Программа курса Я и музыка
материал по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский"
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО Гаврищук Н.В. «___» _________ 2020г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по ВР Воронина М.В. «___» _________ 2020г. | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ № 2 Котикова Л.Ф. «___» _________ 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я и музыка»________________________
(наименование курса внеурочной деятельности)
общекультурное______________
(направление курса внеурочной деятельности)
начальное общее, (1-5 классы)__________________
(уровень образования, класс)
Лазарева Надежда Анатольевна, учитель музыки________
(Ф.И.О. педагога, должность)
г. Советский
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Я и музыка» для разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2018г., Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Учебно-методическое обеспечение
1.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
2. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2017.
3. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2018.
Задачи:
• воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
• воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
• развитие интереса учащихся к вокальному творчеству, приобщение к культуре исполнительского мастерства
• накопление тезауруса — багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Обоснование отбора содержания и общей последовательности его изучения
Выбор программы обусловлен тем, что содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа рассчитана на102 ч. в год (3 часа в неделю).
Критерии отбора музыкального материала в данную программу— это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Формы и приемы контроля:
-творческие задания;
-анализ музыкальных произведений;
-музыкальная викторина;
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Основной формой подведения итогов работы являются конкурсные и концертные выступления.
Место курса «Я и музыка» в плане внеурочной деятельности.
Преподавание курса «Я и музыка» рассчитано на учащихся увлекающихся музыкой и музыкально-эстетической деятельностью. Важность этого курса для школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования вокально-технической деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их одарённости, а в силу различных, в том числе организационных обстоятельств. Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе.
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к музыке как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе музыкального.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание музыкального образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения курса «Я и музыка» должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
— умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка, умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
— развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
— реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
— формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты
— овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
— приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
— умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации.
Предметные результаты
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии,
знание основных закономерностей музыкального искусства;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций.
Содержание курса внеурочной деятельности
Вокально-хоровая работа.
Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.
Диагностика. Прослушивание детских голосов. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.
Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат.
Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Формирование детского голоса.
Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.
Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука. Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Упражнения первого уровня формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.
Формирование сценической культуры.
Работа с песней. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения.
Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.
Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.
Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.
Музыкально ритмическая деятельность.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни
Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
Примерный репертуар.
«Улыбка »- Музыка и слова Жанна Колмогорова.
«Под Новый Год» - Муз. и сл. Котиной Е.И.
« Дай мне руку»- Музыка и слова Жанна Колмогорова
«Кто добрее всех на свете» – Слова, музыка Ольга Екимова
«Яблоня» – Слова и музыка: Елена Плотникова
«Колдунье не колдуется» – муз. и сл. Неизвестного автора.
«Мы не забудем свою Отчизну» – Слова и музыка: Обухова Елена
«Новый дом» – муз. Бойко Р.; сл. Дербенёва Л.
Музыкальная сказка «Где зимует лето» – муз. Абрамова А; сценарий Савельева М.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Всего часов |
1 | Раздел I. Вокально - хоровая работа | 35 |
2 | Раздел II. Формирование детского голоса. | 36 |
3 | Раздел III. Формирование сценической культуры Музыкально - ритмическая работа | 29 |
4 | Раздел IV Концертно-исполнительская деятельность | 2 |
Итого | 102 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема занятия | |
План | Фактически | ||
1 2 | Вводное занятие Знакомство с правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. | ||
3 4 5 6 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. Строение голосового аппарата. | ||
7 8 9 | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Подбор репертуара. | ||
10 11 12 | Звукообразование. Муз. Штрихи. | ||
13 14 | Введение понятия унисона. | ||
15 | Работа над репертуаром | ||
16 17 18 | Дыхание Короткое и задержанное дыхание. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания. | ||
19 20 | Упражнения на координацию дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. | ||
21 | Работа над репертуаром | ||
22 23 | Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. | ||
24 25 26 | Взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. | ||
27 | Работа над репертуаром | ||
28 29 30 | Дикция и артикуляция. Активизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. упражнения по системе В.В. Емельянова. | ||
31 32 33 | Работа над репертуаром. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. | ||
34 35 | Упражнения по системе В.В. Емельянова. Фонопедические упражнения | ||
36 | Работа над репертуаром | ||
37 38 | Ансамбль. Элементы двухголосья. | ||
39 40 | Работа над репертуаром | ||
41 42 | Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. | ||
43 44 45 46 | Интонация Единство звука Работа над репертуаром | ||
47 48 | Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла. | ||
49 50 | Работа над репертуаром. | ||
51 52 53 | Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. | ||
54 55 | Средства исполнительской выразительности | ||
56 57 58 | Музыкально-исполнительская работа | ||
59 | Слушание музыкальных произведений. Народная музыка | ||
60 61 | Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса | ||
62 63 | Работа над репертуаром | ||
64 | Музыкальные оттенки, штрихи. | ||
65 66 | Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. | ||
67 68 | Работа над репертуаром | ||
69 | Слушание музыкальных произведений. Произведения русских композиторов - классиков. | ||
70 71 | Работа над репертуаром Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. | ||
72 73 74 | Ритм. Упражнения на развитие чувства ритма, динамических оттенков. Работа над репертуаром | ||
75 76 | Ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). | ||
77 78 | Звукообразование. Слуховой контроль за звукообразованием. | ||
79 80 | Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. | ||
81 82 | Слушание музыкальных произведений. Произведения современных отечественных композиторов. | ||
83 84 | Длительности, паузы. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. | ||
85 86 | Сценическое движение. Игры на раскрепощение, создание образа. | ||
87 88 | Развитие артистических способностей, умения согласовывать пение с ритмическими движениями. | ||
89 90 | Овладение элементами стилизации | ||
91 92 | Игровая деятельность, театрализация. | ||
93 94 | Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. | ||
95 96 | Работа над репертуаром. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. | ||
97 98 | Одновременное начало и окончание песни. Использование, а капелла. | ||
99 100 | Работа над репертуаром. Формирование сценической культуры. | ||
101 102 | Концертная деятельность. Итоговые занятия, творческие отчеты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса по предмету «Музыка». 5 - 8 класс
Рабочая программа учебного курса по предмету «Музыка». 5 - 8 классПрограмма по музыке для 5 – 8 классов авторов: В.В.Алеев (научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак выбрана мной из множест...
Рабочая программа курса "В мире музыки" 7 класс
Здесь представлены основные русские и зарубежные композиторы 19 го столетия Программа расчитана на 35 часов....
Программа курса музыка 5 кл ФГОС
Программа составлена на основе УМК Музыка Усачева, Школяр...
Рабочая программа курса Искусства (музыка) 3 класс (ФГОС)
Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе:· Федерального государственного образовательного стандарт основного общего образования (приказ ...
Рабочая программа курса Искусства (музыка) 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа с учетом требования ФГОС...
Рабочая программа курса Искусства (музыка) 4 класс (ФГОС)
Рабочая программы по музыке для 4 класса...
Рабочая программа учебного интегрированного курса «Азбука искусств» (музыка, ИЗО, литература) в 5 классе
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерных программ основного о...