Конспект открытого занятия и презентация на тему "Творческая интерпретация музыкального репертуара клуба любителей песни «Музыка души»"
методическая разработка по теме
Открытое занятие в форме мастер-класса - это мини-концерт, где на примере исполнения разных песен показаны приемы аранжировки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект к мастер-классу | 77.5 КБ |
Презентация к мастер-классу | 2.96 МБ |
фотоотчет о мастер-классе | 1.12 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
в форме мастер-класса
педагога дополнительного образования,
руководителя клуба любителей песни «Музыка души»
Валеевой Ю.Л.
Тема: Творческая интерпретация музыкального репертуара клуба любителей песни «Музыка души».
Цель: поделиться опытом с руководителями других музыкальных коллективов методами обработки песен.
Задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с репертуаром коллектива «Музыка души» и с этапами работы над ним;
- Продемонстрировать приемы работы над песней.
Необходимое оборудование:
- видеопроектор;
- экран;
- ноутбук;
- колонки;
Инвентарь:
- гитары – 3 шт.;
- аккордеон;
- шумовые инструменты;
- ширма для проведения игры «Угадай, какой инструмент?»;
Ход мастер-класса.
До начала мастер-класса
- демонстрируется слайд-шоу о жизни клуба любителей песни «Музыка души»,
- раздаются сборники песен, необходимые для работы на мастер-классе.
Вступительное слово методиста ОМЦ Абдуллаевой С.В. (5 мин.)
Вступительное слово Ю.Л. Валеевой: (3 мин.)
Здравствуйте, коллеги!
По профессии я не музыкант, но музыка – это часть моей жизни: она вдохновляет меня, заряжает энергией, окрыляет. И это я стараюсь передать детям, опираясь на их душевные качества. Моя цель - приобщить детей к музыке, научить их чувствовать ее, привить им любовь к прекрасному. Среди бардов есть немало людей без музыкального образования, при этом их песни никого не оставят равнодушным. Как поется в песне у Булата Окуджавы:
А душа уж это точно, ежели обожжена
Справедливей, милосерднее и праведней она. ...
Я не ставлю цель научить вас чему-то, хотелось бы поделиться с вами частичкой своей души. Надеюсь сегодняшний мастер-класс по представлению моего опыта не оставит вас равнодушными.
Итак, тема нашего мастер-класса «Творческая интерпретация музыкального репертуара клуба любителей песни «Музыка души»». Сразу хочу сказать о нашем репертуаре. Наш коллектив называется «Клуб любителей песни», и это значит, что мы поем любые песни, которые нам нравятся: это и детские песни, песни из кинофильмов и мультфильмов, песни рок-исполнителей, военные песни. Но основу нашего репертуара составляет бардовская песня, так как мы ориентируемся на условия конкурса ЮТ М жанр «авторская песня». Именно об интерпретации бардовской песни мы и будем говорить.
Интерпретация в искусстве — индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения. По образному выражению Антона Григорьевича Рубинштейна, “исполнение — второе творение”.
Основная часть мастер-класса:
За время существования нашего коллектива, а нам всего 2 года, у нас накопился некоторый опыт по обработке песен. И мы с удовольствием им с вами поделимся.
Кратко расскажу об этапах работы над песней.
- Сначала мы коллективно слушаем песни, я стараюсь подобрать несколько вариантов исполнения одной и той же песни, вместе мы обсуждаем и выбираем тот или иной вариант, а может быть совмещаем оба исполнения;
прослушиваем два варианта песни Л. Ваксмана «Птенцы»
- затем идет вокальная и инструментальная работа, которая включает в себя разучивание вокальных партий песни, работа над аккомпанементом, аранжировку, работу над эмоциональной выразительностью, иногда инсценировку, таким образом, мы пробуем разными способами превратить песню в театральный номер.
Итак, аранжировка (от фр. приводить в порядок, устраивать) — это украшение музыки, благодаря аранжировке песня может приобрести яркие краски и получить новую жизнь. После аранжировки произведение может звучать совершенно по-новому.
Работая над аранжировкой песни, мы можем
- Самое простое – это использовать повторы, как, например, в песне «Алые паруса» («У синего моря, где бушуют бураны»).
Эта песня хороша при знакомстве с группой детей, т.к. для ее исполнения не нужно знать слова песни, она хорошо сплачивает коллектив, раскрепощает ребят, у детей появляется первое представление о вас как о педагоге.
- Или можем использовать эффект «эхо».
Песня Олега Митяева «Фрагмент».
- Использовать вокализы – пение без слов, подголоски.
Стихи В. Павлинова, музыка Александра Васина «Холода».
- использовать различные средства музыкальной выразительности - это те средства выразительности, благодаря которым исполнитель может передавать свои чувства и образы через звук, через игру на инструменте.
Беседа с детьми о музыкальных средствах выразительности.
- Темп – (от итальянского tempo – «время») – это степень скорости исполнения и характер движения музыкального произведения.
В песне «Лошади в океане» еще используется речитатив (спросить у ребят, что такое речитатив) – певучий, выразительный разговор.
Стихи Б.Слуцкого, муз. В.Берковского, «Лошади в океане».
- Динамические оттенки - (от греческого dinamikos – «силовой») - в музыке это все, что касается силы (громкости) музыкального звучания. Умелое использование этого выразительного средства помогает раскрыть эмоциональное содержание сочинения.
- Особенно хочу остановиться на ритмическом украшении песни.
Ритм - это чередование коротких и длинных звуков.
Многие современные музыкальные критики отмечают, что актуальная сегодня музыка отличается от музыки прежних лет в первую очередь использованием ударно-шумовых инструментов. Вот и мы в аранжировках песен стараемся использовать различные шумовые инструменты. В нашей школе собрана достаточно большая коллекция шумовых инструментов. Сейчас я вам их продемонстрирую, для этого мы с вами сыграем в игру «Угадай, какой инструмент?»
За ширмой лежат инструменты, учителя должны на слух определить, какой инструмент звучит (бубен, колотушка, марракас, треугольник, «шум дождя»)
Южно-американский инструмент в виде полой трубки из кактуса, заполненной мелкой галькой. Высота звука зависит от длины трубки. Внутри - неровная структура и при вращении трубки галька перекатывается со звуком, похожим на шум дождя. Согласно легенде, индейцы Чили создали rain stick, чтобы вызывать дождь.
В нашей коллекции есть два инструмента «Дождь» и «Ливень».
Шумовые инструменты играют в ансамбле значительную роль. Их звучание придает яркий своеобразный колорит, динамическую мощь, ритмическую четкость и упругость. Работая над аранжировкой песни, мы подбираем шумовые инструменты в зависимости от характера песни. Вот, например, в песне «На далекой амазонке» было такое оформление… Кроме шумовых инструментов в этой песне используются ладони. «На далекой Амазонке».
- Тембр – окраска звучания инструмента.
В этом году мы впервые применяем тембровое обогащение в аранжировке. Я имею ввиду использование других музыкальных инструментов. Конечно, это можно сделать лишь при условии подготовленности ребят. В нашем коллективе занимается девочка, которая уже 8 лет учится играть на аккордеоне, и мы решили использовать этот инструмент в наших песнях. «Осенний вальс».
- В аранжировке очень важен аккомпанемент – это часть музыкальной ткани, которая, сопровождает, поддерживает, дополняет голос или солирующий инструмент.
Мы используем различные приемы аккомпанемента: арпеджио (перебор), расгеадо (в простонародье «бой»), бас-аккорд и др.
Песня Вероники Долиной « А хочешь, я выучусь шить»,
исполняет Денисова Алина
Спросить у девочки, какие приемы аккомпанемента она использовала.
Кроме аккордового аккомпанемента иногда мы используем вторую партию гитары.
- Бывают такие песни, в которых есть маленькие сольные партии.
Песня Ю. Харченко «Трамвайчик».
- Конечно, при аранжировке песни мы можем транспонировать произведение, если оригинальная тональность неудобна для голоса.
Транспонирование - перенесение всего сочинения или его части на другую (по отношению к базовой) высоту.
- А также для разнообразия песен используем модуляцию - переход из одной тональности в другую.
Песня В.Высоцкого «Друг», исполняет Ильин Сергей
- Кроме всего прочего, работая над аранжировкой песни, в нее можно включить вступление, проигрыш и заключение.
Сейчас мы с ребятами работаем над песней Леонида Семакова «Осенний вальс». Ребята, давайте сейчас попробуем сделать нашу песню более выразительной, в этом нам помогут венки из кленовых листьев и наши гости, которые станцуют вальс под нашу песню.
Заключение:
Сегодня мы постарались с вами исполнить песню так, чтобы ее автор смог гордиться своим произведением. Песня приобрела оттенок осени, стала более красивой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема мастер-класса: Творческая интерпретация музыкального репертуара клуба любителей песни «Музыка души».
Интерпретация в искусстве — индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения.
Этапы работы над песней. коллективное прослушивание песни вокальная и инструментальная работа
Аранжировка (от фр. приводить в порядок, устраивать) — это украшение музыки, благодаря аранжировке песня может приобрести яркие краски и получить новую жизнь.
Повторы «Алые паруса»
Эффект « Эхо» «Фрагмент» Олег Митяев
Подголоски Вокализ – пение без слов « Холода » Стихи В. Павлинова Музыка А. Васина
Средства музыкальной выразительности – это те средства выразительности, благодаря которым исполнитель может передавать свои чувства и образы через звук, через игру на инструменте.
Темп (от итальянского tempo – «время») – это степень скорости исполнения и характер движения музыкального произведения. Речитатив – певучий, выразительный разговор. «Лошади в океане» музыка Виктора Берковского, слова Бориса Слуцкого
Динамические оттенки – (от греческого dinamikos – «силовой») в музыке это все, что касается силы (громкости) музыкального звучания.
Ритм – это чередование коротких и длинных звуков. «На далекой Амазонке» музыка В.Берковского и М.Синельникова, слова Р.Киплинга, перевод С.Маршака
Тембр – окраска звучания инструмента.
Аккомпанемент – это часть музыкальной ткани, которая, сопровождает, поддерживает, дополняет голос или солирующий инструмент. «А хочешь, я выучусь шить» Вероника Долина исполняет Денисова Алина
Сольные партии «Трамвайчик» Юрий Харченко
Транспонирование - перенесение всего сочинения или его части на другую (по отношению к базовой) высоту.
Модуляция - переход из одной тональности в другую. «Друг» Владимир Высоцкий исполняет Ильин Сергей
Вступление, проигрыш и заключение «Осенний вальс» Леонид Семаков
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задорная песня «Алые паруса».
Песня Олега Митяева «Фрагмент»
Две партии гитары в песне
Антон ответственный за технику
Игра «Угадай, какой инструмент»
Люди улыбаются, значит, им понравилось…
Наша любимая песня «Трамвайчик»
Алина уже два года учится в колледже, но продолжает заниматься в клубе
Наши концертмейстеры
«Лошади в океане» - грустная песня
А сейчас мы все отправляемся на далёкую Амазонку
Получился настоящий осенний вальс
Спасибо Маше и Владику за танец
Вот такая у нас осень!
Все довольны, все с подарками
Душевные отзывы коллег
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия хоровой студии "Доминанта" СПКК по теме "Интонационный ансамбль в песне".
Занятие в форме сводной репетиции младшей и старшей возрастных групп. Обучающиеся - кадеты 5-7 и 10,11 классов. Занятие имеет практическую направленность: подготовка к смотру-конкурсу кадетской песни ...
Конспект открытого занятия "Музыка и песни для детей" объединения «Клуб любителей песни»
Открытое занятие для ребят любого возраста.Это занятие очень удобно использовать в качестве первого, ознакомительного. Песня очень удобна тем, что детям не надо знать ее слова, надо просто повто...
Сценарий концерта "Время музыки" клуба любителей песни "Музыка души"
Сюжет сценария - это путешествие во времени девочки Тани. В концерте использованы разные песни. Таня, попадая во временные отрезки, оказывается свидетельницей некоторых исторических и сказочных событи...
Конспект занятия клуба любителей песни «Музыка души»
Конспект занятия на тему: "Музыкальные жанры и стили", где рассматриваются некоторые музыкальные направления....
Литературно-музыкальный урок « В этой песне вся душа» (русская народная песня и хакасский тахпах)
Цели урока: 1) Раскрыть своеобразие песен.2) Показать народные песни как жанр фольклора.3) Способствовать воспитанию любви к Отечеству, желанию изучать творчество родного края....
Конспект открытого занятия с презентацией по ПДД для особых детей
ПДД для особых детей...
План-конспект открытого занятия по хору “ Работа над драматургией музыкального произведения”
Данное открытое занятие поводилось хормейстером Бубновой Н. В. совместно с концертмейстером Величко Т. М.На открытом занятии использовалось упражнеие "Часики" (разработка Величко Т. М.). Дан...