народные песни как жанр фольклора.3) Способствовать воспитанию любви   к Отечеству, желанию изучать творчество  родного края....

План-конспект открытого занятия по хору “ Работа над драматургией музыкального произведения”

Данное открытое занятие поводилось хормейстером Бубновой Н. В. совместно с концертмейстером Величко Т. М.На открытом занятии использовалось упражнеие "Часики" (разработка Величко Т. М.). Дан...