Ансамблевая игра в классе домры – важнейшее звено музыкального воспитания учащихся ДШИ
методическая разработка (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме
В статье рассматриваются особенности игры в ансамбле в класе домры. Ансамблевая игра – важнейшее звено музыкального воспитания учащихся ДШИ. Не стоит недооценивать данный вид работы. Он интересен как учителю , так и ученикам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_v_ansamble_.doc | 36.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Зарайского муниципального района Московской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Детская школа искусств
Ансамблевая игра в классе домры –
важнейшее звено музыкального воспитания
учащихся ДШИ
Выполнила: преподаватель
по классу домры Л.А.Филиппова
г.Зарайск 2012 г.
Ансамблевая игра – очень интересный вид работы, который даёт полное представление о возможностях инструмента, осознанное желание музицировать вместе с другими учениками, со своим преподавателем. Ансамбль способен заинтересовать ребёнка в скорейшем овладении инструментом, что, в свою очередь, помогает ускорить процесс знакомства юного музыканта с миром большой музыки.
Предлагаемая методика актуальна для домры, древнего русского народного инструмента, соединяющего в себе возможности сольного инструмента с богатым и разнообразным ансамблевым репертуаром. История возникновения этого инструмента рассказывает о том, что ещё в древности домра использовалась для совместной игры в ансамблях малых форм. Но вершина коллективного музицирования на народных инструментах – это, конечно, оркестр! Именно в оркестре раскрываются широчайшие возможности инструмента, его выразительные способности. А начинать надо с игры в ансамбле. Ведь навыки ансамблевой игры – необходимые навыки будущего участника инструментального ансамбля или оркестранта, где домра - важнейший голос.
На первом этапе особенно важно уделять внимание участию ученика в элементарном ансамблевом музицировании - совместно с преподавателем, который исполняет более сложную партию, или совместно с другими учащимися - учениками старших классов. Начиная с первых уроков, творческая атмосфера в классе должна быть наполнена настоящей, полноценно звучащей музыкой. Это создает у ученика мотивацию к занятиям музыкой, ведь, чем интереснее, разнообразнее будут первые уроки, тем больше ученик будет стремиться к занятиям на инструменте. Опыт показывает, что очень важно активизировать трудный период технического овладения инструментом. Для учащихся младших классов большую проблему представляет техническое владение инструментом, детям трудно удерживать инструмент, зажимать лады. В таких случаях в ансамбле им можно поручить игру на открытых струнах.
Игра в ансамбле интересна и полезна для детей любого возраста. Огромное количество вариантов открывается перед преподавателем и учеником в этой области: дуэты, трио, квартеты и.т.д.; игра вместе с преподавателем, с одноклассниками, с учащимися старших классов, с ребятами других специализаций. В каждом случае ученику предстоит решать новые интересные задачи. Конечно, при подготовке к серьёзному выступлению педагог будет распределять голоса соответственно возможностям и способностям учеников. Тем не менее, хорошо, если менее сильному и способному когда-то будет дана возможность исполнять первый голос там, где это будет ему под силу. Тем, кто исполняет, как правило, ведущие голоса, желательно научиться справляться с задачами, которые ставят перед ними исполнение 2-ого, 3-его голосов, ведь здесь требуется особая тонкость, чуткость, готовность слушать другие голоса и следовать за солистом, поддержать его. Необходимо объяснить учащимся особую роль и значение каждого голоса. Ведь вся полнота и гармония звучания будут достигнуты лишь при грамотном исполнении всех голосов.
Безусловно, очень интересным может стать для учащихся исполнение народной музыки. Здесь возможно знакомство с другими видами инструментов - альтовые, басовые домры, использование учащимися шумовых и ударных инструментов (Рус.нар. песня«Я на горку шла», укр. нар. песня «Весёлые гуси»)
В пьесах композиторов ХХ века и современных композиторов интересна аккордовая техника, синкопы, необычная гармония (Хейтц «Чарльстон», Бабаджанян «Ноктюрн»). Также важно, что исполнение современных пьес вызывает у учащиеся ощущение движения в ногу со временем.
Начинать нужно с более лёгкого, доступного и понятного. А дальше - усложнение ритмов, специальные приёмы, дисгармония, резкие контрасты. Таково влияние современного мира на культуру в целом и на музыкальную культуру в частности. Ученик должен услышать и почувствовать это.
Важным принципом педагогической деятельности преподавателя ДШИ является органичное включение в учебный процесс концертных выступлений учащихся в ансамбле, начиная с самых первых шагов.
Выступление в ансамбле способствует исчезновению страха перед сценой. Если учащиеся выходят вместе или с учителем, они поддерживают друг друга. Выход ансамбля на сцену - это всегда организованный выход, красивый дружный поклон, артистичное поведение. Воспитывается умение постоянно держать себя в концертной форме, повышается чувство ответственности за качество исполнения, как собственного, так и других участников маленького коллектива. Для выступлений желательно иметь постоянный концертный репертуар.
Игра в ансамбле –это важнейшее звено музыкального воспитания, развития слуховых, ритмических, психо - эмоциональных навыков, развития навыков коллективного музицирования. Ансамблевая игра - это широчайшие возможности инструмента, разнообразный репертуар, знакомство со многими стилями, овладение дополнительными инструментами (альтовой, басовой домры), сотрудничество с учащимися и преподавателями других специализаций школы, выступление совместно с педагогом, творческая атмосфера в классе.
Таково значение использования ансамблевой игры в классе домры. Данный вид работы позволяет музыканту интенсивно развиваться, обрести необходимые навыки для игры на домре, познакомиться с богатыми возможностями своего инструмента, его репертуаром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра в ансамбле – важнейшее звено музыкального воспитания.
Данная статья рассказывает о методике, которая позволяет максимально интенсифицировать процесс вхождения юного музыканта в мир большой музыки, дать полноценное представление о возможностях инструмента...
"Ансамблевое музицирование в ДМШ, ДШИ и его значение в музыкальном воспитании учащихся"
С чем связана популярность ансамблевого музицирования среди учащихся и преподавателей детских школ искусств? Какие в...
" Инновационные подходы в обучении сольному и ансамблевому музицированию в классе домры"
Работа для преподавателей ДШИ и ДМШ....
Развитие навыков ансамблевой игры в классе аккордеона
laquo;Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. В классе аккордеона применяются различные формы работы. ...
Развитие навыков ансамблевой игры в классе аккордеона
laquo;Зажечь», «заразить» ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. В классе аккордеона применяются различные формы работы. ...
Развитие навыков ансамблевой игры в классе фортепиано
Игра в ансамбле всегда привлекает детей, дарит им удовольствие от совместного творчества. Именно ансамбли знакомят детей не только с фортепианной, но и симфонической, камерной, балетной, оперной музык...
Статья "Музыкально- дидактическая игра на уроке фортепиано, как средство музыкального развития учащихся младшего школьного возраста"
Данная статья рассказывает о важности применения игровых технологий на уроке фортепиано с младшими школьниками. В этом возрасте шаблонное изучение теоретических основ музки и небольших пье...