Рабочая программа курса "В мире музыки" 7 класс
рабочая программа по мхк (7 класс) по теме
Здесь представлены основные русские и зарубежные композиторы 19 го столетия Программа расчитана на 35 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение Тульской области
«Тульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Центр дистанционного образования
Утверждена на заседании педагогического совета протокол №___ от ___.08. 2012г.
| «Утверждаю» Директор школы: _______________ О. Д. Буриличев Приказ от _________ № _______ |
Рабочая программа
обязательного занятия по выбору
«В мире музыки» в 7 классе
на 2012-2013 учебный год
(образование с использованием информационно-коммуникационных технологий – дистанционное обучение)
Разработал: учитель русского языка
и литературы Пучков Евгений Андреевич
Рассмотрена на заседании
ШМО учителей ЦДО
протокол №__ от __.08. 2012г.
Рассмотрена на
методическом совете
протокол №__ от __.08.2012г.
Заместитель директора
по УВР: _________ /Буриличева Н.О./
Заместитель директора
по УВР: _________ /Климова Т.С./
Тула, 2012 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по мировой художественной культуре и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по мировой художественной культуре.
Изучение курса «В мире музыки» на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о роли мировой художественной культуры в формировании гуманитарной картины мира;
- изучение шедевров классической русской и зарубежной музыки, созданных в данную художественно-историческую эпоху;
- постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся композиторов – творцов;
- изучение некоторых фактов биографии того или иного композитора, оказавших влияние на его творческую судьбу.
- усвоение эстетических понятий, как условие полноценного восприятия, анализа и оценки произведений искусства;
- осмысление интегративной связи русской и зарубежной музыки с другими видами искусства, (в частности с живописью и литературой);
- овладение умениями правильного и свободного общения с произведениями искусства; отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- развитие способностей к художественному творчеству и самостоятельной практической деятельности в конкретном виде искусства;
- воспитание эстетического вкуса, как ориентира самостоятельной творческой деятельности;
- формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для прочной и устойчивой потребности общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, т.е. подготовка компетентного зрителя-слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства.
Содержание курса «В мире музыки» структурировано в виде трех разделов: «Введение», «Зарубежная музыка 18-19 веков», «Русская музыка конца 19 - начала 20 веков».
В первом разделе рассказывается о возникновении музыки, как таковой, о ее специфике и отличии от остальных видов искусства.
В разделе «Зарубежная музыка 18-19 веков» рассказывается о жизни и судьбе таких композиторов как И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л.В.Бетховен и др. Также происходит знакомство детей с выдающимися музыкальными произведениями той эпохи.
В разделе «Русская музыка конца 19 - начала 20 веков» рассказывается о жизни и творческой судьбе русских композиторов (М.И. Глинка, П.И.Чайковский, С.В. Рахманинов), происходит знакомство учащихся с их музыкальными произведениями.
Основными видами деятельности учащихся по овладению прочными и осознанными знаниями по курсу «В мире музыки» являются:
- овладение приемами работы с учебной литературой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- анализ музыкального произведения с точки зрения его темы, идеи настроения;
- изложение сюжета музыкального произведения (если это опера) и сравнение его с литературным источником или историческим фактом;
- сравнение музыкальных произведений;
- умение пользоваться музыкальной терминологией и символикой;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, защищать свои предпочтения;
- различение известных в данную историческую эпоху музыкальных жанров и направлений.
Межпредметные связи
При изучении курса «В мире музыки» осуществляются связи со следующими предметами:
- литературой (при изучении оперы, поставленной по конкретному литературному произведению.)
- физикой (В разделе «Введение» рассматривается вопрос о том, что такое звук);
- историей (Оперы «Жизнь за царя», «Князь Игорь»).
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения знаниями по изучаемому курсу.
Для достижения поставленных целей планируется использование образовательных технологий:
- информационно-коммуникационная технология;
- технология проблемного обучения;
- развивающая технология;
- тестовая технология,
а также различных методов и форм обучения: словесных (объяснение, дискуссия), наглядных (метод иллюстраций, метод демонстраций, включающий в себя составление мультимедийных презентаций) и практических (тестирование).
Основными формами контроля являются:
- тестирование, проверяющее сформированность музыкальных знаний;
- изложение содержания и впечатлений от прочитанной статьи или прослушанного музыкального произведения, проверяющее умение адекватно понимать основную и дополнительную информацию, воспринимаемого зрительно и на слух.
Специфика курса состоит в том, что:
- создается в рамках реализации программы «Организация единой информационно-образовательной среды для детей с особыми потребностями»;
- основой курса является использование современных информационных технологий;
- данный курс является дополнительным и используется для разностороннего развития личности учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ п.п. | Наименование разделов | Всего часов |
1. | Введение | 1 |
Зарубежная музыка 18-19 веков | ||
2. | Иоганн Себастьян Бах | 3 |
3. | Иозеф Гайдн | 1 |
4. | Вольфганг Амадей Моцарт | 3 |
5. | Людовик Ван Бетховен | 3 |
6. | Франц Шуберт | 3 |
7. | Роберт Шуман | 2 |
8. | Рихард Вагнер | 2 |
9 | Ференц Лист | 2 |
8. | Фредерик Шопен | 2 |
10 | Эдвард Григ | 2 |
Русская музыка 19 начала 20 веков
11 | Михаил Иванович Глинка | 2 |
12 | Александр Прокофьевич Бородин | 2 |
13 | Петр Ильич Чайковский | 3 |
14. | Сергей Васильевич Рахманинов | 3 |
15 | Итоговая контрольная работа | 1 |
16 | ИТОГО | 35 |
Введение
Что такое звук? Возникновение музыки. Язык музыки. Музыкальные жанры. Классификация голоса. Музыка в нашей жизни.
Зарубежная музыка 18-19 веков
Иоганн Себастьян Бах
Биография. Годы детства. Начало творчества. Обращение к религиозной теме. Органные произведения Баха. Тема. Идея.
Фуга и кантата как основные жанры музыки конца 18 века.
Иозеф Гайдн
Детство. Годы учебы. Юмористические симфонии в творчестве композитора. «Детская симфония».
Вольфганг Амадей Моцарт
Детские и юношеские годы. Увлечение музыкой. Оперное творчество Моцарта. Оперы «Волшебная флейта», «Похищение из Сераля». «Реквием» как последнее произведение композитора.
Людовиг Ван Бетховен Биография. Детские и юношеские годы. Соната, как основной жанр в творчестве композитора. «Лунная соната» как отражение душевных переживаний человека.
Франц Шуберт
Биография. Детские и юношеские годы. Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Шуберт – романтик. «Вечерняя серенада» как выражение любовных переживаний героя.
Роберт Шуман
Детские годы композитора. Годы учебы, увлечение музыкой. Фортепианные циклы «Карнавал», «Бабочки», как возвращение в детство.
Рихард Вагнер
Биография. Оперное творчество композитора. «Летучий голландец», «Тангейзер», и «Лоэнгрин» как воплощение романтизма.
Ференц Лист
Детские и юношеские годы композитора. Творчество Листа. Симфоническая поэма, как новый жанр в музыке.
Фредерик Шопен
Детские годы. Годы учебы. Мазурки и вальсы. Сонатное творчество Шопена».
Эдвард Григ
Детские годы композитора. Сюиты «Утро» и «В пещере горного короля».
Русская музыка конца 19 - начала 20 веков
Михаил Иванович Глинка
Детские годы. Годы учебы. Глинка – первый русский композитор. Опера «Жизнь за царя» как отражение событий русской истории.
Александр Порфирьевич Бородин
«Преданный русской истории». Детские и юношеские годы. Опера «Князь Игорь» как воплощение силы русского духа. Картины половецкого плена в опере.
Петр Ильич Чайковский
Биография. Детские годы. «Человек и природа в творчестве композитора. Цикл «Времена года». Песенное творчество Чайковского и его связь с русской поэзией.
Сергей Васильевич Рахманинов
Детские и юношеские годы композитора. «Второй концерт для фортепиано с оркестром» как движение исторического процесса. Место романса в творчестве Рахманинова.
Итоговая контрольная работа. Тестирование.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса «В мире музыки» учащиеся должны:
Знать / понимать
- основные жанры музыки;
- шедевры музыки восемнадцатого - девятнадцатого веков;
- особенности языка музыки как вида искусства.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с данной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания на уроке;
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики;
- самостоятельного художественного творчества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
2. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура 6 класс – М.: Дрофа, 2008.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Формы работы | Содержание |
1 | 4.09. | Введение. Что такое звук? Возникновение музыки. Язык музыки. Музыкальные жанры. Классификация голоса. Музыка в нашей жизни. | Слово учителя | Определение звука. Появление музыки в жизни древнего человека. Развитие музыки и ее жанры. Классификация мужских и женских голосов. |
2 | 11.09 | Творчество И.С. Баха.(Биография композитора) | Слово учителя | Годы детства, годы учебы, начало творчества. |
3 | 18.09 | Творчество И.С.Баха. Обращение к религиозной теме. Органное творчество. Тема. Идея. | Беседа, прослушивание фрагментов. | История создания произведений настроение идея. |
4 | 25.09 | Фуга и кантата как основные жанры музыки конца 18 века. | Слово учителя, беседа. | Определение фуги и кантаты. Работа Баха в этих жанрах. |
5 | 2.10 | Иозеф Гайдн. Детство. Годы учебы. Юмористические симфонии в творчестве композитора. «Детская симфония». | Слово учителя, прослушивание фрагментов. | Биография композитора. Тема детства в его творчестве. |
6 | 9.10 | Вольфганг Амадей Моцарт Детские и юношеские годы. Увлечение музыкой. | Слово учителя | Детство, годы учебы, обращение к музыке. |
7 | 16.10 | Оперное творчество Моцарта. Оперы «Волшебная флейта», «Похищение из Сераля». | Беседа, прослушивание фрагментов. | Обращение Моцарта к опере. Тема. Идея. |
8 | 23.100 | «Реквием» как последнее произведение композитора. | Беседа, прослушивание произведения. | Тема жизни и смерти в произведении. |
9 | 06.11 | Людовиг Ван Бетховен. «Биография. Детские и юношеские годы | Слово учителя | Детские и юношеские годы композитора. Увлеченье музыкой. |
10 | 13.11 | Соната, как основной жанр в творчестве композитора. | Беседа, прослушивание произведений. | Определение сонаты. Идея и настроение сонат Бетховена. |
11 | 20.11 | «Лунная соната» как отражение душевных переживаний человека. | Беседа, прослушивание произведения. | Контраст чувств и эмоций в «Лунной сонате». |
12 | 27.11 | Франц Шуберт. Биография. Детские и юношеские годы. | Слово учителя | Детские и юношеские годы композитора. Любовь как основная тема творчества. |
13 | 4.12 | Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь.» Шуберт – романтик. | Беседа, прослушивание фрагментов. | Романтизм как основное кредо Шуберта. Тема и идея произведений. |
14 | 11.12 | «Вечерняя серенада» как выражение любовных переживаний героя. | Беседа, прослушивание произведения. | Образ лирического героя, ищущего свою любовь. |
15 | 18.12 | Роберт Шуман Детские годы композитора. Годы учебы, увлечение музыкой. | Слово учителя | Детские и юношеские годы. Начало творчества. |
16 | 25.12 | Фортепианные циклы «Карнавал», «Бабочки», как возвращение в детство. | Беседа, прослушивание фрагментов. | Детская тема произведений Шумана. |
17 | 15.01 | Рихард Вагнер. Биография. | Слово учителя | Детские годы. Годы учебы. Увлеченье музыкой. |
18 | 22.01 | Оперное творчество композитора. «Летучий голландец», «Тангейзер», и «Лоэнгрин» как воплощение романтизма. | Беседа, прослушивание фрагментов. | Тема, идея, настроение опер Вагнера. |
19 | 29.01 | Ференц Лист. Детские и юношеские годы композитора. | Слово учителя | Биография композитора. |
20 | 5.02. | Творчество Листа. Симфоническая поэма, как новый жанр в музыке. | Беседа, прослушивание произведений. | Определение симфонической поэмы, их тематика в творчестве Листа. |
21 | 12.02 | Фредерик Шопен. Детские годы. Годы учебы. | Слово учителя | Детские и юношеские годы композитора |
22 | 19.02 | Мазурки и вальсы. Сонатное творчество Шопена». | Беседа, прослушивание произведений. | Тематика и настроение произведений Шопена. |
23 | 26.02 | Эдвард Григ. Детские годы композитора | Слово учителя | Детские годы, годы учебы |
24 | 5.03. | Сюиты «Утро» и «В пещере горного короля». | Беседа, прослушивание произведений. | Определение сюиты. Тема гармонии природы в творчестве Грига. |
25 | 12.03 | Михаил Иванович Глинка. Детские годы. Годы учебы. | Слово учителя | Детские и юношеские годы композитора. Поиск себя. |
26 | 19.03 | Глинка – первый русский композитор. Опера «Жизнь за царя» как отражение событий русской истории. | Беседа, прослушивание фрагментов. | Связь оперы Глинки с событиями Смутного Времени. Подвиг Ивана Сусанина. |
27 | 2.04 | Александр Порфирьевич Бородин «Преданный русской истории». Детские и юношеские годы композитора. | Слово учителя | Детские годы, Годы учебы. Увлеченье музыкой. |
28 | 9.04. | Опера «Князь Игорь» как воплощение силы русского духа. Картины половецкого плена в опере. | Беседа, прослушивание фрагментов. | Тема силы и мужества в опере Бородина. |
29 | 16.04 | Петр Ильич Чайковский. Биография. Детские годы. | Слово учителя | Детские и юношеские годы. Увлеченье музыкой. |
30 | 23.04 | «Человек природа в творчестве композитора. Цикл «Времена года». | Беседа, прослушивание фрагментов. | Гармония человека и природы в музыке Чайковского. |
31 | 30.04 | Песенное творчество Чайковского и его связь с русской поэзией. | Беседа, прослушивание песен. | Связь творчества русских поэтов с музыкой Чайковского. |
32 | 7.05. | Сергей Васильевич Рахманинов. Детские и юношеские годы композитора. | Слово учителя. | Биография Рахманинова Увлечение музыкой и жизнь за границей. |
33 | 14.05 | «Второй концерт для фортепиано с оркестром» как движение исторического процесса. | Беседа, прослушивание произведения. | Отображение хода истории в музыке Рахманинова |
34 | 21.05 | Место романса в творчестве Рахманинова. | Слово учителя, беседа, прослушивание романсов. | Определение романса. Романс в творчестве Рахманинова |
35 | 28.05 | Итоговая контрольная работа. | Тестирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу: "История древнего мира" 5 класс
Рабочая программа по курсу история древнего мира 5 класс создана на основе программ: А.А. Вигасина, Г. И. Годера И.С. Свеницкой и Примерной программы основного общего образования по истории, ...
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/29/picture-191855-1543494920.jpg)
Методическая разработка "Тест "Население мира" ( Экономическая и социальная география мира, 10 класс, раздел «Население мира»)".
Тест на проверку знаний обучающихся по разделу "Население мира", 10 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/24/picture-390062-1390570520.jpg)
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)
Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/28/picture-884868-1485586335.jpg)
Рабочая программа по истории для 5 класса в соответствии с требования по ФГОС к УМК В.И. Уколова, Л.П. Маринович (под ред. А.О. Чубарьяна). Всеобщая история. История древнего мира. 5 класс // М., «Сфера». 2015.
Структура данной рабочей программы полностью соответствует требованиям стандарта второго поколения....