Рабочая программа курса "В мире музыки" 7 класс
рабочая программа по мхк (7 класс) по теме
Здесь представлены основные русские и зарубежные композиторы 19 го столетия Программа расчитана на 35 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_ozv_7_klass_v_mire_muzyki.docx | 36.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Центр дистанционного образования
Утверждена на заседании педагогического совета протокол №___ от ___.08. 2012г.
| «Утверждаю» Директор школы: _______________ О. Д. Буриличев Приказ от _________ № _______ |
Рабочая программа
обязательного занятия по выбору
«В мире музыки» в 7 классе
на 2012-2013 учебный год
(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)
Разработал: учитель русского языка
и литературы Пучков Евгений Андреевич
Рассмотрена на заседании
ШМО учителей ЦДО
протокол №__ от __.08. 2012г.
Рассмотрена на
методическом совете
протокол №__ от __.08.2012г.
Заместитель директора
по УВР: _________ /Буриличева Н.О./
Заместитель директора
по УВР: _________ /Климова Т.С./
Тула, 2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по мировой художественной культуре и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по мировой художественной культуре.
Изучение курса «В мире музыки» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о роли мировой художественной культуры в формировании гуманитарной картины мира;
- изучение шедевров классической русской и зарубежной музыки, созданных в данную художественно-историческую эпоху;
- постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся композиторов – творцов;
- изучение некоторых фактов биографии того или иного композитора, оказавших влияние на его творческую судьбу.
- усвоение эстетических понятий, как условие полноценного восприятия, анализа и оценки произведений искусства;
- осмысление интегративной связи русской и зарубежной музыки с другими видами искусства, (в частности с живописью и литературой);
- овладение умениями правильного и свободного общения с произведениями искусства; отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- развитие способностей к художественному творчеству и самостоятельной практической деятельности в конкретном виде искусства;
- воспитание эстетического вкуса, как ориентира самостоятельной творческой деятельности;
- формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для прочной и устойчивой потребности общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, т.е. подготовка компетентного зрителя-слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства.
Содержание курса «В мире музыки» структурировано в виде трех разделов: «Введение», «Зарубежная музыка 18-19 веков», «Русская музыка конца 19 - начала 20 веков».
В первом разделе рассказывается о возникновении музыки, как таковой, о ее специфике и отличии от остальных видов искусства.
В разделе «Зарубежная музыка 18-19 веков» рассказывается о жизни и судьбе таких композиторов как И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л.В.Бетховен и др. Также происходит знакомство детей с выдающимися музыкальными произведениями той эпохи.
В разделе «Русская музыка конца 19 - начала 20 веков» рассказывается о жизни и творческой судьбе русских композиторов (М.И. Глинка, П.И.Чайковский, С.В. Рахманинов), происходит знакомство учащихся с их музыкальными произведениями.
Основными видами деятельности учащихся по овладению прочными и осознанными знаниями по курсу «В мире музыки» являются:
- овладение приемами работы с учебной литературой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- анализ музыкального произведения с точки зрения его темы, идеи настроения;
- изложение сюжета музыкального произведения (если это опера) и сравнение его с литературным источником или историческим фактом;
- сравнение музыкальных произведений;
- умение пользоваться музыкальной терминологией и символикой;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, защищать свои предпочтения;
- различение известных в данную историческую эпоху музыкальных жанров и направлений.
Межпредметные связи
При изучении курса «В мире музыки» осуществляются связи со следующими предметами:
- литературой (при изучении оперы, поставленной по конкретному литературному произведению.)
- физикой (В разделе «Введение» рассматривается вопрос о том, что такое звук);
- историей (Оперы «Жизнь за царя», «Князь Игорь»).
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения знаниями по изучаемому курсу.
Для достижения поставленных целей планируется использование образовательных технологий:
- информационно-коммуникационная технология;
- технология проблемного обучения;
- развивающая технология;
- тестовая технология,
а также различных методов и форм обучения: словесных (объяснение, дискуссия), наглядных (метод иллюстраций, метод демонстраций, включающий в себя составление мультимедийных презентаций) и практических (тестирование).
Основными формами контроля являются:
- тестирование, проверяющее сформированность музыкальных знаний;
- изложение содержания и впечатлений от прочитанной статьи или прослушанного музыкального произведения, проверяющее умение адекватно понимать основную и дополнительную информацию, воспринимаемого зрительно и на слух.
Специфика курса состоит в том, что:
- создается в рамках реализации программы «Организация единой информационно-образовательной среды для детей с особыми потребностями»;
- основой курса является использование современных информационных технологий;
- данный курс является дополнительным и используется для разностороннего развития личности учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п.п. | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Введение | 1 |
Зарубежная музыка 18-19 веков | ||
2. | Иоганн Себастьян Бах | 3 |
3. | Иозеф Гайдн | 1 |
4. | Вольфганг Амадей Моцарт | 3 |
5. | Людовик Ван Бетховен | 3 |
6. | Франц Шуберт | 3 |
7. | Роберт Шуман | 2 |
8. | Рихард Вагнер | 2 |
9 | Ференц Лист | 2 |
8. | Фредерик Шопен | 2 |
10 | Эдвард Григ | 2 |
Русская музыка 19 начала 20 веков
11 | Михаил Иванович Глинка | 2 |
12 | Александр Прокофьевич Бородин | 2 |
13 | Петр Ильич Чайковский | 3 |
14. | Сергей Васильевич Рахманинов | 3 |
15 | Итоговая контрольная работа | 1 |
16 | ИТОГО | 35 |
Введение
Что такое звук? Возникновение музыки. Язык музыки. Музыкальные жанры. Классификация голоса. Музыка в нашей жизни.
Зарубежная музыка 18-19 веков
Иоганн Себастьян Бах
Биография. Годы детства. Начало творчества. Обращение к религиозной теме. Органные произведения Баха. Тема. Идея.
Фуга и кантата как основные жанры музыки конца 18 века.
Иозеф Гайдн
Детство. Годы учебы. Юмористические симфонии в творчестве композитора. «Детская симфония».
Вольфганг Амадей Моцарт
Детские и юношеские годы. Увлечение музыкой. Оперное творчество Моцарта. Оперы «Волшебная флейта», «Похищение из Сераля». «Реквием» как последнее произведение композитора.
Людовиг Ван Бетховен Биография. Детские и юношеские годы. Соната, как основной жанр в творчестве композитора. «Лунная соната» как отражение душевных переживаний человека.
Франц Шуберт
Биография. Детские и юношеские годы. Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Шуберт – романтик. «Вечерняя серенада» как выражение любовных переживаний героя.
Роберт Шуман
Детские годы композитора. Годы учебы, увлечение музыкой. Фортепианные циклы «Карнавал», «Бабочки», как возвращение в детство.
Рихард Вагнер
Биография. Оперное творчество композитора. «Летучий голландец», «Тангейзер», и «Лоэнгрин» как воплощение романтизма.
Ференц Лист
Детские и юношеские годы композитора. Творчество Листа. Симфоническая поэма, как новый жанр в музыке.
Фредерик Шопен
Детские годы. Годы учебы. Мазурки и вальсы. Сонатное творчество Шопена».
Эдвард Григ
Детские годы композитора. Сюиты «Утро» и «В пещере горного короля».
Русская музыка конца 19 - начала 20 веков
Михаил Иванович Глинка
Детские годы. Годы учебы. Глинка – первый русский композитор. Опера «Жизнь за царя» как отражение событий русской истории.
Александр Порфирьевич Бородин
«Преданный русской истории». Детские и юношеские годы. Опера «Князь Игорь» как воплощение силы русского духа. Картины половецкого плена в опере.
Петр Ильич Чайковский
Биография. Детские годы. «Человек и природа в творчестве композитора. Цикл «Времена года». Песенное творчество Чайковского и его связь с русской поэзией.
Сергей Васильевич Рахманинов
Детские и юношеские годы композитора. «Второй концерт для фортепиано с оркестром» как движение исторического процесса. Место романса в творчестве Рахманинова.
Итоговая контрольная работа. Тестирование.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса «В мире музыки» учащиеся должны:
Знать / понимать
- основные жанры музыки;
- шедевры музыки восемнадцатого - девятнадцатого веков;
- особенности языка музыки как вида искусства.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с данной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания на уроке;
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики;
- самостоятельного художественного творчества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
2. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 6 класс – М.: Дрофа, 2008.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Формы работы | Содержание |
1 | 4.09. | Введение. Что такое звук? Возникновение музыки. Язык музыки. Музыкальные жанры. Классификация голоса. Музыка в нашей жизни. | Слово учителя | Определение звука. Появление музыки в жизни древнего человека. Развитие музыки и ее жанры. Классификация мужских и женских голосов. |
2 | 11.09 | Творчество И.С. Баха.(Биография композитора) | Слово учителя | Годы детства, годы учебы, начало творчества. |
3 | 18.09 | Творчество И.С.Баха. Обращение к религиозной теме. Органное творчество. Тема. Идея. | Беседа, прослушивание фрагментов. | История создания произведений настроение идея. |
4 | 25.09 | Фуга и кантата как основные жанры музыки конца 18 века. | Слово учителя, беседа. | Определение фуги и кантаты. Работа Баха в этих жанрах. |
5 | 2.10 | Иозеф Гайдн. Детство. Годы учебы. Юмористические симфонии в творчестве композитора. «Детская симфония». | Слово учителя, прослушивание фрагментов. | Биография композитора. Тема детства в его творчестве. |
6 | 9.10 | Вольфганг Амадей Моцарт Детские и юношеские годы. Увлечение музыкой. | Слово учителя | Детство, годы учебы, обращение к музыке. |
7 | 16.10 | Оперное творчество Моцарта. Оперы «Волшебная флейта», «Похищение из Сераля». | Беседа, прослушивание фрагментов. | Обращение Моцарта к опере. Тема. Идея. |
8 | 23.100 | «Реквием» как последнее произведение композитора. | Беседа, прослушивание произведения. | Тема жизни и смерти в произведении. |
9 | 06.11 | Людовиг Ван Бетховен. «Биография. Детские и юношеские годы | Слово учителя | Детские и юношеские годы композитора. Увлеченье музыкой. |
10 | 13.11 | Соната, как основной жанр в творчестве композитора. | Беседа, прослушивание произведений. | Определение сонаты. Идея и настроение сонат Бетховена. |
11 | 20.11 | «Лунная соната» как отражение душевных переживаний человека. | Беседа, прослушивание произведения. | Контраст чувств и эмоций в «Лунной сонате». |
12 | 27.11 | Франц Шуберт. Биография. Детские и юношеские годы. | Слово учителя | Детские и юношеские годы композитора. Любовь как основная тема творчества. |
13 | 4.12 | Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь.» Шуберт – романтик. | Беседа, прослушивание фрагментов. | Романтизм как основное кредо Шуберта. Тема и идея произведений. |
14 | 11.12 | «Вечерняя серенада» как выражение любовных переживаний героя. | Беседа, прослушивание произведения. | Образ лирического героя, ищущего свою любовь. |
15 | 18.12 | Роберт Шуман Детские годы композитора. Годы учебы, увлечение музыкой. | Слово учителя | Детские и юношеские годы. Начало творчества. |
16 | 25.12 | Фортепианные циклы «Карнавал», «Бабочки», как возвращение в детство. | Беседа, прослушивание фрагментов. | Детская тема произведений Шумана. |
17 | 15.01 | Рихард Вагнер. Биография. | Слово учителя | Детские годы. Годы учебы. Увлеченье музыкой. |
18 | 22.01 | Оперное творчество композитора. «Летучий голландец», «Тангейзер», и «Лоэнгрин» как воплощение романтизма. | Беседа, прослушивание фрагментов. | Тема, идея, настроение опер Вагнера. |
19 | 29.01 | Ференц Лист. Детские и юношеские годы композитора. | Слово учителя | Биография композитора. |
20 | 5.02. | Творчество Листа. Симфоническая поэма, как новый жанр в музыке. | Беседа, прослушивание произведений. | Определение симфонической поэмы, их тематика в творчестве Листа. |
21 | 12.02 | Фредерик Шопен. Детские годы. Годы учебы. | Слово учителя | Детские и юношеские годы композитора |
22 | 19.02 | Мазурки и вальсы. Сонатное творчество Шопена». | Беседа, прослушивание произведений. | Тематика и настроение произведений Шопена. |
23 | 26.02 | Эдвард Григ. Детские годы композитора | Слово учителя | Детские годы, годы учебы |
24 | 5.03. | Сюиты «Утро» и «В пещере горного короля». | Беседа, прослушивание произведений. | Определение сюиты. Тема гармонии природы в творчестве Грига. |
25 | 12.03 | Михаил Иванович Глинка. Детские годы. Годы учебы. | Слово учителя | Детские и юношеские годы композитора. Поиск себя. |
26 | 19.03 | Глинка – первый русский композитор. Опера «Жизнь за царя» как отражение событий русской истории. | Беседа, прослушивание фрагментов. | Связь оперы Глинки с событиями Смутного Времени. Подвиг Ивана Сусанина. |
27 | 2.04 | Александр Порфирьевич Бородин «Преданный русской истории». Детские и юношеские годы композитора. | Слово учителя | Детские годы, Годы учебы. Увлеченье музыкой. |
28 | 9.04. | Опера «Князь Игорь» как воплощение силы русского духа. Картины половецкого плена в опере. | Беседа, прослушивание фрагментов. | Тема силы и мужества в опере Бородина. |
29 | 16.04 | Петр Ильич Чайковский. Биография. Детские годы. | Слово учителя | Детские и юношеские годы. Увлеченье музыкой. |
30 | 23.04 | «Человек природа в творчестве композитора. Цикл «Времена года». | Беседа, прослушивание фрагментов. | Гармония человека и природы в музыке Чайковского. |
31 | 30.04 | Песенное творчество Чайковского и его связь с русской поэзией. | Беседа, прослушивание песен. | Связь творчества русских поэтов с музыкой Чайковского. |
32 | 7.05. | Сергей Васильевич Рахманинов. Детские и юношеские годы композитора. | Слово учителя. | Биография Рахманинова Увлечение музыкой и жизнь за границей. |
33 | 14.05 | «Второй концерт для фортепиано с оркестром» как движение исторического процесса. | Беседа, прослушивание произведения. | Отображение хода истории в музыке Рахманинова |
34 | 21.05 | Место романса в творчестве Рахманинова. | Слово учителя, беседа, прослушивание романсов. | Определение романса. Романс в творчестве Рахманинова |
35 | 28.05 | Итоговая контрольная работа. | Тестирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу: "История древнего мира" 5 класс
Рабочая программа по курсу история древнего мира 5 класс создана на основе программ: А.А. Вигасина, Г. И. Годера И.С. Свеницкой и Примерной программы основного общего образования по истории, ...
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...
Методическая разработка "Тест "Население мира" ( Экономическая и социальная география мира, 10 класс, раздел «Население мира»)".
Тест на проверку знаний обучающихся по разделу "Население мира", 10 класс....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)
Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...
Рабочая программа по истории для 5 класса в соответствии с требования по ФГОС к УМК В.И. Уколова, Л.П. Маринович (под ред. А.О. Чубарьяна). Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс // М., «Сфера». 2015.
Структура данной рабочей программы полностью соответствует требованиям стандарта второго поколения....